Дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 08 ноября 2021 года
<адрес> районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Логутова К.Е.,
при секретаре Свиридовой Е.С.,
с участием:
истца ФИО5,
представителя ответчика – государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> ФИО6,
третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5, действующей в интересах несовершеннолетних детей ФИО12ФИО3 к ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> о признании права на распоряжение частью средств материнского капитала в целях улучшения жилищных условий и обязании ответчика предоставить возможность распоряжения частью средств материнского капитала в целях улучшения жилищных условий в виде компенсации затрат, понесенных на реконструкцию объекта ИЖС,
УСТАНОВИЛ:
ФИО5 обратилась в <адрес> районный суд <адрес> с вышеуказанным иском к ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> (далее по тексту – ГУ ОПФ РФ по <адрес>), в котором указала, что она является матерью троих несовершеннолетних детей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ ОПФ РФ по <адрес> с заявлением о распоряжении частью средств материнского (семейного) капитала путем направления их на улучшение жилищных условий и компенсации затрат, понесенных на реконструкцию объекта ИЖС, с приложением соответствующих документов. Однако ДД.ММ.ГГГГ Пенсионным органом на её заявление был дан ответ об отказе в распоряжении частью средств материнского (семейного) капитала на основании п. 1 ч. 6 ст. 5 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с отсутствием права на дополнительные меры государственной поддержки.
Ссылаясь на представленные в суд документы, а так же нормы законодательства, истец считает вышеуказанный отказ ГУ ОПФ РФ по <адрес> неправомерным, и просила суд, с учетом уточнений, признать за ней право на распоряжение частью средств материнского капитала в целях улучшения жилищных условий и обязать ответчика предоставить возможность распоряжения частью средств материнского капитала в целях улучшения жилищных условий в виде компенсации затрат, понесенных на реконструкцию объекта ИЖС в сумме 199 902 рубля.
В судебном заседании истец ФИО5 исковые требования поддержала, ссылаясь на указанные в иске обстоятельства, просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ ОПФ РФ по <адрес> по доверенности ФИО6, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, предоставив соответствующий отзыв.
Из письменного отзыва ГУ ОПФ РФ по <адрес> на исковое заявление ФИО5 установлено, что Ответчик отказал Истцу в распоряжении частью средств материнского капитала в целях улучшения жилищных условий в связи с тем, что в результате проведенных работ площадь объекта капитального строительства изменилась в меньшую сторону и не соответствует учетной норме жилого помещения в соответствии со ст. 50 ЖК РФ.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора ФИО7 просил исковые требования ФИО5 удовлетворить в полном объеме.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) является изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:
женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с ДД.ММ.ГГГГ;
женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с ДД.ММ.ГГГГ, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки.
Материалами дела установлено, что ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданской РФ, и зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д. 9-10).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 и ФИО8 заключили брак, после чего им были присвоены фамилии – Говоров и ФИО9, что подтверждается свидетельством о заключении брака I-КС № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 36).
Свидетельствами о рождении несовершеннолетних детей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, подтверждается, что их матерью является ФИО4, а отцом – ФИО10 (л.д. 22, 23, 24).
Право ФИО5 на получение материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в размере 387640,30 рублей подтверждается государственным сертификатом на материнский (семейный) капитал серии МК-4 № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25).
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>, ФИО7 на праве собственности принадлежит жилой дом одноэтажный, площадью 114,4 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 37).
Как установлено из разрешения на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешает ФИО7 реконструкцию объекта капитального строительства – индивидуального жилого дома с кадастровым номером 68:19:0901021:417, расположенного по адресу: <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-16).
Из представленного в судебном заседании уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7 уведомляет администрацию <адрес> об окончании реконструкции <адрес>, и площадь застройки составила 134,812 кв.м (л.д. 72-75).
Товарные чеки, предоставленные суду Истцом, подтверждается, что Г-выми было затрачено на реконструкцию жилого <адрес> 902 рубля (л.д. 21, 26-29).
Из решения ГУ ОПФ РФ по <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Истец обратилась в пенсионный орган ДД.ММ.ГГГГ с соответствующим заявлением, и ей было отказано в распоряжении частью средств материнского (семейного) капитала на основании п. 1 ч. 6 ст. 5 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с отсутствием права на дополнительные меры государственной поддержки (л.д. 11-12).
Указанное обстоятельство дополнительно указано в уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30).
Пунктом 2 части 1 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» установлено, что средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.
В части 1.3 вышеуказанной статьи указано, что средства материнского (семейного) капитала на основании заявления о распоряжении лица, получившего сертификат, могут быть выданы в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящей статьи указанному лицу на компенсацию затрат на построенный (реконструированный с учетом требований части 1.2 настоящей статьи) им или его супругом (супругой) объект индивидуального жилищного строительства после проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации:
1) сведений о зарегистрированном в Едином государственном реестре недвижимости и принадлежащем лицу, получившему сертификат, или его супругу (супруге) праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненно наследуемого владения, аренды либо безвозмездного пользования в отношении земельного участка, который предназначен для индивидуального жилищного строительства или ведения садоводства и на котором построен (реконструирован) объект индивидуального жилищного строительства;
2) сведений о зарегистрированном в Едином государственном реестре недвижимости праве лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги) на построенный объект индивидуального жилищного строительства, возникшем не ранее ДД.ММ.ГГГГ, либо о зарегистрированном праве указанного лица или его супруга (супруги) на реконструированный после ДД.ММ.ГГГГ объект индивидуального жилищного строительства (независимо от даты возникновения указанного права).
