Дело № 2-2813/2021
УИД 75RS0001-02-2021-002056-84
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 июня 2021 года
Центральный районный суд г.Читы в составе
председательствующего судьи Аксёновой Е.С.,
при секретаре Чуносовой М.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральной таможенной службе Дальневосточное таможенное управление Читинская таможня о восстановлении на работе, обязании произвести выплаты, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к Читинской таможне с требованием о восстановлении ФИО1 в ранее занимаемой должности главного государственного таможенного инспектора Читинского таможенного поста Читинской таможни с 3 ноября 2020 г.; уволить ФИО1 из органов Читинской таможни в связи с проведением организационно-штатных мероприятий и сокращением его должности с 12 января 2021 г.; обязании ответчика произвести выплаты в связи с увольнением ФИО1 при проведении организационно-штатных мероприятий и сокращением его должности в размере 206 451,45 руб; взыскании с Читинской таможни разницу в заработной плате по ранее занимаемой должности, главного государственного таможенного инспектора Читинского таможенного поста Читинской таможни в размере 8 216, 60 руб.; взыскании компенсации морального вреда в размере 1 000 000 руб. С учетом уточнения просил также признать прием на временную декретную должность фактом перевода на иную должность. Истец ссылается на следующие обстоятельства.
Между Читинской таможней и ФИО1 заключен служебный контракт, согласно которого с 5 февраля 2020 г. истец принят на государственною гражданскую службу в должности главного государственного таможенного инспектора Читинского таможенного поста Читинской таможни. 25 августа 2020 г. ФИО1 вручено уведомление о сокращении его должности в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями в Читинской таможне. ФИО1 10 ноября 2020 г. заключает служебный контракт и приступает к исполнению обязанностей старшего государственного таможенного инспектора отделения распоряжения имуществом и исполнения постановлений уполномоченных органов Читинской таможни. 10 декабря 2020 г. ФИО1 получает от ответчика уведомление об освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении в связи с истечением срока действия срочного служебного тракта.
ФИО1 с данным увольнением не согласен, считает, что его перевод на должность старшего государственного таможенного инспектора отделения распоряжения имуществом и исполнения постановлений уполномоченных с целью уклонения от производства выплат ФИО1 в связи с сокращением ранее занимаемой им должности главного государственного таможенного инспектора Читинского таможенного поста Читинской таможни. Истец считает, что он должен был быть возвращен на ранее занимаемую должность главного государственного таможенного инспектора Читинского таможенного поста Читинской таможни, в связи с тем, что служебный контракт от 5 февраля 2020 г. между Читинской таможней и ФИО1 расторгнут не был.
В судебном заседании представитель истца уточненные требования поддержал.
Представители ответчика в судебном заседании с иском не согласился, ссылаясь на отсутствие нарушений при увольнении истца, представлен письменный отзыв.
Выслушав участников процесса, учитывая заключение помощника прокурора, полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 22 ТК РФ предусмотрено право работодателя заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
В соответствии с абзацем 2 статьи 59 ТК РФ, срочный трудовой договор заключается на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохраняется место работы.
Основанием прекращения трудового договора является истечение его срока действия (пункт 2 статьи 77 ТК РФ).
Согласно статье 79 ТК РФ, срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия. О прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения, за исключением случаев, когда истекает срок действия срочного трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего работника.
Трудовой договор, заключенный на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, прекращается с выходом этого работника на работу.
Частью 1 статьи 56 ГПК РФ установлена обязанность сторон доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что на основании приказа ФТС Читинской таможни от 30 января 2020 г. с ФИО1 заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы № № согласно которого с 5 февраля 2020 ФИО1 принят на неопределенный срок на государственную гражданскую службу на должность главного государственного таможенного инспектора Читинского таможенного поста Читинской таможни.
Согласно приказу Дальневосточного таможенного управления от 17.08.2020 № 295 «Об организационно-штатных мероприятиях в таможенных органах, подчиненных Дальневосточному таможенному управлению» Читинской таможне поручено провести организационно-штатные мероприятия в Читинской таможне и внести изменения в штатное расписание таможни. В рамках данного поручения Дальневосточным таможенным управлением (ДВТУ) был издан приказ Читинской таможни от 19.08.2020 № 566 «Об организационно-штатных мероприятиях в Читинской таможне», согласно которому, из штатного расписания Читинской таможни исключались должности государственных гражданских служащих отдела таможенного оформления и таможенного контроля № 1 Читинского таможенного поста.
25 августа 2020 Читинской таможней ФИО1 подготовлено уведомление о сокращении замещаемой им должности гражданской службы с 3 ноября 2020 года. С уведомлением ФИО1 ознакомлен 25 августа 2020, то есть за 2 месяца до наступления организационно-штатных мероприятий.
Согласно уведомлению ФИО1 подлежал увольнению с гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе).
