Дело № 2- 2819/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Выкса 25 декабря 2013 г.
Выксунский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Корокозова Д.Н., с участием представителя заявителя ФИО1, представителя заинтересованного лица ФИО2, при секретаре Ермантович А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению
ФИО3 об обжаловании действий должностного лица – …..Отдела МВД РФ по г.Выкса Нижегородской области Г.,
у с т а н о в и л:
ФИО3 обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным отказ …… Отдела МВД по г.Выкса Нижегородской области во включении его в состав Общественного Совета при Отделе МВД России по г.Выкса и обязать включить его в состав указанного Совета. Требования мотивированы тем, что в соответствии с объявлением, размещенном на сайте Отдела МВД России по г.Выкса он подал заявление о принятии его в члены Общественного Совета при Отделе МВД России по г.Выкса. Письмом …. Отдела Г. от …...2013 г. исх.№…. ему было отказано во включении в Совет, поскольку в отношении него прекращалось уголовное дело в связи с истечением срока давности; на обращение ему были даны разъяснения письмом от …..2013 г., что в отношении него …..1998 г. было прекращено уголовное дело по ст.144 ч.3 и ст.147.1 ч.3 УК РСФСР. Также заявитель указывает, что его никто никогда не уведомлял о возбуждении такого дела и не испрашивал согласия на его прекращение по нереабилитирующим основаниям, в связи с чем считает, что при решении вопроса о включении его в члены Общественного Совета ……Отдела МВД России по г.Выкса ненадлежащим образом провел проверку и не установил имеющие значение обстоятельства, нарушены положения ст.24 УПК РФ, ст.ст.15, 17-19, 49 Конституции Российской Федерации, что повлекло нарушение его права на участие в общественном объединении, гарантированное ст.30 Конституции Российской Федерации.
В судебном заседании заявитель участия не принимал, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте рассмотрения дела, что в силу ч.2 ст.257 ГПК РФ не является препятствием для рассмотрения заявления, воспользовавшись правом на ведение дела через представителя ФИО1В…………. который доводы заявления поддержал.
Заинтересованное лицо ….. Отдела МВД по г.Выкса Нижегородской области Г. в судебном заседании участия не принимал, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте рассмотрения дела, что в силу ч.2 ст.257 ГПК РФ не является препятствием для рассмотрения заявления.
Представитель заинтересованного лица – …..Отдела МВД по г.Выкса Нижегородской области ФИО2, действующая на основании доверенности …... в судебном заседании указала на несогласие с заявленными требованиями по тем основаниям, что никаких нарушений ….ОМВД РФ по г.Выкса допущено не было, полномочиями по проверке сведений, указанных в справке ИЦ ГУВД Нижегородской области и подобных обязанностей при формировании Совета, у ….. ОМВД по г.Выкса не имелось, нарушений прав заявителя не допущено.
Исследовав доводы заявления, выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд находит, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) должностных лиц, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Таким образом, обжалованы могут быть конкретные фактические действия или бездействие должностных лиц органов, предметом проверки в рамках рассматриваемого дела являются только те факты и обстоятельства, которые указаны заявителем.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дел данной категории по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Указом Президента РФ от 23.05.2011 N 668 "Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах" на основании ч.2 ст.20 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" и частью 8 статьи 9 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" постановлено образовать в целях обеспечения согласования общественно значимых интересов граждан, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей (далее - общественные объединения и организации), и решения наиболее важных вопросов деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, в том числе полиции (далее - органы внутренних дел) Общественный совет при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и общественные советы при территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с п.п.13-14 Указа Президента РФ от 23.05.2011 N 668 Порядок образования общественных советов при территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации и формирования состава этих советов, а также порядок утверждения положений о них устанавливается Министром внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Общественным советом при Министерстве внутренних дел Российской Федерации. Положения об общественных советах при территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации согласовываются: а) на окружном уровне - с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах; б) на межрегиональном и региональном уровнях - с Общественным советом при Министерстве внутренних дел Российской Федерации; в) на районном уровне - с соответствующими общественными советами при территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне.
Положение об Общественном Совете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации утверждено Указом Президента Российской Федерации №1027 от 28.07.2011 г., также в установленном порядке разработано и утверждено положение об Общественном Совете при Отделе МВД России по г.Выкса (Приказами … ОМВД №… от ….2011 г. и №…. от …..2013 г.).
