Дело №
Поступило в суд: 13.03.2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ Р. Ф.
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
Кировский районный суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи Ахметьяновой Л.,
При секретаре Гаспарян С.В.,
С участием представителей сторон ФИО1, ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению мэрии <адрес> к ФИО3, ФИО4 об освобождении земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Мэрия <адрес> обратилась в суд с иском к ФИО3, ФИО4, в порядке уточнения исковых требований просила: обязать ФИО4 и ФИО3 освободить земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1169 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, от пункта приёма лома металла, макулатуры (картона, бумаги), цветного металла, бытовок, металлического контейнера, информационного щита с указанием услуг по приему металла и макулатуры.
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа начальника Департамента от ДД.ММ.ГГГГ№-од ведущим специалистом Отдела была проведена плановая выездная проверка в отношении ответчиков, являющихся собственниками земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1169 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>). В ходе проведения проверки установлено, что земельный участок огорожен забором. На земельном участке расположено одноэтажное строение, обладающее признаками индивидуального жилого дома. Также на земельном участке размещены нестационарный металлический объект, металлический ангар, металлический контейнер, деревянный навес. Часть земельного участка используется для размещения пункта приема металлолома. Визуально все объекты расположены в существующих границах. Земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1.1. В результате проверки выявлено нарушение земельного законодательства, выразившееся в нецелевом использовании земельного участка (фактически земельный участок используется для размещения пункта приема металлолома).
Ответчикам выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ№-К об устранении выявленных нарушений земельного законодательства, в котором им предложено устранить допущенные нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Материалы проверки были направлены в Управление Росреестра по <адрес> для решения вопроса о привлечении ответчиков к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ. Управлением Росреестра по <адрес> принято решение о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФИО3 по ч. 1 ст. 8.8 К РФ об АП. ДД.ММ.ГГГГ консультантом Отдела проведено обследование территории кадастрового квартала, в пределах которого расположен Земельный участок, по результатам которого выявлены те же нарушения, что и ДД.ММ.ГГГГ. То есть, установлено, что ранее выданное предписание от ДД.ММ.ГГГГ№-К не исполнено.
Представитель истца ФИО1 в судебном заседании заявленные требования с учетом уточнения поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.
Ответчики ФИО3, ФИО4 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, обеспечили явку представителя ФИО2, который в судебном заседании по заявленным требованиям возражал в полном объеме, дополнительно указывая о том, что перечень видов разрешенного использования приведен в приложении к приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ № П/0412 – Классификатор видов разрешенного использования земельных участков. В названном классификаторе, как и в решении № от ДД.ММ.ГГГГ, отсутствует вид разрешенного использования, прямо предусматривающий прием металлов и макулатуры. Но, по его мнению, это не означает, что не существует земельных участков, на которых законно осуществляется деятельность по приему металлов и макулатуры.
Представитель третьего лица - департамента земельных и имущественных отношений мэрии <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Суд, заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, считает, приходит к следующему.
Мэрия <адрес> в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 27 Устава <адрес>, принятого решением городского Совета Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ№, входит в структуру органов местного самоуправления <адрес> и согласно части 1 статьи 40 Устава является местной администрацией (исполнительно-распорядительным органом) муниципального образования <адрес>, наделённой полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления <адрес> федеральными законами и законами <адрес>.
На основании части 2 статьи 1 Устава <адрес> является муниципальным образованием и наделён <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О статусе и границах муниципальных образований <адрес>» статусом городского округа.
В силу пункта 3 статьи 72 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 72 Земельного кодекса РФ муниципальным земельным контролем является деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
На основании пункта 3.29 Положения о департаменте земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска, утверждённого решением Совета депутатов города Новосибирска от 09.10.2007 № 708, осуществление муниципального земельного контроля в отношении расположенных в границах города Новосибирска объектов земельных отношений является одной из основных функций Департамента. В силу абзаца 2 пункта 1.1 Департамент от имени Истца осуществляет полномочия Истца в сфере земельных и имущественных отношений на территории города Новосибирска.
Согласно пункту 1.3 Положения о муниципальном земельном контроле на территории города Новосибирска, утвержденного решением Совета депутатов города Новосибирска от 22.12.2021 № 258, муниципальный земельный контроль осуществляет Истец, от имени которого действует Департамент.
Согласно пункту 1.4 Положения предметом муниципального земельного контроля в соответствии с Земельным кодексом РФ является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований земельного законодательства в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность, в том числе требований об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.
Проведение проверок (плановых и внеплановых) осуществляется структурным подразделением Департамента - управлением по земельным ресурсам мэрии города Новосибирска. Мероприятия по организации и проведению проверок выполняются отделом муниципального земельного контроля Управления.
ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа начальника Департамента от ДД.ММ.ГГГГ№-од ведущим специалистом Отдела была проведена плановая выездная проверка в отношении ответчиков, являющихся собственниками земельного участка с кадастровым номером № площадью 1169 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
В ходе проведения проверки установлено, что земельный участок огорожен забором. На земельном участке расположено одноэтажное строение, обладающее признаками индивидуального жилого дома. Также на земельном участке размещены нестационарный металлический объект, металлический ангар, металлический контейнер, деревянный навес. Часть земельного участка используется для размещения пункта приема металлолома. Визуально все объекты расположены в существующих границах. Земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1.1.
В результате проверки выявлено нарушение земельного законодательства, выразившееся в нецелевом использовании земельного участка (фактически земельный участок используется для размещения пункта приема металлолома). /л.д. 10-11, 13-14,16-20/
Согласно сведениям ЕГРН, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, вид разрешённого использования земельного участка: «для эксплуатации индивидуального жилого дома». /л.д. 24-26/
В связи с указанными обстоятельствами ответчикам выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ№-К об устранении выявленных нарушений земельного законодательства, в котором им предложено устранить допущенные нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ. /л.д. 12/
Материалы проверки были направлены в Управление Росреестра по <адрес> для решения вопроса о привлечении ответчиков к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 К РФ об АП. Управлением Росреестра по <адрес> принято решение о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФИО3 по ч. 1 ст. 8.8 К РФ об АП. /л.д. 28/
ДД.ММ.ГГГГ консультантом Отдела проведено обследование территории кадастрового квартала, в пределах которого расположен земельный участок, по результатам которого выявлены те же нарушения, что и ДД.ММ.ГГГГ. То есть, установлено, что ранее выданное предписание от ДД.ММ.ГГГГ№-К не исполнено. /л.д. 29-37/
Как следует из возражений представителя ответчика, иск мотивирован тем, что земельный участок используется не в соответствии с видом разрешенного использования «для эксплуатации индивидуального жилого дома», поскольку в иске мэрии <адрес> земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1.1.
Согласно представленной стороной ответчика выписке из ЕГРН по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, видом разрешенного использования земельного участка является «Бытовое обслуживание (3.3). /л.д. 127-130/.
Также жилой дом, ранее располагавшийся на указанном земельном участке, снят с кадастрового учета. /л.д. 126/
В этой связи истцом представлено уточненное исковое заявление.
Как следует из акта осмотра территории кадастрового квартала № от ДД.ММ.ГГГГ, отделом муниципального земельного контроля управления по земельным ресурсам мэрии <адрес> проведен осмотр на местности территории кадастрового квартала, местоположение: <адрес>, кадастровый квартал: № земельный участок: 626989, площадью 1 169 кв.м., в результате которого установлено, что в пределах вышеназванного кадастрового квартала расположен земельный участок с кадастровым номером №. На указанном земельном участке расположено одноэтажное строение, размещены металлические контейнеры, складируется металлолом. На указанном земельном участке осуществляется коммерческая деятельность (функционирующий пункт приема металлолома). Земельный участок огорожен профлистом и размещены вывески «Купим лом», «Макулатура». К указанному акту осмотра приложены соответствующие подтверждающие фотоматериалы. /л.д. 145-148/
Прокуратурой <адрес> в адрес мэра <адрес>ДД.ММ.ГГГГ направлено письмо, из которого следует, что в прокуратуре города рассмотрено обращение по вопросу рассмотрения заявления о выдаче разрешений на использование земель, сдельных участков, земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для размещения пунктов: приема вторичного сырья. /л.д. 150-151/
Одним из оснований для отказа является несоответствие предполагаемого размещение объекта пп.4 п.10 постановления Правительства Новосибирской области от 20.07.2015 № 269-п «Об установлении Порядка и условий размещения объектов;, виды которых установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов»» - несоответствие размещение объекта проектной документацией по планировки территории.
В пункте 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 № 1287 «О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов» определено, что «заготовка» - это приобретение лома черных и (или) цветных металлов у юридических и физических лиц на возмездной или безвозмездной основе и транспортирование его к месту хранения, переработки и (или) реализации; «хранение» - содержание заготовленного лома черных и (или) цветных металлов с целью последующей переработки и (или) реализации; «переработка» - процессы измельчения, резки, разделки, прессования и брикетирования лома черных и (или) цветных металлов; «реализация» - отчуждение лома черных, и (или) цветных металлов на возмездной или безвозмездной основе.
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, в том числе на, земли населенных пунктов.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).
Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Росреестра от 10.11.2020 №П/0412, определены виды разрешенного использования земельных участков.
В соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, к разрешенному использованию земельного участка «склады», относится размещение сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов.
