ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-281/19 от 06.01.2019 Великоустюгского районного суда (Вологодская область)

УИД 35RS0006-01-2019-000339-71 2-281/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Великий Устюг 24 апреля 2019 года

Великоустюгский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Нагаевой Н.Н.,

при секретаре Козулиной О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шарыпова Владимира Геннадьевича к МБОУ «Великоустюгская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» о взыскании доплаты за работу с вредными условиями труда

у с т а н о в и л :

Согласно приказа (распоряжения) о приеме работника на работу №03-01/38 от 08.11.2010 года Шарыпов Владимир Геннадьевич с 08.11.2010 года принят на работу в МОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида» учителем профессионально-трудового обучения на 1,2 ставки (22 часа) с коэффициентом уровня образования-1,15 (обр.-высшее, ЯГПИ, Д-ШВ № 125373 от 30.06.93 г.), коэффициент кв. категории-1,1, (1 кв. кат. По должности «учитель», приказ №01-03/38 от 12.05.2009 г.) с доплатой: компенсационные выплаты: за кабинет-5%, коррекционные классы-20%, за целостность-5%, за приоритетность-5%; стимулирующие выплаты: за стаж-30% (стаж пед.работы-23 года 02 месяца 29 дней), за интенсивность и высокие результаты-10%, за качество-9%.

С данным приказом Шарыпов В.Г. был ознакомлен 08.11.2010 года.

08.11.2010 года между МОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида» и Шарыповым В.Г. заключен трудовой договор № 22.

Согласно п. 9 вышеуказанного трудового договора в обязанность работодателя входило обеспечение условий работы на рабочем месте с указанием достоверных характеристик, компенсаций и льгот работнику за тяжелые и особо тяжелые работы и работы с вредными, особо вредными или опасными условиями труда.

Шарыпов В.Г. не получал в порядке ст. 147 Трудового кодекса Российской Федерации надбавку к заработной плате за вредные условия труда от ответчика, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из приказов за 2015-2017 годы.

Шарыпов В.Г. обратился в суд с иском к МБОУ «Великоустюгская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» о взыскании доплаты за работу с вредными условиями труда за период с мая 2015 года по 11 мая 2018 года.

В обоснование иска указав, что он работает по трудовому договору в МОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида» учителем профессионально-трудового обучения с 08.11.2010 года. За его работу в вышеуказанной должности, как работнику занятому на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда оплата труда должна производиться в повышенном размере. В соответствии с п.п.7.10 Коллективного договора МБОУ «Великоустюгская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» на 2017-2020 г.г. установлено, что работникам образовательных организаций, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается доплата в размере 12% должностного оклада (в соответствии с «перечнем работ с неблагоприятными условиями труда, на которых устанавливаются доплаты рабочим, специалистам и служащим с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда», утвержденными Приказом Гособразования СССР от 20.08.1990 г. № 579 (с последующими изменениями). Согласно п.1 Приложения №1 к вышеуказанному приказу, доплаты за неблагоприятные условия труда устанавливаются по результатам аттестации рабочих мест или оценки условий труда лицам, непосредственно занятым на работах, предусмотренных перечнем, а также Типовыми перечнями работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда. Аттестация его рабочего места по условиям труда до проведения специальной оценки условий труда не проводилась, несмотря на неоднократные его обращения к директору школы Кабакову И.А.. Только в ноябре 2017 года был заключен договор возмездного оказания услуг с ООО «Рацион», в перечень мест была включена и его должность. Согласно приказа от 16 мая 2018 года проверка закончена, и ему установлен класс условий труда-3,2 (вредные), а также с 11 мая 2018 года повышенная оплата труда. Считает, что ему должен быть произведен расчет доплаты за работу во вредных условиях труда с мая 2015 года по 11 мая 2018 года. Поскольку аттестация рабочего места не проводилась, а специальная оценка условий труда была окончена 11 мая 2018 года необходимо было руководствоваться документом «Об утверждении положения о порядке установления доплат за неблагоприятные условия труда и перечня работ, на которых устанавливаются доплаты за неблагоприятные условия труда работникам организаций и учреждений системы Гособразования СССР», приложением 2 к приказу Гособразования СССР от 20 августа 1990 г. №579 «Перечень работ с неблагоприятными условиями труда, на которых устанавливаются доплаты рабочим, специалистам и служащим с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда (в ред. Приказа Гособразования СССР от 023.01.91 №1)» подраздел 1 «Виды работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых устанавливаются доплаты до 12%. Таким образом, пока не была проведена специальная оценка условий труда директор школы Кабаков И.А. был обязан самостоятельно отнести условия его труда к вредным на основании списка, Трудового кодекса РФ и предоставлять ему компенсации, в том числе доплату за вредность в размере 12%. Однако директор школы бездействовал, не проводил ни аттестацию рабочего места, ни специальную оценку условий труда, что явилось нарушением трудового законодательства. Право на получение компенсации за вредные условия труда у него появилось не после завершения специальной проверки, а с момента приема его на работу.

