Дело № 2 – 2816 /2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Киселевский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Борисенко О.А.
при секретаре Мироновой Т.Н.
с участием истца Борисова С.И. и представителя истца Титовой Н.А.
представителя ответчика Садриевой С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Киселевск
26 октября 2016 года
дело по иску: Борисова С.И. к Управлению городского развития Киселевского городского округа о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Истец Борисов С.И. обратился в суд с иском к ответчику о предоставлении жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку родители умерли.
До достижения совершеннолетия распоряжением администрации города Киселевска его опекуном была назначена сестра К.
Распоряжением администрации Киселевского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ истец был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истец состоит в администрации Киселевского городского округа на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории дети-сироты за №.
После смерти родителей: папа- Б. умер ДД.ММ.ГГГГ, мама - Б. умерла ДД.ММ.ГГГГ, воспитанием истца занималась сестра - К., с которой истец проживал в одном доме.
В собственности истца своего жилья нет и проживать ему в настоящее время негде. Истец неоднократно обращался в администрацию Киселевского городского округа с требованием о предоставлении жилого помещения как лицу, относящемуся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, однако до настоящего времени жилье истцу не предоставлено, что является нарушением его жилищных прав.
На сегодняшний день сестра просит истца освободить принадлежащее ей жилое помещение, но своего жилья у него нет, он вынужден искать квартиру в аренду.
Положениями ст. 40 Конституции гарантировано право малоимущих и иных, указанных в законе граждан, нуждающихся в жилище, на предоставление жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На основании ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям и детям -сиротам, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации детям -сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159- ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям -сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещения по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения, в случае, если их проживание в ранее занимаемых помещениях признаётся невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Основанием возникновения права на получение жилья являются: достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, окончание пребывания вышеназванных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях, прекращение опеки( попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу требований ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Согласно ч.5 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться гражданам по месту их жительства ( в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона Кемеровской области "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" по договору социального найма жилое помещение предоставляется по месту постановки их на учет, общей площадью по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Киселевске на одиноко проживающего гражданина - 33 кв.м. в соответствии с решением Киселевского городского Совета народных депутатов от 25 апреля 2013 года № 31- Н "Об определении размера дохода и стоимости имущества, подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущим, и установлении учетной нормы, нормы предоставления площади жилого помещения".
Просит обязать Управление городского развития Киселевского городского округа предоставить ему по договору найма специализированное благоустроенное жилое помещение, исходя из социальной нормы площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, площадью не ниже предусмотренной социальной нормы 33 кв.м. по месту жительства в черте Киселевского городского округа Кемеровской области.
Истец и его представитель в судебном заседании исковые требования поддержали и просили удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Садриева С.В., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования не признала. Не оспаривая право истца на обеспечение жилым помещением по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, указала, что согласно статье 1 и пункту 1 статьи 5 Закона Кемеровской области от 27 декабря 2012 года № 134-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» устанавливается порядок предоставления жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
До 01 января 2013 года дети – сироты и лица из их числа обеспечивались жилыми помещениями по договорам социального найма из фонда социального использования во внеочередном порядке. Внеочередной порядок обеспечения жилыми помещениями не предполагал ведение какого-либо учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений в порядке очерёдности. Это, с одной стороны, отвечало целям внеочередного предоставления жилых помещений, с другой стороны, препятствовало своевременному и точному выявлению всех детей – сирот и лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилых помещений.
С 01 января 2013 года указанные категории граждан обеспечиваются жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения.
Предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей – сирот и лиц из их числа должно быть обеспечено при наступлении предусмотренных в законе обстоятельств (достижение определённого возраста, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия и др.). Предоставление жилых помещений лицам указанной категории из специализированного жилищного фонда должно достигаться посредством формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка детей – сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
При этом список формируется органом исполнительной власти Кемеровской области отраслевой компетенции, осуществляющим управление в сфере образования, с разбивкой по каждому муниципальному образованию (городскому округу, муниципальному району) (пункт 2 статьи 3 Закона Кемеровской области от 27 декабря 2012 года № 134-ОЗ – в ред. от 06 июня 2014 года).
