Дело № 2-2825/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово Кемеровской области
в составе судьи Ларченко М.В.
при секретаре Нойкиной А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово
23 ноября 2017 года
дело по иску ФИО1 к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным решения, включении периодов, назначении пенсии,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным решения, включении периодов, назначении пенсии.
Свои требования мотивировал тем, что **.**.**** обратился в отдел Пенсионного фонда России в Заводском районе г.Кемерово с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с достижением 55-летнего возраста и наличием специального страхового стажа. К заявлению были изначально представлены копии паспорта гражданина РФ, трудовой книжки, военного билета, в последующем мною были дополнительно представлены архивные выписки, касающиеся трудовой деятельности в Строительном управлении ###....
**.**.**** ответчиком принято решение об отказе в установлении пенсии ### (далее - Отказ), согласно которому было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ (при требуемом стаже 12 лет и 6 месяцев). Какие-либо претензии ответчика применительно к продолжительности общего страхового стажа, а также величины индивидуального пенсионного коэффициента отсутствуют.
С данным решением истец не согласен, считает его незаконным и необоснованным на основании следующего.
Согласно п.2 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении ими 55-летнего возраста, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет и 6 месяцев.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, утверждены постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 (далее - Постановление № 665).
В пп.б п.1 Постановления № 665 установлено, что для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с занятостью на работах с тяжелыми условиями труда могут применяться:
- Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (без ограничений);
- Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах" (для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992).
В Списке № 2 1991 года в разделе XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» предусмотрены «каменщики, постоянно работающие в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад», а также «мастера строительных и монтажных работ».
Согласно п.3 Постановления № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516. При этом по выбору застрахованного лица при исчислении отдельных периодов работы возможно применение пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".
В частности, согласно пп.з) и к) п.109 указанного Положения 1972 года обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования, в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации, а также служба в составе Вооруженных сил СССР засчитывается в общий стаж работы. При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, периоды, указанные в подпунктах "к" и "л" (т.е. и служба в Вооруженных силах СССР), приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода, а период, указанный в подпункте «з» (т.е. профессиональное обучение), приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Считает, что период службы в Вооруженных силах СССР, состоявшейся до 01.01.1992 года, при решении вопроса о назначении пенсии приравнивается к работе, которая предшествовала данному периоду, или к работе, которая следовала за окончанием данного периода. А период обучения в училищах, школах, на курсах и т.д., состоявшегося до 01.01.1992, приравнивается к работе, которая следовала за окончанием периода обучения.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 № 258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Данный порядок принят во исполнение постановления Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 и, соответственно, может применяться в настоящее время при решении вопросов, связанных с исчислением периодов работы. Согласно указанному порядку (п.3, 12) периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в определенной профессии, должности, производстве до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут быть подтверждены документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, а также свидетельскими показаниями.
Согласно ст.66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Трудовая книжка заводится, оформляется и выдается работодателем. Аналогичные положения были предусмотрены и в ст.39 КЗоТ РСФСР 1971 года.
Согласно п.11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утв. постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. Только если сведения, содержащиеся в трудовой книжке, являются неточными или отсутствуют, то допускается принимать в подтверждение периодов работы трудовые договоры, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Таким образом, сведения, содержащиеся в трудовой книжке, имеют приоритет перед остальными документами при установлении периодов работы в той или иной профессии, должности или в производстве.
Согласно ст.55, 71 Гражданского процессуального кодекса РФ для подтверждения обстоятельств, связанных с работой в тяжелых и вредных условиях труда и дающих право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, могут приниматься любые письменные доказательства.
Записи в трудовой книжке совершались согласно Тарифно-квалификационного справочнику работ и профессий рабочих, занятых в строительстве и на ремонтно- строительных работах (раздела Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР - ЕТКС), утв. Постановлением Госстроя СССР и Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 28.01.1969 № 8/34 (с последующими изменениями и дополнениями), а также Разделом «Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы» Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Госстроя СССР, Секретариата ВЦСПС от 17.07.1985 № 226/125/15-88, которые предусматривали такую профессию, как «каменщик», без указания на работу в бригадах или специализированных звеньях комплексных бригад.
Полагает, что в связи с вышеизложенным обстоятельства работы каменщика именно в бригаде каменщиков не могут подтверждаться записями в трудовой книжке (ЕТКС не предусматривал такое наименование профессии), а следовательно, могут подтверждаться иными письменными доказательствами.