В судебном заседании истец Шарыпов В.Г. и его представитель Шестакова М.Б. требования поддержали, сославшись на доводы, изложенные в иске.

Представитель ответчика Кабаков И.А. с иском не согласился, указав, что аттестация рабочего места или специальная оценка условий труда учителя профессионально-трудового обучения в учреждении ранее не проводилась. Образовательному учреждению с 2015 года по 2017 годы не выделялись лимиты бюджетных обязательств на проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах, что подтверждается справкой из бухгалтерии от 10.04.2019 года. Все статьи в планах финансовой деятельности определены, и перенос денежных средств на спецоценку был невозможен. До проведения спецоценки учителю технологии Шарыпову В.Г. из стимулирующего фонда выделялась сумма 1000 рублей за работу в школьной мастерской каждый месяц, однако она не выделялась отдельной строкой за вредные условия труда. Согласно Положению об оплате труда объем средств направляемых на выплаты компенсационного и стимулирующего характера определяются ежегодно управлением образования по согласованию с финансовым управлением. В силу ч.6 ст. 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 января 2018 года. Требования о незамедлительном проведении специальной проверки противоречат требованиям вышеуказанной статьи. Согласно утвержденному отчету, специальная оценка условий труда в МБОУ «Великоустюгская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» закончилась 11 мая 2018 года. Считает, что специальная оценка условий труда была проведена в установленный срок и с момента утверждения отчета работнику выплачиваются все причитающиеся по закону выплаты.

Суд, изучив материалы дела, заслушав объяснения участников процесса, находит требования истца не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с абз. 13 ч. 1 ст. 219 Трудового кодекса Российской Федерации каждый работник имеет право на гарантии и компенсации, установленные в соответствии с указанным Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Согласно со ст. 147 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Согласно должностной инструкции учителя технологии (профессионально-трудового обучения) МБОУ «Великоустюгская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 20.01.2016 г. учитель имеет право: на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, качеством выполненной работы (п.4.7); на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.

В соответствии с 8.1.10 Коллективного договора МБОУ «Великоустюгская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» на 2011-2016 г. работодатель проводит аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в учреждении. Пункт 8.1.21 предусматривает, что работодатель осуществляет доплаты и компенсации работникам за работу с вредными и опасными условиями труда.

Согласно п.п.6.9 Коллективного договора МБОУ «Великоустюгская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» на 2017-2020 г.г. заработная плата работникам исчисляется в соответствии с системой оплаты труда, предусмотренной Положением об оплате труда, Положением о выплатах стимулирующего характера, Положением о премировании работников.

П.п.7.10 установлено, что работникам образовательных организаций, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается доплата в размере 12% должностного оклада (в соответствии с Перечнем работ с неблагоприятными условиями труда, на которых устанавливаются доплаты рабочим, специалистам и служащим с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда», утвержденными Приказом Гособразования СССР от 20.08.1990 г. № 579 (с последующими изменениями).

Согласно п.2 Приложения №1 к вышеуказанному приказу, доплаты за неблагоприятные условия труда устанавливаются по результатам аттестации рабочих мест или оценки условий труда лицам, непосредственно занятым на работах, предусмотренных перечнем, а также Типовыми перечнями работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда.

Работодатель проводит специальную оценку условий труда на рабочих местах (п.8.1.3 Коллективного договора), осуществляет доплаты и компенсации за работу с вредными и опасными условиями труда в соответствии с коллективным договором (п.8.1.18).

Согласно п.3.1.1 Положения об оплате труда работникам организации, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается доплата в размере 12% должностного оклада с учетом учебной нагрузки (в соответствии с Перечнем работ с неблагоприятными условиями труда, на которых устанавливаются доплаты рабочим, специалистам и служащим с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда», утвержденными Приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 20.08.1990 г. № 579 (с изменениями и дополнениями).

Действующим законодательством в целях создания безопасных условий труда, сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности работодатель должен проводить специальную оценку условий труда, по результатам проведения которой устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

В силу ч.6 ст. 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 января 2018 года.

Из материалов дела следует, что специальная оценка условий труда проводилась МБОУ «Великоустюгская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» с 01 ноября 2017 года по 31 марта 2018 года. Ранее аттестация или специальная оценка условий труда на рабочем месте Шарыпова В.Г. не проводилась. Из материалов дела следует, что с письменными заявлениями о предоставлении компенсационных выплат за вредные условия труда Шарыпов В.Г. обращался в 2017 года.

