ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-281/2021 от 08.11.2021 Первомайского районного суда (Тамбовская область)

Дело

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 08 ноября 2021 года

<адрес> районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Логутова К.Е.,

при секретаре Свиридовой Е.С.,

с участием:

истца ФИО5,

представителя ответчика – государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> ФИО6,

третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5, действующей в интересах несовершеннолетних детей ФИО12ФИО3 к ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> о признании права на распоряжение частью средств материнского капитала в целях улучшения жилищных условий и обязании ответчика предоставить возможность распоряжения частью средств материнского капитала в целях улучшения жилищных условий в виде компенсации затрат, понесенных на реконструкцию объекта ИЖС,

УСТАНОВИЛ:

ФИО5 обратилась в <адрес> районный суд <адрес> с вышеуказанным иском к ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> (далее по тексту – ГУ ОПФ РФ по <адрес>), в котором указала, что она является матерью троих несовершеннолетних детей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ ОПФ РФ по <адрес> с заявлением о распоряжении частью средств материнского (семейного) капитала путем направления их на улучшение жилищных условий и компенсации затрат, понесенных на реконструкцию объекта ИЖС, с приложением соответствующих документов. Однако ДД.ММ.ГГГГ Пенсионным органом на её заявление был дан ответ об отказе в распоряжении частью средств материнского (семейного) капитала на основании п. 1 ч. 6 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с отсутствием права на дополнительные меры государственной поддержки.

Ссылаясь на представленные в суд документы, а так же нормы законодательства, истец считает вышеуказанный отказ ГУ ОПФ РФ по <адрес> неправомерным, и просила суд, с учетом уточнений, признать за ней право на распоряжение частью средств материнского капитала в целях улучшения жилищных условий и обязать ответчика предоставить возможность распоряжения частью средств материнского капитала в целях улучшения жилищных условий в виде компенсации затрат, понесенных на реконструкцию объекта ИЖС в сумме 199 902 рубля.

В судебном заседании истец ФИО5 исковые требования поддержала, ссылаясь на указанные в иске обстоятельства, просила удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ГУ ОПФ РФ по <адрес> по доверенности ФИО6, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, предоставив соответствующий отзыв.

Из письменного отзыва ГУ ОПФ РФ по <адрес> на исковое заявление ФИО5 установлено, что Ответчик отказал Истцу в распоряжении частью средств материнского капитала в целях улучшения жилищных условий в связи с тем, что в результате проведенных работ площадь объекта капитального строительства изменилась в меньшую сторону и не соответствует учетной норме жилого помещения в соответствии со ст. 50 ЖК РФ.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора ФИО7 просил исковые требования ФИО5 удовлетворить в полном объеме.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) является изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:

женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с ДД.ММ.ГГГГ;

женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с ДД.ММ.ГГГГ, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки.

Материалами дела установлено, что ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданской РФ, и зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д. 9-10).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 и ФИО8 заключили брак, после чего им были присвоены фамилии – Говоров и ФИО9, что подтверждается свидетельством о заключении брака I-КС от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 36).

Свидетельствами о рождении несовершеннолетних детей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, подтверждается, что их матерью является ФИО4, а отцом – ФИО10 (л.д. 22, 23, 24).

Право ФИО5 на получение материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в размере 387640,30 рублей подтверждается государственным сертификатом на материнский (семейный) капитал серии МК-4 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25).

Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>, ФИО7 на праве собственности принадлежит жилой дом одноэтажный, площадью 114,4 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 37).

Как установлено из разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешает ФИО7 реконструкцию объекта капитального строительства – индивидуального жилого дома с кадастровым номером 68:19:0901021:417, расположенного по адресу: <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-16).

Из представленного в судебном заседании уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7 уведомляет администрацию <адрес> об окончании реконструкции <адрес>, и площадь застройки составила 134,812 кв.м (л.д. 72-75).

Товарные чеки, предоставленные суду Истцом, подтверждается, что Г-выми было затрачено на реконструкцию жилого <адрес> 902 рубля (л.д. 21, 26-29).

Из решения ГУ ОПФ РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Истец обратилась в пенсионный орган ДД.ММ.ГГГГ с соответствующим заявлением, и ей было отказано в распоряжении частью средств материнского (семейного) капитала на основании п. 1 ч. 6 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с отсутствием права на дополнительные меры государственной поддержки (л.д. 11-12).

Указанное обстоятельство дополнительно указано в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30).

Пунктом 2 части 1 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» установлено, что средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.

В части 1.3 вышеуказанной статьи указано, что средства материнского (семейного) капитала на основании заявления о распоряжении лица, получившего сертификат, могут быть выданы в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящей статьи указанному лицу на компенсацию затрат на построенный (реконструированный с учетом требований части 1.2 настоящей статьи) им или его супругом (супругой) объект индивидуального жилищного строительства после проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации:

1) сведений о зарегистрированном в Едином государственном реестре недвижимости и принадлежащем лицу, получившему сертификат, или его супругу (супруге) праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненно наследуемого владения, аренды либо безвозмездного пользования в отношении земельного участка, который предназначен для индивидуального жилищного строительства или ведения садоводства и на котором построен (реконструирован) объект индивидуального жилищного строительства;

2) сведений о зарегистрированном в Едином государственном реестре недвижимости праве лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги) на построенный объект индивидуального жилищного строительства, возникшем не ранее ДД.ММ.ГГГГ, либо о зарегистрированном праве указанного лица или его супруга (супруги) на реконструированный после ДД.ММ.ГГГГ объект индивидуального жилищного строительства (независимо от даты возникновения указанного права).

