Дело №2-2813/16
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
22 декабря 2016 года Левобережный районный суд города Воронежа
в составе:
Председательствующего судьи Ятленко Н.В.
при секретаре ЛВИ
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ОАО «УК Левобережного района», ООО «РВК-Воронеж, МКП «Воронежтеплосеть» о признании действий по начислению платы на ОДН ХВС и ГВС незаконными, понуждении прекратить начисление платы на ОДН, понуждении производить начисление оплаты за ОДН в соответствии с нормативами, о взыскании убытков, компенсации морального вреда,
установил:
ФИО1 обратилась с иском к ОАО УК «Левобережного района», ООО «РВК-Воронеж», ООО «Воронежская теплосетевая компания» о признании действий по начислению платы на ОДН ХВС и ГВС незаконными, понуждении прекратить начисление платы на ОДН, понуждении производить начисление оплаты за ОДН в соответствии с нормативами, о взыскании убытков, компенсации морального вреда.
В ходе разбирательства по делу, по ходатайству стороны истца, была произведена замена ненадлежащего ответчика -ООО «Воронежская теплосетевая компания», в связи с тем, что выяснилось, что указанная компания каких-либо услуг истцу не оказывала и не оказывает, на МКП «Воронежтеплосеть».
В обоснование заявленных требований истец указала, что она является собственником <адрес>. Управлением домом занимается ОАО УК «Левобережного района». Дом оснащён общедомовым прибором учета коммунальной услуги водоснабжения. В соответствии с требованиями законодательства распределяемый между потребителями объём коммунальной услуги по показаниям прибора учёта на общедомовые нужды не может превышать объёма, рассчитанного по нормативам на общедомовые нужды. Превышение объёма исполнитель коммунальных услуг должен оплачивать за счёт собственных средств, если собственники помещений общим собранием не приняли решение о распределении объёма коммунальной услуги в размере превышения объёма коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды. Собрания по данному вопросу не проводилось, соответствующего решения не принималось, в связи с чем истец полагает, что законных оснований предъявлять истцу к оплате дополнительные объёмы поставляемого ресурса не имеется. Именно Управляющая организация обязана предоставить коммунальные услуги и вправе требовать их оплаты. В этой связи, учитывая, что собственники помещений доме не принимали решения об осуществлении прямых расчетов за потребленное ГВС и ХВС ресурсоснабжающими организациями, осуществление ответчиками действий, направленных на выставление непосредственно в адрес собственников дома, в том числе и истца, квитанций об оплате полученного ресурса, начисление и сбор соответствующих платежей, является неправомерным. Истец просит суд признать действия МКП «Воронежтеплосеть» по начислению платы на ОДН ГВС с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения суда неправомерными; признать действия ООО «РВК-Воронеж» по начислению платы на ОДН ХВС с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения суда неправомерными; обязать МКП «Воронежтеплосеть» и ООО «РВК-Воронеж» прекратить начисление платы на ОДН ГВС и ХВС; обязать ОАО УК «Левобережного района» производить начисление и сбор платежей с момента вступления решения суда в законную силу; обязать ОАО УК «Левобережного района» производить расчет стоимости коммунальной услуги ОДН ХВС и ГВС в соответствии с действующими нормативами; обязать ОАО УК «Левобережного района» произвести возврат стоимости коммунальной услуги ОДН по ГВС и ХВС за период с сентября 2014 года по декабрь 2015 г. в размере 5031,85 рублей; взыскать с ОАО УК «Левобережного района» компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.; взыскать с МКП «Воронежтеплосеть» компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.; взыскать с ООО «РВК-Воронеж» компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
В судебное заседание истец не явилась, о времени и месте слушания дела уведомлена надлежащим образом, представила заявление с просьбой рассматривать дело в ее отсутствие. Суд считает это возможным.
Представитель истца - ФИО2 поддержала заявленные исковые требования и просила их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, пояснила, что сумма 5 031,85 руб. – это излишне уплаченная истцом сумма на ОДН, то есть начисленная сверх норматива, а взыскать ее истец просит с управляющей компании, поскольку именно ОАО «УК Левобережного района» является исполнителем услуги и в случае превышения норматива на ОДН должна за свой счет возмещать эти суммы.