Согласно свидетельству о рождении ### (выдано **.**.****) ФИО1 родился **.**.****, т.е. **.**.**** ему исполнилось 55 лет.
Согласно свидетельству о перемене фамилии, имени, отчества от **.**.**** гражданин ФИО2, родившийся **.**.****, переменил фамилию на Щеглов.
Согласно трудовой книжке ### на имя ФИО2, родившегося **.**.**** (далее - трудовая книжка):
- **.**.**** он впервые принят на работу в Стройуправление ### треста «КГС-2» каменщиком;
- **.**.**** он уволен в связи с призывом в армию.
Стаж работы в должности каменщика за этот период составил 8 месяцев и 21 день.
Полагает, что указание в Отказе на то, что в период с **.**.**** по **.**.**** истец работал не каменщиком, а в качестве ученика каменщика (т.е. проходил начальное профессиональное обучение на рабочем месте) не соответствует действительности и опровергается записями в трудовой книжке (также в трудовой книжке указано, что **.**.**** истцу уже был присвоен третий разряд каменщика (высший разряд - шестой), а не осуществлен перевод на новое место работы или новую должность; присвоение третьего разряда (а не первого или второго, как происходит после обучения) подтверждает факт предшествующей работы по профессии, а не факт прохождения обучения).
К сожалению, документы об обучении по специальности «каменщик» у истца не сохранились. Однако согласно личной карточке ФИО1 в организации СУ ### в 1980 году он окончил обучение в ГПТУ-27 .... Согласно военному билету истца он имеет образование по специальности каменщик по результатам обучения в Горпрофтехучилище в 1980 году. При этом работа по профессии «каменщик», согласно Отказу, была предоставлена истцу сразу после обучения.
Таким образом, согласно вышеуказанным нормам п.109 Положения 1972 года даже при обучении истца на рабочем месте (хотя, как следует из документов, истец обучался не на рабочем месте, а в училище - параллельно работе каменщиком) период такого обучения должен приравниваться к работе по профессии «каменщик», поскольку сразу за обучением истец, согласно логике и доводам ответчика, был трудоустроен как каменщик.
Далее, согласно военному билету ### (выдан **.**.****) ФИО1, **.**.**** года рождения:
- **.**.**** был призван на действительную военную службу;
- **.**.**** демобилизован (уволен в запас).
Период службы в Вооруженных силах СССР составил 2 года 1 месяц и 3 дня. Как следует из хронологии событий и записей трудовой книжки служба в Вооруженных силах СССР следовала сразу за работой по профессии каменщика в Стройуправлении ### (призыв на военную службу - причина увольнения с работы), а также работа по профессии каменщика в той же организации следовала за окончанием военной службы. Согласно личной карточке ФИО1 в СУ ### непрерывный стаж работы отсчитывается с **.**.****. В связи с изложенным указанный период службы истца в Вооруженных силах СССР приравнивается к работе истца в качестве каменщика в Стройуправлении ###.
Далее, согласно указанной трудовой книжке истец:
- **.**.**** принят каменщиком по III разряду в Строительное управление ###;
- **.**.**** назначен мастером на участок 2.
Общая продолжительность работы в качестве каменщика составила 3 года 3 месяца 28 дней. Ответчик не оспаривает факт работы истца по профессии каменщика в данный период, а возражает лишь относительно факта его работы в бригаде каменщиков.
Как следует из приказа работодателя от **.**.****###-к (п.5.1) каменщик ФИО1 был переведен мастером на стройучасток ### с **.**.**** с сохранением среднего заработка по основному месту работы с его согласия (архивная выписка от **.**.****###).
Как следует из личной карточки ФИО1, в организации СУ ### он работал в должности мастера до **.**.****.
Таким образом, период работы истца в должности «мастер» составил 1 месяц и 20 дней. Как следует из приказа работодателя от **.**.****###-к, истец был назначен мастером на стройучасток, т.е. мастером строительных работ. В этой части неполнота записи в трудовой книжке компенсируется локальным правовым актом, однако ответчик при принятии Отказа данный документ необоснованно оставил без внимания.
