Завьяловский районный суд Удмуртской Республики
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Завьяловский районный суд Удмуртской Республики — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
дело № 2-282/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 апреля 2011 года село Завьялово
Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Сентяковой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Денисовой Л.А.
с участием:
- истца ФИО3,
- представителя ответчика ФИО1 (доверенность от 11 января 2011 года),
- представителя третьего лица ФИО2 (доверенность от 15 апреля 2011 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Администрации Муниципального образования «Завьяловский район» (далее Администрация МО «Завьяловский район») о признании отказа Администрации МО «Завьяловский район незаконным, возложении обязанности передать земельный участок в собственность бесплатно
У С Т А Н О В И Л:
ФИО3 обращается в суд с вышеназванным иском к Администрации МО «Завьяловский район», мотивируя тем, что является ветераном боевых действий и в соответствии с ФЗ от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» (ст.16), действовавшим в редакции до 01.01.2005 года, имел право на получение бесплатно земельного участка для жилищного строительства. С целью реализации своего права, истец подал заявление о выделении земельного участка в администрацию МО «Пироговское», где оно было зарегистрировано в журнале регистрации заявлений граждан, желающих получить земельные участки под личное подсобное хозяйство или индивидуальное жилищное строительство под № 44. По результатам проведенной жеребьевки, утвержденной на заседании общественной комиссии МО «Пироговское» он был включен в список на получение участка в перспективном микрорайоне ». Однако письмом от Главой Администрации МО «Завьяловский район» в выделении земельного участка бесплатно отказано в связи с изменениями редакции Закона РФ от 12.01.1995 года «О ветеранах» и отменой льготы на бесплатное получение участка. После обращения к Президенту РФ Министерством обороны России истцу дан ответ, что поскольку за реализацией права он обратился до 01 января 2005 года, то указанное право у него сохранилось.
В судебное заседание истец представил письменные объяснения в обоснование заявленных требований, из которых усматривается, что истец является ветераном боевых действий, в соответствии с п. 7 ч. 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» в редакции до 01 января 2005 года имел право на бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства, ведения садово-огородного хозяйства. Для реализации своего права на получение в собственность земельного участка истец обратился с заявлением в Пироговскую сельскую Администрацию. Данное заявление было зарегистрировано. Письмом от Администрация МО «Завьяловский район» отказала истцу в предоставлении в собственность земельного участка, мотивируя свой отказ тем, что в соответствии с изменениями, которые вступили в действие 01 января 2005 года, к Федеральному закону № 5-ФЗ «О ветеранах» право на бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства, ведения садово-огородного хозяйства - отменено. Данный вывод Администрации МО «Завьяловский район», и соответственно отказ в предоставлении земельного участка противоречит действующему законодательству. Согласно статье 153 ФЗ от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в Форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Абзацем 2 части 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ установлено, что при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Считает, что действия Администрации МО «Завьяловский район» противоречат действующему законодательству, ущемляют права истца на получение льготы в натуральной форме в виде бесплатного получения земельного участка в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства, ведения садово-огородного хозяйства.
В судебном заседании истец ФИО3 на удовлетворении исковых требований настаивал. Дополнительно суду пояснил, что в администрации давали землю для посадки картофеля. Истец данную землю не просил, т.к. хотел строиться. Перед включением в список под №321 была жеребьевка по участкам, истец сдавал деньги на межевание.
Ответчиком - Администрацией МО «Завьяловский район» представлен письменный отзыв на иск ФИО3, в котором указано, что исковые требования истца не подлежат удовлетворению, т.к. истец обратился к ответчику о предоставлении информации о возможности реализации права на получение земельного участка на основания заявления, написанного им . В письме Администрации от указано, что в настоящее время истец не имеет право на бесплатное получение земельного участка для ИЖС или ведения ЛПХ. Письмо Администрации не может рассматриваться как отказ в предоставлении земельного участка, поскольку указанное письмо носит лишь информационный характер. Оно не нарушает прав и обязанностей истца, поскольку действующим в настоящее время законодательством не предусматриваются случаи бесплатного предоставления земельного участка ветеранам боевых действий. В связи с чем правовые основания для бесплатного предоставления земельного участка истцу, а также возложения на Администрацию обязанности по выделению истцу земельного участка для жилищного строительства отсутствуют. Поданное истцом в Пироговскую сельскую администрацию заявление о предоставлении земельного участка в Администрацию МО «Завьяловский район» не поступало.
