ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2815/2013 от 28.06.2013 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

Дело № 2-2815/2013г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

В составе председательствующего судьи Ю.Н. Агранович

При секретаре Н.В. Эйхман

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре «28» июня 2013 года гражданское дело пол иску Ульнырова О.Г. к УФССП по РК о признании незаконными приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности и о переводе

УСТАНОВИЛ:

Ульныров О.Г обратился в Сыктывкарский городской суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми (далее – УФССП) о признании незаконными приказов от ** ** **. №...
о наложении дисциплинарного взыскания и от ** ** **. №... временном замещении должности.

В обоснование своих требований истец ссылается на то, что приказом УФССП от ** ** **. №... был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания за ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, предусмотренных п.п. 3.2, 5.1 должностного регламента, выразившееся в ненадлежащем контроле за работой возглавляемого им отдела организации исполнительного производства с учетом возложенных на отдел задач и требований нормативно-правовых актов, указаний и методических рекомендаций Минюста России, ФССП России, приказов и распоряжений УФССП в пределах компетенции отдела, в том числе за выполнением УФССП установленных показателей на 2012 год, что повлекло нарушение пп. 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон о госслужбе)

Настоящий приказ считает незаконным, поскольку полагает, что дисциплинарное взыскание применено на основании заключения служебной проверки, которым не установлены факты ненадлежащего контроля с его стороны за работой возглавляемого отдела, содержащего нарушения перечисленных в п. 3.2 должностного регламента требований.

Свое требование о признании незаконным приказа УФССП от ** ** **. №... мотивирует тем, что временный перевод на необусловленную служебным контрактом должность государственной гражданской службы  , с изменением места выполнения должностных обязанностей и в отсутствие оснований для перевода, предусмотренных ст. 30 Закона о госслужбе как до, так и в период перевода.

В связи с чем, полагает, что изданием приказов УФССП от ** ** **. №...
и от ** ** ** №... были нарушены его права как государственного гражданского служащего.

В судебном заседании Ульныров О.Г. исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Маркова М.М. исковые требования не признала в полном объеме, просила отказать в удовлетворении иска, поддержав позицию в отзыве на исковое заявление.

Исследовав материалы дела, материалы служебной проверки, выслушав доводы истца, позицию представителя ответчика, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 57 Закона о госслужбе за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить дисциплинарное взыскание в виде замечания.

В силу пп. 2 п. 1 ст. 15 настоящего Закона гражданский служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом.

В соответствии со ст. 58 указанного Федерального закона до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме.

Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.

Согласно ч. 1 ст. 59 Закона о госслужбе основанием для проведения служебной проверки является решение представителя нанимателя или письменное заявление гражданского служащего.

При проведении служебной проверки в соответствии с ч. 2 ст. 59 названного Закона обстоятельства совершения дисциплинарного проступка должны быть установлены полностью, объективно и всесторонне.

При этом за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Судом установлено, что Ульныров О.Г. с 01.01.2005г. занимает должность   на основании приказа УФССП от ** ** **. №....

Приказом УФССП от ** ** **. №... в отношении Ульнырова О.Г. применено дисциплинарное взыскание в виде замечания за ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, предусмотренных п.п. 3.2, 5.1 должностного регламента, выразившееся в ненадлежащем контроле за работой возглавляемого им отдела организации исполнительного производства УФССП с учетом возложенных на отдел задач и требований нормативно-правовых актов, указаний и методических рекомендаций Минюста России, ФССП России, приказов и распоряжений УФССП в пределах компетенции отдела, в том числе за выполнением УФССП установленных показателей на 2012 год, повлекшее нарушение требований пп. 2 п. 1 ст. 15 Закона о госслужбе.

Основанием для привлечения Ульнырова О.Г. к дисциплинарной ответственности послужило заключение служебной проверки от ** ** **., назначенной приказом и.о. руководителя УФССП от ** ** **. № ... на основании служебной записки и.о. заместителя руководителя УФССП ... И.В. от ** ** **. № ... о невыполнении УФССП показателей деятельности в сфере исполнительного производства и плановых заданий в первом полугодии 2012г.