В связи с формированием состава Общественного Совета при Отделе МВД России по г.Выкса Нижегородской области нового созыва ФИО3 …...2013 г. обратился с заявлением о рассмотрении его кандидатуры на включение в состав Общественного совета при Отделе МВД по г.Выкса. Во включении в состав Общественного совета при Отделе МВД по г.Выкса ФИО3 …..Отдела Г. в соответствии с письмом от …..2013 г. исх.№…… было отказано.
Согласно п.7 Положения об Общественном Совете при ОМВД РФ по г.Выкса (что соответствует п.7 Положения об Общественный Совете при МВД РФ) Общественный Совет формируется на основе добровольного участия в его деятельности граждан, членов общественных объединений и организаций. Согласно п.8 указанного Положения количественный состав Общественного Совета определяется начальником Отдела МВД России по г.Выкса. Согласно п.9 Положения персональный состав Общественного Совета формируется начальником Отдела МВД России по г.Выкса в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации - п.п.9-11 Положения об Общественном Совете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации №1027 от 28.07.2011 г., в соответствии с которыми персональный состав Общественного совета формируется на основе предложений граждан, общественных объединений и организаций, предложения принимаются в течение 15 дней (10 дней по ОМВД г.Выкса) со дня размещения информации о начале формирования Общественного совета на официальном сайте Министерства внутренних дел Российской Федерации (его территориального подразделения) в сети Интернет. В дальнейшем по результатам рассмотрения поступивших предложений граждане, получившие предложение Министра внутренних дел Российской Федерации (начальника ОМВД РФ по г.Выкса для территориального Общественного Совета) войти в состав Общественного совета, в течение 15 дней письменно уведомляют его о своем согласии либо об отказе войти в состав Общественного совета. Министр внутренних дел Российской Федерации (начальник ОМВД РФ по г.Выкса для территориального Общественного Совета) не позднее чем через 30 дней со дня окончания приема письменных уведомлений граждан о их согласии войти в состав Общественного совета и с учетом результатов проведения консультаций утверждает состав Общественного совета.
Таким образом, формирование персонального состава Общественного Совета отнесено к усмотрению руководителя Отдела МВД России по г.Выкса, в связи с чем в силу разъяснений, содержащихся в п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N2, суд не вправе оценивать целесообразность данного решения, действия (бездействия).
Поскольку о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) может свидетельствовать лишь существенное несоблюдение установленного порядка, требований закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения судом также обращается внимание, что в силу п.12 Положения об Общественном Совете при Отделе МВД России по г.Выкса, что согласуется с п.16 Положения об Общественный Совете при МВД РФ и п.4 Указа Президента РФ от 23.05.2011 N 668 "Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах" членами общественного совета не могут быть: …е) лица, в отношении которых прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием.
В рассматриваемом случае при проведении проверки, на что кандидат дал свое согласие в заявлении, согласно справки информационного центра ГУ МВД России по Нижегородской области от …..2013 г. было установлено, что в отношении заявителя …..1998 г. Выксунским РОВД Нижегородской области было прекращено уголовное дело №…. по обвинению по ч.3 ст.144 и ч.3 ст.147-1 УК РСФСР по основаниям п.3 ст.5 УПК РСФСР (за истечением срока давности). Полномочиями по проверке обоснованности и достоверности внесенных в ИБД ИЦ ГУ МВД России по Нижегородской области сведений …… Отдела МВД России по г.Выкса не обладает (п.17 Положения об Отделе), обязанности по дополнительной проверке указанных в справке ИЦ ГУ МВД России по Нижегородской области сведений в соответствии с Положением об Общественном Совете на него не возложены, в связи с чем в данной части доводы заявления также являются необоснованными. Оснований для проверки законности действий иных лиц у суда не имеется, обжалование действий и постановлений при производстве по уголовным делам не может являться предметом проверки судом при рассмотрении заявлений в порядке гл.25 ГПК РФ (п.7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих").
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.258, 194-199 ГПК РФ суд
решил:
ФИО3 в удовлетворении заявления о признании незаконными действий должностного лица – ….Отдела МВД РФ по г.Выкса Нижегородской области Г. по отказу во включении в состав Общественного совета при Отделе МВД России по г.Выкса, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд путем подачи жалобы через Выксунский городской суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Судья - Корокозов Д.Н.