ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-281/20 от 06.05.2020 Братского районного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Братск 06 мая 2020 года

Братский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Громовой Е.Н.,

при секретаре судебного заседания Бурда Н.Н.,

с участием представителя истца –

старшего помощника прокурора Братского района

Иркутской области Петакчян А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-281/2020 по исковому заявлению прокурора Братского района Иркутской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Покоснинского сельского поселения, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Белкина Ирина Ивановна, Мишина Марина Анатольевна, об обязании провести аттестацию муниципальных служащих,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Братского района Иркутской обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц с исковым заявлением к администрации Покоснинского сельского поселения об обязании в течении 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести аттестацию муниципальных служащих: Белкиной И.И., 17.09.1969 года рождения, Мишиной М.А., 10.10.1962 года рождения.

В обоснование исковых требований прокурор Братского района Иркутской области в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, указал, что прокуратурой Братского района Иркутской области в деятельности администрации Покоснинского сельского поселения выявлены нарушения в сфере исполнения законодательства о муниципальной службе в части не проведения аттестации муниципальных служащих.

Установлено, что администрацией Покоснинского сельского поселения не обеспечено прохождение муниципальными служащими Белкиной И.И., Мишиной М.А. аттестации в установленные сроки, последняя аттестация указанных муниципальных служащих проведена 09.02.2016.

Прокуратурой Братского района Иркутской области 29.11.2019 в адрес главы администрации Покоснинского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе, по результатам рассмотрения которого нарушения законодательства не устранены. Требование прокурора до настоящего времени не исполнено.

Выявленные нарушения требований законов о муниципальной службе и профилактике коррупции в виде не проведения аттестации муниципальных служащих не обеспечивают правильный подбор и расстановку кадров, своевременное поощрение муниципальных служащих или понижение их в должности, приводят к замещению муниципальных должностей без учета установленных законом квалификационных требований, и тем самым ограничивают доступ других граждан к муниципальной службе.

Принимая во внимание, что жители муниципального района имеют право на осуществление в их интересах функций местного самоуправления компетентными и профессиональными муниципальными служащими, игнорирование требований законодательства о муниципальной службе, не проведение аттестации муниципальных служащих влечет существенное нарушение интересов общества и государства в целом, а также Покоснинского муниципального образования.

Поскольку не проведение администрацией Покоснинского сельского поселения аттестации муниципальных служащих не позволяет своевременно оценить профессионализм и компетентность работающих муниципальных служащих, что нарушает законодательство Российской Федерации о муниципальной службе и принцип равного доступа граждан к муниципальной службе, и позволяет в данном случае прокурору обратиться в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц Российской Федерации.

Просит суд обязать администрацию Покоснинского сельского поселения в течении 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести аттестацию муниципальных служащих: Белкиной И.И., 17.09.1969 года рождения, Мишиной М.А., 10.10.1962 года рождения.

Определением Братского районного суда Иркутской области о принятии искового заявления, возбуждении гражданского дела и подготовке дела к судебному разбирательству от 26.03.2020 в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 150, ст. 43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Белкина И.И., Мишина М.А.

В судебном заседании старший помощник прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г., исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд исковые требования удовлетворить.

Ответчик администрация Покоснинского сельского поселения в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. Глава Покоснинского муниципального образования Фортунатова К.Г., действующая на основании прав по должности, представила ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствии.

В судебное заседание третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Белкина И.И., Мишина М.А. не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представили ходатайства с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствии.

Суд, с учетом мнения старшего помощника прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г., считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся ответчика, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав старшего помощника прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г., изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы

В силу ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются, в том числе, совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы.

Пунктом 3 ст. 4 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что основными принципами муниципальной службы являются: профессионализм и компетентность муниципальных служащих.

Частью 1 ст. 9 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлено, что для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) - к специальности, направлению подготовки.

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» аттестация муниципального служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы. Аттестация муниципального служащего проводится один раз в три года.

Статья 8 Закона Иркутской области от 15.10.2007 № 88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» также предусматривает, что положение о проведении аттестации муниципальных служащих утверждается муниципальным правовым актом в соответствии с Типовым положением (приложение 2 к настоящему Закону).

Так, пункт 2 раздела 1 Типового положения предусматривает, что аттестация муниципального служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.

Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава муниципальной службы в муниципальном образовании, повышению профессионального уровня муниципальных служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности муниципальной службы при сокращении должностей муниципальной службы в муниципальном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда муниципальных служащих.

