ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2825/09ОК от 11.01.2019 Куйбышевского районного суда (Город Санкт-Петербург)

УИН 78RS0011-01-2019-003636-92

Дело № 2-2825/19 09 октября 2019 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Пановой А.В.

при секретаре Малявине А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Фрунзенского района Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к Комитету по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга об обязании обеспечить проведение государственной историко-культурной экспертизы в отношении выявленных объектов культурного наследия,

у с т а н о в и л:

Прокурор Фрунзенского района Санкт-Петербурга обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к Комитету по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга об обязании обеспечить проведение государственной историко-культурной экспертизы в отношении выявленных объектов культурного наследия, просил обязать Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга в 60-дневный срок с момента вступления решения в законную силу обеспечить проведение государственной историко-культурной экспертизы в отношении выявленных объектов культурного наследия «Лицевой дом» (Санкт-Петербург, ул.Боровая, д.59-61 литера А) и «Дворовый флигель» (Санкт-Петербург, ул.Боровая, д.59 литера А), входящих в состав выявленного объекта культурного наследия «Дом П.М.Михайлова».

В обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой Фрунзенского района Санкт-Петербурга в порядке надзора проведена проверка соблюдения требований законодательства об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации в отношении выявленных объектов культурного наследия: «Лицевой дом» и «Дворовый флигель». Расположенные по адресу: Санкт-Петербург, ул.Боровая, д.59, входящих в состав выявленного объекта культурного наследия «Дом П.М.Михайлова», в ходе которой было установлено что с момента включения данных объектов в Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность в 2001 году и вплоть до 04.07.2019 года ответчиком проведение историко-культурной экспертизы в отношении указанных объектов не обеспечено, что влечет за собой нарушение прав граждан на предоставление населению информации об историко-культурной ценности объекта и препятствуют своевременному принятию государственным органом решения об отнесении такого объекта к объектам культурного наследия регионального или местного значения, чем нарушается конституционный принцип сохранения исторического и культурного наследия.

Прокурор в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, сведений о причинах неявки суду не представил, ходатайств об отложении дела не заявлял, суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика по доверенности Третьякова Д.П. в судебное заседание явилась, иск не признала, просила отказать в удовлетворении требований.

Третье лицо ООО «Жилкомсервис №1 Фрунзенского района» в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявляло, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя.

Суд, выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, полагает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с данным иском в защиту неопределенного круга лиц.

Из материалов дела следует, включение зданий по адресу: Санкт-Петербург, ул.Боровая, дом 59 литера А и дом 59-61 литера А (описательный адрес: ул.Боровая, дом 59) (далее – Объект) в качестве выявленного объекта культурного наследия «Дом П.М.Михайлова» в Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность было осуществлено в порядке, определенном Законом РСФСР от 15 декабря 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры», действовавшим до 2002 года, Инструкцией о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культур, утвержденной приказом Минкультуры СССР от 13 мая 1986 года №203 (далее – Инструкция), Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденного постановлением Совмина СССР от 16 сентября 1982 года №865.

В соответствии с пунктами 11, 12, 14 указанной Инструкцией к выявленным памятникам истории и культуры относятся объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

В отношении данных зданий 03 марта 2000 года утверждена составленная экспертами, специалистами Историко-Культурного музея-заповедника «Петропавловская крепость – Государственный музей истории Санкт-Петербурга» Сводная ведомость вновь выявленных объектов, представляющих историческую, художественную или иную культурную ценность, (архитектура Санкт-Петербурга и пригородов).

Приказом Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры от 20 февраля 2001 года №15 «Об утверждении Списка вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность» названные здания включены в указанный Список.

В силу статьи 16 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" реестр формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В силу части 1 статьи 18 приведенного Федерального закона, после принятия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия региональный орган охраны объектов культурного наследия обеспечивает проведение государственной историко-культурной экспертизы.

Вместе с тем, в период внесения заявленных прокурором зданий в Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность действовала Инструкция о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культур, утвержденная приказом Минкультуры СССР от 13 мая 1986 года № 203 (далее – Инструкция) и Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденного постановлением Совмина СССР от 16 сентября 1982 года № 865 (далее - Положение №865).