Согласно справки МКУ «Центр бухгалтерского учета» администрации Великоустюгского муниципального района от 10.04.2019 года, МБОУ «Великоустюгская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» не выделялись лимиты бюджетных обязательств в 2015,2016,2017 годах на проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах.

Датой окончания специальной оценки условий труда является дата издания приказа о ее завершении и утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда, а не срок, когда экспертной организацией были осуществлены замеры вредных факторов воздействия и результаты оказанных услуг сданы работодателю. Ранее издания приказа результаты специальной оценки условий труда рабочего места не могут быть использованы работодателем для предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Приказом МБОУ «Великоустюгская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» № 01-10/24-а от 16.05.2018 года завершена специальная оценка условия труда, проводившаяся с 01 ноября 2017 года по 16 марта 2018 года. Предоставлены работнику Шарыпову В.Г. на рабочем месте, котором выявлены вредные условия труда, компенсации согласно классу условий труда в соответствии с картами СОУТ и Трудовым Кодексом РФ с момента подписания отчета о проведении специальной оценки условий труда, с 11 мая 2018 года.

В приложении № 1 к приказу указано, что учителю трудового обучения по столярному делу (кабинет столярного дела) установлена общая оценка условий труда степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса-3,2, размер повышения оплаты труда работников-12%.

Приказ Гособразования СССР от 20 августа 1990 г. №579 «Об утверждении положения о порядке установления доплат за неблагоприятные условия труда и перечня работ, на которых устанавливаются доплаты за неблагоприятные условия труда работникам организаций и учреждений системы Гособразования СССР», приложение 2 к приказу Гособразования СССР от 20 августа 1990 г. №579 «Перечень работ с неблагоприятными условиями труда, на которых устанавливаются доплаты рабочим, специалистам и служащим с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда (в ред. Приказа Гособразования СССР от 23.01.91 №1)» не устанавливают права включенных в данный список работников (профессий, должностей) на получение надбавки к заработной плате за вредные или опасные условия труда без проведения специальной оценки условий труда. Доплаты за неблагоприятные условия труда устанавливаются по результатам аттестации рабочих мест или оценки условий труда лицам, непосредственно занятым на работах, предусмотренных перечнем, а также Типовыми перечнями работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 426-ФЗ от 28.12.2013 "О специальной оценке условий труда" результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций.

В силу системного толкования положений Трудового кодекса Российской Федерации и Федерального закона N 426-ФЗ от 28.12.2013 "О специальной оценке условий труда" установление работникам конкретных гарантий и компенсаций в связи с работой во вредных или опасных условиях труда обусловлено именно результатами специальной оценки условий труда.

В своем решении Верховный Суд Российской Федерации от 14.01.2013 N АКПИ12-1570, отмечал, что действующее законодательство Российской Федерации признает основанием для предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, конкретные условия труда, определяемые по результатам аттестации рабочих мест, а не включение профессии, должности в какой-либо список или перечень производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на соответствующие компенсации.

Таким образом, требования работника должны основываться только на результатах проведенной специальной оценки условий труда рабочих мест, работник лишается права требовать надбавку за тот период, в котором специальная оценка условий труда не проводилась.

Согласно приказа (распоряжения) о приеме работника на работу №03-01/38 от 08.11.2010 года Шарыпов Владимир Геннадьевич с 08.11.2010 года принят на работу в МОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида» учителем профессионально-трудового обучения на 1,2 ставки (22 часа) с коэффициентом уровня образования-1,15 (обр.-высшее, ЯГПИ, Д-ШВ № 125373 от 30.06.93 г.), коэффициент кв. категории-1,1, (1 кв. кат. По должности «учитель», приказ №01-03/38 от 12.05.2009 г.) с доплатой: компенсационные выплаты: за кабинет-5%, коррекционные классы-20%, за целостность-5%, за приоритетность-5%; стимулирующие выплаты: за стаж-30% (стаж пед.работы-23 года 02 месяца 29 дней), за интенсивность и высокие результаты-10%, за качество-9%. Выплата компенсационного характера, как выплата работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, в приказе о принятии на работу была не установлена. Поэтому у ответчика отсутствовала обязанность производить истцу в период работы взыскиваемые выплаты.

Наличие каких-либо правовых оснований для начисления и выплаты истцу за отработанный у ответчика период с 2015 года по 11 мая 2018 года надбавки за работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по представленным суду доказательствам не установлено.

При таких обстоятельствах требования истца удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

В иске Шарыпова Владимира Геннадьевича к МБОУ «Великоустюгская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» о взыскании доплаты за работу с вредными условиями труда отказать.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Великоустюгский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья:Н.Н.Нагаева