Представитель ОАО «УК Левобережного района» ФИО3 с заявленными исковыми требованиями не согласна, считает их необоснованными. <адрес> находится на обслуживании ОАО «УК Левобережного района» и ранее все платежные документы формировались управляющей компанией, но с сентября 2014г. с компанией был расторгнут договор на поставку холодной воды с ООО «РВК-Воронеж», а с октября 2014г. был расторгнут договор на поставку тепловой энергии с МКП «Воронежтеплосеть», поскольку образовалась задолженность по оплате коммунальных услуг. После этого ресурсоснабжающие организации оказались исполнителем услуги и самостоятельно стали начислять плату и формировать квитанции на оплату услуг, в том числе на оплату ОДН. Однако в данном случае норматив не применяется в соответствии с п. 44 Постановления Правительства №, а плата на ОДН рассчитывается по указанной формуле. То есть с сентября 2014г. ОАО «УК Левобережного района» не является исполнителем услуги, воду на поставку ее жильцам у ООО «РВК-Воронеж» ОАО «УК Левобережного района» не покупает, поэтому жильцам многоквартирных домов этот ресурс не продает и не поставляет, в связи с чем не может производить начисление платы за данный коммунальный ресурс.
Представитель ООО «РВК-Воронеж» ФИО4 с заявленными исковыми требованиями не согласна, считает их необоснованными.
В связи с наличием задолженности по оплате поставляемого ресурса договор поставки с ОАО «УК Левобережного района» был расторгнут. ООО «РВК-Воронеж» реализовало свое право в соответствии с Постановлением Правительства № п. 30, но прекратить подачу холодной воды населению невозможно, ресурс поставлялся, в связи с чем они требовали произвести оплату за поставленный ресурс, а порядок расчета оплаты предусмотрен п. 44 Постановления Правительства №. Такой порядок предусмотрен как для защиты интересов ресурсоснабжающей организации, так и для защиты интересов потребителей. Жильцы многоквартирного дома могут избрать другую управляющую компанию, которая могла бы вновь заключить договор с ООО «РВК-Воронеж», но в данном случае этого не произошло, поэтому ООО «РВК-Воронеж продолжает поставлять ресурс и требует оплату за его потребление. Это право ресурсоснабжающей организации закреплено так же в Постановлении Правительства № от 29.06.2016г. права истца не нарушаются.
Правоотношений с управляющей компанией у ООО «РВК-Воронеж» нет, услугу ей общество не поставляет, непосредственно жители потребляют поставляемый ресурс и по ОДН так же. Норматив при расчете оплаты ОДН за ХВС не применяется.
Представитель МКП «Воронежтеплосеть» ФИО5, не признавая заявленных исковых требований пояснила суду, что между ОАО «УК Левобережного района» и МКП «Воронежтеплосеть» имелся договор на поставку горячей воды от 31.10.2012г., но в связи с образовавшейся задолженностью данный договор был расторгнут и МКП «Воронежтеплосеть» стало не только ресурсоснабжающей организацией, но и исполнителем услуги, в связи с чем самостоятельно стали производить расчет платы за коммунальную услуги и формировать квитанции на оплату. Но в данном случае норматив не применяется в соответствии с п. 44 Постановления Правительства № и плата на ОДН рассчитывается по указанной в правилах формуле. Квитанции предприятием выставляются с 01.10.2014г.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения, и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирным домом.
В соответствии с п. 5 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Согласно ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Согласно ч. 1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
В соответствии с частью 7.1 указанной статьи на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
В соответствии с положениями статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ, и рассчитывается по тарифам, установленным органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством РФ.
Материалами дела установлено, что истец является собственником <адрес>.
Управлением домом занимается ОАО УК «Левобережного района».
Дом оснащён общедомовым прибором учета коммунальной услуги водоснабжения.
Согласно Постановления Администрации городского округа город Воронеж от 24.09.2013 N 883 "Об определении гарантирующих организаций", принятым в соответствии со статьями 6, 12, 42 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с целью организации централизованного, надежного и бесперебойного водоснабжения и водоотведения населения и объектов социальной сферы городского округа город Воронеж ООО «РВК-Воронеж» определено, как гарантирующая организация централизованной системы холодного водоснабжения на территории городского округа город Воронеж, между которым и ОАО «УК Левобережного района» был заключен договор водоснабжения и водоотведения № от ДД.ММ.ГГГГ.