10 ноября 2020 с ФИО1 проведено собеседование, в рамках которого была предложена вакантная должность главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля Сибирского таможенного поста (центр электронного декларирования) Сибирской электронной таможни. Вакансия предложена с учетом уровня профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы ФИО1
Кроме того, на 10 ноября 2020 года имелись и другие вакантные должности в Читинской таможне и Сибирской электронной таможне: главный государственный таможенный инспектор (по информационной безопасности и технической защите информации) Читинской таможни; начальник отделения товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений Читинской таможни; главный государственный таможенный инспектор по правовой работе таможенного поста МАЛИ Забайкальск; главный государственный таможенный инспектор отдела таможенного оформления и таможенного контроля Сибирского таможенного поста (центр электронного декларирования) Сибирской электронной таможни. С данными списком вакантных должностей ФИО1 также ознакомлен 10 ноября 2020. По итогам беседы ФИО1 было принято решение об отказе от предложенной должности, решение оформлено в листе собеседования от 10 ноября 2020.
Также ФИО1 предложена должность старшего государственного таможенного инспектора отделения распоряжения имуществом и исполнения постановлений уполномоченных органов на период отсутствия гражданского служащего, за которым сохраняется должность гражданской службы с заключением срочного служебного контракта. С данной должностью ФИО1 согласился. В связи с чем 10 ноября 2020 ФИО1 написано заявление о назначении на данную должность на период отсутствия гражданского служащего, за которым сохраняется должность гражданской службы.
10 ноября 2020 года издан приказ Читинской таможни № 1359-к «О назначении ФИО1», согласно которому ФИО1 назначен на должность старшего государственного таможенного инспектора отделения распоряжения имуществом и исполнения постановлений уполномоченных органов Читинской таможни, на период отсутствия гражданского служащего, за которым сохраняется должность гражданской службы, ФИО2.
В этом же приказе в п.3 указано, что служебный контракт № от 5 февраля 2020 о прохождении гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы РФ главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля № 1 Читинского таможенного поста Читинской таможни прекращен с 10 ноября 2020 года. Тем самым, ФИО1 был освобожден от ранее замещаемой должности главного государственного таможенного инспектора ОТО и ТК № 1 Читинского таможенного поста Читинской таможни.
С 10 ноября 2020 с ФИО1 заключен срочный служебный контракт № о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ на определенный срок на период отсутствия гражданского служащего ФИО2, за которым сохраняется должность гражданской службы в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 25 Федерального закона № 79-ФЗ.
13 декабря 2020 ФИО2 написало заявление о досрочном выходе из отпуска по уходу за ребенком с 12 января 2021 г.
9 декабря 2020 г. приказом таможни № отпуск ФИО2 прекращён с 12 января 2021 г.
10 декабря 2020 ФИО1 вручено уведомление об истечении 12 января 2021 срока действия служебного контракта, заключенного на период отсутствия гражданского служащего, за которым сохраняется должность гражданской службы, и освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы 11 января 2021 по пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона № 79-ФЗ (истечение срока действия срочного служебного контракта).
16 декабря 2020 издан приказ Читинской таможни № 1403-К «Об увольнении ФИО1», служебный контракт № от 10 ноября 2020 расторгнут с 11 января 2021 года, ФИО1 подлежит увольнению. С данным приказом ФИО1 ознакомлен 16 декабря 2020.
Отношения, связанные с прохождением государственной гражданской службы в таможенных органах регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее № 79-ФЗ).
Согласно ст. 73 ФЗ №79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 8.2 части 1 статьи 37 ФЗ № 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
Согласно части 1 статьи 31 Федерального закона от дата № 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: 1) уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки; 2) уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы.
О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (часть 2 статьи 31 ФЗ № 79-ФЗ).
Из системного толкования части 1 и части 5 статьи 31 ФЗ №79-ФЗ следует, что представитель нанимателя обязан предлагать гражданскому служащему в случае сокращения замещаемой им должности гражданской службы все имеющиеся в государственном органе вакантные должности в рамках той категории и группы, в которую включалась замещаемая им должность, с учетом уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки.
В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 данного Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 этого же Закона (часть 6 статьи 31 ФЗ № 79-ФЗ).
Анализируя представленные документы, суд приходит к выводу, что доводы истца изложенные в иске, по которым он считает увольнение не законным не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела. У ответчика имелись основания для увольнения истца по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от дата № 79-ФЗ и был соблюден установленный законом порядок увольнения по данному основанию, так как факт проведения ответчиком организационно-штатных мероприятий подтверждается представленным в дело приказом и штатными расписаниями, о сокращении замещаемой должности и предстоящем увольнении по пункту 8.2 части 1 статьи 37 ФЗ №79-ФЗ истец был уведомлен в установленные законом сроки.
