Дело № 2-281/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 ноября 2018 года г. Анива
Анивский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Нужного И.В., при секретаре Исаевой А.А., рассмотрев гражданское дело по иску ФИО1 к администрации муниципального образования «Анивский городской округ» и ФИО2:
об отмене решения администрации муниципального образования «Анивский городской округ» от 28 февраля 2018 года о приостановлении рассмотрения заявления ФИО1 о предоставлении ей земельного участка в безвозмездное пользование поданного ФИО1 16 февраля 2018 года;
отмене решения администрации муниципального образования «Анивский городской округ» о согласовании земельных границ и выделении земельных участков в безвозмездное пользование гражданам, подавшим заявления до 16 февраля 2018 года на момент невозможности и недоступности предоставлении земельного участка в силу закона 119- ФЗ;
о признании незаконным постановления администрации муниципального образования «Анивский городской округ» №-па от 15 мая 2018 года об утверждении схемы земельного участка предоставляемого на имя ФИО2 на кадастровом плане территории муниципального образования «Анивский городской округ» в кадастровом квартале 65:05:0000039;
признании недействительным договора безвозмездного пользования земельным участком от 25 сентября 2018 года №-га заключенного между администрацией муниципального образования «Анивский городской округ» и ФИО2 Владимировной;
возложении на администрацию муниципального образования «Анивский городской округ» обязанности утвердить схему земельного участка от 16 февраля 2018 года, поданную ФИО1 16 февраля 2018 года в 00:54:06 часов, согласовать земельные границы и выделить данный земельный участок в безвозмездное пользование на имя ФИО1;
возложении на администрацию муниципального образования «Анивский городской округ» обязанности повторно рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование поданное 16 февраля 2018 года в 00:54:06 часов,
установил:
30 марта 2018 года истец ФИО1 обратилась с исковым заявлением, в котором указала, что 16 февраля 2018 года в 00:43:32 по московскому времени в кадастровом квартале 65:05:0000039 (<адрес>) в «свободных зонах», не окрашенных серым цветом на карте сайта «На Дальний Восток» ФИО1 был выбран земельный участок, площадь которого составила 1725 кв.м.
В 00:54:06 ФИО1 подала в администрацию муниципального образования «Анивский городской округ» заявление о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Решением администрации Анивского городского округа от 28 февраля 2018 года 08:02:01 заявление ФИО1 было приостановлено с формулировкой: «В отношении испрашиваемого Вами земельного участка принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории муниципального образования «Анивский городской округ» и срок действия по постановлению администрации Анивского городского округа от 06 февраля 2018 года №-па не истек. На основании изложенного, в соответствие с п. 11 ст. 7 Федерального закона 119-ФЗ от 01.05.2016 года «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной пли муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Вам отказано в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование».
ФИО1 не согласна с принятым решением по следующим основаниям:
На основании ст. 3 закона 119-ФЗ федеральная информационная система для предоставления земельных участков является единственным информационным источником для информирования граждан, доступ к которой осуществляется посредством официального сайта Публичной кадастровой карты Росреестра, где содержится информация о границах территорий, зон, земель, которые не могут быть предоставлены в безвозмездное пользование. На основании п. 2 ст. 3 119-ФЗ федеральная информационная система должна обеспечивать с использованием официального сайта возможность подготовки схемы размещения земельного участка (далее ЗУ) на публичной кадастровой карте в форме электронного документа. При этом такая схема не может предусматривать размещение земельного участка в границах территорий, земель, зон, указанных в пункте 2 части 1 настоящей статьи, или предусматривать образование земельных участков из земельных участков, указанных в пунктах 3, 4 и 10 части 1 настоящей статьи.
<адрес> от 26 января 2018 года № «Об определении территорий <адрес>, в границах которых земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не могут быть предоставлены гражданам в безвозмездное пользование» был принят <адрес> Думой 18 января 2018 года, и вступил в силу 09 февраля 2018 года.
На карте федерального информационного сайта «На Дальний Восток», отображено, что только 13 февраля 2018 года были поданы данные сведения о территориях (ст.3 п.3 пп. 3.1 закона 119-ФЗ) в орган регистрации прав. Соответственно Росреестр только подготавливал карту ФИС Дальний Восток для открытия свободных зон в селе Троицкое Анивского городского округа.