Однако в Законе не оговорен срок, в течение которого указанная категория граждан имеет право на получение жилья, также действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает право лиц, относящихся к данной категории, на получение жилого помещения вне очереди.
Следовательно, жилые помещения должны предоставляться гражданам согласно утверждённым спискам, поскольку согласно спискам из областного бюджета выделяются субвенции на приобретение специализированного жилого фонда для данной категории граждан. В противном случае будут нарушены цели и задачи данного закона.
Так, согласно пункту 2 статьи 3 настоящего Закона, список формируется органом исполнительной власти Кемеровской области отраслевой компетенции, осуществляющим управление в сфере образования, с разбивкой по каждому муниципальному образованию (городскому округу, муниципальному району). Включение детей – сирот в список осуществляется в порядке очерёдности в зависимости от даты рождения детей – сирот. При совпадении даты рождения включение в список производится по дате подачи заявления.
Иными словами, жилое помещение предоставляется в порядке очерёдности, не нарушая прав других граждан, которые также включены в список (с учётом даты рождения).
Также в Законе Кемеровской области от 06 июня 2012 года № 49-ОЗ «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Кемеровской области» отсутствует указание на возможность внеочередного предоставления специализированного жилого помещения, отсутствует и такое указание в главе 10 Жилищного кодекса Российской Федерации о предоставлении специализированных жилых помещений и пользовании ими.
В пункте 5 статьи 11 Закона Кемеровской области от 27 декабря 2012 года № 134-ОЗ указывается, что вопросы, связанные с обеспечением детей – сирот жилыми помещениями, в части, не урегулированной настоящим Законом, регулируются Коллегией Администрации Кемеровской области.
Из пункта 12 Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 29 марта 2013 года № 132 «О некоторых вопросах в сфере обеспечения прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилые помещения» следует, что детям – сиротам, достигшим 18-летнего возраста, уполномоченным органом направляется справка с указанием номера очереди.
Таким образом, анализируя приведённые нормы федерального действующего законодательства Российской Федерации, в том числе и Законов Кемеровской области, в настоящее время законом не предусмотрено предоставление для данной категории граждан специализированного жилого помещения вне очереди. Жилое помещение предоставляется в порядке очерёдности, не нарушая прав других граждан данной категории.
Кроме того, гражданам, указанным в пункте 5 статьи 1 настоящего Закона и включённым в список, жилые помещения предоставляются на основании решения уполномоченного органа по договорам найма специализированных жилых помещений (статья 99 Жилищного кодекса Российской Федерации). Решение о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, принятое с соблюдением требований настоящего закона, является основанием заключения соответствующего договора найма специализированного жилого помещения в срок, установленный данным решением, и суд не может подменять своим решением решение уполномоченного органа.
Управлением городского развития Киселёвского городского округа обязательства по формированию списка детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в том числе и в отношении Борисова С.И. исполнены. В настоящее время Борисов С.И. состоит в очереди на получение специализированного жилого помещения, как и предусмотрено Законом Кемеровской области № 134-ОЗ от 27 декабря 2012 года, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер очереди – №.
Каких-либо нарушений, исходя из действующего в данное время законодательства Российской Федерации, в отношении Борисова С.И. нет, порядок обеспечения жилым помещением, предусмотренный вышеуказанными нормативными правовыми актами Российской Федерации, соблюдён.
Определяющую роль в исполнении своих обязательств для Управления городского развития Киселевского городского округа играет финансирование из областного бюджета.
Статьёй 13 ч.1 Закона Кемеровской области от 14 ноября 2005 года № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также иных категорий граждан» следует, что органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение отдельных государственных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Кемеровской области в той мере, в какой указанные полномочия были обеспечены материальными и финансовыми средствами. Финансирования из областного бюджета недостаточно для исполнения ответчиком обязательств по обеспечению детей- сирот и лиц из их числа жилыми помещениями.