До применения дисциплинарного взыскания у Ульнырова О.Г. отобрано объяснение, в котором указал, что каких-либо дисциплинарных проступков он не совершал.

Согласно должностному регламенту   утвержденному руководителем УФССП 07.08.2007г., с которым истец ознакомлен,   организует и контролирует работу возглавляемого отдела, отдела судебных приставов с учетом возложенных на отдел задач и требований нормативно-правовых актов, указаний и методических рекомендаций Минюста России, ФССП России, приказов и распоряжений Управления в пределах компетенции отдела (п. 3.2), несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей в соответствии с законодательством РФ (п. 5.1).

Проанализировав должностные обязанности истца, содержащиеся в п. 3.2 его должностного регламента, а также показатели УФССП в сфере исполнительного производства за 6 месяцев 2012 года комиссия по проведению служебной проверки пришла к выводу, что недостижение УФССП прогнозных (приказ ФССП России от ** ** **. №... – перечень показателей движения исполнительных производств) и плановых (приказы ФССП России от ** ** **. №... – взыскание штрафов, от ** ** **. №... – взыскание исполнительского сбора, от ** ** **. №... – взыскание налоговых платежей) показателей деятельности, установленных на 2012 год, нахождение на 74 месте по России в рейтинге территориальных управлений ФССП России (на 73 месте по первому полугодию 2011 года), указывает на отсутствие положительной динамики по направлению исполнительного производства, которая, по мнению членов комиссии, могла иметь место при надлежащем контроле истца за работой возглавляемого отдела, а именно: за проведением комплексного анализа показателей в установленной сфере деятельности, осуществлением тематических проверок отделов судебных приставов, выработкой по их результатам конкретных мер, направленных на улучшение показателей деятельности и повышение эффективности работы отделов судебных приставов по принудительному исполнению судебных актов, актов других уполномоченных законом органов и должностных лиц.

Оценив проведенную отделом организации исполнительного производства работу с точки зрения неисполнения приказов ФССП России от ** ** **. №..., от ** ** **. №..., от ** ** **. №..., от ** ** **. №... устанавливающих показатели УФССП на 2012 год, ненадлежащей реализации поручения заместителя директора ФССП России ... Т.П. от ** ** **. №** ** **, неполноты проверок отделов судебных приставов   согласно служебным запискам отдела ОКР и взаимодействия со СМИ от ** ** **. №... от ** ** **. №..., комиссия по проведению служебной проверки посчитала установленным нарушение Ульныровым О.Г. п. 3.2 должностного регламента, выразившегося в ненадлежащем контроле за работой отдела организации исполнительного производства с учетом возложенных на отдел задач и требований нормативно-правовых актов, указаний и методических рекомендаций Минюста России, ФССП России, приказов и распоряжений Управления в пределах компетенции отдела, в том числе за выполнением УФССП установленных на 2012 год показателей.

Согласно п. 1.3 Положения об отделе организации исполнительного производства, утвержденного приказом УФССП от ** ** **. №... отдел осуществляет свою деятельность на основе приказов и распоряжений Минюста России, ФССП России, УФССП, а также в соответствии с планами работ ФССП России, УФССП и отдела. План работы отдела разрабатывается начальником отдела и утверждается заместителем руководителя УФССП.

План работы отдела организации исполнительного производства на первое полугодие 2012 года, содержащий предложенные   Ульныровым О.Г. к исполнению мероприятия, в том числе по исполнению поручений органов государственной власти РФ (раздел I), по обеспечению принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов (раздел II), утвержден 19.12.2011г. заместителем руководителя УФССП. Каких-либо замечаний по поводу формального характера указанных в нем мероприятий и поручений, не имелось. Доказательств неисполнения либо ненадлежащего исполнения запланированных мероприятий сотрудниками отдела организации исполнительного производства в материалах проверки не представлено. Наоборот, как следует из имеющейся в материалах служебной записки отдела организации исполнительного производства от ** ** **. №... помимо реализации отделом запланированных мероприятий в адрес отделов судебных приставов направлено 30 указаний и поручений, касающихся выполнения прогнозных и плановых показателей; согласно служебной записки отдела документационного обеспечения от ** ** **. №... за период с 01.01.2012г. по 31.07.2012г. отделом организации исполнительного производства в адрес отделов судебных приставов направлено существенное количество указаний, в основной массе касающихся выполнения прогнозных и плановых показателей, увеличения объемов оконченных исполнительных производств, устранения нарушений законодательства об исполнительном производстве и недостатков в базах данных исполнительных производств (АИС ФССП России).

