РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«24» июля 2018 года
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Зиминой А.Е.,
при секретаре Коробовой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГКУ МО Центр занятости населения «Пушкинского муниципального района и городского округа Ивантеевка» к ФИО1 о взыскании единовременной финансовой помощи,
установил:
Истец ГКУ МО Центр занятости населения «Пушкинского муниципального района и городского округа Ивантеевка» обратилось в суд с требованиями к физическому лицу - ФИО1 – о взыскании оказанной ему единовременной финансовой помощи на организацию самозанятости в размере 58800 руб.
В обоснование иска указано, что 13.02.2017 между истцом и ответчиком ФИО1, зарегистрированным на дату заключения договора в качестве ИП (№), был заключен договор о предоставлении единовременной финансовой помощи на организацию собственного дела, по условиям которого истец предоставил ответчику бюджетные средства на организацию собственного дела (самозанятости безработного гражданина) в размере 58800 руб., а ответчик обязался зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и заниматься видам деятельности, которые указаны в листе записи из ЕГРИП не менее одного года. Договором предусмотрено, что в случае не неисполнения этого требования ответчик обязан их возвратить. Поскольку 25.01.2018 ответчик прекратил деятельность ИП, в его адрес была направлена претензия с требованием возвратить указанные денежные средства, с которой ответчик не согласился, денежные средства не возвратил.
В судебном заседании представитель истца ФИО2 требования иска поддержала по доводам, изложенным в иске, с возражениями ответчика не согласилась.
Ответчик ФИО1 исковые требования не признал, пояснил, что действительно 13.02.2017 между сторонами был заключен договор о предоставлении единовременной финансовой помощи на организацию собственного дела, по условиям которого истец предоставил ответчику бюджетные средства на организацию собственного дела (самозанятости безработного гражданина) в размере 58800 руб. При исполнении обязательств по условиям данного договора ответчик, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, осуществлял те виды деятельности, которые указаны в листе записи из ЕГРИП, о чем имеются соответствующие отчеты. В целях предложенного сотрудником МРИ ФНС №3 по МО перехода ИП на ЕНДВ (единый налог на вмененный доход), ответчик 25.01.2018 за несколько дней до окончания года, предусмотренного условиями указанного договора, прекратил деятельность ИП (№ и 26.01.2018 вновь зарегистрировал ИП (№), в том числе по видам деятельности, предусмотренным в листе записи из ЕГРИП, которые предусмотрены условиями заключенного между сторонами договора. Факт осуществления ответчиком этих видов деятельности не оспаривается истцом, поскольку все соответствующие сведения ответчиком истцу предоставлены в установленном порядке. При изложенных обстоятельствах, ответчик полагает, что все условия договора им соблюдены, в связи с чем оснований для возвращения использованной по назначению финансовой помощи не имеется. Считает, что сотрудники МРИ ФНС и сотрудники истца при добросовестном исполнении ими своих обязанностей должны были в доступной форме донести до ответчика правовые последствия осуществления им таких действий по перерегистрации ИП, поскольку он сам не догадывался о негативных правовых последствиях, о которых сейчас заявлено истцом.
Суд, выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 7.1.1 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относятся, в том числе оказание в соответствии с законодательством о занятости населения государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации;
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают порядок, условия предоставления и размер единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации (ч. 2 ст. 7.1.1 Закона).
Согласно ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
При предоставлении гражданам единовременной финансовой помощи на организацию самозанятости и единовременной финансовой помощи на подготовку документов центры занятости руководствуются Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"; постановлением Правительства Московской области от 18.07.2012 N 927/25 "Об утверждении Положения о порядке, условиях предоставления и размере единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации";
утверждённым Приказом Минтруда России от 24.12.2013 N 773н Федеральным государственным стандартом государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации", утверждёнными Распоряжением Мособлтруда от 07.08.2012 N 36-р Методическими рекомендациями по содействию самозанятости безработных граждан.
В силу положений ст. 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 13.02.2017 между ГКУ МО Центр занятости населения «Пушкинского муниципального района и городского округа Ивантеевка» и ИП ФИО1, зарегистрированного 09.02.2017, действующего на основании листа записи ЕГРИП, был заключен договор N1/2017 о предоставлении единовременной финансовой помощи на организацию собственного дела, в соответствии с условиями которого истец предоставил ответчику единовременную финансовую помощь на организацию самозанятости в размере 12-кратной максимальной величины пособия по безработице (58800 руб.), а ответчик обязался заниматься предпринимательской деятельностью, виды которой зарегистрированы в установленном законодательством порядке и указаны в выписке из ЕГРИП (приложение №2) не менее 12 мес. с даты подписания договора, расходовать единовременную финансовую помощь на организацию самозанятости на цели, указанные в бизнес-плане (целевое использование).