Изменения в соответствии с <адрес> от 26 января 2018 года №, стали отображаться на карте ФИС Дальний Восток в общем доступе только 16 февраля 2018 года.
В то же время, заявления граждан на бумажном носителе принимались администрацией муниципального образования Анивский городской округ до 16 февраля 2018 года
По мнению заявителя, заявления которые были поданы до 16 февраля 2018 года администрация Анивского городского округа должна была отклонить по тем основаниям, что квартал 65:05:0000039 на федеральном информационном сайте «На Дальний Восток» был не доступен для дальневосточного гектара, зоны были закрашены «серым цветом».
На момент открытия доступных зон на информационном сайте «На Дальний Восток» 16 февраля 2018 года 00:54:06 ФИО1 была первым и единственным заявителем на данный участок.
Полагая, что её права на первоочередное получение земельного участка нарушены, истец просила суд:
отменить приостановление рассмотрения заявления от 28 февраля 2018 года 08:02:01 администрации муниципального образования Анивский городской округ на имя ФИО1;
отменить решение администрации муниципального образования Анивский городской округ о согласовании земельных границ и выделении ЗУ в безвозмездное пользование гражданам, подавшим заявления до 16 февраля 2018 года на момент невозможности и недоступности предоставлении земельного участка в силу закона 119- ФЗ;
обязать администрацию муниципального образования Анивский городской округ утвердить схему земельного участка от 16.02.2018г. 00:54:06, согласовать земельные границы и выделить данный земельный участок в безвозмездное пользование на имя ФИО1
24 мая 2018 года ФИО1 подала дополнение к исковому заявлению, в котором указала, что согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 119-ФЗ предусмотрено два способа подготовки схемы размещения земельного участка (СРЗУ):
1 на публичной кадастровой карте (ПКК) в форме электронного документа на публичной кадастровой карте, либо
2. на кадастровом плане территории (КПТ) в форме документа на бумажном носителе.
Требования к схеме размещения земельного участка на публичной кадастровой карте в форме электронного документа и схеме размещения земельного участка на кадастровом плане территории в форме документа на бумажном носителе устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим на территории дальневосточного федерального округа функции по координации деятельности по реализации государственных программ и федеральных целевых программ, по согласованию с органом регистрации прав.
Министерством экономического развития Российской Федерации был издан приказ от 27 ноября 2014 г. №, который вступил в силу 1 марта 2015 года «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане», устанавливающий новые требования к форме схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Так 2 июня 2015 года на официальном сайте администрации муниципального образования «Анивский городской округ» были опубликованы требования к форме схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории на основании приказа № от 27.11.2014 г. Министерства экономического развития Российской Федерации и образцы схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Также официально опубликован приказ Минэкономразвития России от 13.10.2016 № «О внесении изменения в форму схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, утвержденную приказам Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 г. №, зарегистрированный в Минюсте России от 02.11.2016 г. №.
В методических разъяснениях по вопросам получения гражданами «дальневосточного гектара» в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 г, № 119-ФЗ упомянуто, схему может составить любой гражданин самостоятельно. Главное условие-соблюдение всех норм оформления и точности определения координат границы земельного участка (0,01м). Чтобы составить схему размещения земельного участка на кадастровом плане территории человек должен обладать навыками владения ГИС-программами, автокадом.
Для этого нужно заказать на сайте Росреестра электронную версию кадастрового плана территории, загрузить его в графический редактор и обозначить программными средствами границу требуемого участка. Важно соблюдать форму этого документа (цифры, условные обозначения).
Ответчиком ФИО2 к заявлению о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование на бумажном носителе, приложена схема с федерального сайта «На дальний Восток», (с публичной кадастровой карты), на схеме видно, что зона выделена серым цветом - запретная зона на тот момент. Предоставленная схема размещения земельного участка, не соответствует требованиям 119-ФЗ и приказа № от 27.11.2014 г.
