ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2818 от 21.09.2011 Сормовского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

                                                                                    Сормовский районный суд города Нижний Новгород                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                               

                                    Сормовский районный суд города Нижний Новгород — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-2818/2011   Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОСИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 сентября 2011 года город Нижний Новгород

Сормовский районный суд г.Н.Новгорода в составе

Председательствующего судьи Карпова Д.В.

При секретаре Якушкиной Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании

с участием представителя заявителя Вавилиной И.А., представителя заинтересованного лица Полякова А.П.

гражданское дело по заявлению Налимовой Н.А. об оспаривании решения Управления Федеральной миграционной службы по Нижегородской области,

у с т а н о в и л:

Заявитель просит отменить решение миграционного органа от **.**.** о закрытии въезда в Российскую Федерацию.

В обосновании требований указала, что об оспариваемом решении ей стало известно **.**.** при въезде в Россию из Республики Казахстан на постоянное место жительство для воссоединения с семьей - матерью и сестрой. При этом она продала единственную квартиру в Республике Казахстан и получила документы о выезде на постоянное место жительства из Казахстана. Считает запрещение въезда неоправданно строгой мерой, поскольку допущенные ею административные правонарушения, ставшие основанием для закрытия въезда, малозначительны, а создавшаяся угроза для сохранения семейных связей серьезна.

В судебном заседании представительзаявителя требования поддержала.

Представитель заинтересованного лица с требованиями не согласился, указав, что миграционный орган действовал строго в рамках закона, поскольку заявитель дважды в **.**.** году допустила административные правонарушения, поэтому должна была предвидеть возможные последствия таких действий, в т.ч. не разрешение въезда в Российскую Федерацию. Считает, что в сложившейся ситуации виновата полностью сама заявитель.

Установив юридические значимые обстоятельства, выслушав объяснения явившихся лиц, огласив письменные материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на их всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

По делу установлено следующее.

Заявитель родилась **.**.** в г.Алматы Казахской ССР, являлась гражданкой Советского Союза по рождению, постоянно проживала в Республике Казахстан, после распада СССР приобрела казахстанское гражданство, по национальности русская.

Заявитель жила совместно с матерью Федоровой А.Г., **** года рождения, в ее квартире по адресу: г.Алматы, м-н А**, д. №**, кв.№**, но периодически приезжала в Российскую Федерацию к сестре Вавилиной И.А., являющейся гражданкой Российской Федерации и постоянно проживающей в г.Нижний Новгород, по ул. В**, №**-№**.

**.**.** заявитель въехала в Российскую Федерацию в порядке безвизового пересечения государственной границы, однако, на миграционный учет в течение 3 рабочих дней не встала.

**.**.** по данному факту в отношении заявителя инспектором отдела УФМС составлен протокол об административном правонарушении по ст.18.8 ч.1 КоАП РФ «Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации». В тот же день постановлением заместителем начальника отдела УФМС она привлечена к административной ответственности, ей назначено административное наказание в виде штрафа Z руб.

**.**.** данное постановление вступило в законную силу, незамедлительно исполнено заявителем.

**.**.** истек срок временного пребывания заявителя на территории Российской Федерации, однако, она не возвратилась в Казахстан.

**.**.** заявитель привлечена к административной ответственности по ст.18.8 ч.1 КоАП РФ за нарушение режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда, административное наказание в виде штрафа исполнено в тот же день, после чего заявитель покинула территорию России.

**.**.** миграционный орган принял решение о неразрешении въезда заявителя в Российскую Федерацию в связи с неоднократным в течение трех лет привлечением к административной ответственности, в соответствии с которым заявителю закрыт въезд сроком на три года - до **.**.**. О данном решении ни заявитель, ни ее родственники осведомлены не были.

**.**.** года заявитель и ее мать приняли решение о переезде в Российскую Федерацию на постоянное место жительство для воссоединения с родственниками, живущими в г.Нижнем Новгороде.

**.**.** заявитель оформила общегражданский заграничный паспорт №**, выдан Министерством юстиции Республики Казахстан.

**.**.** мать заявителя продала квартиру в г.Алматы.

**.**.** заявитель с матерью снялись с регистрационного учета в г.Алматы, о чем составлен адресный листок убытия, согласно которому цель убытия - выезд на постоянное место жительства.

**.**.** заявитель получила справку Управления миграционной полиции Департаментаа внутренних дел г.Алматы №** о том, что она состояла в гражданстве Республики Казахстан до **** года.

В тот же день в заграничном паспорте заявителя проставлена отметка о выезде на постоянное место жительства в Россию.

