ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2816/19 от 14.06.2019 Центрального районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 2-2816/2019

Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Центральный районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Коротенко Д.И.

при секретаре Николаевой Т.В.,

с участием: представителя истца, представителя ответчика,

рассмотрев в открытом судебном заседании 14 июня 2019 года в городе Волгограде гражданское дело по иску ФИО1 к МО РФ ФКУ Военному комиссариату Волгоградской области о включении в выслугу лет периодов прохождения военных сборов, произвести перерасчёт пенсии,

установил:

Истец обратился в суд с вышеназванным иском к Военному комиссариату Волгоградской области. Свои требования мотивирует тем, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является пенсионером по выслуге лет, что подтверждается соответствующим удостоверением.

Следует отметить, что в 2002 году был уволен из Вооруженных сил РФ по окончанию действия контракта, при этом дважды призывался на военные сборы, в связи с этим выслуга лет составила более 21 года.

04.12.2018 г. был получено письмо-ответ из МО РФ ФКУ «Военного комиссариата Волгоградской области» № ЦСО/1/695к что, на основании п.1 Постановления Совета Министров РФ № 941 от ДД.ММ.ГГГГ., периоды военных сборов не входят в выслугу лет, мотивировав тем, что ФИО1 на момент прохождения военных сборов был уволен в запас.

Истец не согласен. Считает, что пребывание в запасе является одной из форм исполнения гражданами воинской обязанности.

Просит суд включить в стаж прохождения военной службы, периода прохождения военных сборов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (30 дней).

Включить в стаж прохождения военной службы, периода прохождения военных сборов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 дня).

Произвести перерасчет выслуги лет и начислить пенсию с учетом перерасчета с ДД.ММ.ГГГГ.

Истец в судебное заседание не явился, предоставил заявление о рассмотрении дела без его участия.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал. Просит в удовлетворении иска отказать.

Суд, выслушав стороны, исследовав доказательства по делу, не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

В соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Согласно абз.2 п.2 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ на граждан, призванных на военные сборы, и граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве (далее - резерв), статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы и членов их семей осуществляется в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 12.02.1992 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» и Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации».

В силу п.1 ст. 54 Федерального закона от 28.03.1998г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» для подготовки к военной службе граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы. Проведение военных сборов в иных целях не допускается.

В соответствии с п.1 ст. 56 Федерального закона от 28.03.1998г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» порядок прохождения военных сборов гражданами, пребывающими в запасе, определяется Положением о проведении военных сборов, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Пунктом 15 Положения о проведении военных сборов, утвержденного Постановление Правительства РФ от 29.05.2006 г. № 333 граждане, проходящие военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы.

Согласно п. 16 Положения о проведении военных сборов, основными задачами учебных сборов приписного состава являются: а) проверка реальности установленных сроков (нормативов) выполнения мобилизационных мероприятий; б) подготовка воинских частей (подразделений) к действиям в условиях проведения мобилизации, военного положения и военного времени; в) подготовка военных комиссариатов к проведению мобилизации людских и транспортных ресурсов на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; г) совершенствование гражданами военных знаний, умений и навыков при исполнении должностных обязанностей; д) подготовка граждан к выполнению первоочередных работ по переводу воинских частей с мирного на военное время.

В соответствии с п.19 Положения о проведении военных сборов, на учебных сборах по подготовке граждан по военно-учетным специальностям проводятся: а) подготовка офицеров запаса на вышестоящие должности; б) подготовка офицеров запаса из числа прапорщиков и мичманов, сержантов и старшин, солдат и матросов запаса; в) подготовка, переподготовка граждан и совершенствование их военных знаний, умений и навыков по требуемым военно-учетным специальностям и воинским должностям, в том числе на новых образцах вооружения и военной техники; г) подготовка к военной службе граждан, ранее не прошедших военную службу, с присвоением им соответствующих военно-учетных специальностей.

Согласно п.29 Положения о проведении военных сборов, время прохождения военных сборов засчитывается в общую продолжительность военной службы гражданина, о чем в установленном порядке делаются соответствующие записи в документах воинского учета.

Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является майором запаса и пенсионером Министерства обороны РФ, в 2002 году уволен из Вооружённых сил РФ по истечению срока контракта с выслугой лет, исчисленной на дату увольнения с военной службы - 20 лет 11 месяцев.

В период с 12 мая 2005 года по 10 июня 2005 года истец проходил военные сборы.

Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Исходя из ч.1 ст. 68 ГПК РФ в случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.

Как указывает представитель ответчика в 2005 году ФИО1 необоснованно был увеличен оклад по воинской должности и соответственно произведён перерасчёт пенсии исходя из выслуги лет - 21 год.

