ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2816/2021 от 30.06.2021 Ленинскогого районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

Дело № 2-2816/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30.06.2021 г. г. Махачкала

Ленинский районный суд г. Махачкалы в составе:

председательствующего – судьи Багандова Ш.Б.,

при секретаре – Нурмагомедовой Д.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курбановой ФИО7 к Комитету Правительства РД по лесному хозяйству об обязании произвести повторный расчет арендной платы, произвести изменения в договоре аренды,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с иском к Комитету Правительства РД по лесному хозяйству об обязании произвести повторный расчет арендной платы, произвести изменения в договоре аренды. В обоснование иска указала следующее.

Истец арендует участок лесного фонда площадью 1,2 га в квартале выделах №,14,26,58 Кайтагского лесничества, согласно договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ для осуществления рекреационной деятельности.

В случае при заключении договора между сторонами возникают отношения, которые регулируются гражданским законодательством.

При составлении договора в разделе арендной платы, кроме платы в федеральный бюджет, включили и плату в республиканский бюджет, не предусмотренный законодательными актами и лесным кодексом РФ. Для ее отмены, истец обратилась в суд так, как на ее устные и письменные обращения ответов не получала. Суд <адрес>ДД.ММ.ГГГГ отменил плату в бюджет РД.

Во исполнения решения суда, отдел администрирования лесных отношений Комитета Правительства Республики Дагестан по лесному хозяйству (далее Комитет по л/х) составил дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ и приложение к договору аренды лесного участка «Сроки внесения арендной платы», где произведен расчет размера арендной платы в соответствии постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности (далее постановление).

Суд ДД.ММ.ГГГГ установил, что в договоре лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ (далее договор), не приводится порядок расчета размера арендной платы в бюджет РФ, тогда как она должна устанавливаться в соответствии с выше изложенным Постановлением, только указана конечная сумма размера арендной платы равную - 13740 руб. в год.

На сегодня выясняется, что расчет размера арендной платы, изначально, со дня составления договора по сегодняшний день производился не правильно.

В постановлении дан порядок определения ставок лесных податей-А за пользование участком лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей, как умножением базовой ставки-Б на коэффициенты: K1 - коэффициент, учитывающий экологическую составляющую оценки земель лесного фонда; К2 - коэффициент, учитывающий приближенность участков лесного фонда к автомобильным дорогам общего пользования; К3 - коэффициент, учитывающий площадь участка лесного фонда.

Формула для вычисления арендной платы выглядит так: А=БxK1хК2хК3.

Б - базовая ставка определена для <адрес> - 1930 руб.

Коэффициенты зависят:

К1 о т степени защитности лесов:

-в отношениях особо защитных участков лесов в защитных лесах- 2;

-в отношениях особо защитных участков лесов в эксплуатационных лесах- 1.5;

-в отношениях защитных лесов-1.5;

-в отношениях зеленых зон и лесопарковых зон-1.0;

-в отношении эксплуатационных и других лесов- 0.5;

В данном случае расчет размера арендной платы произведен, как в защитных лесах.

Ст.111 Лесного кодекса РФ «К защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов».

Выделяются следующие категории защитных лесов:

1) Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;

2) Леса, расположенные в водоохранных зонах;

3) Леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов;

4) Ценные леса;

5) Городские леса.

К2 - от расстояния лесного участка до автомобильной дороги общего пользования:

От 0 до 1.0 км включительно - 3.5

Свыше 1.0 до 2.0 км включительно - 3.0

Свыше 2.0 до 3.0 включительно - 2.5

Свыше 3.0 км. - 0.5

К3 - от площади лесного участка:

-до 0.1 га включительно - 0.5

-свыше 0.1 до 0.3 га включительно - 0.8

-свыше 0.3 га - 1.0

В расчете размера арендной платы произведенной отделом администрирования платежей Комитета по л/х.

1930 x 1.5 x 3.5 x 1.2= 12159 руб.

БхK1хК2хК3=А

Значения коэффициентов К1 и К3 подобраны не правильно.

Лесные участки формировались и выставлялись на аукцион по продаже права на заключение договора аренды лесного участка на основе лесоустроительной документации.

По лесоустроительным документам, леса Кайтагского лесничества по категории защитности относятся менее строгого режима, где отсутствуют:

1) Особо охраняемые природные территории (заказники, другие объекты природно-заповедного фонда);

2) Леса, расположенные в водоохранных зонах;

3) Леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов (памятники природы и др.);

4) Ценные леса;

5) Городские леса,

и разрешены рубки главного пользования.

Эксплуатационный фонд составляет около- 6000 га.