Так как заявление было подано 14 февраля 2018 года, когда ещё на официальном сайте «На дальний Восток» зоны были серые, не доступны для гектара, уполномоченный орган должен был вернуть заявление ФИО2 с указанием причин возврата.
Исходя из выше изложенного истец просила суд:
признать постановление администрации Анивского городского округа об утверждении схемы размещения земельного участка №-па от 15.05.2018 года на имя ФИО2 незаконным;
обязать администрацию муниципального образования Анивский городской округ утвердить схему земельного участка от 16.02.2018г. 00:54:06, согласовать земельные границы и выделить данный земельный участок в безвозмездное пользование на имя ФИО1
13 июня 2018 года ФИО1 подала дополнение к исковому заявлению, в котором указала, что усматривает в действиях ФИО2 нарушение нескольких федеральных и местных законов:
1. Статья 4 пункт 2 119-ФЗ от 01.05.2016 года «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной пли муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в частности схема (скриншот) земельного участка подготовлена на публичной кадастровой карте в форме электронного документа с использованием информационной системы и подана не через федеральную информационную систему «На Дальний Восток», а лично на бумажном носителе, схему необходимо было выполнить на кадастровом плане территории.
2. Статья 1 Приказа № Минэкономики РФ от 27.11.2014 года об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане».
3. Статья 11.10 пункт 12 Земельного кодекса РФ.
4. Постановление администрации муниципального образования «Анивский городской округ» об утверждении требований к форме схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории от 02.06.2015 г.
Исходя из выше изложенного, истец просила суд:
признать постановление администрации муниципального образования Анивского городского округа об утверждении схемы размещения земельного участка на имя ФИО2 незаконным;
признать договор безвозмездного пользования земельным участком между администрацией муниципального образования «Анивский городской округ» и ФИО2 недействительным;
обязать администрацию муниципального образования «Анивский городской округ» утвердить схему размещения земельного участка от 16.02.2018г. 00.54:06, согласовать земельные границы и выделить данный земельный участок в безвозмездное пользование на имя ФИО1
29 октября 2018 года ФИО1 подала уточнение к исковому заявлению, в котором указала, что уточняет исковые требования и просит суд:
признать постановление администрации муниципального образования «Анивский городской округ» №-па от 15.05.2018 года об утверждении ФИО2 схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории муниципального образования «Анивский городской округ» в кадастровом квартале 65:05:0000039 незаконным;
признать договор безвозмездного пользования земельным участком от 25.09.18г. №-га заключённый между администрацией муниципального образования «Анивский городской округ» и ФИО2 недействительным;
возложить на администрацию муниципального образования «Анивский городской округ» обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование, поданное 16.02.18г. в 00.54.06 часов.
В судебном заседании истец ФИО1 настаивала на исковых требованиях в полном объеме, при этом пояснила, что указание в первоначальном исковом заявлении на постановление администрации Анивского городского округа от 06 февраля 2018 года №-па является ошибкой, воспроизводящей ошибку, допущенную в ответе администрации Анивского городского округа от 28 февраля 2018 года, которым сообщается, что рассмотрение заявления ФИО1 приостановлено.
В ходе рассмотрения дела установлено, что координаты границ земельного участка общей площадью 1725 кв.м, испрашиваемого ФИО1 по её заявлению от 16 февраля 2018 года, совпадают с координатами границ земельного участка общей площадью 3167 кв.м, испрашивавшегося ответчиком ФИО2 по заявлению от 10 февраля 2018 года, и с координатами границ земельного участка площадью 989 кв.м, (установленными Постановлением администрации Анивского городского округа от 15.05.2018 года №-па), впоследствии переданного ФИО2 по договору безвозмездного пользования земельным участком от 25 сентября 2018 года №-га. Таким образом, постановление администрации Анивского городского округа от 06 февраля 2018 года №-па права ФИО1 не затрагивает.