В дополнительном отзыве на исковое заявление ответчик указывает, что в соответствии в настоящее время Администрация может принять решение (издать правовой акт) о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно только в случаях, прямо предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами Удмуртской Республики, в порядке и на условиях, установленных данными законами. Согласно статье 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» для ветеранов боевых действий меры социальной поддержки в виде бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства не предусмотрены, в связи с чем оснований для принятия Администрацией решения о предоставлении Истцу земельного участка в собственность бесплатно не имеется.Кроме того, исходя из существа иска, а также представленной Истцом выписки из журнала регистрации заявлений граждан, желающих получить земельный участок, Истец обращался в Пироговскую сельскую Администрацию и подал заявление о предоставлении ему земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, в то время как в Федеральном законе «О ветеранах» в редакции, действующей до 01.01.2005 года, предусматривалось право ветеранов боевых действий на бесплатное получение земельного участка для жилищного строительства. Земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства и земельный участок для жилищного строительства - это разные категории земель. В законе «О ветеранах» в редакции, действующей до 01.01.2005 года, право ветеранов боевых действий на бесплатное получение земельного участка с разрешенным использованием «для ведения личного подсобного хозяйства» не предусматривалось, поэтому Администрация не могла ранее и не может в настоящее время принять решение о бесплатном предоставлении в собственность Истца земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Следует отметить, что законом предусматривалось право гражданина - ветерана боевых действий, на бесплатное получение земельного участка для жилищного строительства, но при этом процедура предоставления такого участка не указана. Доказательств, подтверждающих подачу Истцом в уполномоченный орган по распоряжению земельными ресурсами заявления о бесплатном предоставлении ему в собственность земельного участка для жилищного строительства, а также иных, подтверждающих преимущественное право Истца на получение земельного участка, документов Истцом не представлено. Указанного заявления в Администрации не имеется. Ссылка Истца на статью 153 Федерального закона от 22.08.2004 г. является необоснованной, так как в соответствии с данной статьей в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Таким образом, указанное правило распространяется на длящиеся правоотношения, а также на меры государственной социальной поддержки следующих видов: компенсации в натуральной форме, льготы, носящие компенсационный характер, гарантии, носящие компенсационных характер. Отношения по предоставлению в собственность земельного участка нельзя признавать длящимися правоотношениями, поскольку принятие решения о предоставлении в собственность земельного участка является «одноразовым», влекущим возникновение права собственности на земельный участок. Право на бесплатное получение земельного участка в собственность не носит также и компенсационного характера, поскольку не предусматривает возмещение материальных затрат гражданина. Таким образом, требование истца о признании отказа Администрации незаконным не подлежит удовлетворению, поскольку письмо Администрации от не нарушает прав и законных интересов Истца, а также не противоречит действующему законодательству и иным правовым актам. Требование о понуждении Администрации предоставить Истцу в собственность бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства в размере 15 соток, также не подлежит удовлетворению, поскольку Истец с подобным заявлением в Администрацию не обращался. Оснований для принятия Администрацией решения о бесплатном предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства и без соблюдения установленных Земельным кодексом РФ (статья 30.1) процедур предоставления, не имеется. Кроме того, в соответствии со статьей 33 Земельного кодекса РФ, Положением «О порядке управления и распоряжения земельными ресурсами на территории муниципального образования «Завьяловский район», утвержденным решением Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» от 29.12.2010 № 540, установлена предельная максимальная норма земельных участков, предоставляемых, в собственность граждан, в том числе бесплатно, для индивидуального жилищного строительства - 0,12 га.
В судебном заседании представитель Администрации МО «Завьяловский район» ФИО1 исковые требования не признала, в своих объяснениях ссылалась на доводы, изложенные в письменном отзыве на иск.
