ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2819/2021 от 30.06.2021 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело № 2-2819/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Йошкар-Ола 30 июня 2021 года

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе

председательствующего судьи Смирновой И.А.,

при секретаре судебного заседания Алиевой С.В.,

с участием истца Танаева Александра Геннадьевича,

представителя истца Александрова А.Г.,

представителей ответчика по доверенности от <данные изъяты> Берестова А.Н., по доверенности от <данные изъяты> Сидорова О.В.,

прокурора– старшего помощника прокурора города Йошкар-Олы Пузы-ревой Н.А. по доверенности от <данные изъяты>,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Танаева Александра Геннадьевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл об отмене приказа об увольнении, восстановлении в должности, признании должностного регламента начальника межмуниципального отдела по городу Волжску, Волжскому и Звениговскому районам Управления Росреестра по Республике Марий Эл в редакции от <данные изъяты> не соответствующим требованиям действующего законодательства и не подлежащим применению, взыскании компенсации за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, признании должностного регламента начальника административно-хозяйственного отдела, эксплуатации информационных систем, технических средств и каналов связи Управления Росреестра по Республике Марий Эл в редакции от <данные изъяты> не соответствующим требованиям действующего законодательства и не подлежащим применению,

УСТАНОВИЛ:

Танаев А.Г. обратился в суд с указанным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, полагая свое увольнение с занимаемой должности заместителя начальника Межмуниципального отдела по городу Йошкар-Оле Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл (далее по тексту– Управления Росреестра) от <данные изъяты> незаконным, сославшись на следующие обстоятельства. Порядок утверждения оспариваемых должностных регламентов нарушен, дополнительных квалификационных требований к занятию должностей начальника межмуниципального отдела по городу Волжску, Волжскому и Звениговскому районам Управления Росреестра по Республике Марий Эл, начальника административно-хозяйственного отдела эксплуатации информационных систем, технических средств и каналов связи Управления Росреестра по Республике Марий Эл быть не могло, ранее действовавшим требованиям регламентов истец соответствовал, поэтому эти должности должны были быть ему предложены и предоставлены при его согласии, чего не было сделано работодателем, поэтому увольнение Танаева А.Г. было незаконным, работодатель намеревался избавиться от конкретного работника, цели сокращения штата у Управления Росреестра не было.

В судебном заседании истец, его представитель заявленные требования поддержали в полном объеме, также указали, что требования к направлению подготовки в отношении указанных должностей не предъявляются согласно должностным регламентам, законом не предусмотрены изменения в предложении о вакансии, не предусмотрено устранение ошибки.

Представители ответчика с иском не согласились, просили в иске отказать, ими были даны суду пояснения согласно отзыву на иск, указано, что процедура увольнении Танаева А.Г. была полностью соблюдена.

Согласно заключению прокурора, иск подлежит удовлетворению.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту– ТК РФ) трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях сокращения численности или штата работников организации.

Принятие решения об изменении структуры организации, штатного расписания, численного состава работников относится к исключительной компетенции работодателя, который не обязан обосновывать исключение из штатного расписания какой-либо должности, а должен соблюсти установленный законом порядок увольнения.

В силу ч. 2 ст. 180 ТК РФ о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы регулируются в том числе положениями Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации.

Истец Танаев А.Г. состоял на федеральной государственной гражданской службе в Управлении Росреестра с <данные изъяты> «О приеме в Управление Федеральной регистрационной службы»), на момент увольнения замещал должность заместителя начальника Межмуници-пального отдела по городу Йошкар-Оле Управления, которая относится к ведущей группе должностей категории «руководители».

Танаев А.Г. уволен с федеральной государственной гражданской службы <данные изъяты> в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее по тексту– Закон) приказом Управления Росреестра <данные изъяты>

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2470 «О предельной численности и фонде оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» в Управлении Росреестра были проведены организационно-штатные мероприятия.

Сокращение должностей гражданской службы в Управлении проведено на основании приказа Росреестра от <данные изъяты> «О численности федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в связи с уменьшением численности гражданских служащих.

В соответствии с Регламентом Росреестра, утвержденным приказом Росреестра от <данные изъяты>, структуру и штатное расписание территориального органа Росреестра, согласованные с Росреестром, утверждает руководитель территориального органа в пределах установленных Росреестром численности и фонда оплаты труда.

Приказом руководителя Управления от <данные изъяты> утверж-дены структура и штатное расписание Управления, согласованные замести-телем руководителем Росреестра Е.В. Мартыновой <данные изъяты>, и введены в действие с <данные изъяты> Предельная численность гражданских служащих Управления, установленная с <данные изъяты>, составляет 144 ед. До <данные изъяты> предельная численность гражданских служащих составляла - 157 ед.