Истец ФИО1 так же пояснила, что поданная ФИО2 схема земельного участка является «скриншотом» публичной кадастровой карты, не утверждена компетентным органом, и не соответствует требованиям п. 2.6.2. Приказа Министерства имущественных и земельных отношений <адрес> от 02.03.2017 №-п «Об утверждении административного регламента министерства имущественных и земельных отношений <адрес> по предоставлению государственной услуги «Предоставление гражданам в безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в собственности <адрес>», которым установлено, что в случае если требуется образование земельного участка, к заявлению о предоставлении земельного участка прилагается схема размещения земельного участка. Подготовка схемы размещения земельного участка осуществляется на публичной кадастровой карте в форме электронного документа с использованием информационной системы либо на кадастровом плане территории в форме документа на бумажном носителе.
Заявление ФИО2 от 10.02.2018г., с приложением схемы земельного участка на бумажном носителе, зарегистрировано администрацией Анивского городского округа 14 февраля 2018 года, в тот момент, когда на карте ФИС испрашиваемый им земельный участок находился в серой зоне, а принято в обработку ответственным лицом 16 февраля 2018 года, тогда, когда территории села Троицкого стали доступны для дальневосточного гектара.
ФИО1 так же обращалась по этому поводу в администрацию, где получила ответ, что ей будет отказано в предоставлении земельного участка, так как в указанном ею месте «серая зона».
Формально получилось, что с 10 февраля 2018 года земельный участок в указанном квартале никто раздавать не запрещал, (закон <адрес> 1-30 вступил в силу 9 февраля 2018 года), но фактически там взять участок было невозможно до 16 февраля 2018 года (серая зона).
Ответчик ФИО2 представила отзыв на исковые требования, в котором указала, что с требованиями ФИО1 не согласна и просит в их удовлетворении отказать на основании следующего.
<адрес> от 26 января 2018 года № «Об определении территорий <адрес>, в границах которых земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не могут быть предоставлены гражданам в безвозмездное пользование» опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 29.01.2018 и вступил в силу 09.02.2018.
Из содержания ст. 3 Федерального закона № 119-ФЗ от 01.05.2016 года «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной пли муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что ФИС «На Дальний Восток» носит информационно-технический характер, при этом ее содержание не несет нормотворческого, либо императивного содержания, а значит данные обстоятельства не могут являться препятствием для реализации гражданам своего права в получении земельного участка в безвозмездное пользование в рамках Федерального закона.
Приказ Минэкономразвития России от 27.11.2014 № «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется на бумажном носителе» устанавливает требования к схеме расположения земельного участка, которая подготавливается в отношении земельного участка или земельных участков образуемых в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации (ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации) и относится только к сфере Земельного Кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2.1. ст. 4 Федерального закона № 119-ФЗ от 01.05.2016 года «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной пли муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что требования к схеме размещения земельного участка на публичной кадастровой карте в форме электронного документа и схеме размещения земельного участка на кадастровом плане территории в форме документа на бумажном носителе устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим на территории Дальневосточного федерального округа функции по координации деятельности по реализации государственных программ и федеральных целевых программ, по согласованию с органом регистрации прав.
В отсутствие утвержденных требований к схеме размещения земельного участка, который предстоит образовать в рамках предоставления в соответствии Федеральным законом, единственными прямо указанными условиями являются: изображение границ образуемого земельного участка на публичной кадастровой карте или кадастровом плане территории: площадь образуемого земельного участка. Данные условия регламентированы пп. 2 п. 2 ст. 4 Федерального закона.
В соответствии с ч. 5 ст. 4 Федерального закона заявление о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование подается или направляется в уполномоченный орган гражданином по его выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронного документа с использованием информационной системы.
В случае поступления заявления на бумажном носителе, уполномоченный орган, в соответствии с пп. 1-2 п. 4 ст. 5 Федерального закона, в течение семи рабочих дней со дня поступления заявления, при отсутствии оснований для возврата, осуществляет действия по переводу полученных на бумажном носителе материалов в формат электронного документа.
На основании изложенного ФИО2 считает, что её заявление о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование и приложенные к нему документы, рассмотрение заявления, а так же принятие всех последующих решений в отношении предоставления испрашиваемого земельного участка, принятие решений в отношении Истца осуществлялись уполномоченным органом в соответствии с требованиями закона.
В дополнительно представленном отзыве на исковые требования, ФИО2 указала, что требования ФИО1 вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера, защищаемого в исковом производстве, поскольку спорные правоотношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон. Административный ответчик реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов в отношении заявителя.