Это 27-30% от лесопокрытой площади, а спелые и перестойные насаждения более- 8000 га, это больше 40% от лесопрокрытой площади.

В материалах лесоустройства отмечено также повсеместная и бессистемная пастьба скота в лесу.

Существующее отнесение территории лесничества к категории защитности «Другие леса, имеющие важное значение для защиты окружающей среды» юридически обосновано соответствующими правительственными постановлениями и решениями органа исполнительной власти республики.

Из вышеизложенного следует, что леса Кайтагского лесничества не отнесены к защитным и являются эксплуатационными. Следовательно коэффициент К1 согласно Постановлению нужно брать равным - 0.5.

По отношению коэффициента К3, согласно постановления, если площадь участка больше 0.3 га, его применяют равную -1.0.

Тогда формула для расчета размера арендной платы выглядит так;

1930х 0.5 х 3.5 х 1.0 = 3377,5 руб.

Б х K1 х К2 х К3 = А

Умножая эти суммы 12159 руб. расчет отдела Комитета по л/х или 3377.0 руб. расчет с правильным применением коэффициентов из Постановления на бюджетный корректирующий коэффициент на соответствующий год получим стоимость лесной подати, т.е. арендную плату.

Арендная плата является регулируемой, подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со ст. 73 лесного Кодекса РФ. Она не может быть произвольно увеличена государственными органами, а также она не может быть выше минимального размера.

Размер арендной платы выше минимальных ставок может быть повышен только в случае проведения аукциона в порядке, предусмотренной ст. 78 лесного Кодекса РФ.

Размер арендной платы за лесной участок, находящийся в федеральной собственности, должен строго соответствовать ставкам, установленным Правительством РФ. Никакие другие органы или должностные лица не уполномочены увеличивать размер арендной платы.

По поводу повышенного размера арендной платы и ее изменению в соответствии Постановлением, ДД.ММ.ГГГГ истец письменно обратилась в Комитет по л/х.

Просит суд обязать Комитет по л/х произвести повторный расчет арендной платы с правильным применением коэффициентов, произвести изменение в договоре аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ стр.8, приложение заменить защитные леса на другие леса, разницу сумм 132528,00 руб. учесть как оплату арендной платы за последующие годы с учетом корректирующего бюджетного коэффициента, обязать управление Росреестра по <адрес> произвести перерегистрацию договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Агентством по л/х РД (арендодатель) и ФИО2 с учетом исключения приведения его соответствие действующему законодательству РФ, а именно заменить защитные леса на другие леса, расчет размера арендной платы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, Лесным кодексом и материалам лесоустройства.

Комитет по лесному хозяйству Республики Дагестан представил возражения на исковое заявление, указал следующее. ДД.ММ.ГГГГ Агентство по лесному хозяйству Республики Дагестан (правопреемник Комитет по лесному хозяйству РД), далее - Комитет, Арендодатель, на основании приказа МПР РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом РФ» и приказа Агентства по лесному хозяйству РД от ДД.ММ.ГГГГ «О переоформлении договоров аренды участков лесного фонда на договоры аренды лесных участков», а также договора аренды участка лесного фонда, заключенного на основании протокола лесного конкурса от ДД.ММ.ГГГГ и ФИО2, далее - Арендатор, Истец заключен договор аренды лесного участка, далее - Договор (дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которому Комитет передал Истцу участок лесного фонда площадью 1,2 га, расположенный - РД, <адрес>, ГУ «Кайтагское лесничество», Кайтагское участковое лесничество, квартал , выдела №, 14, 26, 28, кадастровый номер (условный) 82:223:08:0008, для осуществления рекреационной деятельности.

Договор прошел процедуру государственной регистрации в установленном порядке ДД.ММ.ГГГГ.

На основании решения Ленинского районного суда <адрес> РД от ДД.ММ.ГГГГ с истцом было заключено дополнительное соглашение (далее -Соглашение) к договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому арендная плата за пользование участка лесного фонда составляет 15 807 рублей в год.

Согласно п.7 Договора - размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со ст.73 Лесного кодекса РФ.

В соответствии с таблицей 11 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» (далее - Постановление ) установлены ставки платы при осуществлении рекреационной деятельности.

Также к указанным ставкам платы при осуществлении рекреационной деятельности согласно примечанию к таблице 11 Постановления применяются корректирующие коэффициенты, учитывающие категории защитных лесов и целевое назначение лесов, приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования, площадь переданного в аренду лесного участка и предоставление лесного участка для детских оздоровительных лагерей.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» утверждены ставки платы, предусмотренные таблицами 5-19 ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», в 2015 году применяются с коэффициентом 1,19, в 2016 году - с коэффициентом 1,24, в 2017 году - с коэффициентом 1,3.