Согласно записи в трудовой книжке **.**.**** истец был назначен наставником к военным строителям на основании приказа работодателя от **.**.****###к. Из текста данного приказа (п.3.2) следует, что каменщик ФИО1 назначен исполняющим обязанности наставника к отделениям военных строителей с **.**.**** по **.**.**** с сохранением заработной платы по основному месту работы с его согласия (архивная выписка от **.**.****###).
Таким образом, в период исполнения обязанностей наставника истец не был освобожден от основной работы каменщика, не был переведен на новое место работы, не был переведен на сокращенный или неполный рабочий день или рабочую неделю. В связи с изложенным отсутствуют основания исключать период с **.**.**** по **.**.**** и далее (до **.**.****) из специального страхового стажа, однако ответчик в обжалуемом Отказе никак не оценил данный период (нет выводов о включении его в специальный страховой стаж или об отказе в таком включении).
Согласно трудовой книжки истца **.**.**** он был уволен из АООТ «Строительное управление ###» по ст.31 КЗоТ РСФСР.
Как следует из архивной справки от **.**.****### Стройуправление ### треста «Кузбассгражданстрой ###» комбината «Кузбассжилстрой», Стройуправление ### треста «Кузбассгражданстрой ###», Акционерное общество открытого типа «Строительное управление ###» являются разными наименованиями одной и той же организации.
Таким образом, в период с **.**.**** по **.**.**** истец работал по профессии «каменщик» в Стройуправлении ### общей продолжительностью времени 6 лет 2 месяца и 2 дня.
Далее, как следует из трудовой книжки истца:
- **.**.**** он был принят на работу каменщиком 5 разряда в СМТ «Кузбасснефтепромстрой» (затем переименован в АО «Трест Кузбасснефтепромстрой»);
- **.**.**** уволен из организации по собственному желанию.
Общий период работы истца каменщиком в СМТ «Кузбасснефтепромстрой» составил 4 года 4 месяца и 25 дней.
В итоге, общая продолжительность работы истца в качестве каменщика (с учетом включения периода т.н. «обучения на рабочем месте» и военной службы) составила 16 лет
8 месяцев и 19 дней, в качестве мастера - 1 месяц и 20 дней, а всего - 16 лет 10 месяцев и 9 дней.
Продолжительность специального страхового стажа истца (более 12 лет и 6 месяцев) достаточна для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
У истца отсутствует возможность предоставить уточняющие справки работодателей о том, что он осуществлял работу каменщиком в составе бригады и мастером строительных работ, поскольку работодатели как организации ликвидированы. Это подтверждается архивным хранением документов по личному составу АООТ «Строительное управление ###» в МАУ «Архив ...», а также сведениями с сайта www.szrf.ru (официальные электронные бюллетени Собрания законодательства РФ) об объявлении ОАО «Трест Кузбасснефтепромстрой» банкротом на основании решения Арбитражного суда кемеровской области от **.**.**** по делу № А27-9975/98-4.
Кроме того, на основании писем МАУ «Архив ...» от **.**.****###, от **.**.****###, от **.**.****###, писем ГКУ Кемеровской области «Государственный архив документов по личному составу Кемеровской области в г.Кемерово» от **.**.**** № ###, от **.**.**** № ###, от **.**.**** № ### следует, что многие документы Стройуправления ### (часть приказов по личному составу, табеля учета отработанного времени) не находятся на архивном хранении, а документы по СМТ «Кузбасснефтепромстрой» вообще не передавались на архивное хранение.
Согласно Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12.07.1979 № 695 «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы» в целях развития бригадной формы организации и стимулирования труда было утверждено Типовое положение о производственной бригаде, бригадире, совете бригады и совете бригадиров; предопределялось, что в одиннадцатой пятилетке бригадная форма организации и стимулирования труда должна стать основной; министерствам, ведомствам, центральным и республиканским комитетам профсоюзов обязывалось разработать и осуществить мероприятия по дальнейшему внедрению бригадной организации и оплаты труда, повышению ее эффективности, распространению бригадного хозрасчета как основы экономии трудовых затрат и материальных ресурсов.
Из письма Пенсионного фонда РФ от **.**.**** следует, что если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии прямо предусмотрено соответствующими Списками № 1 или № 2, то период работы в данной организации и должности, протекавшей до **.**.****, рекомендовано засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работы предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер. На данное письмо суды часто ссылаются в судебной практике по пенсионным спорам (например, апелляционное определение Свердловского областного суда от **.**.**** по делу ###).