Часть 5 вышеуказанной статьи указывает, что правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий (далее - Правила). Правила устанавливают виды расходов, на которые могут быть направлены средства (часть средств) материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий, порядок подачи заявления о распоряжении этими средствами и перечень документов, необходимых для рассмотрения заявления, а также порядок и сроки перечисления указанных средств.

Пунктом 10.1 Правил установлено, что средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на осуществляемые гражданами без привлечения строительной организации строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства в следующем порядке:

а) первоначально в сумме, не превышающей 50 процентов размера средств материнского (семейного) капитала, полагающихся лицу, получившему сертификат, на дату подачи им заявления;

б) по истечении 6 месяцев со дня первоначального направления части средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий при соблюдении требования о выполнении основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведении работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частями 4, 5 статьи 50 ЖК РФ, учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Согласно Решению Староюрьевского сельского Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории Староюрьевского сельсовета», на территории указанного сельсовета установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории Староюрьевского сельсовета равной 14 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, при разрешении споров, касающихся направления гражданами средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий необходимо установить, отвечает ли помещение, реконструируемое владельцем сертификата, требованиям, предъявляемым жилищным законодательством к улучшению жилищных условий.

Из акта освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта ИЖС (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведение работ по реконструкции объекта ИЖС, в результате которых общая жилая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством РФ от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ФИО7 к реконструируемому жилому дому по <адрес> в <адрес> возведена пристройка на ленточном фундаменте с изменением внешних границ и реконструированной кровлей из профлиста. В результате проведенных работ по реконструкции объекта капитального строительства общая площадь жилого помещения (жилых помещений) увеличивается на 21,7 кв.м и после сдачи объекта капитального строительства в эксплуатацию составит 107,8 кв.м (л.д. 17-19).

Справой филиала ГУПТИ <адрес> «Староюрьевский нехозрасчетный участок» от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что общая площадь жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляла 114,4 кв.м, в т.ч. отапливаемая площадь – 86,1 кв.м, жилая – 70,7 кв.м. В общую площадь жилого дома входила площадь холодных построек. В результате проведенной реконструкции жилого дома, были полностью снесены холодные пристройки и возведены жилые (отапливаемые) пристройки, в связи с чем произошло изменение площади – была отапливаемая площадь 86,1 кв.м, а стала 107,8 кв.м (л.д. 20).

Из технического паспорта домовладения 69 по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что общая площадь здания составляла 114,4 кв.м, из них общая площадь – 114,4 кв.м, площадь квартир – 86,1 кв.м, в том числе жилая – 70,7 кв.м (л.д. 38-50, 98-105).

Согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, площадь дома, расположенного по адресу: <адрес> составляет 107.8 кв.м (л.д. 51-54).

Истребованной судом выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-002/2021-143115848 подтверждается зарегистрированная площадь <адрес> в 107,8 кв.м (л.д. 88-90, 122-125).

Согласно истребованной судом справки филиала ГУПТИ <адрес> «Староюрьевский нехозрасчетный участок» от ДД.ММ.ГГГГ, площадь застройки здания и общая площадь имеют разные значения, так как площадь застройки – это площадь наружного контура, а общая площадь – это площадь помещений внутри жилого дома. По этому площадь застройки жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, составляет 134,812 кв.м, а площадь жилого дома составляет 107,8 кв.м (л.д. 91-92).

Согласно технического плана здания, подготовленного кадастровым инженером ФИО11, в ходе проведения кадастровых работ по учету изменений <адрес>, было выявлено изменение площади, материала стен, наименования, вида разрешенного использования за счет проведенной реконструкции с возведением пристройки. Площадь объекта недвижимости составила 107,8 кв.м (л.д. 106-120).

Представленные по делу доказательства суд находит относимыми, допустимыми, а в своей совокупности достаточными для вынесения решения по делу.

Так, в судебном заседании судом достоверно установлено, что Истец имеет законное право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», при этом, семьей Истца была проведена реконструкция жилого дома, принадлежащего на праве собственности мужу ФИО5 - ФИО7, в результате которой были проведены работы по сносу холодных пристроек и возведению жилых (отапливаемых) пристроек на ленточном фундаменте, с реконструированной кровлей из профлиста.

В результате проведенных работ были изменены: материалы стен, внешние границы объекта капитального строительства, его жилая площадь была увеличена на 21,7 кв.м, что соответствует вышеприведенным критериям реконструкции и улучшения жилищных условий семьи, установленным градостроительным, жилищным законодательством Российской Федерации, а так же требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Доводы Ответчика о том, что площадь объекта ИЖС изменилась в меньшую сторону и не соответствует учетной норме жилого помещения в соответствии со ст. 50 ЖК РФ, противоречат действующему законодательству, и фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем, суд находит их не состоятельными.

На основании изложенного суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований ФИО5 в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 98, 194, 198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО5, действующей в интересах несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2, ФИО3 к ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> о признании права на распоряжение частью средств материнского капитала в целях улучшения жилищных условий и обязании ответчика предоставить возможность распоряжения частью средств материнского капитала в целях улучшения жилищных условий в виде компенсации затрат, понесенных на реконструкцию объекта ИЖС, удовлетворить.

Признать за ФИО5 право на распоряжение частью средств материнского капитала в целях улучшения жилищных условий.

Обязать ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> предоставить ФИО5 возможность распоряжения частью средств материнского капитала в целях улучшения жилищных условий в виде компенсации затрат, понесенных на реконструкцию объекта ИЖС в сумме 199 902 рубля.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через <адрес> районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Председательствующий судья К.Е. Логутов

Решение в окончательной форме изготовлено 15 ноября 2021 года.