В соответствии с вышеуказанной таблицей 11 Постановления , расчет размера арендной платы за единицу площади лесного участка, при осуществлении рекреационной деятельности следует производить следующим образом:

1930 (базовая ставка платы за гектар в год) х 1,5 (коэффициент в отношении защитных лесов) х 3,5 (коэффициент, учитывающий приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования на расстоянии до 1км.) х 1 (коэффициент, учитывающий площадь лесного участка, свыше 0,3га) х 1,19 (1,24 в 2016г.; 1,3 в 2017г. бюджетные коэффициенты, установленные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ) х 1,2 (площадь арендованного участка в гектарах), то есть:

1930 х 1,5 х 3,5 х 1 х 1,19 х 1,2 = 14469 рублей за 2015 г;

1930 х 1,5 х 3,5 х 1 х 1,24 х 1,2 = 15077 рублей за 2016 г.;

1930 х 1,5 х 3,5 х 1 х 1,30 х 1,2 = 15807 рублей за 2017 г. и так далее.

Распоряжением Главы РД от ДД.ММ.ГГГГ-рг «Об утверждении Лесного плана Республики Дагестан на 2019-2028 годы», утвержден Лесной план РД, согласно которому Лесной план Республики Дагестан является документом лесного планирования, в котором определяются цели и задачи лесного планирования, мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов, расположенных в границах лесничеств на территории Республики Дагестан, и зоны такого освоения.

Лесной план Республики Дагестан разработан на основе материалов лесоустройства, отчетных данных об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, Лесного кодекса Российской Федерации (от ДД.ММ.ГГГГ № 200-ФЗ), Закона Республики Дагестан от И марта 2008 г. «О регулировании лесных отношений на территории Республики Дагестан», а также в соответствии с:

-материалами лесоустройства;

-данными государственного лесного реестра на ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГг.;

-отчетными данными об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов за 2008-2017 гг.;

-лесохозяйственными регламентами лесничеств Республики Дагестан;

-обзорами санитарного и лесопатологического состояния лесов Республики Дагестан за 2008-2017 гг.;

-планами тушения лесных пожаров на территории лесничеств Республики Дагестан и Сводным планом тушения лесных пожаров на пожароопасный период 2018 г.;

-материалами статистической отчетности территориального органа Федеральной службы государственной статистики по <адрес> за последние 5 лет;

В соответствии с Лесным планом РД, леса Республики Дагестан, расположенные на землях лесного фонда и леса, расположенные на землях иных категорий, согласно ст. 10 Лесного кодекса Российской Федерации (от ДД.ММ.ГГГГ № 200-ФЗ) по целевому назначению относятся к защитным лесам. Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

С учетом особенностей правового режима защитных лесов Республики выделены следующие категории защитных лесов: леса, расположенные в водоохранных зонах (22,4 тыс. га); леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов (45,3 тыс. га); ценные леса (381,4 тыс. га).

Согласно подпункту «б», части 2, пункта 1.7 Лесного плана РД, к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов относятся, защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности Республики Дагестан (3,2 тыс. га). Указанные защитные полосы лесов защищают дороги от снежных заносов, эрозионных воздействий воды и ветра.

Согласно таксационному описанию Кайтагского лесничества РД, выдела №, 14, 26, 58 (переданные Арендатору по договору аренды), квартала , находятся в защитных полосах лесов, расположенных вдоль автомобильной дороги.

С условиями Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ и Договора от ДД.ММ.ГГГГ истец был ознакомлен и согласен, о чем свидетельствует его подпись.

Таким образом, истцом пропущен общий срок исковой давности, для защиты своего права, которое он считает было нарушено.

Истец ФИО2 надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела в суд не явилась направив своего представителя.

В судебном заседании представитель истца ФИО2ФИО4 исковые требования поддержал, просил удовлетворить по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика ФИО5 требования не признал, просил в иске отказать по изложенным в отзыве основаниям.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что на основании договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ истец арендует участок лесного фонда площадью 1,2 га в квартале выделах №,14,26,58 Кайтагского лесничества для осуществления рекреационной деятельности.

В последующем к указанному договору заключено дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ и приложение к договору аренды лесного участка «Сроки внесения арендной платы», где произведен расчет размера арендной платы в соответствии постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».

Согласно ч.ч. 1-4 ст. 73 Лесного кодекса РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.

При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.

При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка.

Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Согласно таблице 11 «Ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при осуществлении рекреационной деятельности», утвержденной постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ ставка платы, рублей за гектар в год для <адрес> определена в 1930 руб.