Кроме того,   Ульныровым О.Г. на имя руководителя УФССП по РК неоднократно писались докладные записки о выявлении нарушений, допускаемых сотрудникам отделов судебных приставов Республики Коми, для принятия мер реагирования, однако, факты, изложенные в служебных записках, остались без внимания со стороны руководства УФССП по РК.

Вывод комиссии по проведению служебной проверки об отсутствии положительной динамики выполнения УФССП прогнозных и плановых показателей основан на достигнутых их значениях за первое полугодие 2012 года в сравнении с установленными их прогнозными и плановыми значениями на 2012 год, тогда как характер динамики показателей определяется путем отслеживания их развития во времени (помесячно в течение полугодия, года и в сравнении с аналогичными периодами прошлого года). Этих данных помимо констатации факта невыполнения 5 показателей за первое полугодие 2012 года в заключении служебной проверки не приведено.

Вместе с тем, эти данные изложены в служебной записке отдела организации исполнительного производства от ** ** **. №..., содержание которой проверено и согласовано заместителем руководителя УФССП, где подробно проанализированы причины невыполнения ряда показателей, проверена их динамика помесячно за текущее полугодие и в сравнении с аналогичными значениями отчетного месяца, полугодия прошедшего года, приведены данные о достигнутых значениях плановых показателей в суммах и указано об увеличении взысканных сумм налогов и исполнительского сбора за первое полугодие 2012 года в сравнении с аналогичным периодом 2011 года, при этом проанализирована перспектива их выполнения в полном объеме по итогам 2012 года, и с этой целью предложен ряд управленческих мероприятий.

Делая вывод об отсутствии со стороны отдела организации исполнительного производства, в частности его начальника, эффективного контроля и реагирования на недоработки отделов судебных приставов, комиссия не указала какие конкретно формы контроля и меры реагирования не реализованы начальником отдела с учетом требований нормативно-правовых актов, указаний и методических рекомендаций Минюста России, ФССП России, приказов и распоряжений Управления в пределах компетенции отдела.

При этом суду представлено значительное количество служебных записок, писем и протоколов оперативных совещаний, подготовленных отделом организации исполнительного производства, свидетельствующих о системном контроле показателей и периодическом заслушивании ряда начальников и исполняющих обязанности начальников отделов судебных приставов, которыми не выполнялись установленные прогнозные и плановые показатели в сфере исполнительного производства в первом полугодии 2012 года (при Ульнырове О.Г. – 11 заслушиваний; при заместителях руководителя УФССП – 5 заслушиваний), по результатам которого на указанных должностных лиц возлагались определенные обязанности с конкретным сроком исполнения. Данная форма работы отдела организации исполнительного производства осуществлялась в рамках ранее действующего приказа УФССП от ** ** **. №... (ныне – приказа УФССП от ** ** **. №...), нарушения требований указанных приказов комиссией не установлены.

Кроме того, как усматривается из представленных копий приказов ФССП России от ** ** **. №..., от ** ** **. №..., от ** ** **. №..., они поступили в УФССП в конце марта 2012 года, то есть почти по завершению первого квартала 2012 года, ими утверждены плановые показатели по взысканию штрафов, исполнительского сбора и налоговых платежей на 2012 год, в связи с чем, с выводами комиссии о невыполнении УФССП в первом полугодии 2012 года установленных на год показателей деятельности в сфере исполнительного производства суд не соглашается, поскольку они являются преждевременными.

Также судом установлено, что Ульныров О.Г. в силу своих должностных обязанностей не мог контролировать выполнение УФССП установленных показателей на 2012 год, как об этом указано в заключении служебной проверки и в приказе о его дисциплинарной ответственности, поскольку такой контроль является полномочием руководителя УФССП.