В судебном заседании представитель третьего лица ФИО2 указал, что считает требования истца обоснованными. Дополнительно пояснил, что участки для ЛПХ предполагают жилищное строительство, если они включены в населенный пункт. На момент написании ФИО3 заявления нормы предоставления земельного участка 12 соток не было. Всю документацию вела Пироговская сельская администрация. Жеребьевка проводилась на основании распоряжения Главы района ФИО4
Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит исковые требования ФИО3 подлежащими оставлению без рассмотрения по следующим основаниям.
В материалах дела имеется копия удостоверения участника боевых действий на имя истца ФИО3 серии , выданное года бессрочно.
в Книге регистрации заявлений граждан, желающих получить земельные участки под личное подсобное хозяйство или индивидуальное жилищное строительство на территории Пироговской сельской администрации, под входящим было зарегистрировано заявление ФИО3 о выделении ему земельного участка для личного подсобного хозяйства. К данному заявлению им приложены справка о праве на льготы, свидетельство о браке, свидетельство о рождении, справка о составе семьи.
ФИО3 обратился в Администрацию МО «Завьяловский район» с заявлением о предоставлении ему информации о возможной реализации права на получение земельного участка на основании заявления, поданного .
в адрес ФИО3 направлено письмо Главы Администрации МО «Завьяловский район» ФИО5 , в котором ФИО3 в ответ на его заявление о предоставлении информации о реализации права на получение земельного участка сообщено, что в связи с внесением изменений в федеральный закон «О ветеранах» право указанных лиц на бесплатное предоставление земельных участков отменено. В настоящее время предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства осуществляется в соответствии со ст.ст.30 и 30.1 Земельного кодекса РФ. Граждане могут претендовать на одноразовое бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с Законом УР от 16 декабря 2002 года «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан из земель, находящихся на территории Удмуртской Республики». Поэтому отсутствуют правовые основания для бесплатного предоставления земельного участка в соответствии с ранее поданным в Пироговскую сельскую администрацию заявлением.
Согласно сведениям, представленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР, сведения о правах ФИО3 на объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
Указанные обстоятельства установлены в судебном заседании на основании объяснений участвующих в деле лиц и письменных материалов, имеющихся в деле.
Анализируя заявленные истцом требования, суд отмечает следующее.
Статья 25 ЗК РФ предусматривает, что права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством.
Перечень оснований возникновения гражданских прав и обязанностей установлен п. 1 ст. 8 ГК РФ. Анализируя данный перечень, суд приходит к выводу, что основаниями возникновения прав на такой вид имущества, как земельные участки, могут являться:
1) договор или иная сделка;
2) акт государственного органа или органа местного самоуправления;
3) судебное решение, установившее право на земельный участок;
4) приобретение имущества по основаниям, допускаемым законом.
Действующее земельное законодательство предусматривает следующие виды прав на земельные участки:
- право собственности;
- право постоянного (бессрочного) пользования;
- право пожизненного наследуемого владения;
- право аренды;
- право безвозмездного срочного пользования;
- право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут).
Согласно ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки (право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, сервитут, а также право аренды и право безвозмездного срочного пользования) возникают на основаниях, предусмотренных для возникновения гражданских прав и обязанностей, установленных гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии со ст. 26 ЗК РФ права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Истец указывает, что им в Пироговскую сельскую администрацию было подано заявление о предоставлении земельного участка, как лицу, являющемуся ветераном боевых действий, в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах». В 2007 году истец был включен в список на получение земельного участка в перспективном микрорайоне «"Л"». До настоящего времени земельный участок истцу не предоставлен.
В соответствии с ч.7 п.1 ст.16 Федерального закона №5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции, действующей до 01 января 2005 года) ветеранам боевых действий предоставляются следующие права и льготы: … бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства, ведения садово-огородного хозяйства.
Однако с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», эти льготы упразднены, т.е. действующая редакция ФЗ «О ветеранах» не содержит льгот по бесплатному предоставлению земельных участков ветеранам боевых действий для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства.
Вместе с тем суд отмечает, что редакция с ч.7 п.1 ст.16 Федерального закона №5-ФЗ «О ветеранах», действующая до 01 января 2005 года не указывает на каком из видов прав на земельные участки должна предоставляться земля ветеранам боевых действий, также в статье не определен порядок бесплатного предоставления земельных участков такой категории граждан РФ.
