Дело №2-358/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Владикавказ 19 апреля 2018 года
Ленинский районный суд г.Владикавказа РСО-Алания в составе: председательствующего судьи Кальяновой В.В., при секретаре Сотиевой И.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к АМС <адрес> о восстановлении в списках очередности с сохранением даты первоначальной постановки на учет вынужденного переселенца, состоящего на учете нуждающихся в жилых помещениях,
установил:
ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным иском.
Мотивировал свои требования следующими обстоятельствами.
Является уроженцем <адрес> Республики Грузия и члены его семьи: супруга ФИО5, сыновья ФИО2 и ФИО3, являются вынужденными переселенцами с ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ. ФИО4 составом семьи из № человек состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях в <данные изъяты> префектуре <адрес> (выписка из постановления АМС <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ.
На момент постановки на жилищный учет ФИО1 был зарегистрирован по адресу: <адрес>.
В связи с тем, что собственник решил продать квартиру, в ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 и члены его семьи снялись с регистрационного учета и зарегистрировались по адресу: <адрес>, но фактически с ДД.ММ.ГГГГ года проживали по адресу: <адрес>.
Данное домовладение принадлежит на праве собственности ФИО7, которая подтверждает фактическое проживание по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ года.
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 с семьей снялись с регистрационного учета в <адрес> и ДД.ММ.ГГГГ. зарегистрировались в <адрес>.
В ДД.ММ.ГГГГ. брак между ФИО1 и ФИО5 был расторгнут (свидетельство о расторжении брака № от ДД.ММ.ГГГГ.
Протокольным решением АМС <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 был исключен из списка вынужденных переселенцев, нуждающихся в жилом помещении на основании п.3 ст.56 ЖК РФ (в связи с выбытием в другое муниципальное образование).
ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ. обратился с заявлением о восстановлении в списках очередности.
Согласно выписке из протокола заседания комиссии АМС <адрес> по организации работы по реализации ФЦП «<данные изъяты>» на ДД.ММ.ГГГГ годы № от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 и членам его семьи отказано в восстановлении в списках очередности.
В ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 повторно обратился с заявлением о восстановлении в списках очередности с первоначальной даты постановки на учет. Согласно выписке из протокола заседания комиссии по жилищным вопросам при АМС <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 отказано в восстановлении в списках очередности с первоначальной даты постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ.) в связи с тем, что он и члены его семьи в ДД.ММ.ГГГГ году выбыли в <адрес>.
В очередной раз в ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 обратился с заявлением о восстановлении в списках очередности и согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ. № (выдано нарочно ДД.ММ.ГГГГ.) ему было отказано и рекомендовано обратиться с заявлением о принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений с момента обращения.
Отказ АМС <адрес> в восстановлении в списках граждан – вынужденных переселенцев, нуждающихся в жилых помещениях по дате первоначальной постановки на учет с ДД.ММ.ГГГГ. не имеет законных оснований.
Снятие ФИО1 с регистрационного учета, без фактического изменения места жительства не может служить основанием для исключения его из списков нуждающихся в жилых помещениях.
Изменение места жительства ФИО1 и членов его семьи может быть подтверждено только через установление факта его выезда в другое место жительства, а не по факту снятия с регистрационного учета.
Решение о снятии гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях выдается или направляется гражданину, в отношении которого принято такое решение, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия и может быть обжаловано в судебном порядке.
ФИО1 решение о снятии его с учета не направлялось, тем самым было нарушено его право на обжалование решения и защиту своих законных прав.
Просил восстановить его и членов семьи - ФИО2, ФИО3 в списках граждан – вынужденных переселенцев, нуждающихся в жилых помещениях с сохранением даты первоначальной постановки на учет со ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании ФИО1 исковые требования поддержал. Просил удовлетворить заявленный им иск в полном объеме.
