ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2826/2021 от 31.05.2021 Коминтерновского районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 мая 2021 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Н.А. Кашириной

при секретаре И.В. Барбашиной

с участием: представителя ответчика ФИО1, действующей на основании доверенности от 20.01.2021 года № 84/04-03-07/09,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО2 к государственному казенному учреждению Воронежской области Центр занятости населения города Воронежа о признании незаконным приказа о снятии с учета в качестве безработного, восстановлении на учете в качестве безработного, взыскании пособия по безработице, взыскании пособия по безработице и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО2 обратилась в суд с иском к государственному казенному учреждению Воронежской области Центр занятости населения города Воронежа (ОГРН <***>, ИНН <***>, сокращенное наименование ГКУ ВО ЦЗН города Воронежа), в котором просит:

1. Признать незаконным и недействующим приказ № 19243 от 16.11.2020 года о снятии ФИО2 с учета в качестве безработного гражданина.

2. Восстановить ФИО2 на учете в качестве безработного.

3. Взыскать с ГКУ ВО ЦЗН города Воронежа в пользу ФИО2 пособие по безработице с 01.11.2020 года до даты решения суда.

4. Взыскать с ГКУ ВО ЦЗН города Воронежа в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей.

В обоснование иска указала, что 20.12.2020 года ФИО2 был получен ответ от 14.12.2021 года из ГКУ ВО ЦЗН города Воронежа, в котором ей сообщили, что был издан Приказ № 19243 от 16.11.2020 года о снятии ее с учёта в качестве безработного гражданина с 01.11.2020 года. Данный приказ ФИО2 считает незаконным, поскольку он нарушает ее конституционное право на труд, установленное ст. 7, 37 Конституции Российской Федерации. В сентября 2020 года ФИО2 осталась без работы и реализуя свое право на защиту от безработицы 28.09.2020 года обратилась в центр занятости населения с заявлением о предоставлении государственной услуги содействию в поиске подходящей работы. С 29.09.2020 года ФИО2 была признана безработным гражданином и ей назначено пособие по безработице сроком на 6 месяцев с 29.09.2020 г. по 28.03.2021 г. в размере 12 130 рублей. 01.11.2020 года ФИО2 поступила в очную аспирантуру ФГНИУ «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации» на обучение по договору, в связи с чем стипендия ей не положена, а обучение в аспирантуре не приносит никакого дохода. Однако, решением ГКУ ВО ЦЗН города Воронежа от 16.11.2020 года ФИО2 была снята с учета в качестве безработного, выплата пособия прекращена на основании пункта 2 статьи 35 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Данный приказ истец считает нарушающим ее конституционные права и подлежащим отмене, так как нормы Конституции Российской Федерации имеют прямое действие, по следующим основаниям. Поступив на очную форму обучения в аспирантуру ФГНИУ «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации» ФИО2 не получила возможность получать какой-либо доход, обучение в аспирантуре не позволяет ей удовлетворять базовые человеческие потребности в еде, одежде, лекарствах и оплате коммунальных услуг, что приводит к нарушению конституционного права на социальную поддержку от государства для обеспечения достойной жизни, гарантированное Конституцией РФ. Исключение возможности получать услугу по содействию в поиске подходящей работы и пособие по безработице от государства при поступлении в очную аспирантуру фактически принуждает истца делать выбор между возможностью свободного развития, путём реализации права на образование и достойной жизнью, хотя государство должно обеспечить возможность реализации всех конституционных прав гражданина РФ одновременно без необходимости выбора между этими правами, а образовательная организация не может и не должна закрывать потребность в трудоустройстве, поэтому поступление в образовательную организацию для получения дополнительных профессиональных навыков не может служит основанием для отказа гражданину РФ в услуге по содействию в поиске подходящей работы и выплате пособия по безработице. Правовая норма, установленная пунктом 2 статьи 35 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» ссылается на понятие занятости, установленное в статье 2 данного закона. Статья 2, перечисляет категории граждан, которые считаются занятыми и соответственно не могут претендовать на услугу содействия в поиске работы и выплату пособия по безработице. К таким гражданам относят лиц, проходящих обучение в образовательных организациях по очной форме. Данные правовые нормы были приняты до принятия действующей Конституции Российской Федерации и не проверялись на соответствие ей. Сам Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 изначально назывался Закон РСФСР от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в РСФСР» по своему смыслу и сути содержащиеся в нем правовые нормы соответствуют иным нормам советского социалистического государства, поскольку аспирант в советском обществе всегда обучался за счет средств государства и имел определенные обязанности перед государством. Государство обеспечивало каждого аспиранта стипендией, которой было достаточно для обеспечения базовых человеческих потребностей, поэтому аспирант не нуждался в работе, а поскольку аспирант имел определенные обязанности перед государством, то он должен был все свое рабочее время посвящать науке. В настоящее время имеется совершенно иная структура занятости. Во время обучения в аспирантуре гражданин не имеет обязанностей перед государством и многие аспиранты учатся для себя и за свой счёт, поэтому большинство аспирантов очной формы обучения работают (л.д.29-32, 70-73).