Уведомлением № от 01.09.14г.- ООО «РВК-Воронеж» в одностороннем порядке, в связи с задолженностью управляющей компании, указанный договор был расторгнут, а согласно уведомления с «01» сентября 2014 г. ООО «РВК-Воронеж» перешло на непосредственные расчеты с гражданами, проживающими в домах, находящихся на обслуживании в ОАО «УК Левобережного района».
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ МКП «Воронежтеплосеть» сообщило ОАО «УК Левобережного района» об отказе от исполнения договора на отпуск тепловой энергии и горячей воды № от ДД.ММ.ГГГГ, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с п.7.4 указанного договора в связи с неисполнением ОАО «УК Левобережного района» обязательств по оплате поставленного ресурса.
Указанные обстоятельства, факт неисполнения обязательств по оплате поставляемого ресурса со стороны управляющей компании, факт расторжения договоров поставки ресурса с переходом на прямые поставки потребителям ресурсоснабжающими организациями ответчиков, не оспариваются сторонами и подтверждаются всей совокупностью письменных доказательств имеющихся в материалах дела, а именно: копией паспорта истца(лд.9), копией договора на передачу квартиры в собственность(лд.10), копиями квитанций об оплате(лд.11-41), отзывом ООО «Воронежская ТСК» на иск(лд.46), копией договора № от 20.12.2015г.(лд.49-64), возражениями ОАО «УК <адрес>» на иск(лд.66-67), отзывом ООО «РВК-Воронеж»(лд.71-72), копией протокола общего собрания собственников от 14.03.2012г.(лд.77-78), копией договора № от 05.07.2012г. и допсоглашения (лд.85-94), копией акта сверки расчетов(лд.95-97), отзывом ООО «Воронежская ТСК» на иск(лд.114), копией договора № от 20.12.2015г.(лд.116-133), копией протокола общего собрания собственников от 14.03.2012г.(лд.135-136), копией договора № управления домом от 23.03.2012г.(лд.137-142), копиями учредительных документов ОАО «УК Левобережного района»(лд.143-157), отзывом ООО «РВК-Воронеж» на иск(лд.160-162,185-186), копией ответа АО «ЕПСС ЖКХ ВО»(лд.172-176), заявлением истца о рассмотрении дела в ее отсутствие(лд.197), расчетом начислений ОАО «УК Левобережного района»(199-200).
Право на расторжение договора поставки коммунального ресурса и на его прямую поставку с начислением оплаты за поставленный ресурс предоставлено ресурсоснабжающим организациям в соответствии с п.30 Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (ред. от 29.06.2016) "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" (вместе с "Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями"), согласно которого в договоре ресурсоснабжения предусматривается право для ресурсоснабжающей организации - на односторонний отказ от договора ресурсоснабжения с исполнителем в части снабжения коммунальными ресурсами…
Исходя из положений ст. 450, 539 ГК РФ отказ от исполнения договора электроснабжения коммунальных услуг полностью влечет за собой расторжение договора.
Согласно п.8 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
В соответствии с п. 14 Правил Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
При этом предусматривается, что Управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
При этом подпункт «б» п.17 Правил предусматривает, что ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил;
Согласно п.44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Установленный абзацами вторым и третьим настоящего пункта порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В этой связи действия ответчиков, как исполнителей коммунальной услуги, по начислению оплаты соответствующих услуг истцу являются обоснованными, расчет оплаты произведен ими верно, в соответствии с п.42-47 Правил №. Оснований для признании действий ответчиков по начислению платы на ОДН ХВС и ГВС незаконными, понуждении прекратить начисление платы на ОДН, понуждении производить начисление оплаты за ОДН в соответствии с нормативами, о взыскании убытков – не имеется и в этой части требований следует отказать.
При рассмотрении требований истца о компенсации ей морального вреда, суд исходит из следующего.
Согласно ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» № от ДД.ММ.ГГГГ, моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
В соответствии с п. 46 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Поскольку действиями ответчиков права истца, как потребителя коммунальной услуги, не были нарушены, его требования о компенсации морального вреда также являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В иске ФИО1 к ОАО «УК Левобережного района», ООО «РВК-Воронеж, МКП «Воронежтеплосеть» о признании действий по начислению платы на ОДН ХВС и ГВС незаконными, понуждении прекратить начисление платы на ОДН, понуждении производить начисление оплаты за ОДН в соответствии с нормативами, о взыскании убытков, компенсации морального вреда –отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через районный суд.
Председательствующий судья Н.В. Ятленко