ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2818/19 от 07.01.2019 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-2818/2019

55RS0007-01-2019-003578-83

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

5 августа 2019 года город Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Голубовской Н.С. при секретаре судебного заседания Вертынской Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлениюФИО1 к Администрации г.Омска о признании права на получение мер социальной поддержки, взыскании денежных средств,

у с т а н о в и л :

Истец ФИО1 обратился в суд с иском к ответчику Администрации города Омска о признании права на получениемер социальной поддержки, взыскании денежных средств. В обоснование своих исковых требований указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлял полномочия депутата Омского городского Совета на постоянной основе в Омском городском Совете народных депутатов, согласно распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ. Является пенсионером МО, инвалидом войны в ДРА второй группы. Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» ст. 1 п. 22 получил право на предоставление ежемесячной выплаты. ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением в отдел кадровой политики Администрации <адрес> и предоставил необходимые документы. 03.03.2017годаиз телефонного звонка истец узнал,что ему отказано в полученииответаи предложенозабратьдокументы. ДД.ММ.ГГГГ емуразъяснено, что «должность депутата Омскогогородского Совета народных депутатов не предусмотрена в вышеуказанном решении Омского городского Совета, оснований для назначенияежемесячнойвыпалы по указанной им должности не имеется. Полагает, что у неговозникло право на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячных выплатза период с 2016 года по настоящее время. На основании изложенного, просит признать за ним право на получение ежемесячной выплаты в связи с замещением должности депутата Омского городского Совета народных депутатов, взыскать сответчика задолженность по ежемесячной выплатев связи с замещением должности депутата Омского городского Совета народных депутатов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (включительно) (л.д.2-4).

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить. На вопрос суда пояснил, что не обжаловал отказ Администрации города Омска о назначении ему выплаты,установленной решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан». Полагает, что его должность подпадает под п. 22 Решения Омского городского Совета.

Представитель ответчика Администрации г. Омска в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.53). В представленном в материалы дела в порядке ст. 35 ГПК РФ письменном отзыве возражал против удовлетворения исковых требований, указав, что должность депутата Омского городского Совета народных депутатов, ранее замещаемая ФИО1, не включена в перечень должностей, при замещении которых граждане имеют право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Решением Омского городского Совета , а также по ранее действующему Постановлению Администрации города Омска -поснования для назначения указанных выплат ФИО1 отсутствуют (л.д.39-41).

Исследовав материалы гражданского дела, выслушав истца, оценив представленные доказательства в их совокупности с позиции относимости, допустимости и достаточности, суд приходит к следующему выводу.

Социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих урегулированы Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Пунктом 12 части 1 статьи 11 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено право муниципального служащего на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а также названным Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ.

В силу пункта 5 части 1 статьи 23 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальному служащему гарантируются пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью.

По правилу части 1 статьи 24 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Определение размера государственной пенсии муниципального служащего при этом осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 24).

В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и выплачивается одновременно с ней; условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшим в период до 01.01.2015, предусматривалось, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

Аналогичная норма содержится в части 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Таким образом, правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование ежемесячной доплаты к трудовой пенсии гражданам, замещавшим муниципальные должности в муниципальном образовании, отнесены к компетенции органов местного самоуправления, осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия такой выплаты муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных выплат.

В ходе судебного заседания установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является пенсионером по инвалидности по линии Министерства обороны РФ и размер его пенсии с ДД.ММ.ГГГГ составляет 27 446 рублей 06 копеек. Так же является получателем ежемесячных денежных компенсаций (выплачиваются отдельно): ВВЗ инвалиду вследствие военной травмы (п.13) - 9352,99 руб., дополнительное ежемесячное материальное обеспечение инвалидам войны – 1000 руб. (л.д.50,54).

Указанный факт сторонами в судебном заседании не оспаривался.

Как следует из материалов дела, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ (распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ (распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ)принят на постоянную работу на должность депутата в аппарат городского Совета народных депутатов членами Малого Совета (л.д.21,22-23,29,32,59-63). В указанный период истец являлся членом Малого Совета городского Совета народных депутатов.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Администрацию города Омска с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с замещением ранее должности депутата городского Совета народных депутатов (л.д.24-25).

ДД.ММ.ГГГГФИО1 было отказано в назначении ежемесячной выплаты в связи с замещением указанной должности, поскольку должность депутата Омского городского Совета народных депутатов не предусмотрена в вышеуказанном Решении Омского городского Совета (л.д.7-8).

Обращаясь в суд с названным выше иском, истец полагает, что должность депутата Омского городского Совета народных депутатов, ранее замещаемая ФИО1 подпадает под п. 22 Решения Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ, а также входит в перечень должностей, предусмотренных ранее действовавшим постановлением Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ N 1829-п "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан".

