ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2811/2023 от 27.09.2023 Ленинскогого районного суда (город Севастополь)

Дело

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

27 сентября 2023 года <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Кукурекина К.В., при секретаре ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к Южной транспортной прокуратуры, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Прокуратуре <адрес> о признании незаконным решении комиссии Генеральной прокуратуры РФ по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения прокурорских работников,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился с вышеуказанным иском мотивируя следующим.

ФИО3ДД.ММ.ГГГГ прекратил службу в органах прокуратуры РФ в связи с выходом на пенсию по выслуге лет. Выслуга лет составила лет месяцев и дня.

Работодателем в выслугу лет засчитаны следующие периоды: служба в органах внутренних дел ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг.; служба в органах прокуратуры ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг.; служба в органах прокуратуры Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг.

При назначении пенсии работодателем не учтен период службы в органах внутренних дел ФИО2, который является также учебой в высшем учебном заведении системы внутренних дел ФИО2 и по результатам которой истец получил диплом специалиста о высшем образовании и квалификацию юрист.

Не согласившись с расчетом стажа службы в органах прокуратуры РФ, истец обратился в комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения прокурорских работников и членов их семей (далее - Комиссия).

ДД.ММ.ГГГГ пришел ответ Комиссии с приложением протокола заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГг. из которого следует, что в зачислении ФИО3 в выслугу лет для назначения пенсии периода обучения в Национальной академии внутренних дел ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ как в высшем юридическом учебном заведении ФИО2 отказать.

С решением Комиссии истец не согласен и считает указанное решение необоснованным и незаконным.

Комиссия также не усмотрела, что Национальная академия МВД ФИО2 относится к специализированным юридическим вузам ФИО2 (приоритетом которых является подготовка юристов).

Таким образом, работодатель приняв решение о принятии истца на службу в органы прокуратуры РФ в ДД.ММ.ГГГГ г., подтвердил соответствие его образования требованиям п.1 ст.40.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Кроме того, Комиссией абсолютно не приняты во внимание требования приказа Генерального прокурора РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях исчисления выслуги лет и назначения пенсий работникам органов и организаций прокуратуры РФ, действующих на территориях Республики Крым и <адрес>, и пенсионерам органов прокуратуры, проживающих на территории Республики Крым или на территории <адрес>» (далее - Приказ от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно п.2 Приказа от ДД.ММ.ГГГГ, исчисление выслуги лет для назначения пенсии соответствующим категориям лиц, указанным в пункте 1 настоящего приказа, производится с учетом правил, определенных в приложениях , 2 и 3.

При принятии решения Комиссия игнорировала вышеуказанные требования законодательства и в частности приказа Генерального прокурора РФ от ДД.ММ.ГГГГ, не учтено что с 1997 по 2001 гг. истец являлся сотрудником органов внутренних дел ФИО2 - курсантом Национальной академии МВД ФИО2, мне было присвоено специальное звание рядовой милиции, фактически истец совмещал учебу и службу в органах внутренних дел.

Прохождение службы в органах внутренних дел подтверждается архивной справкой от ДД.ММ.ГГГГ выданной Министерством внутренних дел по <адрес> МВД России, согласно которой истец проходил службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выпиской из приказа от ДД.ММ.ГГГГ «О зачислении курсантом следственно-криминалистического факультета Национальной академии внутренних дел ФИО2 и присвоении специального звания «рядовой милиции».

Также, в соответствии с положении п. 2 ст. 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурорам, научным и педагогическим работникам, имеющим право на пенсионное обеспечение, предусмотренное настоящим пунктом, выслугу не менее 20 лет и не получающим какую-либо пенсию, выплачивается ежемесячная надбавка к денежному содержанию в размере 50 процентов пенсии, которая могла быть им назначена.

При таких обстоятельствах, в случае учета пенсионного стажа, с ДД.ММ.ГГГГ истцу была положена выплата вышеуказанной надбавки.

Вышеизложенные нарушения его пенсионных прав являются основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.