Как следует из личной карточки ФИО1, заведенной на него в организации СУ ###, работа каменщика осуществлялась не индивидуально, а на участках, а **.**.**** истец даже был назначен на должность бригадира на участке ###. Обучение истца по специализации «бригадир» осуществлялось на учебно-курсовом комбинате треста «Кузбассгражданстрой - 5», т.е. при работодателе, что подтверждается удостоверением от **.**.****###.
Бригадный характер работы подтверждается также публикациями в средствах массой информации. Так, согласно таким статьям в местной газете «В бой за уголь», как «Дружная бригада» (выпуск от **.**.****###), «Пленум ГК КПСС» (выпуск от **.**.**** № ###), передовая статья в выпуске от **.**.****###, указано, что строительная трудовая деятельность каменщиков Стройуправления ### осуществляется бригадами.
Кроме того, у истца имеется ряд награждений, указывающих на бригадную работу.
Так, согласно почетной грамоте начальника СУ ### награжден ФИО1, общественный инспектор участка ###, за активное участие в проведении смотра-конкурса по улучшению условий, охраны труда и ТБ за 1985 год. Согласно почетной грамоте управляющего трестом Киселевскшахтострой награжден ФИО1 - бригадир отделочников Строительного управления ### - за достижение высоких производственных показателей и выполнение принятых социалистических обязательств по результатам работы за **.**.****.
Изложенное, по мнению истца, подтверждает, что в организации Стройуправление ### имелось несколько каменщиков (участки, бригады каменщиков), которые осуществляли свою трудовую деятельность совместно, а не по отдельности.
Факт совместной работы нескольких каменщиков в СМТ «Кузбасснефтепромстрой», а также подтверждение фактов, указанных в вышеуказанных письменных доказательствах, может быть подтвержден показаниями свидетелей.
В связи с этим просил суд признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) от **.**.****### об отказе в установлении пенсии ФИО1.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) включить периоды работы ФИО1 в Стройуправлении ### треста «КГС-2» с **.**.**** по **.**.**** в должности каменщика, в Строительном управлении ### с **.**.**** по **.**.**** в должности каменщика, с **.**.**** по **.**.**** в должности каменщика, с **.**.**** по **.**.**** в должности мастера, в СМТ «Кузбасснефтепромстрой» с **.**.**** по **.**.**** в должности каменщика, период военной службы ФИО1 с **.**.**** по **.**.**** в стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от **.**.**** № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты возникновения права на нее.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил свои требования, просил их принять в следующей редакции:
1. Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) от **.**.****### об отказе в установлении досрочной страховой пенсии ФИО1.
2. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) включить периоды работы ФИО1 в Строительном управлении ### треста «КГС-2» с **.**.**** по **.**.**** в должности каменщика, в Строительном управлении ### треста «КГС-5» с **.**.**** по **.**.**** в должности мастера, с **.**.**** по **.**.**** в должности каменщика с исполнением обязанности наставника в отделении военных строителей, с **.**.**** по **.**.**** в должности каменщика, в СМТ «Кузбасснефтепромстрой» (АО «Трест Кузбасснефтепромстрой») с **.**.**** по **.**.**** в должности каменщика, период военной службы ФИО1 с **.**.**** по **.**.**** в стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от **.**.**** № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с **.**.****.
В судебном заседании истец ФИО1 на уточненных требованиях настаивал.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) – ФИО3, действующая на основании доверенности, требования не признала.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца по следующим основаниям.
Судом установлено и следует из материалов дела, что **.**.**** ФИО1 обратился в отдел Пенсионного фонда России в Заводском районе г.Кемерово с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от **.**.**** № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в связи с работой с тяжелыми условиями труда).
Решением пенсионного органа от **.**.****### истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа.
В дальнейшем вышеуказанное решение было пересмотрено и часть спорных периодов были включены в стаж решением от **.**.****###, однако в досрочном назначении страховой пенсии по старости также было отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа.
В специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от **.**.**** № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием сведений, подтверждающих характер и условия выполняемых работ, пенсионным органом в рамках последнего решения не были включены следующие периоды работы ФИО1, отказ во включении которых он оспаривает:
- с **.**.**** по **.**.**** (07 мес. 07 дн.) в должности ученика каменщика в Строительном управлении ### треста КГС-2
- с **.**.**** по **.**.**** (01 мес. 20 дн.) в должности мастера в Строительном управлении ### треста КГС-5
- с **.**.**** по **.**.**** (04 мес. 02 дн.) каменщиком с исполнением обязанностей наставника в отделении военных строителей в Строительном управлении ### треста КГС-5
- с 06.04.1992г. по 30.08.1996г. (04 года 04 мес. 25 дн.) каменщиком в СМТ «Кузбасснефтепромстрой».
Разрешая данный спор, суд приходит к выводу о необходимости отказа ФИО1 в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения пенсионного органа об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку характер работы ФИО1, связанный с тяжелыми условиями труда, в качестве каменщика, постоянно работающего в бригаде каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад, в вышеуказанные периоды его работы не подтвержден записями в его трудовой книжке, являющейся основным документом о трудовой деятельности работника, а также представленными письменными доказательствами. При этом свидетельские показания не могут быть приняты в качестве доказательств, подтверждающих характер работы ФИО1
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет и 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 названного закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 данного постановления при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
- Список N 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что досрочная страховая пенсия по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ назначается в том числе мужчинам, проработавшим не менее 12 лет 6 месяцев на работах с тяжелыми условиями труда, предусмотренных соответствующими списками работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 и страхового стажа не менее 20 лет.
Согласно разделу XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" (код 2290000а-12680) Списка N 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, право на назначение пенсии по старости на льготных условиях имеют каменщики, постоянно работающие в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад.
Таким образом, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в связи с тяжелыми условиями труда имеют в том числе мужчины-каменщики, проработавшие постоянно не менее 12 лет 6 месяцев в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 и страхового стажа не менее 20 лет.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов (часть 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Установленные статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правила о допустимости доказательств носят императивный характер.
В силу пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, пунктом 5 которых определено, что периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний. Характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Аналогичное правило предусмотрено в приведенном выше пункте 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ (аналогичное правило предусмотрено в пункте 3 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях") к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, характер работы, включаемый в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.
Из материалов дела видно, что в спорные периоды ФИО1 работал каменщиком в отделении военных строителей в Строительном управлении ### трестаКГС-2, КГС-5 и в СМТ «Кузбасснефтепромстрой». Вместе с тем указания на работу в бригаде, либо звене каменщиков, материалы дела не содержат. Так, каменщик может работать как в составе звена (бригады) каменщиков, так и отдельно, то есть без организации работы каменщиков в звене (бригаде).
Из газетных статей и документов о награждении также нельзя сделать вывод о том, что в спорные периоды истец работал в звене (бригаде) каменщиков.
Каких-либо иных доказательств в нарушение ст. 56 ГПК РФ в подтверждение вышеуказанных обстоятельств в материалы дела не представлено.
Кроме того, не подлежат включению периоды работы истца в должности ученика каменщика в Строительном управлении ### треста КГС-2 и в должности мастера в Строительном управлении ### треста КГС-5, поскольку должность мастера Списком ### не предусмотрена, а включение в специальный стаж времени обучения профессии каменщика действующим законодательством не предусмотрено. Кроме того, в материалы дела не представлено доказательств фактической занятости во время обучения в работах в качестве каменщика в звене (бригаде)каменщиков.
Кроме того, определением «22» августа 2017г. по делу назначалась экспертиза, по итогам проведения которой эксперт не смог связать работу истца в спорные периоды с работой с особыми условиями труда, предусмотренной Списком № 2 от 26.01.1991 г. № 10.
Что касается требования о включении периодавоенной службы ФИО1 с **.**.**** по **.**.****, то оснований для его включения в рамках рассмотрения настоящего дела не имеется, поскольку при принятии решения об отказе в назначении пенсии данный период, исходя из представленных в материалы дела решений, ответчиком не рассматривался и решение об отказе во включении данного периода также отсутствует. Таким образом, оснований для обязания ответчика включить период военной службы при отсутствии отказа ответчика во включении данного периода и у суда не имеется.
Таким образом, с учетом отсутствия у истца необходимого стажа для назначения пенсии на момент обращения с заявлением к ответчику, суд не находит оснований для признания незаконным решения ответчика.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным решения, включении периодов, назначении пенсии отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления решения суда в мотивированной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г.Кемерово.
Решение в мотивированной форме составлено «01» декабря 2017г.
Судья: М.В. Ларченко