Общая численность сокращенных с <данные изъяты> должностей гражданской службы, с учетом изменения структуры Управления, составила 13 ед., из них 4 вакантных единицы. В соответствии с приказом Управления от <данные изъяты> «О проведении организационно-штатных мероприятий в Управлении Росреестра по Республике Марий Эл» в том числе была проведена реорганизация отдела государственной регистрации недвижимости, ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН в форме присоединения к нему Межмуниципального отдела по городу Йошкар-Оле, должность заместителя начальника Межмуниципального отдела по городу Йошкар-Оле, которую замещал истец Танаев А.Г., была сокращена.

С учетом изложенного, оснований полагать, что сокращая должность, занимаемую истцом, ответчик преследовал цель исключительно высвобождения конкретного работника, не имеется.

В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона Танаев А.Г. был уведомлен о предстоящем увольнении в связи с сокращением замещаемой должности персонально и под роспись <данные изъяты>), то есть более чем за два месяца до увольнения.

В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В Управлении Росреестра в период с <данные изъяты> (с момента уведомления) по <данные изъяты> (день увольнения истца) имелась вакантная должность начальника отдела организации, мониторинга и контроля, которая предлагалась Танаеву А.Г. неоднократно (предложения о вакансиях от <данные изъяты>, письмо Управления от <данные изъяты>).

<данные изъяты> Танаеву А.Г. были предложены вакантные должности начальника Межмуниципального отдела по городу Волжску, Волжскому и Звениговскому районам и начальника отдела организации, мониторинга и контроля, с которыми Танаев А.Г. был ознакомлен <данные изъяты>.

<данные изъяты> Танаев А.Г. выразил согласие с назначением на должность начальника Межмуниципального отдела по городу Волжску, Волжскому и Звениговскому районам, отказавшись от назначения на должность начальника отдела организации, мониторинга и контроля. При этом формировании указанных предложений о вакансиях от <данные изъяты> сотрудником кадровой службы в отношении должности начальника Межмуниципального отдела по городу Волжску, Волжскому и Звениговскому районам была допущена ошибка, а именно были указаны только базовые квалификационные требования к уровню образования, отсутствовали профессионально-функциональные квалификационные требования– наличие высшего образования по одному из направлений подготовки: «Землеустройство и кадастры», «Картография и геоинформатика», «Строительство», «Природообустройство и водопользование», «Экология и Природопользование», «Геодезия» или иные специальности или направления подготовки, содержащиеся в ранее применяемых перечнях специальностей и направлений подготовки, для которых законодательством об образовании Российской Федерации установлено соответствие указанным специальностям и направлениям подготовки. Также ошибочно указано, что должность предусматривает исполнение функций государственного регистратора и наличие документа о сдаче экзамена на соответствие требованиям, предъявляемым к государственным регистраторам прав.

По данному факту проведена служебная проверка, сотрудник кадровой службы Управления, допустивший указанное нарушение, привлечен к дисциплинарной ответственности.

Должностной регламент начальника Межмуниципального отдела по городу Волжску, Волжскому и Звениговскому районам утвержден <данные изъяты>, то есть до предложения вакантных должностей сотрудникам Управления.

<данные изъяты> Танаев А.Г. был ознакомлен с действующими должностными регламентами начальника отдела организации, мониторинга и контроля и начальника Межмуниципального отдела по городу Волжску, Волжскому и Звениговскому районам, что подтверждается его личной подписью в листе ознакомления.

Имеющееся у Танаева А.Г. только высшее юридическое образование не соответствует квалификационным требованиям, установленным в должностном регламенте начальника Межмуниципального отдела по городу Волжску, Волжскому и Звениговскому районам (в части профессионально-функциональных квалификационных требований, необходимых для её замещения).

Управление Росреестра письменно проинформировало Танаева А.Г об установленных требованиях должностного регламента по должности начальника Межмуниципального отдела по городу Волжску, Волжскому, и Звениговскому районам в части профессионально-функциональных квалификационных требований необходимых для её замещения, а именно: наличие высшего образования по одному из направлений подготовки: «Землеустройство и кадастры», «Картография и геоинформатика», «Строительство», Природообустройство и водопользование», «Экология и природопользование», «Геодезия» или иные специальности или направления подготовки, для которых законодательством об образовании Российской Федерации установлено соответствие указанным специальностям и направлениям подготовки (письмо Управления от <данные изъяты>). Факт получение извещения истец не опроверг.

Согласия на замещение иной вакантной должности Танаев А.Г. не выразил, что истец не опроверг.

Доводы истца о том, что изменения в предложениях о вакансиях недопустимы, являются несостоятельными, не будучи основаны на законе, поскольку, как установлено судом, работодателем была допущена ошибка, что подтверждается данными должностного регламента, её своевременное исправление и уведомление работника о фактически предъявляемых к должности требованиях не свидетельствует о нарушении работодателем порядка увольнения, его недобросовестности, и, как следствие, не свидетельствует о нарушении трудовых прав истца.