Оценивая обоснованность иска, суд учитывает следующее.

Меры социальной поддержки отдельным категориям граждан предоставляются в соответствии с Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» (далее - Решение ОГС ) за счет средств бюджета города Омска (л.д.15-19).

Согласно части 1 статьи 1 указанного правового акта, получателями мер социальной поддержки являются граждане, ранее замещавшие следующие должности в органах государственной власти и управления в городе Омске, местных органах власти и управления города Омска, органах городского самоуправления города Омска, муниципальном органе города Омска, органах местного самоуправления города Омска:

1)председатель исполнительного комитета Совета народных депутатов города Омска;

2)первый заместитель председателя исполнительного комитета Омского городского Совета депутатов трудящихся;

3)заместитель председателя исполнительного комитета Омскогогородского Совета депутатов трудящихся;

4)первый заместитель председателя исполнительного комитета Совета народных депутатов города Омска;

5)заместитель председателя исполнительного комитета Совета народных депутатов города Омска;

6)секретарь исполнительного комитета Омского городского Советадепутатов трудящихся;

7)секретарь Омского городского Совета народных депутатов;

8)секретарь исполнительного комитета Совета народных депутатовгорода Омска;

9)руководитель самостоятельного структурного подразделенияисполнительного комитета Совета народных депутатов города Омска;

10)председатель комитета народного контроля города Омска;

председатель исполнительного комитета Совета народных депутатов района в городе Омске;

первый заместитель председателя исполнительного комитета Совета народных депутатов района в городе Омске;

13)заместитель председателя исполнительного комитета Советанародных депутатов района в городе Омске;

14)секретарь исполнительного комитета Совета народных депутатоврайона в городе Омске;

первый заместитель главы администрации города Омска;

заместитель главы администрации города Омска;

17)руководитель самостоятельного структурного подразделенияадминистрации города Омска;

Мэр города Омска;

Председатель Омского городского Совета;

20)первый заместитель Председателя Омского городского Совета,осуществлявший свои полномочия на постоянной основе;

21)заместитель Председателя Омского городского Совета,осуществлявший свои полномочия на постоянной основе;

22)депутат Омского городского Совета, осуществлявший своиполномочия на постоянной основе;

23) Председатель Омской городской избирательной комиссии;

24)заместитель Председателя Омской городской избирательнойкомиссии;

25) секретарь Омской городской избирательной комиссии.

В части субъектного состава лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки указанное решение Омского городского Совета недействительным не было признано.

Расширительному толкованию указанный перечень не подлежит.

По своему смыслу, часть 1 статьи 1 Решения Омского городского Совета для возникновения и реализации права на получение ежемесячной выплаты, устанавливает требование замещения должностей руководящего состава органов местной публичной власти и замещение местных публичных должностей, позволяющих лицу самостоятельно осуществлять организационно-распорядительные полномочия по решению вопросов местного значения. Соответственно в указанном перечне должностей фигурируют такие названия руководящих должностей, как председатель, заместитель председателя, секретарь исполнительного комитета, Мэр и т.д.

Более того, в части 1 статьи 1 Решения Омского городского Совета все перечисленные руководящие должности являются должностями самостоятельных местных органов публичной власти, имеющих свою компетенцию и внутреннюю организационную структуру.

Как следует из копии регламента Малого Совета Омского городского Совета народных депутатов, Малый Совет Омского городского Совета не являлся самостоятельным органом местного самоуправления города Омска, а согласно статьи 1 и 6 данного регламента формировался из числа депутатов Омского городского Совета народных депутатов и действовал только в период между сессиями данного городского Совета. По своему характеру и назначению Малый Совет Омского городского Совета народных депутатов был внутренним, структурным рабочим органом, создававшимся для оперативного решения вопросов Омского городского Совета народных депутатов в период депутатских каникул. Соответственно данный орган являлся структурным подразделением, деятельность которого была направлена на обеспечение осуществления функций и выполнения задач Омского городского Совета народных депутатов (л.д.26-27).

Учитывая приведенное правовых оснований для назначения ФИО1 ежемесячной выплатыуАдминистрация города Омска не имелось, поскольку часть 1 статьи 1 Решения Омского городского Совета не содержит в перечне должностей, дающих право на получение ежемесячной выплаты, такой должности, как член Малого Совета городского Совета народных депутатов.

Ранее порядок предоставления мер социальной поддержки регулировался Положением о мерах социальной поддержки граждан, ранее замещавших отдельные должности в органах государственной власти и управления в городе Омске, местных органах власти и управления города Омска, органах городского самоуправления города Омска, муниципальном органе города Омска, органах местного самоуправления города Омска, утвержденным постановлением Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ-п «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» (далее - постановление -п).