Кроме того, в настоящее время на территории Киселёвского городского округа отсутствуют свободные жилые помещения, предоставляемые по типовому договору найма жилого помещения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объёме.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, находит иск обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации гарантировано право на жилище малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 1 ст. 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей – сирот, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка (п.3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьёй, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно статьи 1 Закона Кемеровской области от 27 декабря 2012 года № 134-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» настоящим законом устанавливается порядок предоставления жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот и детям, оставшимся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
В соответствии с пунктом 1 ст. 5 вышеуказанного закона гражданам, указанным в статье 1 указанного Закона и включенным в список, жилые помещения предоставляются на основании решения уполномоченного органа по договорам найма специализированных жилых помещений.
При принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения уполномоченный орган делает запрос документов, указанных в пункте 5 статьи 3 настоящего Закона, для исключения обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии права на предоставление жилого помещения.
Согласно пункту 3 ст. 5 приведенного закона по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться ребенку – сироте на территории муниципального образования, по которому он состоит в списке.
На основании пункта 4 статьи 5 названного закона предоставление жилого помещения ребенку – сироте осуществляется из специализированного жилого фонда Кемеровской области в соответствии с Законом Кемеровской области «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Кемеровской области» либо из специализированного жилищного фонда соответствующего муниципального образования – в случае наделения законом Кемеровской области органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот.
Согласно пункту 5 ст. 5 приведенного закона договор найма специализированного жилого помещения заключается между ребенком – сиротой и уполномоченным органом, осуществляющим управление соответствующим жилищным фондом.
Согласно пункту 1 ст. 7 Закона Кемеровской области от 27.12.2012 N 134-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" норматив общей площади жилых помещений, предоставляемых детям-сиротам, составляет не более 33 квадратных метров на одного человека с учетом пункта 7 статьи 8 Федерального закона.
На основании пункта 6 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации (в том числе по вопросу обеспечения жилищных прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) на основании законов субъектов Российской Федерации и в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления.
Пунктом 9 статьи 2 Закона Кемеровской области от 14 ноября 2005 года № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также иных категорий» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Кемеровской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В связи с передачей полномочий органам местного самоуправления по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вышеуказанными Законами органам местного самоуправления соответственно передаются и финансовые средства для их реализации.
Денежные средства предусматриваются в виде субвенций и перечисляются в местный бюджет в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. С момента зачисления данных денежных средств на счёт местного бюджета, данные денежные средства становятся средствами местного бюджета.
Денежные средства перечисляются по правилам, предусмотренным Бюджетным кодексом Российской Федерации, нормативными актами Минфина Российской Федерации в порядке межбюджетных отношений.
В соответствии с нормами статьи 35 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты формируются на основании принципа общего (совокупного) покрытия расходов, который означает, что все расходы бюджета покрываются общей суммой доходов. То есть денежные средства, поступающие из вышестоящего бюджета нижестоящему в виде субвенции зачисляются на единый счет бюджета и расходование средств осуществляется также с этого единого счета бюджета. Выделяемые средства при поступлении на счет местного бюджета становятся средствами местного бюджета.
В судебном заседании бесспорно установлено, что родителями истца Борисова С.И. являлись Б. и Б., что подтверждается копией свидетельства о рождении ( запись акта о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 7)
Отец истца - Б. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о смерти (запись акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 8 ), мать истца - Б. умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о смерти (запись акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.9 ), в связи с чем, истец относится к лицам, дополнительные гарантии по социальной поддержке и обеспечение жилыми помещениями которых установлены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Кемеровской области от 27 декабря 2012 года №134-03 «Об обеспечении жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
ДД.ММ.ГГГГ истец достиг возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), однако ему не было предоставлено для проживания благоустроенное жилое помещение, не предоставлено благоустроенное жилое помещение ответчиком и до настоящего времени, в силу чего у него до настоящего времени отсутствует благоустроенное помещение, в котором он мог бы проживать.