В связи с увольнением сотрудника <данные изъяты> в Управлении Росреестра появилась вакантная должность начальника административно-хозяйственного отдела, эксплуатации информационных систем, технических средств и каналов связи, по которой действовал утвержденный <данные изъяты> руководителем Управления должностной регламент с установлением профессионально-функциональных квалификационных требований: так, начальник отдела должен иметь высшее образование по направлению подготовки (специальности): «Инженерное дело, технологии и технические науки» или иные специальности и направления подготовки, содержащиеся в ранее применяемых перечнях специальностей и направлений подготовки, для которых законодательством об образовании Российской Федерации установ-лено соответствие указанным специальностям и направлениям подготовки.

Таким образом, квалификационным требованиям должностного регламента по указанной должности Танаев А.Г. не соответствовал, имея только юридическое образование, что подтверждается материалами дела и его собственными объяснениями, в связи с чем указанная должность и не была ему предложена.

Танаеву А.Г. были предложены иные вакантные должности гражданской службы, так, была предложена должность гражданской службы МЧС России по Республике Марий Эл, согласие на замещение данной должности Танаев А.Г. не выразил.

С соответствии со статьей 12 Закона о государственной гражданской службе для замещения должности гражданской службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя- к специальности, направлению подготовки. Таким образом, определение специальности по образованию входит в полномочия руководителя государственного органа.

Квалификационные требования к знаниям и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности гражданского служащего его должностным регламентом. Должностным регламентом гражданского служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки, которые необходимы для замещения должности гражданской службы.

Для оказания государственным органам методологической помощи Минтрудом России в соответствии с частью 8 статьи 12 Закона разработан Справочник квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих.

При подготовке должностных регламентов, в том числе оспариваемых истцом, федеральных государственных гражданских служащих Управление Росреестра руководствовалось Законом (статьи 12 и 47), приказом Росреестра от <данные изъяты> «Об утверждении примерного должностного регламента федерального государственного гражданского служащего федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов», Справочником квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих, утвержденным Минтрудом России.

В соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, утвержденным приказом Росреестра от <данные изъяты> в действующей редакции, исключительными полномочиями руководителя Управления является утверждение должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих Управления, за исключением федеральных государственных гражданских служащих, которые назначаются и освобождаются от должности руководителем Росреестра.

Учитывая вышеизложенное, должностные регламенты федеральных государственных гражданских служащих Управления не противоречат действующему законодательству, квалификационные требования по специальности и направлению подготовки с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности гражданских служащих включены в Должностные регламенты для качественного выполнения возложенных на Управление Росреестра государственных услуг и функций.

Оснований полагать, что дополнительные требования к должности в части образования являлись незаконными, порядок их предъявления в части включения в регламент был нарушен, не соблюден, у суда не имеется.

Доводы Танаева А.Г. о том, что должностной регламент начальника межмуниципального отдела по городу Волжску, Волжскому и Звениговскому районам, а также начальника административно-хозяйственного отдела, эксплуатации информационных систем, технических средств и каналов связи Управления Росреестра по Республике Марий Эл в редакции от <данные изъяты> не соответствуют требованиям действующего законодательства и не подлежат применению, несостоятельны, не основаны на законе. Обстоятельство утверждения регламентов подписью руководителя Управления «Утверждаю» не свидетельствует об их незаконности, порядок утверждения регламентов соответствует требованиям Инструкции (п. 3.4.14) по делопроизводству в Управлении Росреестра.

Кроме того, из текста действующих на период увольнения истца регламентов по указанным должностям (п. 2.1.2 обоих регламентов) следует, что для замещения должности начальника не установлено требования к стажу работы по направлению подготовки, довод истца о том, что не установлено требования к направлению подготовки, основан на неверном толковании смысла положений регламентов.

Порядок увольнения истца ответчиком не был нарушен. Основания для отмены увольнения и восстановления Танаева А.Г. на службе отсутствуют, вследствие чего отсутствуют и основания для удовлетворения производных требований о взыскании компенсации за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.

Руководствуясь статьями 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

отказать Танаеву Александру Геннадьевичу в удовлетворении иска к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл об отмене приказа об увольнении, восстановлении в должности, признании должностного регламента начальника межмуниципального отдела по городу Волжску, Волжскому и Звениговскому районам Управления Росреестра по Республики Марий Эл в редакции от <данные изъяты> не соответствующим требованиям действующего законодательства и не подлежащим применению, взыскании компенсации за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, признании должностного регламента начальника административно-хозяйственного отдела, эксплуатации информационных систем, технических средств и каналов связи Управления Росреестра по Республики Марий Эл в редакции от <данные изъяты> не соответствующим требованиям действующего законодательства и не подлежащим применению полностью.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.А.Смирнова

В окончательной форме мотивированное решение

составлено 6 июля 2021 года.