28.02.2017 единовременная финансовая помощь в размере 58800 руб. была перечислена на счет ответчика, что свидетельствует о выполнении истцом своих обязательств по договору.
Факт исполнения ответчиком условий договора до 25.01.2018 истцом не оспаривается. Как пояснила представитель истца, все необходимые документы, подтверждающие исполнение ответчиком обязательств по договору, в том числе целевое использование финансовой помощи, представлены ответчиком в установленном порядке.
Вместе с тем, основанием для обращения истца с рассматриваемыми требованиями в суд послужило то обстоятельство, что 25.01.2018 (за 2 недели до окончания годичного срока, установленного договором) ответчик прекратил деятельность ИП ФИО1 (№), что, по мнению истца, является доказательством неисполнения ответчиком условий п.2.2.1 договора, влекущим за собой обязательство ответчика по возврату оказанной ему финансовой помощи.
В порядке возражений по иску ответчиком представлены суду документы, из которых следует, что после прекращения 25.01.2018 деятельности ИП ФИО1 (№), ответчик 26.01.2018 зарегистрировал ИП ФИО1 (№) с сохранением в полном объеме тех видов деятельности, которые были предусмотрены при заключении договора для целевого использования финансовой помощи, а так же с их увеличением.
Причиной таких действий явилось изменение ответчиком системы налогообложения ИП (переход на ЕНДВ).
В настоящее время ответчик осуществляет деятельность, соответствующую указанной в листе записи из ЕГРИП, что не отрицается стороной истца и подтверждает доводы ответчика о соблюдении им условий договора о целевом использовании оказанной ему финансовой помощи..
Изложенные фактические обстоятельства, оценка которых дана судом в их совокупности по правилам ст.67 ГПК РФ, в полном объеме подтверждает доводы ответчика о соблюдении им условий п.2.2.1 и п.2.2.2 заключенного между сторонами договора.
Доводы иска о том, что сам факт прекращения деятельности ИП ФИО1 (ОГРНИП № несмотря на последующую регистрацию 26.01.2018 ИП ФИО1 с новым ОГРНИП (№), достаточен для взыскания с ответчика полученной им финансовой помощи в полном размере суд признает несостоятельным, поскольку из приведенных выше норм права, соответствующих положений, условий договора следует, что необходимыми условиями предоставления единовременной финансовой помощи на организацию самозанятости и единовременной финансовой помощи на подготовку документов являются:
достижение гражданином 18-летнего возраста;
регистрация гражданина в качестве безработного в центре занятости по месту жительства;
получение безработным гражданином государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан в соответствии с Административным регламентом по содействию самозанятости
или:и
получение безработным гражданином государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан в соответствии с Административным регламентом по содействию самозанятости и получение безработным гражданином государственной услуги (в случае направления центром занятости на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации по программам организации предпринимательской деятельности) по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации в соответствии с Административным регламентом по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных граждан;
наличие бизнес-плана создания юридического лица, занятия индивидуальной предпринимательской деятельностью либо крестьянского (фермерского) хозяйства;
государственная регистрация гражданина в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели в течение трех месяцев с момента перечисления единовременной финансовой помощи на организацию самозанятости на расчетный (лицевой) счет юридического лица, индивидуального предпринимателя представляют в центр занятости отчет о расходовании средств единовременной финансовой помощи на организацию самозанятости с приложением заверенных центром занятости копий первичных учетных документов, подтверждающих целевое использование средств единовременной финансовой помощи на организацию самозанятости.
Все указанные условия ответчиком были соблюдены и выполнялись в течение одного года со дня подписания сторонами рассматриваемого договора.
Прекращение договоров, заключенных центром занятости с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем либо крестьянским (фермерским) хозяйством на предоставление единовременной финансовой помощи на организацию самозанятости (далее - договор), производится после выполнения сторонами всех договорных обязательств на основании актов исполнения договоров.
При изложенных обстоятельств оснований для удовлетворения иска суд не находит.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ГКУ МО Центр занятости населения «Пушкинского муниципального района и городского округа Ивантеевка» к ФИО1 о взыскании единовременной финансовой помощи оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме – 30.07.2018.
Судья: