Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 июня 2014 года с. Левокумское
Левокумский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи А.В. Иванова,
при секретаре судебного заседания В.В. Бураченко,
с участием:
помощника прокурора Левокумского района Самарина В.И.,
ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Левокумского района Ставропольского края в интересах прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся инвалидами, к индивидуальным предпринимателям ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО1 о признании незаконными бездействий и обязании оборудовать пандусами для инвалидов, пользующихся креслами-колясками, лестницы, ведущие ко входам в здания магазинов; индивидуальному предпринимателю ФИО5 о признании незаконными бездействий и обязании оборудовать кнопкой вызова персонала торгового объекта вход в здание магазина,
установил:
прокурор Левокумского района обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся инвалидами, с исковым заявлением к ИП ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО1 о признании незаконными бездействий и обязании оборудовать пандусами для инвалидов, пользующихся креслами-колясками, лестницы, ведущие ко входам в здания магазинов; к ФИО5 о признании незаконными бездействий и обязании оборудовать кнопкой вызова персонала торгового объекта вход в здание магазина.
В обоснование требований прокурор указал, что прокуратурой (адрес) проведена проверка исполнения законодательства в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В ходе проверки соблюдения требований Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите прав инвалидов» (далее - Закон № 181-ФЗ) установлено, что на объектах социальной инфраструктуры - в зданиях магазинов
«№ ...», расположенном по адресу: (адрес),
«...», расположенном по адресу: (адрес),
«...», расположенном по адресу: (адрес),
в здании торгового центра, расположенном по адресу: (адрес)
в здании магазина «...», расположенном по адресу: (адрес),
являющихся объектами торговли, то есть объектами социальной инфраструктуры, не обеспечено соблюдение требований вышеуказанного законодательства.
В частности, проверкой установлено, что на входах в указанные здания имеются лестницы, которые в нарушение требований ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не обустроены пандусами с поручнями.
В соответствие со ст. 15 Закона № 181-ФЗ организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
В соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, лестницы на перепадах рельефа должны дублироваться пандусами, наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями.
Вопреки указанным нормам, ответчиками, не предприняты меры по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в вышеуказанные здания.
Данные обстоятельства подтверждаются информацией Управления труда и социальной защиты населения администрации Левокумского муниципального района (адрес) от (дата) № 859.
В результате бездействия ответчиков, нарушена ст. 15 Федерального закона РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», ст. ст. 21, 27 Конституции РФ, поскольку не обеспечены необходимые условия для осуществления конституционных прав граждан Российской Федерации на свободу передвижения и выбора места пребывания, а также право инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству прокуратурой Левокумского района был изменен предмет иска к индивидуальному предпринимателю ФИО5.
Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
С учетом изложенного прокурор Левокумского района просит:
1) признать незаконным бездействие индивидуального предпринимателя ФИО2, выразившееся в непринятии мер к установлению пандуса для инвалидов, пользующихся креслами-колясками, на лестнице, ведущей к входу в здание магазина «№ ...», расположенного по адресу: (адрес);
обязать индивидуального предпринимателя ФИО2 в 30-тидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать пандусом для инвалидов, пользующихся креслами-колясками, лестницу, ведущую к входу в здание магазина «№ ...», расположенного по адресу: (адрес);
2) признать незаконным бездействие индивидуального предпринимателя ФИО3, выразившееся в непринятии мер к установлению пандуса для инвалидов, пользующихся креслами-колясками, на лестнице, ведущей к входу в здание торгового центра, расположенного по адресу: (адрес)
обязать индивидуального предпринимателя ФИО3 в 30-тидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать пандусом для инвалидов, пользующихся креслами-колясками, лестницу, ведущую к входу в здание торгового центра, расположенного по адресу: (адрес)
3) признать незаконным бездействие индивидуального предпринимателя ФИО4, выразившееся в непринятии мер к установлению пандуса для инвалидов, пользующихся креслами-колясками, на лестнице, ведущей к входу в здание магазина «...», расположенного по адресу: (адрес);
обязать индивидуального предпринимателя ФИО4 в 30-тидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать пандусом для инвалидов, пользующихся креслами-колясками, лестницу, ведущую к входу в здание магазина «...», расположенного по адресу: (адрес);
4) признать незаконным бездействие индивидуального предпринимателя ФИО1, выразившееся в непринятии мер к установлению пандуса для инвалидов, пользующихся креслами-колясками, на лестнице, ведущей к входу в здание магазина «...», расположенного по адресу: (адрес);
обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 в 30-тидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать пандусом для инвалидов, пользующихся креслами-колясками, лестницу, ведущую к входу в здание магазина «...», расположенного по адресу: (адрес);
5) признать незаконным бездействие индивидуального предпринимателя ФИО5, выразившееся в непринятии мер к оборудованию кнопкой вызова персонала торгового объекта для использования инвалидами, пользующимися креслами-колясками, на входе в здание магазина «...», расположенного по адресу: (адрес)
обязать индивидуального предпринимателя ФИО5 в 30-тидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать кнопкой вызова персонала торгового объекта для использования инвалидами, пользующимися креслами-колясками, на входе в здание магазина «...», расположенного по адресу: (адрес).
Помощник прокурора Левокумского района Самарин В.И. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме. При том он указал, что ответчики ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО1 не предоставили суду доказательств отсутствия технической возможности установки пандусов на лестницах при входе в торговые объекты.
В судебное заседание не явились ответчики ФИО5, ФИО2, ФИО3, ФИО4, будучи извещенными судом надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, о чем в деле имеются сведения. При том, ответчик ФИО5 просила суд рассмотреть дело без ее участия, другие, не явившиеся ответчики, не сообщили суду об уважительных причинах неявки и не просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения лиц, участвующих в деле и присутствующих в судебном заседании, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела, но не сообщивших суду об уважительных причинах неявки и не просивших рассмотреть дело в их отсутствие.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании полностью признал исковые требования прокурора Левокумского района, пояснив, что действительно отсутствуют пандусы на лестнице, ведущей к входу в здание магазина «...», расположенного по адресу: (адрес). Он установит пандусы, в связи с чем не возражает против удовлетворения требований прокурора.
Заслушав помощника прокурора, ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения иска по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан.
Из материалов дела следует, что заявление прокурором подано в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в рамках его полномочий для предупреждения нарушения прав неопределенного круга лиц - инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.
Статьей 27 Конституции Российской Федерации каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, гарантировано право свободно передвигаться, выбирать место пребывания.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов.
Согласно преамбулы к Федеральному закону от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", социальной защитой инвалидов является система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Судом установлено, что ответчики осуществляют следующий вид деятельности - розничная торговля в магазинах. Данное следует из выписок из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Ответчики осуществляют свою предпринимательскую деятельность в зданиях магазинов:«№ ...», расположенного по адресу: (адрес), «...», расположенного по адресу: (адрес), «...», расположенного по адресу: (адрес), в здании торгового центра, расположенного по адресу: (адрес) в здании магазина «...», расположенного по адресу: (адрес), что следует из информации Управления труда и социальной защиты населения администрации Левокумского муниципального района (адрес) от (дата) № 859. То есть требования правомерно предъявлены к ответчикам.
Факт отсутствия пандусов для инвалидов на лестницах, ведущих к входам в здания магазинов «№ ...», расположенного по адресу: (адрес), «...», расположенного по адресу: (адрес), «...», расположенного по адресу: (адрес), в здании торгового центра, расположенного по адресу: (адрес), магазина «...», расположенного по адресу: (адрес), не оспаривается ответчиками. Данный факт подтверждается и информацией Управления труда и социальной защиты населения администрации Левокумского муниципального района (адрес) от (дата) № 859, из которой следует, что указанные объекты социальной инфраструктуры не соответствует требованиям законодательства в части создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к указанным объектам.
Законодатель в ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", дает разъяснение, какие объекты являются объектами социальной инфраструктуры, а именно к таковым он относит, в том числе, общественные здания, строения и сооружения, другие учреждения.
Согласно Закону Ставропольского края «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур» от 27.02.2008 года №7-кз, социальная, транспортная и инженерная инфраструктуры - это комплекс объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования, обеспечивающий устойчивое развитие и функционирование поселений (ст. 1).
Согласно ст. 3 Закона Ставропольского края «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур» от 27.02.2008 года №7-кз, к объектам социальной, инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся административные здания и сооружения, объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения.
С учетом изложенного, здания, в котором располагаются магазины, торговый центр, являются объектами социальной инфраструктуры, подлежащими оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения.
Суд считает, что отсутствие пандусов на лестницах при входе в здания магазинов делает невозможным непосредственное посещение, в случае необходимости, инвалидами, использующими для передвижения кресла-коляски, этих магазинов, что ограничивает права инвалидов. Отсутствие пандусов делает невозможным равную с другими гражданами реализацию инвалидами, использующими кресла-коляски, гражданских, экономических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации; делает невозможным преодоление ограничений жизнедеятельности инвалидов, и не содействует созданию инвалидам, использующим кресла-коляски, равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 4 Закона Ставропольского края «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур» от 27.02.2008 года №7-кз, объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур должны оснащаться следующими приспособлениями и оборудованием, в том числе, пандусами и поручнями при входах в здания.
Согласно ст. 5 Закона Ставропольского края «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур» от 27.02.2008 года №7-кз, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности в соответствии с федеральным законодательством создают условия для доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, инженерной инфраструктур и беспрепятственного передвижения указанной категории граждан на территории Ставропольского края.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
В соответствии с требованиями свода правил Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения СНиП 35-01-2001, в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, лестницы должны дублироваться пандусами, наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями.
Согласно СНиП 35-01-2001, его требования необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений.
Из вышеисследованной информации Управления труда и социальной защиты населения администрации Левокумского муниципального района (адрес), пояснений помощника прокурора, пояснений ответчика ФИО1 было установлено, что объекты социальной инфраструктуры - магазины «№ ...», расположенный по адресу: (адрес), «...», расположенный по адресу: (адрес), «...», расположенный по адресу: (адрес), торговый центр, расположенный по адресу: (адрес) магазин «...», расположенный по адресу: (адрес), не соответствуют требованиям законодательства в части создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к указанным объектам - отсутствуют входы, приспособленные для маломобильных групп населения, лестницы не оборудованы пандусами.
Ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ст. 5 Закона Ставропольского края «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур» от 27.02.2008 года №7-кз обязывают организации независимо от организационно-правовых форм создавать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
В связи с тем, что входы в указанные здания, которые являются объектами социальной инфраструктуры, не оборудованы пандусами, на необходимость чего прямо указывает свод правил Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения СНиП 35-01-2001, ст. 4 Закона Ставропольского края «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур», входы в магазины «№ ...», расположенный по адресу: (адрес), «...», расположенный по адресу: (адрес), «...», расположенный по адресу: (адрес), торговый центр, расположенный по адресу: (адрес), должны быть оборудованы пандусами.
Конституционный суд разъяснил следующее: «Одним из средств конкретизации части первой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", вступающего в силу в полном объеме с 1 июля 2010 года (статьи 3, 8, 12, 15, 30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (например, СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения") (Определение Конституционного Суда РФ от 13.05.2010 N 689-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы муниципального образования - городского округа "Город Зеленогорск" Красноярского края на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
От ответчиков по делу, надлежащим образом извещенных о судебном заседании, не поступало возражений относительно требований прокурора. Ответчиками не были представлены конкретные относимые и допустимые доказательства отсутствия технической возможности устройства пандуса. При этом ответчики не указывали на то, что представление необходимых доказательств для них затруднительно, не ходатайствовали об оказании содействия в собирании и истребовании доказательств.
Разрешая требования к индивидуальному предпринимателю ФИО5, суд исходит из следующего.
Здание магазина «...» является объектом социальной инфраструктуры по вышеуказанным основаниям.
Прокурором заявлены требования к ФИО5 о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к оборудованию кнопкой вызова персонала торгового объекта для использования инвалидами, пользующимися креслами-колясками; обязании оборудовать кнопкой вызова персонала торгового объекта для использования инвалидами, пользующимися креслами-колясками.
Прокурор вправе изменить предмет иска.
Ответчик индивидуальный предприниматель ФИО5 признала требования прокурора, о чем предоставила письменное заявление.
Согласно ч. 4 ст. 5 Закона Ставропольского края от 27.02.2008 N 7-кз "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур" (принят Государственной Думой Ставропольского края 14.02.2008), в случаях, когда не могут быть выполнены в полном объеме требования нормативных документов в части обеспечения доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к действующим объектам инфраструктуры, собственниками данных объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Суду предоставлены сведения о том, что ФИО5 в связи с отсутствием технической возможности установки пандуса на торговом объекте социальной инфраструктуры была согласована с обществом инвалидов иная мера, направленная на обеспечение удовлетворения минимальных потребностей инвалидов. Была согласована установка кнопки вызова для инвалидов в магазине «...». Данное следует из заявления о согласовании от (дата) года.
Согласно ст. 4 Закона Ставропольского края от 27.02.2008 N 7-кз "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур", объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться следующими приспособлениями и оборудованием, в том числе, визуальной и звуковой информацией, иными средствами связи, доступными для инвалидов.
Таким образом, установлено незаконное бездействие всех ответчиков по обеспечению необходимых условий инвалидам для осуществления конституционных прав на свободу передвижения, на создание условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, в связи с чем исковое заявление прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц-инвалидов подлежит удовлетворению в полном объеме.
Придя к выводу об обоснованности иска, суд учитывает, что ответчики ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО1 не предоставили доказательства отсутствия технической возможности приспособления для нужд инвалидов входов в здания магазинов посредством установки пандусов.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
Поскольку иск заявлен прокурором в интересах неопределенного круга физических лиц, а судом заявленный иск удовлетворен, то в данном случае с ответчиков подлежит взысканию государственная пошлина, которую должен был оплатить при подаче искового заявления неимущественного характера истец физическое лицо.
Поскольку прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины и требования его удовлетворены, то судебные расходы в виде государственной пошлины подлежат взысканию с ответчиков в доход бюджета ... муниципального района в размере ... рублей с каждого, так как прокурором отдельно подавались исковые заявления к каждому из ответчиков, которые в дальнейшем были объединены в одно производство.
Руководствуясь статьями 194 и 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление прокурора Левокумского района удовлетворить.
1) признать незаконным бездействие индивидуального предпринимателя ФИО2, выразившееся в непринятии мер к установлению пандуса для инвалидов, пользующихся креслами-колясками, на лестнице, ведущей к входу в здание магазина «№ ...», расположенного по адресу: (адрес);
обязать индивидуального предпринимателя ФИО2 в 30-тидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать пандусом для инвалидов, пользующихся креслами-колясками, лестницу, ведущую к входу в здание магазина «№ ...», расположенного по адресу: (адрес);
2) признать незаконным бездействие индивидуального предпринимателя ФИО3, выразившееся в непринятии мер к установлению пандуса для инвалидов, пользующихся креслами-колясками, на лестнице, ведущей к входу в здание торгового центра, расположенного по адресу: (адрес)
обязать индивидуального предпринимателя ФИО3 в 30-тидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать пандусом для инвалидов, пользующихся креслами-колясками, лестницу, ведущую к входу в здание торгового центра, расположенного по адресу: (адрес)
3) признать незаконным бездействие индивидуального предпринимателя ФИО4, выразившееся в непринятии мер к установлению пандуса для инвалидов, пользующихся креслами-колясками, на лестнице, ведущей к входу в здание магазина «...», расположенного по адресу: (адрес);
обязать индивидуального предпринимателя ФИО4 в 30-тидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать пандусом для инвалидов, пользующихся креслами-колясками, лестницу, ведущую к входу в здание магазина «...», расположенного по адресу: (адрес);
4) признать незаконным бездействие индивидуального предпринимателя ФИО1, выразившееся в непринятии мер к установлению пандуса для инвалидов, пользующихся креслами-колясками, на лестнице, ведущей к входу в здание магазина «...», расположенного по адресу: (адрес);
обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 в 30-тидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать пандусом для инвалидов, пользующихся креслами-колясками, лестницу, ведущую к входу в здание магазина «...», расположенного по адресу: (адрес);
5) признать незаконным бездействие индивидуального предпринимателя ФИО5, выразившееся в непринятии мер к оборудованию кнопкой вызова персонала торгового объекта для использования инвалидами, пользующимися креслами-колясками, на входе в здание магазина «...», расположенного по адресу: (адрес)
обязать индивидуального предпринимателя ФИО5 в 30-тидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать кнопкой вызова персонала торгового объекта для использования инвалидами, пользующимися креслами-колясками, на входе в здание магазина «...», расположенного по адресу: (адрес).
Взыскать с индивидуальных предпринимателей ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО5 государственную пошлину в размере ...) рублей с каждого в доход бюджета ... муниципального района.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Левокумский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Левокумского
районного суда А.В. Иванов