Законодательством не предусмотрено иного вида судопроизводства для оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, кроме как в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Таким образом производство по гражданскому делу по иску ФИО1 подлежит прекращению, как не подлежащее рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса.
Представитель истца ФИО3, ответчик ФИО2 и представитель администрации муниципального образования «Анивский городской округ» ФИО4 в судебное заседание не явились о месте и времени рассмотрения дела извещены.
Суд, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Учитывая состав сторон, характер спорных правоотношений, суд находит несостоятельными доводы ответчика ФИО2 о том, что требования ФИО1 вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера, защищаемого в исковом производстве, а производство по гражданскому делу по иску ФИО1 подлежит прекращению.
По существу исковых требований суд приходит к следующему.
В соответствие с ч. 3. ст. 2 Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 119-ФЗ), Законами субъектов Российской Федерации, указанных в статье 1 настоящего Федерального закона, могут быть определены территории, в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены в безвозмездное пользование в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 7 ст. 5 указанного Федерального закона, условия договора безвозмездного пользования земельным участком определяются гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Из материалов дела следует, что 16 февраля 2018 года ФИО1 через федеральную информационную систему «На Дальний Восток» обратилась в администрацию муниципального образования «Анивский городской округ» с заявлением о предоставлении земельного участка общей площадью 1725 кв.м в безвозмездное пользование, представив схему размещения земельного участка и копию документа, удостоверяющего личность.
Письмом от 28.02.2018 года, в адрес ФИО1 направлено уведомление о приостановлении рассмотрения её заявления в связи с тем, что в отношении испрашиваемого ею земельного участка поступило заявление от 10.05.2017 года о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду без торгов в порядке статьи 39.18 Земельного кодекса РФ.
Письмом от 12.04.2018 в адрес ФИО1 направлено уведомление об отказе в предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка в связи с тем, что в отношении испрашиваемого ФИО1 земельного участка принято принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории муниципального образования «Анивский городской округ» и срок действия по постановлению администрации Анивского городского округа от 06 февраля 2018 года №-па не истек.
Также установлено, что 10 февраля 2018 года посредством почтовой связи ответчик ФИО2 обратилась в администрацию муниципального образования «Анивский городской округ» с заявлением о предоставлении земельного участка общей площадью 3167 кв.м в безвозмездное пользование, представив схему размещения земельного участка и копию документа удостоверяющего личность. Заявление поступило и зарегистрировано уполномоченным органом 14 февраля 2018 года.
Постановлением администрации Анивского городского округа от 15.05.2018 года №-па по результатам рассмотрения заявления ФИО2 утверждена схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте: местоположение земельного участка – Российская Федерация, <адрес>, кадастровый квартал №; площадь земельного участка – 989 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, доступ к земельному участку осуществляется посредством земель (земельных участков) общего пользования.
25 сентября 2018 года между администрацией муниципального образования «Анивский городской округ» и ФИО2 заключен договор №-га безвозмездного пользования земельным участком с кадастровым номером №, из категории «земли населенных пунктов», площадью – 989 кв.м, месторасположение – <адрес>, сроком на 5 лет. Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> 01 ноября 2018 года.
В судебном заседании стороны не оспаривали то обстоятельство, что координаты границ испрашиваемого ФИО1 земельного участка общей площадью 1725 кв.м, по её заявлению от 16 февраля 2018 года, поданному через федеральную информационную систему «На Дальний Восток», совпадают с координатами границ земельного участка общей площадью 3167 кв.м, испрашивавшегося ответчиком ФИО2 по заявлению от 10 февраля 2018 года, поданному посредством почтовой связи, и с координатами границ земельного участка площадью 989 кв.м, установленных Постановлением администрации Анивского городского округа от 15.05.2018 года №-па, впоследствии переданного ФИО2 по договору безвозмездного пользования земельным участком от 25 сентября 2018 года №-га.
Оспаривая законность передачи ФИО2 спорного земельного участка, ФИО1 указала на недоступность до 16 февраля 2018 года земельных участков в <адрес> для их передачи под дальневосточный гектар, в связи с чем, поданные до указанной даты заявления, по мнению ФИО1, подлежали отклонению.