Из справки Управления городского развития Киселевского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Борисов С.И. включен в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями распоряжением Администрации Киселевского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№, на ДД.ММ.ГГГГ номер в списке - № (л.д.10).
Из справки Управления городского развития Киселевского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Борисов С.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении распоряжением Администрации г.Киселевска от ДД.ММ.ГГГГ№ по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Согласно Закона Кемеровской области от 27 декабря 2012 года №134-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», постановлению Коллегии Администрации Кемеровской области от 29 марта 2013 года №132 «О некоторых вопросах в сфере обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилые помещения» включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, на ДД.ММ.ГГГГ номер в списке - № (л.д 47).
Согласно копии Распоряжения Администрации города Киселевска от ДД.ММ.ГГГГ№ несовершеннолетний Борисов С.И. в связи со смертью обоих родителей передан на воспитание в приёмную семью К. (л.д 44).
Из копии Распоряжения Администрации города Киселевска от ДД.ММ.ГГГГ№ усматривается, что Борисов С.И. принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях (л. 20-21).
В настоящее время Борисов С.И. зарегистрирован в городе Киселевске по <адрес>, в жилом доме К.( л.д. 6, 45).
По данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах Борисова С.И. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют (л.д 15, 46 ).
Данные обстоятельства представителем ответчика в суде не оспаривались.
По смыслу приведенных выше правовых норм основанием возникновения права на получение жилья у детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наступление предусмотренных в пункте 1 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обстоятельств: достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда не поставлено в зависимость от даты включения в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Наличие указанного списка не может являться препятствием для защиты жилищных прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратившихся в суд с иском.
Пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В указанном пункте, как и в других положениях названного закона, отсутствует указание на то, что жилое помещение должно быть предоставлено в порядке очередности по названному списку. Законодательством субъекта Российской Федерации – Кемеровской области также не предусмотрена очередность при предоставлении жилья лицам указанной категории.
При этом согласно указанной норме целью формирования списка является, среди прочего, заблаговременный учет детей – сирот, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Таким образом, данный список необходим для учета детей, которые имеют право на получение жилья по достижении им 18-летнего возраста, чтобы уполномоченные органы вели учет граждан, имеющих право на предоставление жилья, отслеживали наступление ими 18-летнего возраста и планировали предоставление жилья в связи с наступлением данного события, в связи с чем доводы представителя ответчика о том, что жилое помещение истцу Борисову С.И. должно предоставляться в порядке очереди согласно списку детей – сирот, имеющих право на предоставление жилого помещения, суд находит несостоятельными.
Принимая во внимание, что на момент постановки на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, истец являлся лицом из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение за ним не закреплено, жилого помещения на праве собственности либо на условиях социального найма он не имеет, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является, достиг 18-летнего возраста, на день разрешения спора специализированным жилым помещением по договору найма не обеспечен, в связи с чем является лицом, нуждающимся в жилом помещении, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований.
В силу статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Согласно части 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона Кемеровской области «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Решением Киселевского городского Совета народных депутатов от 25 апреля 2013 года № 31-Н «Об определении размера дохода и стоимости имущества, подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими, и установлении учетной нормы, нормы предоставления площади жилого помещения», в муниципальном образовании «Киселевский городской округ» принята норма предоставления жилого помещения по договору социального найма, на одиноко проживающего гражданина – 33 кв.м., жилое помещение должно быть предоставлено истцу исходя из вышеприведенной нормы.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Обязать Управление городского развития Киселевского городского округа предоставить Борисову С.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору найма специализированное благоустроенное жилое помещение, исходя из социальной нормы площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, площадью не ниже предусмотренной социальной нормы 33 кв. м, по месту жительства в черте Киселевского городского округа Кемеровской области за счет средств субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяемых на эти цели управлению городского развития Киселевского городского округа из бюджета Кемеровской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий - О.А.Борисенко
Решение в законную силу не вступило.
В случае обжалования судебного решения сведения об обжаловании и о результатах обжалования будут размещены в сети «Интернет» в установленном порядке.