Так, в силу пунктов 11, 12, 14 Инструкции к выявленным памятникам истории и культуры относятся объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

При получении сведений об обнаружении указанных объектов государственные органы охраны памятников организуют проведение экспертизы. В случае установления их культурной ценности указанные объекты регистрируются в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

Список вновь выявленных объектов содержит краткую характеристику каждого регистрируемого объекта, а также заключение экспертизы о возможности признания данного объекта памятником истории и культуры.

Объекты, зарегистрированные в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры подлежат охране.

В силу пунктов 20, 21, 22 Инструкции вновь выявленный объект, представляющий историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, признается памятником истории и культуры путем включения его в соответствующий государственный список недвижимых памятников истории и культуры в зависимости от вида и категории охраны памятника.

Государственные списки недвижимых памятников истории и культуры являются основным документом государственного учета и охраны памятников. Включенные в них объекты признаются памятниками истории и культуры определенного вида и категории охраны.

Проекты государственных списков недвижимых памятников местного значения подготавливаются местными государственными органами охраны памятников на основе списков вновь выявленных объектов и учетных документов каждого объекта и утверждаются в порядке, предусмотренном законодательством союзных республик.

Таким образом, законодательство, действовавшее до 2002 года и в порядке которого Объект был включен в Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, не ограничивало сроками принятие решение о включении выявленных памятников истории и культуры в Государственные списки недвижимых памятников истории и культуры, которые наделяли объекты, включенные в него, статусом памятников истории и культуры.

Законодательство, действовавшее до 2002 года, не предусматривало процедуру уведомления собственников и правообладателей зданий, включенных в списки выявленных памятников истории и культуры, о наделении их статусом выявленных объектов культурного наследия и, в связи с этим, необходимостью соблюдения требований по их сохранению, так как данные списки утверждались правовыми актами, имеющими нормативно-правовой характер.

29 июня 2002 года вступил в силу Федеральный закон № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (в редакции от 25 июня 2002 года).

Согласно части 4 статьи 64 названного Федерального закона №73-ФЗ в редакции от 25 июня 2002 года Объект отнесен к выявленным объектам культурного наследия.

В соответствии с частью 2 статьи 18 и статьей 19 Федерального закона №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в редакции от 25 июня 2002 года установлены новые условия выявления объектов культурного наследия, согласно которым выявленными объектами культурного наследия являются объекты, которые представляют собой историко - культурную ценность и в отношении которых вынесено заключение государственной историко - культурной экспертизы о включении их в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Реестр) как объектов культурного наследия, со дня поступления в орган охраны объектов культурного наследия, документов, указанных в статье 17 Закона 73-ФЗ. Решение об их включении в Реестр предполагалось к принятию в срок не позднее 1 года с момента поступления указанных документов.

Таким образом, указанные положения Федерального закона №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» устанавливали срок для принятия органом охраны объектов культурного наследия решения о включении выявленного объекта культурного наследия в Реестр только в отношении тех объектов, выявление которых осуществлено в порядке названного Федерального закона.

Данное требование не распространяется на выявленные объекты культурного наследия, ставшими таковыми на основании переходных положений Федерального закона №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в редакции от 25 июня 2002 года, так как сведения, предусмотренные статьей 17 названного Федерального закона в редакции от 25 июня 2002 года, в отношении них отсутствовали, что не позволяло в силу положений указанного правового акта принять решение об их включении в Реестр или отказе во включении в него.

22 января 2015 года, в соответствии с Федеральным законом от 22 октября 2014 года № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»), вступила в силу новая редакция Федерального закона Российской Федерации от 25 июня 2002 года №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», которая существенно изменила действовавший порядок выявления объектов культурного наследия.

В соответствии со статьей 16.1 Федерального закона №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в редакции от 25 июня 2002 года, регламентирующей порядок выявления объектов культурного наследия, предусмотрено ведение перечня выявленных объектов культурного наследия (далее - Перечень), в который включаются объекты, обладающие признаками объекта культурного наследия, в отношении которых по результатам проведенной работы по установлению их историко-культурной ценности вынесено решение о включении в Перечень.

Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 2 июля 2015 года № 1907 утвержден Порядок формирования и ведения Перечня выявленных объектов культурного наследия, который определяет процедуру его формирования и ведения, а также состав сведений, включаемых в него (далее - Порядок №1907).