Часть 5 вышеуказанной статьи указывает, что правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий (далее - Правила). Правила устанавливают виды расходов, на которые могут быть направлены средства (часть средств) материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий, порядок подачи заявления о распоряжении этими средствами и перечень документов, необходимых для рассмотрения заявления, а также порядок и сроки перечисления указанных средств.
Пунктом 10.1 Правил установлено, что средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на осуществляемые гражданами без привлечения строительной организации строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства в следующем порядке:
а) первоначально в сумме, не превышающей 50 процентов размера средств материнского (семейного) капитала, полагающихся лицу, получившему сертификат, на дату подачи им заявления;
б) по истечении 6 месяцев со дня первоначального направления части средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий при соблюдении требования о выполнении основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведении работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 50 ЖК РФ, учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Согласно Решению Староюрьевского сельского Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории Староюрьевского сельсовета», на территории указанного сельсовета установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории Староюрьевского сельсовета равной 14 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, при разрешении споров, касающихся направления гражданами средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий необходимо установить, отвечает ли помещение, реконструируемое владельцем сертификата, требованиям, предъявляемым жилищным законодательством к улучшению жилищных условий.
Из акта освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта ИЖС (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведение работ по реконструкции объекта ИЖС, в результате которых общая жилая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством РФ от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ФИО7 к реконструируемому жилому дому № по <адрес> в <адрес> возведена пристройка на ленточном фундаменте с изменением внешних границ и реконструированной кровлей из профлиста. В результате проведенных работ по реконструкции объекта капитального строительства общая площадь жилого помещения (жилых помещений) увеличивается на 21,7 кв.м и после сдачи объекта капитального строительства в эксплуатацию составит 107,8 кв.м (л.д. 17-19).
Справой филиала ГУПТИ <адрес> «Староюрьевский нехозрасчетный участок» № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что общая площадь жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляла 114,4 кв.м, в т.ч. отапливаемая площадь – 86,1 кв.м, жилая – 70,7 кв.м. В общую площадь жилого дома входила площадь холодных построек. В результате проведенной реконструкции жилого дома, были полностью снесены холодные пристройки и возведены жилые (отапливаемые) пристройки, в связи с чем произошло изменение площади – была отапливаемая площадь 86,1 кв.м, а стала 107,8 кв.м (л.д. 20).
Из технического паспорта домовладения 69 по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что общая площадь здания составляла 114,4 кв.м, из них общая площадь – 114,4 кв.м, площадь квартир – 86,1 кв.м, в том числе жилая – 70,7 кв.м (л.д. 38-50, 98-105).
Согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, площадь дома, расположенного по адресу: <адрес> составляет 107.8 кв.м (л.д. 51-54).
Истребованной судом выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-002/2021-143115848 подтверждается зарегистрированная площадь <адрес> в 107,8 кв.м (л.д. 88-90, 122-125).
Согласно истребованной судом справки филиала ГУПТИ <адрес> «Староюрьевский нехозрасчетный участок» № от ДД.ММ.ГГГГ, площадь застройки здания и общая площадь имеют разные значения, так как площадь застройки – это площадь наружного контура, а общая площадь – это площадь помещений внутри жилого дома. По этому площадь застройки жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, составляет 134,812 кв.м, а площадь жилого дома составляет 107,8 кв.м (л.д. 91-92).
Согласно технического плана здания, подготовленного кадастровым инженером ФИО11, в ходе проведения кадастровых работ по учету изменений <адрес>, было выявлено изменение площади, материала стен, наименования, вида разрешенного использования за счет проведенной реконструкции с возведением пристройки. Площадь объекта недвижимости составила 107,8 кв.м (л.д. 106-120).
Представленные по делу доказательства суд находит относимыми, допустимыми, а в своей совокупности достаточными для вынесения решения по делу.
Так, в судебном заседании судом достоверно установлено, что Истец имеет законное право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», при этом, семьей Истца была проведена реконструкция жилого дома, принадлежащего на праве собственности мужу ФИО5 - ФИО7, в результате которой были проведены работы по сносу холодных пристроек и возведению жилых (отапливаемых) пристроек на ленточном фундаменте, с реконструированной кровлей из профлиста.
В результате проведенных работ были изменены: материалы стен, внешние границы объекта капитального строительства, его жилая площадь была увеличена на 21,7 кв.м, что соответствует вышеприведенным критериям реконструкции и улучшения жилищных условий семьи, установленным градостроительным, жилищным законодательством Российской Федерации, а так же требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Доводы Ответчика о том, что площадь объекта ИЖС изменилась в меньшую сторону и не соответствует учетной норме жилого помещения в соответствии со ст. 50 ЖК РФ, противоречат действующему законодательству, и фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем, суд находит их не состоятельными.
На основании изложенного суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований ФИО5 в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 98, 194, 198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО5, действующей в интересах несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2, ФИО3 к ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> о признании права на распоряжение частью средств материнского капитала в целях улучшения жилищных условий и обязании ответчика предоставить возможность распоряжения частью средств материнского капитала в целях улучшения жилищных условий в виде компенсации затрат, понесенных на реконструкцию объекта ИЖС, удовлетворить.
Признать за ФИО5 право на распоряжение частью средств материнского капитала в целях улучшения жилищных условий.
Обязать ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> предоставить ФИО5 возможность распоряжения частью средств материнского капитала в целях улучшения жилищных условий в виде компенсации затрат, понесенных на реконструкцию объекта ИЖС в сумме 199 902 рубля.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через <адрес> районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий судья К.Е. Логутов
Решение в окончательной форме изготовлено 15 ноября 2021 года.