Истец ФИО1, полагая, что имелись законные основания для отказа ФИО2 в предоставлении муниципальной услуги ввиду отнесения земельного участка в ФИС «На Дальний Восток» к категории «нельзя», сослалась на сообщение и.о. начальника Управления информационных технологий Центрального аппарата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии ФИО5 от 03.08.2018 года, согласно которому откорректированные Земли «нельзя» в районе <адрес> городского округа <адрес> поступили 02.02.2018, 13.02.2018 материалы были отправлены в публикацию и 15.02.2018 были опубликованы в ФИС «На Дальний Восток». Учитывая изложенное, с 16.02.2018 на открытые территории могли быть поданы заявки в соответствии с Законом № 119-ФЗ.
Уполномоченный орган (администрация муниципального образования «Анивский городской округ») имеет техническую возможность приема заявлений, подаваемых с использованием ФИС «На Дальний Восток».
По информации специалистов службы технической поддержки в период с 01.01.2018 по 01.08.2018 заявлений о наличии каких-либо технический проблем в функционировании ФИС «На Дальний Восток» от уполномоченного органа не поступало.
Данные доводы суд признает не состоятельными, поскольку <адрес> от 26.01.2018 №-ЗО «Об определении территорий <адрес>, в границах которых земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не могут быть предоставлены гражданам в безвозмездное пользование», вступившим в силу 09 февраля 2018 года, кадастровый квартал с номером № (<адрес>) к категории «нельзя» не отнесен, а потому оснований для отказа ФИО2 в предоставлении муниципальной услуги по её заявлению, направленному посредством почтовой связи 10 февраля 2018 года и поступившему уполномоченному органу 14 февраля 2018 года, по причине, предусмотренной п.23 ст.<адрес> от 26.01.2018 №-ЗО, не имелось.
При таких обстоятельствах, ФИО2 была вправе обратиться 10 февраля 2018 года в администрацию Анивского городского округа с заявлением о предоставлении ему земельного участка в <адрес>, в безвозмездное пользование в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 01.05.2016 №119-ФЗ).
В соответствии с ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ заявление о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование подается или направляется в уполномоченный орган гражданином по его выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронного документа с использованием информационной системы. Указанное заявление также может быть подано гражданином через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг или орган регистрации прав.
К заявлению о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование прилагаются: 1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя; 2) схема размещения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать. Схема размещения земельного участка представляет собой изображение границ образуемого земельного участка на публичной кадастровой карте или кадастровом плане территории.
В схеме размещения земельного участка указывается площадь образуемого земельного участка. Подготовка схемы размещения земельного участка осуществляется на публичной кадастровой карте в форме электронного документа с использованием информационной системы либо на кадастровом плане территории в форме документа на бумажном носителе (ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ).
Поскольку на момент обращения ФИО2 с заявлением от 10 февраля 2018 года, требования к схеме размещения земельного участка на публичной карте в форме электронного документа и схеме размещения земельного участка на кадастровом плане территории в форме документа на бумажном носителе, указанные в части 2.1 статьи 4 Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ о требованиях к схеме размещения земельного участка на публичной кадастровой карте в форме электронного документа и схеме размещения земельного участка на кадастровом плане территории в форме документа на бумажном носителе введенной Федеральным законом от 29.07.2017 № 247-ФЗ, действующим законодательством не были установлены, суд полагает, что данная правовая норма к спорным правоотношениям применению не подлежит.
Из материалов дела следует, что к заявлению ФИО2 от 10.02.2018г. представлена копия её паспорта и план территории, на котором имеются сведения о площади и границах испрашиваемого земельного участка в местной системе координат, в форме документа на бумажном носителе. В своем заявлении от 10 февраля 2018 года ФИО2 заранее дала согласие на утверждение иного варианта схемы размещения земельного участка, после чего постановлением администрации Анивского городского округа №-па от 15.05.2018 утверждена схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте, а 25 сентября 2018 года заключен договор безвозмездного пользования указанным земельным участком.