При осуществлении рекреационной деятельности на лесном участке, находящемся в федеральной собственности, к ставкам применяются следующие коэффициенты:

а) коэффициент, учитывающий категории защитных лесов и целевое назначение лесов:

в отношении особо защитных участков лесов в защитных лесах - 2;

в отношении особо защитных участков лесов в эксплуатационных лесах - 1,5;

в отношении защитных лесов (кроме зеленых зон, лесопарковых зон) - 1,5;

в отношении зеленых зон, лесопарковых зон - 1;

в отношении эксплуатационных лесов - 0,5;

б) коэффициент, учитывающий приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования на расстояние:

от 0 до 1 километра включительно - 3,5;

от 1 до 2 километров включительно - 3;

от 2 до 3 километров включительно - 2,5;

свыше 3 километров - 0,5;

в) коэффициент, учитывающий площадь лесного участка:

до 0,1 гектара включительно - 0,5;

свыше 0,1 до 0,3 гектара включительно - 0,8;

свыше 0,3 гектара - 1;

г) коэффициент, учитывающий предоставление лесного участка для детских оздоровительных лагерей - 0,1;

д) коэффициент, учитывающий предоставление лесного участка некоммерческим организациям, осуществляющим организацию отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, - 0,1.

Коэффициент применяется к ставкам платы по договорам аренды лесных участков, соответствующих следующим условиям:

площадь лесного участка составляет 300 гектаров и более;

лесной участок сформирован на территории лесничеств, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, плотность населения которых в 15 раз превышает среднюю плотность населения Российской Федерации;

ежегодный объем инвестиций в области освоения лесов на лесном участке не менее 10-кратного размера арендной платы, рассчитанной с учетом применения указанного коэффициента.

Размер арендной платы по договору аренды ответчиком произведен по формуле БхK1хК2хК3 и составляет 12159 руб., где Б - базовая ставка, K1 - коэффициент, учитывающий экологическую составляющую оценки земель лесного фонда; К2 - коэффициент, учитывающий приближенность участков лесного фонда к автомобильным дорогам общего пользования; К3 - коэффициент, учитывающий площадь участка лесного фонда.

В соответствии с Лесным планом РД леса Республики Дагестан, расположенные на землях лесного фонда и леса, расположенные на землях иных категорий, по целевому назначению относятся к защитным лесам. Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и

иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

С учетом особенностей правового режима защитных лесов Республики выделены следующие категории защитных лесов: леса, расположенные в водоохранных зонах (22,4 тыс. га); леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов (45,3 тыс. га); ценные леса (381,4 тыс. га).

Согласно подпункту «б», части 2, пункта 1.7 Лесного плана РД, к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов относятся, защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности Республики Дагестан (3,2 тыс. га). Указанные защитные полосы лесов защищают дороги от снежных заносов, эрозионных воздействий воды и ветра.

Согласно таксационному описанию Кайтагского лесничества РД, выдела №, 14, 26, 58 (переданные Арендатору по договору аренды), квартала , находятся в защитных полосах лесов, расположенных вдоль автомобильной дороги.

В связи с изложенным суд признает несостоятельными доводы истицы о том, что леса Кайтагкского лесничества относятся к категории эксплуатационных, а не защитных, и соответственно о неправильном исчислении размера арендной платы.

Кроме того, истицей пропущен срок исковой давности для предъявления исковых требований, на что сослался ответчик.

Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

В силу ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года.

В соответствии с п. 1 ст. 200 ГК РФ срок исковой давности начинает течь со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

С условиями Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ и Договора от ДД.ММ.ГГГГ истец был ознакомлен с момента их подписания, в связи с чем истцом пропущен срок исковой давности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Комитету по лесному хозяйству Республики Дагестан об обязании произвести повторный расчет арендной платы с правильным применением коэффициентов, произвести изменение (в предусмотренном законом порядке) в договоре аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, стр.8, приложение , заменить указанную в договоре категорию «защитные леса» на категорию «другие леса», зачете уплаченной ранее суммы арендной платы 132 528,00 руб. в счет арендной платы за последующие годы с учетом корректирующего бюджетного коэффициента, обязании Управления Росреестра по <адрес> произвести перерегистрацию договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Агентством по лесному хозяйству РД и ФИО2 с учетом исключения и приведения его соответствие действующему законодательству РФ, а именно заменить защитные леса на другие леса, расчет размера арендной платы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, Лесным кодексом и материалам лесоустройства - отказать.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме через суд первой инстанции.

Председательствующий Ш.Б. Багандов

Копия верна

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>