Ссылка комиссии в заключении на неполноту и недостатки проведенных сотрудниками отдела организации исполнительного производства тематических проверок отделов судебных приставов по г.г. Усинску и Воркуте, не является основанием для вывода о ненадлежащем контроле со стороны начальника указанного отдела, поскольку участия в процессе проверки истец не принимал, в местах проверок не находился, справка подготовлена непосредственными ее участниками на основе изученного ими материала, в связи с чем, влиять на выводы и ее изложение в справке истец обоснованно не мог. Оснований полагать, что допущенные при проверках недостатки явились причиной невыполнения указанными отделами судебных приставов установленных показателей по исполнительному производству у суда не имеется, поскольку этот вопрос комиссией не выяснялся и не оценивался, причинно-следственнная связь не устанавливалась.

Таким образом, суд приходит к выводу, что служебная проверка в отношении Ульнырова О.Г. проведена формально, не установлены обстоятельства совершения дисциплинарного проступка, а также виновное поведение Ульнырова О.Г., подлежащие проверке согласно приказу УФССП о назначении служебной проверки от ** ** **. №....

Доводы представителя ответчика о том, что Ульныров О.Г. за первое полугодие 2012г. ни разу не выезжал в ОСП по г. Сыктывкару, что послужило одной из причин недостижения установленных показателей, суд не может принять во внимание, поскольку каких-либо доказательств того, что отсутствие выездов в ОСП по г. Сыктывкару находится в причинно-следственной связи с тем, что плановые показатели не были достигнуты, суду не представлено и судом не добыто.

При таких обстоятельствах, суд не может признать законным приказ № ... от ** ** **. о привлечении Ульнырова О.Г. к дисциплинарной ответственности, в связи с чем, он подлежит отмене.

Кроме того, приказом руководителя УФССП от ** ** **. №... Ульныров О.Г.,   в связи со служебной необходимостью временно, с 28.11.2012г. по 27.12.2012г., переведен на необусловленную служебным контрактом должность   с сохранением установленного ранее размера оплаты труда.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона о госслужбе представитель нанимателя имеет право переводить гражданского служащего на не обусловленную служебным контрактом должность при наличии служебной необходимости, в исчерпывающий перечень случаев которой входят: предотвращение катастрофы, производственной аварии или устранение последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия, для предотвращения несчастных случаев, временной приостановки профессиональной служебной деятельности по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера, уничтожения или порчи имущества, а также замещение временно отсутствующего гражданского служащего.

Между тем, наличие служебной необходимости, на которую УФССП ссылается в приказе от ** ** **. №... как на основание для перевода истца на необусловленную служебным контрактом должность, не нашло подтверждения в ходе рассмотрения настоящего дела.

Согласно служебной записке от ** ** **. и.о. заместителя руководителя УФССП ... А.С., поданной на имя руководителя УФССП по РК ... Д.А., было указано, что по состоянию на 23.11.2012г. ОСП по Сыктывдинскому району не достигнуты все установленные плановые задания и показатели деятельности, установленные Управлением отделу, в соответствии с приказами ФСССП России от ** ** **. № ... на 2012г.; сложившаяся ситуация ставит под угрозу выполнение плановых заданий на 2012г. Управлением в целом.

Однако указанная служебная записка, по мнению суда, носит предположительный характер относительно влияния работы отдела судебных приставов по Сыктывдинскому району на показатели УФССП в целом, не подкреплена анализом данных о соотношении доли, приходящейся в разрезе суммарных показателей отделов судебных приставов всей республики на указанный отдел, чтобы подтвердить объективность сделанного в ней вывода о том, что ... О.Ю., являющийся заместителем начальника отдела, не справляется с возложенными на него временно обязанностями начальника такового.