Как следует из положений статей 6, 9 части 6 статьи 16 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) - к специальности, направлению подготовки. Поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Из системного толкования вышеуказанных правовых норм следует, что аттестация муниципального служащего проводится в целях определения его соответствия занимаемой им на условиях трудового договора конкретной должности муниципальной службы и установленным для исполнения этой должности квалификационным требованиям, предусмотренным Законом.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Братского района Иркутской области проведена проверка исполнения требований законодательства о муниципальной службе администрацией Покоснинского сельского поселения. В ходе проверки было установлено, что в нарушение требований законодательства администрацией Покоснинского сельского поселения не обеспечено прохождение аттестации муниципальными служащими Белкиной И.И., Мишиной М.А. в установленные сроки, последняя аттестация указанных муниципальных служащих проведена 09.02.2016. Принимая во внимание, что жители муниципального района имеют право на осуществление в их интересах функций местного самоуправления компетентными и профессиональными муниципальными служащими, игнорирование требований законодательства о муниципальной службе, непроведение аттестации муниципальных служащих влечет существенное нарушение интересов общества и государства в целом, а также Покоснинского муниципального образования.

Согласно трудовому договору № 4 от 18.10.2011 Мишина М.А. с 18.10.2011 принята в администрацию Покоснинского сельского поселения на муниципальную должность муниципальной службы – ведущим специалистом.

Согласно трудовому договору № 2 от 10.01.2014 Белкина И.И. с 09.01.2014 принята в администрацию Покоснинского сельского поселения на должность инспектора по совместительству.

Аттестационными листами муниципальных служащих подтверждается, что 09.02.2016 проводилась аттестация за период с 2012 по 2016 г.г. в отношении Белкиной И.И., Мишиной М.А.

29.11.2019 заместитель прокурора Братского района Иркутской области Альхименко Е.И. внесла в адрес администрации Покоснинского сельского поселения представление № 07-20а-2019 «Об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе» с требованием о принятии мер к устранению нарушений закона.

Из ответа администрации Покоснинского сельского поселения от 19.12.2019, установлено, что положение о проведении аттестации муниципальных служащих администрации Покоснинского сельского поселения, утвержденное решением Думы Покоснинского сельского поселения № 26 от 28.12.2017, принятое в соответствии с федеральным законодательством, законами Иркутской области. Аттестацию муниципальных служащих Покоснинского сельского поселения своими силами не представляется возможным в связи с отсутствием специалистов. В данное время решается вопрос о взаимодействии с администрацией МО «Братский район» по решению вопроса аттестации муниципальных служащих.

12.03.2020 глава Покоснинского муниципального образования Фортунатова К.Г. направила письмо № 149 мэру МО «Братский район» Баловневу А.С. с просьбой выделить для включения в состав аттестационной комиссии администрации Покоснинского сельского поселения муниципальных служащих администрации муниципального образования «Братский район», а именно: руководителя аппарата администрации, специалиста юридического отдела, специалиста отдела муниципальной службы и кадров. Аттестация муниципальных служащих администрации Покоснинского сельского поселения будет проводится согласно графика проведения аттестации 13.05.2020 в 10 часов 00 минут.

В список муниципальных служащих Покоснинского сельского поселения, подлежащих аттестации 13.05.2020 включены Мишина М.А., Белкина И.И.

Согласно справке о результатах анализа состояния законности в сфере исполнения законодательства о муниципальной службе от 16.03.2020 по результатам рассмотрения внесенных в адрес глав Покоснинского, Илирского, Тарминского, Шумиловского, Наратайского, Покоснинского, Турманского, Кежемского, Большеокинского, Калтукского сельских поселений представлений об устранении нарушений законодательства в сфере исполнения законодательства о муниципальной службе, выявленные нарушения в части проведения аттестации муниципальных служащих не устранены, требование прокурора до настоящего времени не исполнено.

Таким образом, в судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что Белкина И.И. и Мишина М.А. замещают должности муниципальной службы в муниципальном образовании Покоснинского сельского поселения более года, они не относятся к служащим, в отношении которых не проводится аттестация, следовательно, они подлежат аттестации по правилам, установленным ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 25-ФЗ от 02.03.2007 «О муниципальной службе в Российской Федерации». Вместе с тем, до настоящего времени администрацией Покоснинского сельского поселения не обеспечено прохождение ими аттестации.

При этом суд учитывает, что, в этой связи, неисполнение администрацией Покоснинского сельского поселения, предоставленных ей законом полномочий по проведению аттестации муниципальных служащих, расцениваются прокуратурой Братского района Иркутской области как нарушение законодательства о противодействии коррупции.

Более того не проведение администрацией Покоснинского сельского поселения аттестации муниципальных служащих не позволяет своевременно оценить профессионализм и компетентность работающих муниципальных служащих, что нарушает законодательство Российской Федерации о муниципальной службе.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Покоснинского сельского поселения об обязании провести аттестацию муниципальных служащих, законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Суд, принимая во внимание характер и объем работ, которые необходимо произвести, значимость проведения установленных судом мероприятий, находит возможным, установить срок исполнения возложенной на ответчика обязанности, указанный прокурором, - в течении 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Обязать администрацию Покоснинского сельского поселения в течении 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести аттестацию муниципальных служащих: Белкиной Ирины Ивановны, 17.09.1969 года рождения, Мишиной Марины Анатольевны, 10.10.1962 года рождения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.Н. Громова

Дата изготовления мотивированного решения суда – 14.05.2020 года