При этом истец выразил согласие не на увольнение по указанному основанию, а на заключение нового служебного контракта с 10 ноября 2020 г. на период отсутствия гражданского служащего ФИО2 Предыдущий контракт был расторгнут, вопреки доводам истца, о чем свидетельствует приказ №1359-К от10 ноября 2020 г.
Требования статьи 31 ФЗ №79-ФЗ нанимателем государственного гражданского служащего были соблюдены. При этом объективные и достоверные доказательства введения ФИО1 в заблуждение с целью уклонения от производства выплат по сокращению, в материалы дела представлены не были и, соответственно, доводы истца в этой части своего подтверждения в процессе судебного разбирательства не нашли.
Для замещения должности гражданской службы представитель нанимателя может заключать с гражданским служащим: 1) служебный контракт на неопределенный срок; 2) срочный служебный контракт (часть 1 статьи 25 ФЗ № 79-ФЗ).
Срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено ФЗ № 79-ФЗ и другими федеральными законами (часть 3 статьи 25 ФЗ№ 79-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 25 ФЗ№ 79-ФЗ срочный служебный контракт заключается, в частности, в случае: замещения должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с названным федеральным законом и другими федеральными законами сохраняется должность гражданской службы (пункт 2); замещения временной должности гражданской службы или должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта (пункт 6).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 ФЗ№ 79-ФЗ одним из общих оснований прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является истечение срока действия срочного служебного контракта.
Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы оформляются правовым актом государственного органа (часть 2 статьи 33 ФЗ№ 79-ФЗ).
Срочный служебный контракт, заключенный на период замещения отсутствующего гражданского служащего, за которым в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ сохраняется должность гражданской службы, расторгается с выходом этого гражданского служащего на службу, гражданский служащий, замещавший указанную должность, освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы (часть 3 статьи 35 ФЗ №79-ФЗ).
Материалами дела подтверждено, что работник ФИО2 досрочно просила прекратить предоставленный ей отпуск по уходу за ребенком с 12 января 2020 г.
Прекращение трудового договора в связи с истечением срока его действия соответствует общеправовому принципу стабильности договора; ФИО1, давая согласие на заключение трудового договора в предусмотренных законодательством случаях на определенный срок, знал о его прекращении по истечении заранее оговоренного периода. Истцу было достоверно известно, что заключенный с ним служебный контракт от 10 ноября 2020 года носит срочный характер, заключен для замещения должности отсутствующего государственного гражданского служащего, за которой на время нахождения в отпуске по уходу за ребенком сохранялась должность государственного гражданского служащего. Давая согласие на заключение срочного трудового договора для замещения отсутствующего государственного гражданского служащего, истец также знал, что служебный контракт может быть прекращен ранее оговоренного периода при выходе на работу отсутствующего работника, за которым сохранялось место работы и должность.
При этом положения ч. 1 ст. 35 Федерального закона № 79-ФЗ, обязывающие работодателя предупредить государственного гражданского служащего о расторжении срочного трудового договора в письменной форме не позднее чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, не применяются при расторжении срочного служебного контракта, заключенного на период замещения отсутствующего гражданского служащего, за которым в соответствии с законом сохраняется должность гражданской службы. Ответчик не был связан обязанностью предварительного предупреждения ФИО1 о расторжении срочного трудового договора в связи с выходом на службу ФИО2, однако данная процедура работодателем также соблюдена.
Поскольку предыдущий контракт от 5 февраля 2020 г. с ФИО1 был прекращен при заключении нового служебного контракта от 10 ноября 2020 г., то временного перевода гражданского служащего на иную должность в том же государственном органе на период временного отсутствия гражданского служащего, ранее замещающего такую должность не имелось, поэтому ссылка истца на ч.3 ст. 30 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ и части 1 статьи 72.2 ТК РФ, определяющей порядок и условия временного перевода работника на другую работу, является не состоятельной. На основании изложенного требования ФИО1 о признании приема на временную декретную должность фактом перевода на иную должность и восстановлении на работе в ранее занимаемой должности главного государственного таможенного инспектора Читинского таможенного поста Читинской таможни с 3 ноября 2020 г. не подлежат удовлетворению,
Нарушений при увольнении работника судом не установлено, в удовлетворении требования о восстановлении на работу отказано, поэтому иные требования об обязании ответчика уволить ФИО1 из органов Читинской таможни в связи с проведением организационно-штатных мероприятий и сокращением его должности с 12 января 2021 г., обязании ответчика произвести выплаты в связи с увольнением ФИО1 при проведении организационно-штатных мероприятий и сокращением его должности в размере 206 451,45 руб., взыскании разницы в заработной плате и компенсации морального вреда, также надлежит отказать.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск ФИО3 к Федеральной таможенной службе Дальневосточное таможенное управление Читинская таможня о восстановлении на работе, обязании произвести выплаты, взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г.Читы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Решение в окончательной форме принято 7 июля 2021 г.
Судья Аксёнова Е.С