При этом согласно показаниям ... О.Ю. в судебном заседании, каких-либо нареканий со стороны УФССП, связанных с ненадлежащим исполнением им обязанностей  , не имелось, отдел работал в штатном режиме, как до, так и во время перевода Ульнырова О.Г. на указанную должность. Кроме того, ... О.Ю. продолжал выполнять функции старшего судебного пристава, предусмотренные ч. 2 ст. 10 Федерального закона «О судебных приставов» по распоряжению денежными средствами, находящимися на депозитном счете отдела, поскольку право на подписание платежных поручений для их перечисления Ульнырову О.Г. не было оформлено УФССП в установленном порядке, в том числе согласно требованиям п. 11 Инструкции о порядке учета средств, поступающих во временное распоряжение структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов, утвержденной приказом Минюста России №11, Минфина России №15н от 25.01.2008г. (в ред. от 06.08.2008г.).

Кроме того, суд учитывает также, что в соответствии с представленным должностным регламентом начальника отдела-старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Сыктывдинскому району, при его отсутствии обязанности по указанной должности исполняет заместитель. В данном случае таковым являлся ... О.Ю., который в оспариваемый период временного перевода Ульнырова О.Г. находился на месте и до перевода истца, то есть до ** ** **. включительно, на основании приказа УФССП от ** ** **. №... исполнял обязанности 

Таким образом, суд приходит к выводу, что предусмотренной ч. 1 ст. 30 Закона о госслужбе служебной необходимости для осуществления УФССП временного перевода истца с должности   на необусловленную служебным контрактом должность   не имелось.

Также суд принимает во внимание следующее.

На основании ст. 13 Закона о госслужбе гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом.

В соответствии со ст. 26 Закона о госслужбе служебный контракт заключается на основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы. Служебный контракт не может ухудшать условия прохождения гражданской службы и ущемлять права гражданского служащего, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Согласно ч. 2 ст. 23 настоящего Закона представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе.

Согласно п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ», исходя из ст. 73 Закона о госслужбе, Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Законом о госслужбе.

В частности, на основании ч. 1 ст. 28 Закона о госслужбе перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в том же государственном органе, либо перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в другом государственном органе, либо перевод гражданского служащего в другую местность вместе с государственным органом допускается с письменного согласия гражданского служащего.

В силу п. 16 указанного Постановления Пленума №2, в соответствии со ст.ст. 60 и 72.1 Трудового кодекса РФ работодатель не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, кроме случаев, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами, а также переводить работника на другую работу (постоянную или временную) без его письменного согласия, за исключением случаев

Переводом на другую работу следует считать постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем (ч. 1 ст. 72.1 ТК РФ).

Пунктами 1 и 3 ч. 3 ст. 24 Закона о госслужбе наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа, а также права и обязанности гражданского служащего и его должностной регламент, отнесены к существенным условиям служебного контракта.

При этом в соответствии с ч. 5 ст. 24 Закона о госслужбе условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.

Таким образом, из приведенных положений закона следует, что перевод на другую работу, временное замещение иной должности гражданской службы, ранее замещаемой временно отсутствующим гражданским служащим, так же как и изменение других определенных сторонами условий трудового договора (служебного контракта), возможны только с письменного согласия работника – государственного гражданского служащего, а временное замещение государственным гражданским служащим иной должности гражданской службы, кроме того, поставлено в зависимость от определенных обстоятельств, отраженных в ч. 1 ст. 30 Закона о госслужбе.

Следовательно, учитывая, что в соответствии со служебным контрактом, заключенным УФССП с истцом 01.02.2005г. (с учетом последующих дополнений), Ульныров О.Г. несет государственную гражданскую службу по должности  , реализует права и исполняет обязанности, предусмотренные должностным регламентом по указанной должности, то представитель нанимателя с учетом вышеизложенных положений закона должен был получить письменное согласие истца при вынесении приказа от ** ** **. №..., поскольку в данном случае имеет место перевод и существенное изменение условий служебного контракта №... от ** ** **. (с учетом последующих дополнений) в части трудовой функции и указания структурного подразделения.

При изложенных обстоятельствах, у ответчика не имелось оснований для временного перевода истца на необусловленную служебным контрактом должность, в связи, с чем суд признает приказ УФССП от ** ** ** №... временном замещении Ульныровым О.Г. должности не соответствующим закону.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ульнырова О.Г. удовлетворить.

Признать незаконными приказы УФССП по РК № ... от ** ** **. и № ... ** ** **.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца с момента составления в окончательной форме.

Председательствующий Ю.Н. Агранович