Просит признать решение комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения прокурорских работников и членов их семей от ДД.ММ.ГГГГг. незаконным и отменить. Обязать Южную транспортную прокуратуру включить в выслугу лет для назначения пенсии период обучения - службы в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 года 10 месяцев и 7 дней). Обязать Южную транспортную прокуратуру выплатить ФИО3 ежемесячную надбавку к денежному содержанию в размере 50 процентов пенсии, которая могла быть мне назначена за период работы в органах прокуратуры с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (т.е. 3 года 10 месяцев и 7 дней)

Истец в судебном заседании просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения иска возражал, просил отказать по основаниям, изложенным в возражениях.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований истцом исходя и из следующего.

Как установлено судом и следует из материалов дела ФИО3ДД.ММ.ГГГГ прекратил службу в органах прокуратуры РФ в связи с выходом на пенсию по выслуге лет. Выслуга лет составила 20 лет 10 месяцев и 23 дня.

Ответчиком в выслугу лет засчитаны следующие периоды: служба в органах внутренних дел ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг.; служба в органах прокуратуры ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг.; служба в органах прокуратуры Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг.

Из материалов дела следует, что ФИО3 в ДД.ММ.ГГГГ году приобрел гражданство Российской Федерации на основании статьи 4 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФКЗ «О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» и с ДД.ММ.ГГГГ поступил на федеральную государственную службу в органы прокуратуры Российской Федерации, где до ДД.ММ.ГГГГ занимал должности помощника и старшего помощника Севастопольского транспортного прокурора.

Особенности реализации права на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее – Закон ) для лиц указанной категории установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 398-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Федеральный закон № 398-ФЗ).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 4 Федерального закона № 398-ФЗ при назначении соответствующим гражданам пенсий по законодательству Российской Федерации не подлежат пересмотру периоды военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы и другой деятельности, включая время учебы до определения на такую службу, учтенные при назначении пенсий (в том числе на льготных условиях) в связи с прохождением гражданином военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

С целью реализации соответствующих требований федерального законодательства Генеральным прокурором Российской Федерации издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях исчисления выслуги лет и назначения пенсий работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, действующих на территориях Республики Крым и <адрес>, и пенсионерам органов прокуратуры, проживающим на территории Республики Крым или на территории <адрес>» (далее – приказ Генерального прокурора ), которым в числе прочего утверждены:

- перечень должностей, периоды замещения которых подлежат зачету в выслугу лет для назначения пенсии бывшим работникам прокуратуры ФИО2, поступившим на службу в органы и организации прокуратуры Российской Федерации, созданные на территориях Республики Крым и <адрес> (приложение );

- перечень периодов службы (учебы), подлежащих зачету в выслугу лет для назначения пенсии бывшим работникам прокуратуры ФИО2, поступившим на службу в органы и организации прокуратуры Российской Федерации, созданные на территориях Республики Крым и <адрес> (приложение ).

Приказ Генерального прокурора во исполнение требований Федерального закона № 398-ФЗ издан с учетом законодательства, применявшегося на территории <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ, в том числе статьи 50-1 Закона ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ-XII «О прокуратуре», согласно которой в выслугу лет, дающую право на пенсию в соответствии с этой статьей, засчитывалось время работы на прокурорских должностях, перечисленных в статье 56 данного Закона, в том числе в военной прокуратуре, стажерами в органах прокуратуры, следователями, судьями, на должностях начальствующего состава органов внутренних дел, офицерских должностях Службы безопасности ФИО2, должностях государственных служащих, которые занимают лица с высшим юридическим образованием, в научно-образовательных заведениях Генеральной прокуратуры ФИО2 работников, которым присвоены классные чины, на выборных должностях в государственных органах, на должностях в других организациях, если работники, имеющие классные чины, были направлены туда, а затем вернулись в прокуратуру, срочная военная служба, половина срока обучения в высших юридических учебных заведениях, частично оплачиваемый отпуск женщинам по уходу за ребенком до достижения им трех лет.

В этой связи, согласно приказу Генерального прокурора бывшим работникам прокуратуры ФИО2 засчитываются, в том числе, периоды службы в органах внутренних дел в должностях начальствующего состава; обучения в высших юридических учебных заведениях при условии завершения освоения образовательных программ, прохождения итоговой государственной аттестации и получения диплома государственного образца из расчета два месяца учебы за один месяц службы.

