ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2813/20 от 09.07.2020 Химкинского городского суда (Московская область)

Дело № 2-2813/2020

50RS0<№ обезличен>-28

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 июля 2020 г. г.о. Химки <адрес>

Химкинский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Демидова В.Ю.,

при секретаре ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству социального развития <адрес> о возложении обязанности представить меры социальной поддержки,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО2, уточнив исковые требования, обратился в суд с иском к Министерству социального развития <адрес> о возложении обязанности представить меры социальной поддержки.

В обоснование заявленных требований указал, что при обращении к ответчику его супруге ФИО1 было отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты на обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, по причине наличия у ребенка регистрации в г. Ставрополе. Не согласившись с указанным решением, просит обязать ответчика назначить ежемесячную денежную выплату на обеспечение полноценным питанием детей в возрасте до 3 лет, обязать обеспечить выплату полной суммы всех выплат, начиная с месяца подачи заявления, установить что он, его супруга и дети имеют место жительства в <адрес>, несмотря на отсутствие регистрации, обязать оказывать все виды государственных услуг направленных на реализацию его права на социальную поддержку в МО, обязать ответчика не требовать от его семьи для предоставления социальной поддержки документов, которые он не имеет возможности предоставить в связи с отсутствием регистрации.

В судебном заседании истец требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения требований, по мотивам, изложенным в письменных возражениях.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела и представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.

По смыслу ч. 2 ст. 56 ГПК РФ, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, определяются судом в соответствии с нормами права, подлежащими применению к спорным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.

Судом установлено, что ФИО2 является отцом многодетной семьи, что подтверждается удостоверением многодетной семьи № 5062-00036-20, выданным на него и членов его семьи: супруги ФИО1, детей: ФИО3<дата> г.р., ФИО4<дата> г.р., ФИО5<дата> г.р., выданное руководителем территориального структурного подразделения социально защиты населения МСР МО <дата>.

Супруга истца ФИО1 обратившись к ответчику с заявлением о предоставлении государственной услуги по назначению ежемесячной денежной выплаты на обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, получила решение от <дата> об отказе в предоставлении услуги в связи с отсутствием места жительства в <адрес> у ребенка ФИО5<дата> г.р.

В соответствии с ч. 1 ст. 52 ГПК РФ, права, свободы и законные интересы недееспособных или не обладающих полной дееспособностью граждан защищают в суде их родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом.

Статьей 1 Закона <адрес> «О мерах социальной поддержки семей и детей в <адрес>» № 1/2006–03 от <дата> установлено, что действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в <адрес>.

Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от <дата> № 4П разъяснил, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй ст. 3 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ.

Согласно ч. 2 ст. 38 Конституции Российской Федерации забота о детях, их воспитание является не только правом, но и обязанностью родителей. Каждый имеет право на жилище, которого не может быть лишен произвольно (ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с пунктом «ж» ч. 1 ст. 72, ч. 2 и ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам.

Согласно ст. 2 Федерального закона от <дата> г. № 81 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.

В силу статьи 1 Закона РФ от <дата> № 5242–1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Статьей 2 указанного Закона определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница – приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Законом <адрес> № 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>", постановлением Правительства <адрес> от <дата> № 868/41 утвержден Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты на обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет.

В соответствии с п. 2 Постановления, в целях обеспечения полноценным питанием в январе 2020 года беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет граждане, имеющие по состоянию на <дата> право на обеспечение полноценным питанием и сохраняющие это право после <дата>, могут подать заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты на обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет и иные документы, предусмотренные пунктом 7, абзацем вторым пункта 8 Порядка, с <дата>.

Согласно свидетельствам о регистрации по месту пребывания от <дата> и от <дата>, несовершеннолетняя ФИО5<дата> г.р. зарегистрирована в кв. 147, по адресу: <адрес>, <...>, на срок с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>.

В соответствии со справкой МАДОУ Детский сад № 26 «Кораблик» ФИО5 зачислена в детский сад с <дата>.

Кроме того, решением Химкинского городского суда от <дата> по гражданскому делу № 2-3697/2019 по иску ФИО2 к Министерству социального развития <адрес> о признании решения незаконным, выдаче удостоверения, установлен факт постоянного проживания семьи в полном составе в г. Химки <адрес>.

Таким образом, поскольку несовершеннолетняя ФИО5 проживает на территории <адрес>, а также в силу возраста имеет право на получение государственной услуги с даты подачи заявления.

Отказывая в части требований о возложении обязанности обеспечить выплату полной суммы всех выплат начиная с даты подачи заявления, суд исходит из того что судом удовлетворены требования в части назначения денежной выплаты с даты подачи заявления, и заявленное требование о выплате всех сумм начиная с февраля 2020 г. по мнению суда заявлено преждевременно, поскольку полагать что ответчиком не будет выплачена денежная компенсация, с даты подачи заявления, оснований не имеется.

Отказывая в удовлетворении требований о возложении обязанности оказывать все виды государственных услуг, направленных на реализацию права истца на социальную поддержку в <адрес>, несмотря на отсутствие регистрации по месту жительства и о возложении обязанности не требовать от его семьи для предоставления социальной поддержки документов, которые он не имеет возможности предоставить в связи с отсутствием регистрации по месту жительства в <адрес>, суд исходит из того что наступление негативных последствий для истца только предполагается, а защита права на будущее время не допускается, а потому нарушения прав истца в данной части не установлено.

Оставляя без рассмотрения требования в части установления факта проживания семьи истца, несмотря на отсутствие регистрации по месту жительства в <адрес>, суд исходит из того, что данное требование является не предметом спора, а основанием для определения фактического места жительства и соответственно не требуют разрешения в порядке установления факта, имеющего юридическое значение.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО2 удовлетворить частично.

Обязать Министерство социального развития <адрес> предоставить ФИО1 меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до 3 лет на ФИО5<дата> года рождения с даты подачи заявления.

В удовлетворении остальной части требований о возложении обязанности на Министерство социального развития <адрес> обеспечить выплату полной суммы всех выплат, начиная с месяца подачи заявления на выплату – февраля 2020 г., о возложении обязанности оказывать все виды государственных услуг, направленных на реализацию его права на социальную поддержку в <адрес>, несмотря на отсутствие регистрации по месту жительства, о возложении обязанности не требовать от его семьи для предоставления социальной поддержки документов, которые он не имеет возможности предоставить в связи с отсутствием регистрации по месту жительства в <адрес> отказать.

Требование об установлении факта того что ФИО2, ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5 имеют место жительства в <адрес> оставить без рассмотрения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Химкинский городской суд <адрес> в течение одного месяца.

Мотивированное решение суда составлено 13 июля 2020 г.

Председательствующий В.Ю. Демидов