К делу номер
УИД: 23RS0номер-57
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
<адрес> 25 августа 2021 года
Лазаревский районный суд <адрес> края в составе:
председательствующего судьи Радченко Д.В.,
при секретаре ФИО3,
с участием помощника Сочинского транспортного прокурора
Южной транспортной прокуратуры ФИО4,
представителя заинтересованного лица ФИО6,
действующей на основании доверенности СКАВНЮ-289/Д от ДД.ММ.ГГГГ,
ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сочинского транспортного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, к ФИО1 о признании самовольного строения незаконным и его демонтаже,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель транспортного прокурора, действуя в интересах Российской Федерации, обратился в суд с исковым заявлением к ФИО1, в котором просит признать установленное (возведенное) ответчиком самовольное строение (торговый павильон) из металлических конструкций общей площадью 56 кв.м., расположенное на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0109025:39 в полосе отвода железной дороги на 1914 км ПК 4-5 перегона Лазаревская - Лоо в <адрес>, незаконным; обязать ответчика устранить нарушение права ОАО «РЖД» на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0109025:39, не соединенного с лишением владения, путем демонтажа сборно-разборного строения (торгового павильона).
В обоснование доводов указано, что Сочинской транспортной прокуратурой в мае-июле 2020 года проведена проверка соблюдения законодательства, регламентирующего использование государственного имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, в ходе которой установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0109025:39, расположенном в полосе отвода железной дороги на 1914 км ПК 4-5 перегона Лазаревская - Лоо в <адрес> установлено некапитальное сборно-разборное строение (торговый павильон) из металлических конструкций, общей площадью 56 кв. м. Указанное строение самовольно возведено и используется ФИО5 В ходе проверки установлено, что данный земельный участок с кадастровым номером 23:49:0109025:39, на котором расположено указанное строение, является федеральной собственностью, предоставлен в аренду ОАО «РЖД» Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес> сроком на 49 (сорок девять) лет. Таким образом, участок, самовольно занятый ответчиком, находится в полосе отвода железной дороги. ФИО5 не является правообладателем земельного участка, на котором расположено самовольное строение, использует его без надлежаще оформленных документов на право использования, то есть самовольно.
Помощник Сочинского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры ФИО4 в судебном заседании требования искового заявления поддержала, просила удовлетворить, пояснила, что против вынесения решения в порядке заочного производства не возражает.
Представитель заинтересованного лица ОАО «РЖД» по доверенности ФИО6 в судебном заседании заявленные истцом требования поддержала, просила удовлетворить.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, поскольку ранее обращался в ОАО «РЖД» с заявлениями о заключении договора субаренды, однако ответа не получил.
Представитель заинтересованного лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщил.
Представитель заинтересованного лица Лазаревского отдела управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщил.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает, что требования Сочинского транспортного прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, Сочинской транспортной прокуратурой в мае-июле 2020 года проведена проверка соблюдения законодательства, регламентирующего использование государственного имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, в ходе которой установлено следующее.
На земельном участке с кадастровым номером 23:49:0109025:39, расположенном в полосе отвода железной дороги на 1914 км ПК 4-5 перегона Лазаревская - Лоо в <адрес> установлено некапитальное сборно-разборное строение (торговый павильон) из металлических конструкций, общей площадью 56 кв. м.
Указанное строение самовольно возведено и используется ФИО5
Согласно ч. 2 ст. 9 Конституции Российской Федерации, земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Статьями 15 и 22 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельный участок может быть предоставлен гражданину только в собственность либо в аренду.
Частью 7 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип платности земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В ходе проверки установлено, что данный земельный участок с кадастровым номером 23:49:0109025:39, на котором расположено указанное строение, является федеральной собственностью, предоставлен в аренду ОАО «РЖД» Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес> сроком на 49 (сорок девять) лет, что подтверждается договором аренды от ДД.ММ.ГГГГномер.
Таким образом, участок, самовольно занятый ответчиком, находится в полосе отвода железной дороги. ФИО5 не является правообладателем земельного участка, на котором расположено самовольное строение, использует его без надлежаще оформленных документов на право использования, то есть самовольно.
Данный факт подтверждается актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ, полученной справкой из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в городе Сочи и другими материалами проверки.
Из смысла ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» следует, что земли железнодорожного транспорта - земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах. Полоса отвода железных дорог (далее - полоса отвода) - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
В соответствии с п. 2 Устава ОАО «Российские железные дороги», утверждение постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГномер, учредителем общества является Российская Федерация.