Так как после увольнения с военной службы в 2002 году истец военную службу больше не проходил и находился в запасе, то решением военного комиссара Волгоградской области от 25 октября 2018 года, с 01 ноября 2018 года размер пенсии был установлен исходя из выслуги лет исчисленной на дату увольнения с военной службы - 20 лет 11 месяцев.

В соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента РФ от 16.09.1999 г. № 1237, прохождение военной службы включает в себя назначение на воинскую должность, присвоение воинского звания, аттестацию, увольнение с военной службы.

Согласно ч. 3 ст. 18 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определяется Правительством Российской Федерации.

Частью 1 ст. 18 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 установлено, что в выслугу лет для назначения пенсии засчитывается военная служба.

В соответствии со ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 и пунктами 8 и 9 постановления Совета Министров – Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941, пенсии уволенным с военной службы военнослужащим назначаются исходя из оклада по последней штатной должности, оклада по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентной надбавки за выслугу лет, исчисленную из окладов. При этом, право на пенсию и размер пенсии напрямую зависит от выслуги лет, рассчитанной на день увольнения с военной службы (статьи 13 и 14 Закона).

Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами время прохождения военных сборов засчитывается в выслугу лет при назначении пенсии после увольнения со службы.

Следовательно, рассчитанная перед увольнением с военной службы выслуга лет подлежит перерасчету только в случае повторного поступления на военную службу (назначение на должность) и последующее увольнение со службы.

Истец вновь на военную службу не принимался.

Определением Конституционного Суда РФ от 03.04.2007 № 338-О-О, разъяснено, что Федеральный закон "О статусе военнослужащих", как указывается в его преамбуле, определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, для чего в статье 2 приведен круг лиц, имеющих статус военнослужащих.

В абзаце втором пункта 2 статьи 2 данного Федерального закона федеральный законодатель, действуя в пределах своих полномочий, установил, что на граждан, призванных на военные сборы, статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, т.е. предоставил им иной, чем у военнослужащих, статус с учетом объективных различий в условиях прохождения военной службы и военных сборов: граждане, призванные на военные сборы, не исполняют военную службу (к особенностям которой относятся ограничение военнослужащих в гражданских, личных, политических и социально-экономических правах, детальность правового регулирования военно-служебных отношений, обязательный характер военной службы для отдельных категорий граждан и др.), а проходят подготовку к ней, что влечет за собой существенные отличия в объеме и характере обязанностей, возлагаемых на эти категории граждан, и условиях их выполнения (п.3).

Из пунктов 16 и 19 Положения о проведении военных сборов, следует, что при проведении военных сборов осуществляется совершенствование гражданами военных знаний, умений и навыков при исполнении должностных обязанностей, а так же осуществляется подготовка, переподготовка граждан по требуемым военно-учетным специальностям и воинским должностям.

Таким образом, граждане, призванные на военные сборы, не проходят военную службу, а лишь исполняют обязанности военной службы, и статус военнослужащих не распространяется на них в полном объеме.

Анализ вышеназванных правовых норм, позволяет суду сделать вывод о том, что действующее законодательство предоставляет гражданам, призванным на военные сборы иной, чем у военнослужащих статус, с учетом объективных различий в условиях прохождения военной службы и военных сборов. Рассчитанная перед увольнением с военной службы выслуга лет на пенсию подлежит перерасчету только в случае повторного поступления на военную службу и последующего увольнения с военной службы, также как и оклад - следует применять по последней штатной должности. Должность по которой истец проходил военные сборы в 2005г. в течение 33 дней – не является штатной.

Согласно п. 5 ст. 24 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" N 166-ФЗ, в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате пенсии, производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством РФ. Установление пенсии в размере, предусмотренном законодательством РФ, или прекращение выплаты указанной пенсии в связи с отсутствием права на нее, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 14 января 2016 г. N 1-П, сам по себе такой способ исправления подобных ошибок, не может рассматриваться как несовместимый с требованиями Конституции Российской Федерации, однако в системе действующего правового регулирования он является единственно возможным и применяется независимо от каких бы то ни было обстоятельств. Предусмотренная законом возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии, призвана, таким образом, обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан, а потому не может подвергаться сомнению.

Таким образом требования о включении в выслугу лет периодов прохождения военных сборов, произвести перерасчёт пенсии,, удовлетворению также не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к МО РФ ФКУ Военному комиссариату Волгоградской области о включении в выслугу лет периодов прохождения военных сборов, произвести перерасчёт пенсии с 01.11.2018 года – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 18.06.2019г.

Судья - Д.И. Коротенко