ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2812/2015 от 11.02.2016 Черногорского городского суда (Республика Хакасия)

Дело № 2-307/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 февраля 2016 года г. Черногорск

Черногорский городской суд Республики Хакасия

в составе председательствующего Ермак Л.В.,

с участием прокурора Юрченко О.Н.,

при секретаре Парсаевой Н.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Черногорска в интересах Дергунова И.А. к Администрации г.Черногорска о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г.Черногорска в интересах лица из категории детей, оставшихся без попечения родителей – Дергунова И.А., обратился в суд с иском к Администрации г.Черногорска об обязании предоставить Дергунову И.А. на территории г.Черногорска жилое помещение по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда площадью не менее установленной на территории муниципального образования г.Черногорск нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для одиноко проживающего человека, соответствующее требованиям жилищного законодательства, санитарным, техническим требованиям.

Исковые требования мотивированы тем, что в прокуратуру г.Черногорска поступило заявление Дергунова И.А. об обращении в суд с иском в его интересах о предоставлении жилья. Дергунов И.А. является лицом из категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать М.М.М. лишена родительских прав, а отец О.О.О. умер. С *** Дергунов И.А. состоит на учете в Администрации г.Черногорска в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании постановления Главы Администрации г.Черногорска № 1268-П от 07.05.2013, однако жилое помещение ему до настоящего времени Администрацией г.Черногорска не предоставлено.

В качестве правового обоснования иска прокурор г.Черногорска сослался на п.п. 1, 7, 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 6 Закона Республики Хакасия от 10.12.2012 № 107-ЗРХ "О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа ", п. 1 решения Черногорского городского Совета депутатов № 96 от 11.12.2008.

В судебном заседании помощник прокурора г. Черногорска Юрченко О.Н. исковые требования поддержала по вышеизложенным основаниям.

Представитель Администрации г.Черногорска, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, направил возражения на исковое заявление, в которых указал, что согласно Федеральному закону от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязательное предоставление жилых помещений относится к дополнительным гарантиям прав детей-сирот, обеспечение которых относится к государственным полномочиям Российской Федерации и является расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Финансирование расходов на обеспечение основных и дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот производится из средств бюджета Республики Хакасия и не относится к вопросам местного значения. Исполнение Администрацией г.Черногорска отдельных государственных полномочий по предоставлению жилых помещений лицам из категории детей, оставшихся без попечения родителей, возможно только за счет предоставляемых местному бюджету субвенций. Также указывает, что единственным основанием для обращения в суд с требованием обязать Администрацию г.Черногорска предоставить жилое помещение Дергунову И.А. может служить бездействие Администрации г.Черногорска по решению вопроса о предоставлении жилого помещения при условии получения ответчиком достаточного объема субвенций, направленных на эти цели из бюджета Республики Хакасия. Поскольку Администрация г.Черногорска субвенций из республиканского бюджета Республики Хакасия для приобретения жилого помещения Дергунову И.А. не получала, просит отказать в удовлетворении заявления прокурора г.Черногорска.

Истец Дергунов И.А., представители третьих лиц – Министерства финансов Республики Хакасия, Министерства образования и науки Республики Хакасия, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Представитель Министерства финансов Республики Хакасия просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Руководствуясь ч.ч. 3, 4, 5 ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения прокурора суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ) определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

В соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Абзацем вторым п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ установлено, что жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Хакасия № 85-ЗРХ от 05.12.2005 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» (далее – Закон Республики Хакасия № 85-ЗРХ) органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, наделены государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Осуществление государственных полномочий по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе предусматривает предоставление жилых помещений (п. 3 ч. 2 ст. 1 Закона № 85-ЗРХ).

Статьей 1 Федерального закона № 159-ФЗ определены следующие понятия:

дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Из материалов дела следует, что *** Дергунов И.А. обратился в прокуратуру г.Черногорска с заявлением о проведении проверки и об обращении в суд с иском в его интересах о предоставлении жилья.

Согласно свидетельству о рождении *** и свидетельству о смерти *** родителями Дергунова И.А. являются М.М.М. и О.О.О. умерший ***.

Решением *** суда от ***М.М.М. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына Дергунова И.А., *** года рождения.

Из ответа Администрации г.Черногорска от ****** следует, что Дергунов И.А. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении и включен в список на внеочередное предоставление жилого помещения как оставшийся без попечения родителей с *** на основании постановления Администрации города Черногорска ***, номер очереди 15, до настоящего времени жилое помещение Дергунову И.А. Администрацией г.Черногорска не предоставлено.