В соответствии с пунктом 2 данного правового акта меры социальной поддержки предоставлялись гражданам, ранее замещавшим следующее должности:

1) председателя исполнительного комитета Совета народных депутатов города Омска;

2) первого заместителя председателя исполнительного комитета Омского городского Совета депутатов трудящихся;

3) заместителя председателя исполнительного комитета Омского городского Совета депутатов трудящихся;

4) первого заместителя председателя исполнительного комитета Совета народных депутатов города Омска;

5) заместителя председателя исполнительного комитета Совета народных депутатов города Омска;

6) секретаря исполнительного комитета Омского городского Совета депутатов трудящихся;

7) секретаря Омского городского Совета народных депутатов;

8) секретаря исполнительного комитета Совета народных депутатов города Омска;

9) руководителя самостоятельного структурного подразделения исполнительного комитета Совета народных депутатов города Омска;

10) председателя комитета народного контроля города Омска;

11) председателя исполнительного комитета Совета народных депутатов района в городе Омске;

12) первого заместителя председателя исполнительного комитета Совета народных депутатов района в городе Омске;

13) заместителя председателя исполнительного комитета Совета народных депутатов района в городе Омске;

14) секретаря исполнительного комитета Совета народных депутатов района в городе Омске;

15) первого заместителя главы администрации города Омска;

16) заместителя главы администрации города Омска;

17) руководителя самостоятельного структурного подразделения администрации города Омска;

18) Мэра города Омска;

19) Председателя Омского городского Совета;

20) депутата Омского городского Совета, осуществлявшего свои полномочия на постоянной основе;

21) Председателя Омской городской избирательной комиссии.

Расширительному толкованию указанный перечень также не подлежит.

Системно толкуя приведенные нормативные положения, суд приходит к убеждению о том, что должность, которую занимал истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в указанном перечне также отсутствует.

Следовательно, права на назначение ежемесячных выплат в соответствии с Постановлением Администрации города Омска -п у истца также не возникло.

Постановление Администрации города Омска -п утратило силу ДД.ММ.ГГГГ, соответственно на уровне муниципального образования городской округ город Омск муниципальное правовое регулирование правоотношений в области предоставления мер социальной поддержки лицам, ранее замещавшим отдельные должности в органах государственной власти и управления в городе Омске, местных органах власти и управления города Омска, органах городского самоуправления города Омска, муниципальном органе города Омска, органах местного самоуправления города, осуществляется только Решением Омского городского Совета .

С учётом того, что конституционно-правовая природа местного самоуправления в Российской Федерации характеризуется организационной обособленностью (самостоятельностью) и отсутствием непосредственной соподчинённости от органов государственной власти при решении вопросов местного (муниципального) значения, органы местного самоуправления, в частности выборные, с учётом части 1 и 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации самостоятельно решают вопросы местного значения.

На основании Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятого для более детального правового регулирования вопросов осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, определены вопросы государственного значения, которые могут решаться муниципальными образованиями.

Согласно абзацу 2 части 5 статьи 20 данного закона органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Соответственно с учётом данного предоставленного федеральным законодателем права, а также с учётом финансовой возможности муниципального образования, органы местного самоуправления в муниципальных нормативных правовых актах могут самостоятельно определять основания и условия предоставления мер социальной поддержки, а также определять категории граждан имеющих право на получение такой поддержки.

С учётом сказанного, Омский городской Совет как представительный орган местного самоуправления имеет право определять виды мер социальной поддержки и категории граждан, имеющих право на получение такой поддержки. Соответственно воспользовавшись данным правом, Омский городской Совет принял Решение от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» в котором указал категории граждан, которые имеют право на получение мер социальной поддержки, виды данных мер, а также условия и порядок их назначения.

Судом установлено, что в части 1 статьи 1 Решения Омского городского Совета содержится исчерпывающий перечень должностей в органах местной публичной власти (секретарь исполнительного комитета Омского городского Совета депутатов трудящихся и т.д.) и муниципальных должностей (Мэр города, Председатель Омского городского Совета и т.д.), замещение которых предоставляет право на получение ежемесячной выплаты в размере, предусмотренном статьей 2 данного Решения.

Должность члена Малого Совета городского Совета народных депутатов, которую замещал истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не входит в перечень должностей, предусмотренных частью 1 статьи 1 вышеуказанного Решения, дающих право на получение ежемесячной выплаты, а также не входила в перечень должностей, предусмотренных постановлением -п.

Принимая во внимание несоответствие истца правовым условиям для назначением ежемесячной доплаты к пенсии исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования ФИО1 к Администрации г.Омска о признании права на получение мер социальной поддержки в связи с замещением должности депутата Малого Совета городского Совета народных депутатов, взыскании денежных средств оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд посредством подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.С. Голубовская

Мотивированное решение изготовлено 09.08.2019