Действующим Земельным кодексом предусмотрены два случая передачи земельных участков в собственность граждан бесплатно: участки, которые уже ранее были выделены гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения (ст. ст. 20, 21 ЗК РФ), и выделение земельных участков в собственность граждан в порядке компенсации при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд (п. 4 ст. 63 ЗК РФ).
Признавая возможность предоставления бесплатно гражданам в собственность земельных участков, Земельный кодекс Российской Федерации в то же время не предусмотрел права льготных категорий граждан и условия реализации ими права на земельный участок.
Земельный кодекс РФ после ноября 2001 года установил принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, но за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.
На основании пункта 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность или в аренду, а также в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 ст.28 Земельного кодекса РФ определено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с п. 3.2 Положения о порядке управления и распоряжения земельными ресурсами на территории муниципального образования «Завьяловский район» Удмуртской Республики, утвержденного Решением Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» Удмуртской Республики № 540 от 29 декабря 2010 года Администрация МО «Завьяловский район» принимает решение о предоставлении юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах муниципального образования «Завьяловский район», являющихся муниципальной собственностью, а также государственная собственность на которые не разграничена; утверждает схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Как указано выше, предоставление земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.
Решение органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка ФИО3 в собственность не принималось.
В обоснование своих требований истец ссылается на ст.153 Федерального закона от 22.08.2004 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которой установлено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Истец полагает, что между ним и ответчиком возникли длящиеся правоотношения.
В отношении данного утверждения истца суд соглашается с позицией ответчика. Отношения по предоставлению в собственность земельного участка нельзя признать длящимися правоотношениями, поскольку принятие решения о предоставлении в собственность земельного участка является «одноразовым», влекущим возникновение права собственности на земельный участок. Указанное в ст.153 ФЗ от 22.08.2004 года правило распространяется только на длящиеся правоотношения, а также на меры государственной социальной поддержки следующих видов: компенсации в натуральной форме, льготы, носящие компенсационный характер, гарантии, носящие компенсационных характер. Право на бесплатное получение земельного участка в собственность не носит также и компенсационного характера, поскольку не предусматривает возмещение материальных затрат гражданина.
ФИО3 просит признать отказ Администрации МО «Завьяловский район» в выделении истцу земельного участка бесплатно, содержащийся в письме от , незаконным.
Тем не менее, доказательств обращения истца в именно в Администрацию МО «Завьяловский район» с заявлением о предоставлении ему бесплатно земельного участка под жилищное строительство, суду не представлено, вследствие чего письмо Главы Администрации от не может расцениваться как отказ в удовлетворении заявления ФИО3 по предоставлению земельного участка. Как указывает ответчик, содержание оспариваемого письма носит информативный характер, и суд в данном случае соглашается с доводами ответчика.
При таких обстоятельствах, исходя из изложенных выше оснований, а также из отсутствия самого факта отказа, суд считает необходимым в удовлетворении требования о признании отказа Администрации МО «Завьяловский район» в выделении истцу земельного участка бесплатно, содержащийся в письме от , незаконным, отказать.
При изложенных выше обстоятельствах также нельзя признать обоснованными и требования истца о возложении обязанности на Администрацию МО «Завьяловский район» предоставить ему в собственность бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства в размере 15 соток, поскольку оснований для принятия Администрацией МО «Завьяловский район» решения о бесплатном предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства и без соблюдения установленных Земельным кодексом РФ (статья 30.1) процедур предоставления, не имеется.
На основании изложенного суд считает, что исковые требования ФИО3 удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО3 к Администрации МО «Завьяловский район» о признании отказа Администрации МО «Завьяловский район» в выделении истцу земельного участка бесплатно, содержащийся в письме от , незаконным и возложении на Администрацию МО «Завьяловский район» обязанность по выделению истцу земельного участка для индивидуального жилищного строительства бесплатно - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, через суд вынесший решение.
Мотивированное решение изготовлено .
Судья Н.Н. Сентякова
---