**.**.** заявитель с матерью прибыли авиарейсом из г.Алматы в г.Москву, однако, в ходе пограничного контроля заявитель не была допущена на государственную территорию Российской Федерации в связи с двукратным в течение 3 лет нарушением законодательства, отправлена обратно в Казахстан.

В **.**.** сестрой заявителя Вавилиной И.А. получена не заверенная копия решения о неразрешении въезда.

Обстоятельства дела сторонами не оспариваются, подтверждаются копиями паспортов, свидетельства о рождении, решения, договора, справок, протоколов, постановления, адресного листка, миграционной карты.

Проанализировав обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение о неразрешении въезда подлежит отмене по следующим основаниям.

Согласно статье 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. При этом, закрепляя право каждого на свободный выезд за пределы Российской Федерации, Конституция Российской Федерации предоставляет право на беспрепятственный въезд в Российскую Федерацию только гражданам Российской Федерации (статья 27, часть 2).

Статья 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации закрепляет, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Таким федеральным законом является, в частности, Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", в котором законодатель в развитие указанного конституционного положения в рамках предоставленной ему дискреции определил случаи, когда иностранному гражданину или лицу без гражданства въезд в Российскую Федерацию может быть не разрешен.

Согласно пункте 4 части первой статьи 26 данного Федерального закона въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства два и более раза в течение трех лет привлекались к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации.

Европейский Суд по правам человека в своих решениях неоднократно отмечал, что Конвенция о защите прав человека и основных свобод, подтверждая право государств-участников в силу установленных принципов международного права контролировать въезд в страну, проживание в ней и высылку лиц, не являющихся гражданами этой страны, не гарантирует иностранным гражданам право въезжать в определенную страну или проживать на ее территории и не быть высланными и что лежащая на государствах-участниках ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает их контролировать въезд в страну, однако подобные решения, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе статьей 8 Конвенции, должны быть оправданы крайней социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели (Постановления от 26 сентября 1997 года по делу "Эль-Бужаиди (El Boujaidi) против Франции" и от 21 июня 1988 года по делу "Беррехаб (Berrehab) против Нидерландов", решение от 9 ноября 2000 года по вопросу о приемлемости жалобы "Андрей Шебашов против Латвии", Постановление от 6 декабря 2007 года по делу "Лю и Лю против Российской Федерации").

Согласно ст.17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией.

Согласно ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно ст.45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется.

В соответствии с правовой позицией, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 19.05.2009 N 545-О-О запрет, установленный Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", обращен к правоприменительным органам, прежде всего судам, которые в каждом конкретном случае должны оценивать наличие реально существующих обстоятельств, обуславливающих необходимость отказа в разрешении на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лица без гражданства.

По настоящему делу факт привлечения заявителя к административной ответственности **.**.** и **.**.** нашел свое подтверждение, административное нарушение в обоих случаях состояло в нарушении режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в **.**.** года в не постановке на миграционный учет, в **.**.** года - в невыезде по истечении 90 суток пребывания как иностранца, прибывшего в порядке безвизового въезда. Судом установлено, что административное наказание в виде штрафа в доход государства заявителем в обоих случаях исполнено.

Из п. п. 4 ст. 26 ФЗ N 114 "О порядке выезда и въезда в РФ" следует, что право государства не разрешить въезд иностранного гражданина действует с момента вступления в законную силу второго постановления об административном наказании и прекращается с момента истечения трех календарных лет с момента вступления в законную силу первого постановлений об административном наказании.

Как следует из материалов дела, первое постановление о привлечении заявителя к административной ответственности вступило в законную силу **.**.**, второе - **.**.**.

Следовательно, право не разрешить въезд действует с **.**.** по **.**.**.

В этот период времени действует суверенное право государства не разрешить въезд заявителя на государственную территорию Российской Федерации, которое может быть реализовано как посредством оспариваемого решения миграционного органа, так и другими предусмотренными законом формами и способами.

Вместе с тем норма п. 4 ст. 26 ФЗ N 114 "О порядке выезда и въезда в РФ" предусматривает право, но не обязанность государственных органов отказать лицу во въезде на территорию РФ. Реализация данного права должна быть не произвольной, а основанной на приоритете прав человека, соблюдения всех международных и национальных обязательств государства, принципах справедливости, соразмерности и гуманизма. В противном случае иностранный гражданин, подвергающийся такому серьезному ограничению как запрет на въезд без достаточных на то оснований, находился бы в ситуации правовой неопределенности, что противоречит принципу верховенства права, действующему в Российской Федерации как правовом государстве.