Собственного жилья на праве собственности на территории Республики Хакасия Дергунов И.А. не имеет, что подтверждается уведомлением Управления Росреестра по Республике Хакасия от ***, также не имеется в деле и доказательств того, что Дергунов И.А. является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма.

Порядок предоставления жилых помещений в Республике Хакасия детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, если их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано, определен Законом Республики Хакасия от 10.12.2012 N 107-ЗРХ "О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа" (далее – Закон № 107-ЗРХ).

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона № 107-ЗРХ право на предоставление жилого помещения в соответствии с настоящим Законом имеют:

1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;

2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 107-ЗРХ граждане, указанные в статье 1 настоящего Закона и постоянно проживающие на территории Республики Хакасия, включаются органом, созданным в муниципальном образовании Республики Хакасия и осуществляющим государственные полномочия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, если их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано (далее - уполномоченный орган муниципального района (городского округа) Республики Хакасия), в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список), который ведется по форме согласно приложению 1 к настоящему Закону.

Жилые помещения предоставляются согласно очередности, в которой граждане, указанные в статье 1 настоящего Закона, состоят в едином списке, при наступлении обстоятельств, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", на основании решения уполномоченного органа муниципального района (городского округа) Республики Хакасия о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения (ч. 1 ст. 4 Закона № 107-ЗРХ).

На основании ч. 2 ст. 4 Закона № 107-ЗРХ гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются однократно по месту постоянного проживания в соответствующем населенном пункте Республики Хакасия.

Таким образом, обеспеченным, а, следовательно, и реализовавшим право на получение жилого помещения, лицо из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет тогда, когда в отношении него вынесено решение о предоставлении жилого помещения; на основании решения заключен договор найма специализированного жилого помещения; указанный договор исполнен путем фактического предоставления жилого помещения; фактически предоставленное жилое помещение имеет площадь не ниже установленной нормы предоставления.

При этом отсутствие в законодательстве положений о сроке, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье такой категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди.

Как следует из материалов дела, Дергунов И.А. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного за ней жилого помещения не имеет, права на объекты недвижимого имущества на территории Республики Хакасия за ней не зарегистрированы.

Судом установлено, что до настоящего времени Администрацией г.Черногорска жилое помещение по договору социального найма или по договору найма специализированного жилого помещения Дергунову И.А. не предоставлено.

Таким образом, Дергунов И.А. свое право на обеспечение его жилым помещением вне очереди до настоящего времени не реализовал.

В соответствии с п. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Решением Совета депутатов г.Черногорска от 11.12.2008 г. № 96 «Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения» (в редакции решения от 02.07.2015 № 399) утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для одиноко проживающего человека в размере 20 кв.м. общей площади жилья.

В силу ст. 5 Федерального закона № 159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 2 Закона Республики Хакасия от 15.08.2005 г. N 55-ЗРХ "О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включают затраты на однократное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, жилыми помещениями в порядке, установленном законом Республики Хакасия.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в случаях их обращения с соответствующим письменным заявлением по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В силу ст. 2 Закона Республики Хакасия № 85-ЗРХ на осуществление переданных государственных полномочий, указанных в статье 1 настоящего Закона, органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия (далее - республиканский бюджет). Сроки и порядок предоставления субвенций определяются Правительством Республики Хакасия.

В соответствии со ст. 3 Закона Республики Хакасия № 85-ЗРХ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах субвенций, предоставленных из республиканского бюджета на осуществление соответствующих полномочий.

Доводы представителя Администрации г.Черногорска о том, что при отсутствии субвенций из бюджета Республики Хакасия иск не может быть удовлетворен, суд находит необоснованными, поскольку обязанность по принятию решения о предоставлении жилого помещения и по фактическому предоставлению жилья действующим законодательством в данном случае возложена на органы местного самоуправления. Вопросы, связанные с возмещением затрат, понесенных органом местного самоуправления в связи с реализацией переданных государственных полномочий, подлежат урегулированию в рамках межбюджетных отношений в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что у Дергунова И.А. возникло право на обеспечение его вне очереди жилым помещением по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда площадью не менее установленной на территории муниципального образования г.Черногорск нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для одиноко проживающего человека, соответствующим требованиям жилищного законодательства, санитарным, техническим требованиям, в связи с чем исковые требования прокурора г.Черногорска подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Администрацию города Черногорска предоставить Дергунова И.А., *** года рождения, жилое помещение по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории г.Черногорска площадью не менее установленной на территории муниципального образования г.Черногорск нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для одиноко проживающего человека, соответствующее требованиям жилищного законодательства, санитарным и техническим требованиям.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Верховный Суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Л.В. Ермак

Справка: мотивированное решение изготовлено 15.02.2016.