Согласно пункту 8 статьи 18 Федерального закона №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» решение о включении выявленного объекта культурного наследия в Реестр либо об отказе во включении должно быть принято соответствующим органом охраны объектов культурного наследия в срок не более одного года со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в Перечень.

Учитывая, что Объект не является включенным в Перечень, а также отсутствие в Федеральном законе №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и Порядке № 1907 обязанности применения его условий в отношении выявленных памятников истории и культуры, которые являлись таковыми на основании ранее принятых нормативных актов, установленные пунктом 8 статьи 18 Федерального закона №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» сроки в отношении спорного дома, применяться не могут.

Также в силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» после принятия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в Перечень региональный орган охраны объектов культурного наследия обеспечивает проведение государственной историко-культурной экспертизы.

Региональный орган охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы, в котором определяется историко-культурная ценность объекта и предлагается отнести такой объект к объектам культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, принимает решение о включении объекта в Реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения либо об отказе во включении объекта в Реестр.

Согласно пункту 2 статьи 32 Федерального закона №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» заключение историко-культурной экспертизы является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решений, вытекающих из заключения историко-культурной экспертизы.

В силу статьи 28 Федерального закона №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» одной из целей государственной историко-культурной экспертизы является обоснование включения объекта культурного наследия в Реестр.

В соответствии с пунктом 6 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 года № 569 (далее – Положение №569), государственная историко-культурная экспертиза проводится по инициативе заинтересованного органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического или физического лица на основании договора между заказчиком и экспертом.

Тем самым, принятие решения о включении объекта в Реестр либо отказе во включении в Реестр осуществляется при наличии заключения государственной историко-культурной экспертизы о целесообразности включении в Реестр спорного дома, либо об отсутствии оснований для этого.

Процедура включения в Реестр, установленная статьей 18 Федерального закона №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», предусматривает, в том числе организацию и проведение государственной историко-культурной экспертизы, при этом, поскольку сроки, установленные для данной процедуры пунктом 8 названной статьи, не распространяются на Объект, то и сроки, ограничивающие проведение государственной историко-культурной экспертизы в рамках данной процедуры в отношении него, также отсутствуют.

Таким образом, основания полагать о наличии бездействия со стороны ответчика в части несоблюдения требований пункта 8 статьи 18 Федерального закона №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» относительно срока принятия решения о включении Объекта в Реестр, а также в части не проведения государственной историко-культурной экспертизы в его отношении отсутствуют.

Срок, установленный в пункте 8 статьи 18 Федерального закона №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», ограничивающий во времени принятие решения о включении выявленного объекта культурного наследия в Реестр, не может рассматриваться в качестве пресекательного, так как его несоблюдение не может влиять на историко-культурную ценность выявленного объекта культурного наследия либо изменять ее, и, тем самым, быть основанием для лишения выявленного объекта культурного наследия его статуса.

Кроме того, суд полагает возможным отметить, что в силу пункта 6 Положения №569 правообладатели Объекта не лишены права по своей инициативе провести государственную историко-культурную экспертизу.

При этом суд, полагает, что нарушения прав неопределенного круга лиц непроведением ответчиком государственной историко-культурной экспертизы не имеется.

В соответствии со статьей 44 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право на доступ к культурным ценностям и обязаны заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Исходя из преамбулы Федерального закона №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» данный закон направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурной седы обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

Сохранность культурных ценностей в Российской Федерации обеспечивается в том числе через государственную охрану объектов культурного наследия, которая является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Статьей 6, пунктом 5 статьи 16.1, статьей 33 Федерального закона №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предусмотрено, что выявленные объекта культурного наследия подлежат государственной охране, цели которой направлены на предотвращение повреждения объектов культурного наследия, их разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. Реализация государственной охраны объектов культурного наследия определенная в статье 5, подпунктах 3 и пункта 1 статьи 7.3 Федерального закона №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» обеспечивает сохранность физической целостности Объекта и его исторического облика.

Само по себе отнесение объекта к выявленным объектам культурного наследия законодательством в области охраны объектов культурного наследия предусматривает наличие у них историко-культурной ценности.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

Прокурору Фрунзенского района Санкт-Петербурга в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья

...

...