К разрешенному использованию земельного участка «специальная деятельность» относится размещение, хранение, захоронение, утилизация, накопление, обработка, обезвреживание отходов производства н потребления, медицинских отходов, биологических отходов, радиоактивных отходов, веществ, разрушающих озоновый слой, а также размещение объектов размещения отходов, захоронения, хранения, обезвреживания таких отходов (скотомогильников, мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов, полигонов по захоронению и сортировке бытового мусора и отходов, мест сбора вещей для их вторичной переработки).
Деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов может осуществляться на земельных участках, имеющих виды разрешенного использования «специальная деятельность» и «склады».
Согласно информационному письму Главного управления архитектуры и градостроительства от ДД.ММ.ГГГГ, данному на обращение начальника департамента земельных и имущественных отношений мэрии <адрес> по вопросу о размещении на земельном участке с кадастровым номером № с видом разрешенного использования земельного участка «бытовое обслуживание (3.3)» пункта приема лома: металла, макулатуры (картона, бумаги), цветного металла, бытовок, металлического контейнера, следует, что градостроительными регламентами Правил землепользования и застройки <адрес>, утвержденных решением Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, определен вид разрешенного использования земельного участка «бытовое обслуживание (3.3)» с видом разрешенного использования объектов капитального строительства «объекты для оказания населению или организациям бытовых услуг». /л.д. 149/
Виды разрешенного использования земельных участков применительно к каждой территориальной зоне <адрес> определены в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ № П/0412.
Согласно классификатору, вид разрешенного использования земельного участка «бытовое обслуживание (3.3)» предполагает размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро).
Таким образом, градостроительными регламентами территориальных зон Правил землепользования и застройки <адрес> и классификатором не предусматривается размещение пункта приема металла, макулатуры (картона, бумаги), цветного металла на земельном участке с видом разрешенного использования «бытового обслуживания».
Доводы ответчика о том, что пункт приема металлолома подпадает под бытовое обслуживание, судом признаются необоснованными.
В силу указанных норм закона, деятельность, связанная с приемом лома черных и цветных металлов не может быть отнесена к бытовому обслуживанию.
Согласно статье 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешённым использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14.11.2019 № 35-П, Земельный кодекс РФ (подпункт 5 пункта 1 статьи 1) называет среди основных принципов земельного законодательства принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Этот принцип и принцип деления земель по целевому назначению, рассматриваемые в системном единстве, позволяют сделать вывод, что при строительстве и эксплуатации данных объектов (здания, сооружения, объекты капитального строительства, линейные объекты) должны соблюдаться требования, обусловленные целевым назначением земельного участка, в границах которого они создаются и используются. Из того же исходит и законодатель. В частности, обязанность при их возведении и последующей эксплуатации соблюдать целевое назначение и правовой режим земельных участков вытекает из Земельного кодекса РФ (абзац седьмой статьи 42), Гражданского кодекса РФ (пункт 1 статьи 263) и Градостроительного кодекса РФ (часть 3 статьи 4, часть 1 статьи 36, пункт 2 части 11 статьи 51, часть 6 статьи 52).
Таким образом, несоблюдение ответчиками обязанности использовать земельный участок в соответствии с разрешённым использованием является нарушением земельного, градостроительного и гражданского законодательства, а также права мэрии города Новосибирска на участие в градостроительной деятельности, на решение вопросов местного значения и правомочия по комплексному развитию территории, разработку градостроительной документации.
Подпунктом 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путём восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 62 Земельного кодекса РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено судом и не оспаривалось ответчиками, расположенные на земельном участке бытовки, металлический контейнер, информационный щит используются в целях осуществления деятельности пункта приема лома металла, макулатуры (картона, бумаги).
В соответствии с положениями ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Учитывая установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, суд приходит к выводу, что требования истца являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Пунктом 2 ст. 206 ГК РФ установлено, что в случае принятия решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, когда эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает достаточным предоставление ответчикам для исполнения решения суда трёх месяцев со дня его вступления в законную силу.
Принимая во внимание, что судом удовлетворяется требование неимущественного характера, заявленное мэрией г.Новосибирска, которая в силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобождена от уплаты госпошлины при обращении в суд, с ответчиков в равных долях взыскиваются в местный бюджет судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 300 рублей (по 150 рублей с каждого), рассчитанной по правилам п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования мэрии <адрес> удовлетворить.
Обязать ФИО4, ФИО3 освободить земельный участок с кадастровым номером № площадью 1169 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, от пункта приема лома металла, макулатуры (картона, бумаги), цветного металла, бытовок, металлического контейнера, информационного щита с указанием услуг по приему металла и макулатуры.
Установить срок исполнения решения - 3 месяца со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с ФИО4, ФИО3 госпошлину в доход местного бюджета в равных долях в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья /подпись/ Л.Н. Ахметьянова
Подлинник решения находится в гражданском деле № 2-2810/2023 Кировского районного суда г. Новосибирска (УИД: 54RS0005-01-2023-001566-09).
По состоянию на 18.10.2023 решение не вступило в законную силу.