Согласно ст. 17 Земельного кодекса РФ и ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» земельные участки, предназначенные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, а также земельные участки, на которых расположены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью.
Под полосой отвода, согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте РФ» понимаются земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
Таким образом, в соответствии с федеральным законодательством земельные участки в границах полосы отвода железных дорог относятся для размещения строго определенных объектов.
Нормы полосы отвода железной дороги, определяются в соответствии с «Нормами отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог», утвержденных Приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГномер (далее - Нормы).
При этом указанные выше Нормы предусматривают, что ширина полосы отвода должна соответствовать максимальной величине из составляющих, определяемых этими условиями и факторами.
В соответствии с указанными выше Нормами: - в полосу отвода на железнодорожном транспорте входят земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; - при определении ширины полосы отвода учитываются следующие условия и факторы: конфигурация (поперечное сечение) земляного полотна, размеры искусственных сооружений, рельеф местности, особые природные условия (участки пути, расположенные на болотах, на слабых основаниях, с подтоплением от временных водотоков и водохранилищ, в зоне оврагообразования, на оползнях, на вечномерзлых грунтах и т.д.), необходимость создания защиты путей от снежных или песчаных заносов, залесенность местности, зона риска (дальность «отлета» с насыпи подвижного состава и груза при аварии); - размеры полос отвода и охранных зон устанавливаются в соответствии с Нормами, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией, генеральными схемами развития железнодорожных линий, узлов и станций, а также с учетом сложившегося землепользования и ранее утвержденных размеров и границ полос отвода и охранных зон.
В целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, ширина полосы отвода должна оставаться неизменной.
Пунктом «д» статьи 71 Конституции Российской Федерации императивно установлено, что федеральная государственная собственность и управление ею находится в исключительном ведении Российской Федерации.
В соответствии со ст. 90 Земельного кодекса РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для: размещения железнодорожных путей; размещения, эксплуатации и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; установления полос отвода и охранных зон железных дорог.
В соответствии с п. 7 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров ограничиваются в обороте.
Статьей 235 ГК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований прекращения права собственности на имущество, в соответствии с которой право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожения имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом, а также в случаях принудительного изъятия имущества у собственника.
Согласно ч. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли- продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
МТУ ФАУГИ в <адрес> и <адрес>, как собственник земельного участка с кадастровым номером 23:49:0109025:39, ОАО «РЖД», как титульный владелец земельного участка, не принимало решения об отказе от прав на земельный участок либо о прекращении прав на данный земельный участок, а также об его отчуждении в собственность ответчику, не давало разрешения на его занятие.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Договор субаренды земельного участка в полосе отвода Северо-Кавказской железной дорогой филиалом ОАО «РЖД» с ФИО1 не заключался. Доказательств иного суду не представлено.
Таким образом, строения являются самовольными и подлежат сносу.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 30 ГПК РФ иски о правах на земельные участки, участки недр, здания, в том числе жилые и нежилые помещения, строения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей, а также об освобождении имущества от ареста предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов или арестованного имущества.
Суд, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению. Ответчиком не представлено доказательств, опровергающих доводы истца.
На основании ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, другой стороной возмещаются все понесенные по делу судебные расходы, в том числе госпошлина пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Судом удовлетворены исковые требования Сочинского транспортного прокурора, являющиеся требованиями неимущественного характера, размер государственной пошлины по которым установлен ч. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ. На основании данной статьи, с учетом того, что истец в силу ст. 333.37 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, с ответчика должна быть взыскана госпошлина в доход государства в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования искового заявления Сочинского транспортного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, к ФИО1 о признании самовольного строения незаконным и его демонтаже – удовлетворить.
Признать установленное (возведенное) ФИО1 самовольное строение (торговый павильон) из металлических конструкций, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0109025:39 в полосе отвода железной дороги на 1914 км ПК 4-5 перегона Лазаревская - Лоо в <адрес>, незаконным.
Обязать ФИО1 устранить нарушение права ОАО «РЖД» на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0109025:39, не соединенного с лишением владения, путем демонтажа сборно-разборного строения (торгового павильона) из металлических, расположенного на земельном участке в полосе отвода железной дороги на 1914 км ПК 4-5 перегона Лазаревская - Лоо в <адрес>.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход государства в размере 300 руб.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Лазаревский районный суд.
Судья
Лазаревского районного суда <адрес> Д.В. Радченко
Копия верна