В оспариваемом ФИО3 решении комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения прокурорских работников и членов их семей от ДД.ММ.ГГГГ даны исчерпывающие объяснения, по какой причине период обучения истца в высшем учебном заведении системы органов внутренних дел ФИО2, совмещенный со службой, не подпадает под указанные критерии. А именно, в указанный период ФИО3 не занимал начальствующие должности в органах внутренних дел ФИО2, а Национальный университет внутренних дел ФИО2 к специализированным юридическим вузам ФИО2 не относился.

Судом не может быть принята во внимание ссылка истца на примечания к перечням, утвержденным приказом Генерального прокурора , согласно которым иные периоды службы (работы, учебы), не указанные в перечнях, в том числе в органах и организациях (учреждениях) Российской Федерации, засчитываются в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом «а» части 1 статьи 13 Закона в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, действие которых распространено на прокурорских работников, а также на основании соглашений (договоров) о пенсионном обеспечении, заключенных Российской ФИО1 с другими государствами.

Упомянутые в данной норме нормативные правовые акты Российской Федерации, а именно Закон и Положение об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (пункт 1.3(3)), не предусматривают для прокурорских работников иного порядка включения периодов учебы или службы в органах и организациях ФИО2, кроме как на основании приказа Генерального прокурора .

Также является безосновательной ссылка ФИО3 на Соглашение государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ, которое имеет общий характер и не распространяется на случаи назначения пенсий за выслугу лет прокурорским работникам.

При этом Соглашение о взаимном зачете в общий трудовой стаж и выслугу лет службы в органах и учреждениях прокуратуры в государствах-участниках Содружества Независимых Государств от ДД.ММ.ГГГГ не распространяется на выслугу лет для назначения пенсии, что подтверждается решением Экономического Суда Содружества Независимых Государств от ДД.ММ.ГГГГ.

Тот факт, что Национальный университет внутренних дел ФИО2 не относился к специализированным юридическим вузам ФИО2 и периоды учебы (службы) в нем не подлежали включению в различные виды стажа для прокурорских работников, подтверждается имеющимися пенсионном деле документами в отношении истца.

Так, согласно протоколу заседания комиссии по установлению трудового стажа от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на указанную дату ФИО3 исчислен трудовой стаж для назначения надбавки за выслугу лет продолжительностью 9 лет 8 месяцев и 27 дней. Согласно приведенной в документе таблице в стаж вошли периоды работы ФИО3 в органах внутренних дел, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, на должностях следователя и оперуполномоченного, которые протоколом отнесены к должностям начальствующего состава. Предшествующие периоды учебы и службы в указанный стаж не включены.

При этом необходимо отметить, что стаж для назначения надбавки за выслугу лет по законодательству ФИО2 по спорным позициям рассчитывался аналогичным образом со стажем для назначения пенсии.

Так, согласно статье 49 Закона ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ-XII «О прокуратуре» и пункту 5 Порядка выплаты надбавки за выслугу лет работникам органов прокуратуры, утвержденного постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, в стаж, дающий право на получение надбавки за выслугу лет работников органов прокуратуры, имеющих классные чины, включаются: время службы на должностях начальствующего состава органов внутренних дел, период обучения в высших учебных заведениях, если после их окончания выпускник направлен в органы прокуратуры.

При указанных обстоятельствах основания для зачисления в выслугу лет ФИО3 для назначения пенсии периода обучения в Национальной академии внутренних дел ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ г. как в высшем юридическом учебном заведении ФИО2 у ответчика отсутствовали.

Учитывая изложенное, установив, что требования ФИО3 основаны на ошибочном толковании требований федерального законодательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска ФИО3 к Южной транспортной прокуратуры, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Прокуратуре <адрес> о признании незаконным решении комиссии Генеральной прокуратуры РФ по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения прокурорских работников отказать.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд <адрес>. Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Ленинского районного суда

<адрес> К.В.Кукурекин