Действия ФИО2 и администрации Анивского городского округа полностью соответствуют требованиям ст. 5 и ст. 6 Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ, доказательств, свидетельствующих о злоупотреблении стороной ответчика гражданскими правами, материалы дела не содержат.
Довод ФИО1 о том, что до 16 февраля 2018 года испрашиваемый ею земельный участок на публичной кадастровой карте был отнесен к категории земель, которые не могут быть предоставлены гражданам в безвозмездное пользование (окрашен в серый цвет), а также довод о том, что наличие серого оттенка спорной территории не позволило ей обозначить границы испрашиваемого земельного участка, материалами дела не подтверждены.
Более того, на основании п.1 ч.4 ст.5 Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ в течение семи рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган заявления о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование уполномоченный орган при отсутствии оснований для возврата, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, обеспечивает без взимания платы с заявителя подготовку на публичной кадастровой карте в форме электронного документа с использованием информационной системы схемы размещения земельного участка, местоположение границ которого соответствует местоположению границ земельного участка, указанному в схеме размещения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной в форме документа на бумажном носителе, в случае, если к заявлению о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование приложена схема размещения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная в форме документа на бумажном носителе.
Учитывая приведенные нормы действующего законодательства, суд считает несостоятельным доводы истца об отсутствии у неё возможности до 16 февраля 2018 года опубликовать на кадастровой карте в форме электронного документа размещение испрашиваемого им земельного участка и, как следствие, о нарушении её прав действиями стороны ответчика по передаче спорного земельного участка в безвозмездное пользование ФИО2
Суд также учитывает то обстоятельство, что после вступления в силу 09 февраля 2018 года <адрес> от 26.01.2018 №-ЗО «Об определении территорий <адрес>, в границах которых земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не могут быть предоставлены гражданам в безвозмездное пользование» ФИО1 не воспользовалась правом направления заявления о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование посредством почтовой связи или через многофункциональный центр и представления к заявлению схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной в форме документа на бумажном носителе.
Наличие же у администрации Анивского городского округа на рассмотрении заявления ФИО2 от 10 февраля 2018 года, в силу ч. 2 и ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ, явилось обоснованным основанием для приостановления рассмотрения заявления ФИО1, поданного 16 февраля 2018 года и последующего отказа в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование.
При таких обстоятельствах, отсутствуют правовые основания считать нарушенными права ФИО1 передачей земельного участка в безвозмездное пользование ФИО2, а потому заявленные ею требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации муниципального образования «Анивский городской округ» и ФИО2:
об отмене решения администрации муниципального образования «Анивский городской округ» от 28 февраля 2018 года о приостановлении рассмотрения заявления ФИО1 о предоставлении ей земельного участка в безвозмездное пользование поданного ФИО1 16 февраля 2018 года;
отмене решения администрации муниципального образования «Анивский городской округ» о согласовании земельных границ и выделении земельных участков в безвозмездное пользование гражданам, подавшим заявления до 16 февраля 2018 года на момент невозможности и недоступности предоставлении земельного участка в силу закона 119- ФЗ;
о признании незаконным постановления администрации муниципального образования «Анивский городской округ» №-па от 15 мая 2018 года об утверждении схемы земельного участка предоставляемого на имя ФИО2 на кадастровом плане территории муниципального образования «Анивский городской округ» в кадастровом квартале 65:05:0000039;
признании недействительным договора безвозмездного пользования земельным участком от 25 сентября 2018 года №-га заключенного между администрацией муниципального образования «Анивский городской округ» и ФИО2 Владимировной;
возложении на администрацию муниципального образования «Анивский городской округ» обязанности утвердить схему земельного участка от 16 февраля 2018 года, поданную ФИО1 16 февраля 2018 года в 00:54:06 часов, согласовать земельные границы и выделить данный земельный участок в безвозмездное пользование на имя ФИО1;
возложении на администрацию муниципального образования «Анивский городской округ» обязанности повторно рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование поданное 16 февраля 2018 года в 00:54:06 часов - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сахалинский областной суд через Анивский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в мотивированной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 04 декабря 2018 года.
Председательствующий И.В. Нужный