Представитель ФИО1 - ФИО8, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ иск поддержал. Дополнительно пояснил, в соответствии со ст. 5 ФЗ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом. Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений до 1 марта 2005 года, установлены ч. 2 ст. 6 Вводного закона. В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3-6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений. Из смысла указанных положений закона, истец, принятый на учет нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года, мог быть снят с учета либо по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3-6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали ему право на получение жилого помещения. Часть 2 ст. 6 Вводного закона не предусматривает возможности снятия с учета граждан, принятых на учет до 1 марта 2005 года, по п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ. Таким образом, снятие истца с учета, учитывая положения ч. 2 ст. 6 Вводного закона, могло производиться при наличии оснований, указанных в ст. 32 ЖК РСФСР, действовавшей на момент постановки истца на учет, а не в силу п. 2 ч. 1 ЖК РФ. Согласно ст. 32 ЖК РСФСР граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий; выезда на другое постоянное место жительства; выявления в предоставленных документах не соответствующих действительности сведений, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией. Просил удовлетворить требования в полном объеме.
Представитель АМС <адрес>ФИО9, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ., иск не признала. Просила в удовлетворении иска отказать.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд считает требования ФИО1 подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ст. 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года №4530-1 "О вынужденных переселенцах", решение о признании лица вынужденным переселенцем принимается соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства независимо от возможности лица самостоятельно обустроиться в данной местности.
В соответствии с Положением о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2000 года №845, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют в соответствии с жилищным законодательством и настоящим Положением учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставляют им жилые помещения для постоянного проживания.
В соответствии с жилищным законодательством вынужденные переселенцы вправе одновременно состоять на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), в органе местного самоуправления по месту жительства, на предприятиях, в учреждениях и других организациях по месту их работы.
Органы местного самоуправления по месту жительства вынужденных переселенцев в соответствии с жилищным законодательством осуществляют учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), независимо от срока их проживания в данной местности.
Этот учет осуществляется путем ведения единого списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье).
Вынужденные переселенцы, состоящие в едином списке и относящиеся к категории граждан, имеющих право на первоочередное или внеочередное предоставление жилых помещений, одновременно включаются в отдельные списки первоочередников или внеочередников.
Для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), вынужденные переселенцы лично подают в установленном порядке в орган местного самоуправления заявление о предоставлении им постоянного жилья и представляют необходимые документы, в том числе удостоверение вынужденного переселенца.
Решение о постановке на учет и включении вынужденного переселенца в единый список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), орган местного самоуправления в установленный жилищным законодательством срок в письменной форме доводит до сведения вынужденного переселенца и соответствующего территориального органа Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации с указанием даты включения вынужденного переселенца в очередь и ее номера.
Предоставление вынужденным переселенцам из государственного и муниципального фондов жилых помещений для постоянного проживания осуществляется на основании решения, принятого органом местного самоуправления в порядке очередности исходя из даты принятия на учет (пункты 3, 36 - 39, 42).
Обеспечение жильем данной категории граждан в настоящее время осуществляется в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" путем предоставления социальной выплаты, за счет средств федерального бюджета, для приобретения жилого помещения, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом. Порядок реализации права на жилье в рамках указанной подпрограммы регламентируется Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153.
В соответствии с данными Правилами право на участие в подпрограмме имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений (п. 5 "ж").
Установлено, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в АМС <адрес> о постановке на квартирный учет как вынужденный переселенец с составом семьи № человек.
Постановлением Главы МСУ <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 принят на квартирный учет по месту жительства ДД.ММ.ГГГГ. в <данные изъяты> префектуре с составом семьи № человек. Номер очередности по единому списку №, по льготному списку, как многодетная семья, вынужденный переселенец №.
Протокольным решением комиссии АМС <адрес> по организации работы по реализации Федеральной целевой Программы «<данные изъяты>» на ДД.ММ.ГГГГ годы от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 исключен из списков граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории вынужденных переселенцев в связи с утратой статуса на основании запроса отдела по жилищным вопросам АМС <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № в УФМС по <данные изъяты>
Решением <данные изъяты> районного суда <адрес><данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ., вступившим в законную ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 восстановлен срок обращения в УФМС России по <данные изъяты> с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца.
Согласно удостоверению вынужденного переселенца №, выданному ДД.ММ.ГГГГ., ФИО1 продлен срок действия статуса вынужденного переселенца до ДД.ММ.ГГГГ.