Применительно к настоящему делу при отказе во въезде в Российскую Федерацию государство должно соблюдать свои международные и внутренние публично-правовые обязательства, требующие учета личной и семейной ситуации иностранного гражданина и выявления крайней социальной необходимости запрещения въезда.

Как установлено судом, в настоящее время Российской Федерации стало достоверно известно о намерении заявителя воссоединиться с близкими родственниками, являющимися российскими гражданами и проживающими на территории России. Данное обстоятельство свидетельствует о необходимости учета положений ст.8 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, гарантирующей право на уважение семейной жизни.

Социальная необходимость закрытия въезда определяется целью предупреждения негативных последствий пребывания иностранного гражданина в России. Степень такой необходимости зависит от тяжести допущенных правонарушений и достижения цели примененного наказания. Как видно из дела, административные правонарушения в обоих случаях допущены заявителем путем бездействия, причем не выполнены разные нормативные предписания. Наказание в отношении обоих правонарушений исполнены заявителем немедленно. Сохранение негативного социального эффекта совершенных правонарушений нормативно оценивается с точки зрения срока, в течение которого правонарушитель считается подвергнутым административному наказанию.

Согласно ст.4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Таким образом, с **.**.** заявитель не считается подвергнутым какому-либо административному наказанию на территории Российской Федерации, что также влияет на оценку судом степени актуальности угрозы публичным интересам в случае въезда заявителя в страну.

Что касается индивидуальных особенностей личности заявителя, то необходимо принять во внимание, что она относится к числу соотечественников как лицо, которое состояло в гражданстве СССР и получило гражданство Казахстана, входившего в состав СССР (ст.1 Федерального закона от 24.05.1999 N 99-ФЗ (ред. от 23.07.2010) "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом").

Согласно ст.13.1 данного Федерального закона органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации содействуют добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию.

В связи с этим с момента официального уведомления о добровольном переселении заявителя в Российскую Федерацию на органах государственной власти лежит публично-правовая обязанность по оказанию содействия в этом заявителю.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации не разрешение въезда соотечественника, добровольно переселяющегося в Российскую Федерацию к близким родственникам, при отсутствии в Законе императивного запрета на въезд и обстоятельств, свидетельствующих о реальной угрозе охраняемым законом публичным интересам, не может быть признано допустимым.

Следовательно, актуальность оспариваемого решения миграционного органа к настоящему времени утрачена, что является основанием для его отмены.

Судом дана оценка доводам заявителя о не извещении об оспариваемом решении, однако, они не имеют значения для дела, поскольку обстоятельства, связанные с уведомлением о решении, имели место после его принятия и не могут влиять на его содержание.

Судом дана оценка доводам миграционного органа, однако, они не могут быть приняты во внимание по следующим причинам.

Доводы о том, что миграционный орган не вправе и не обязан учитывать индивидуальные особенности иностранного гражданина и сложившуюся у него жизненную и семейную ситуацию, опровергаются положением ст.26 Закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", согласно которому указанные в статье обстоятельства дают право, но не обязывают государственные органы не разрешать въезд, т.е. решение вопроса оставлено на усмотрение правоприменителя, в отличие от обстоятельств, предусмотренных ст.27 того же Закона, влекущих императивный запрет въезда. Следовательно, при использовании усмотрения правоприменители, в т.ч. миграционный орган, обязаны учитывать конкретные обстоятельства, влекущие необходимость въезда, а также личность иностранного гражданина.

Доводы о том, что заявитель будет считаться привлеченным к административной ответственности в течение всех 3 лет с момента вступления в законную силу первого постановления об административном наказании, являются правильными. Однако, во-первых, данное обстоятельство не опровергает тот факт, что сохранение негативной оценки государством правонарушителя определяется прежде всего сроком, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, т.е. 1 год с момента окончания его исполнения. Во-вторых, с учетом совокупности установленных по делу обстоятельств, данный факт не влечет автоматического не разрешения въезда в Российскую Федерацию, суждение о чем дано выше.

Руководствуясь ст.ст.12,67,198, 258 ГПК РФ,

Р е ш и л:

Отменить решение Управления Федеральной миграционной службы по Нижегородской области от **.**.** о неразрешении въезда в Российскую Федерацию Налимовой Н.А..

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней с момента его принятия в окончательной форме через районный суд.

Председательствующий: подпись

Решение в законную силу вступило 07 октября 2011 года

Копия верна

Судья Сормовского районного

Суда г.Н.Новгорода ФИО1