При этих условиях на ФИО1 распространяется действие норм Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года №4530-1 "О вынужденных переселенцах".
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 обратился с заявлением в АМС <адрес> о восстановлении в списках очередности.
Протокольным решением заседания комиссии АМС <адрес> по организации работы по реализации Федеральной целевой Программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ годы № от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 и членам его семьи отказано в восстановлении в списках очередности согласно п.3 ст.56 ЖК РФ в связи с выбытием в другое муниципальное образование.
В качестве основания указали, что ФИО1 и все члены его семьи выбыли в <адрес> РСО-Алания, <адрес>.
В ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 вновь обратился с заявлением о восстановлении в списках очередности с первоначальной даты постановки на учет.
Протокольным решением заседания комиссии по жилищным вопросам АМС <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 и членам его семьи отказано в восстановлении в списках очередности с первоначальной даты постановки на учет (ДД.ММ.ГГГГ) по категории вынужденные переселенцы с формулировкой согласно п.3 ст.56 ЖК РФ в связи с выбытием в другое муниципальное образование.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 6 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" вынужденный переселенец обязан при перемене места жительства в пределах территории Российской Федерации встать на учет в течение одного месяца в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по новому месту жительства. Снятие с учета вынужденного переселенца по прежнему месту жительства осуществляется после получения сведений о постановке его на учет в качестве вынужденного переселенца из территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по новому месту жительства.
Пунктом 3 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено такое основание для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, как выезд на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
В соответствии с толкованием приведенной нормы, изложенным в пункте 9 Обзора практики рассмотрения судами в 2013-2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2015 года, решая вопрос об обоснованности снятия граждан с учета по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо исследовать обстоятельства, связанные с фактическим изменением места жительства граждан. При этом в случае установления доказательств того, что непроживание граждан по месту их постоянного жительства носило временный характер, суды правильно удовлетворяли требования о восстановлении граждан на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Данная позиция согласуется с толкованием, изложенным в пункте 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 г. N 4-П, согласно которому сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ. Согласно названному Закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить факт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства. Таким образом, регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции РФ, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах РФ, носящим уведомительный характер, и отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
В исследованном в судебном заседании паспорте ФИО1 имеются отметки о том, что ДД.ММ.ГГГГ он зарегистрирован по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ снят с регистрационного учета и в этот же день - ДД.ММ.ГГГГ. зарегистрирован по адресу <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ снят с регистрационного учета и ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: РСО-Алания, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ снят с регистрационного учета и ДД.ММ.ГГГГ г зарегистрирован по адресу: <адрес> где и проживает по настоящее время.
Давая оценку доводу о выбытии ФИО1 в другое муниципальное образование суд исходит из того, что один лишь факт регистрации гражданина по месту жительства в другом муниципальном образовании не является достаточным доказательством выезда на место жительства в другое муниципальное образование, АМС <адрес> не предприняты меры к проверке данного обстоятельства.
При этом суд исходит из того, что ФИО1 является вынужденным переселенцем, не обустроенным жильем в соответствии с действующим законодательством, а потому его перерегистрация носит временный характер.
Поскольку истцом представлены достаточные доказательства, подтверждающие факт постоянного проживания семьи на территории <данные изъяты> в <адрес>, суд приходит к выводу о том, что сам по себе факт регистрации ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. на территории другого муниципального образования – <адрес><данные изъяты>, не является основанием для отказа в восстановлении в списках граждан – вынужденных переселенцев, нуждающихся в жилых помещениях с сохранением даты первоначальной постановки на учет, с 02.12.2004г.
При изложенных обстоятельствах требования ФИО1 подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 к АМС <адрес> о восстановлении в списках очередности с сохранением даты первоначальной постановки на учет вынужденного переселенца, состоящего на учете нуждающихся в жилых помещениях – удовлетворить.
Восстановить ФИО1 и членов его семьи ФИО2, ФИО3 в списках граждан – вынужденных переселенцев, нуждающихся в жилых помещениях с сохранением даты первоначальной постановки на учет со ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания через Ленинский районный суд <адрес> РСО-Алания в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий В.В.Кальянова