Лица, участвующие в деле, извещены судом о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

В судебное заседание истец ФИО2 не явилась, о причинах неявки суду не сообщила, не просила об отложении судебного заседания, ходатайство о проведении видеоконференцсвязи было оставлено без удовлетворения ввиду отсутствия технической возможности, в связи с чем суд полагает возможным на основании ст.167 ГПК РФ рассмотреть гражданское дело по существу в отсутствие истца.

Представитель ответчика ФИО1, действующая на основании доверенности от 20.01.2021 года № 84/04-03-07/09 (л.д.95), иск не признала, возражала против его удовлетворения по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление (л.д.96-99), суду пояснила, что поступление на обучение в аспирантуру является основанием для снятия с учета гражданина в качестве безработного, поскольку такой гражданин является занятым в силу положений ст.2 Закона о занятости населения.

Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав предоставленные по гражданскому делу письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определяет Закон РФ от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

В ст.1 Закона РФ от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» дано понятие занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее - заработок).

Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом.

Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.

В соответствии со ст.2 Закона РФ от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» занятыми считаются граждане, в том числе, обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости).

Согласно ст.3 Закона РФ от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) единовременной компенсации гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки и (или) сведений о трудовой деятельности, оформленных в установленном законодательством порядке, либо документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.

В случае представления справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы) в иностранной валюте органы службы занятости осуществляют перевод иностранной валюты в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

Безработными не могут быть признаны граждане:

не достигшие 16-летнего возраста;

которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды;

не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;

представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;

перечисленные в статье 2 настоящего Закона.

Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

Таким образом, безработными не могут быть признаны граждане, обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения.

Из материалов гражданского дела следует, что 07.10.2020 приказом ГКУ ВО ЦЗН города Воронежа № 16885 ФИО2 была признана безработной с 29.09.2020 года и ей назначено пособие по безработице в соответствии со ст.30, 31, 33 Закона РФ от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» с 29.09.2020 года, установлен период выплаты пособия по безработице 6 месяцев с 29.09.2020 года по 28.03.2021 года в размере 12130 рублей (л.д.113).

Приказом по федеральному государственному научно-исследовательскому учреждению «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации» от 30.10.2020 года № 178-у ФИО2 зачислена в очную аспирантуру Института на обучение на места по договорам об оказании платных образовательных услуг с 01.11.2020 года по итогам сдачи вступительных испытаний (л.д.115-118).

16.11.2020 года ФИО2 сообщила в ГКУ ВО ЦЗН города Воронежа о поступлении в очную аспирантуру (л.д.114).

16.11.2020 года приказом ГКУ ВО ЦЗН города Воронежа № 19249 ФИО2 была снята с регистрационного учета в качестве безработного с 31.10.2020 года в связи с признанием гражданина занятым по основаниям, предусмотренным статьей 2 Закона о занятости населения (л.д.123).

18.03.2021 года ФИО2 обратилась в ГКУ ВО ЦЗН города Воронежа с жалобой на указанный приказ от 16.11.2020 года № 19249 о снятии ее с регистрационного учета в качестве безработного с 31.10.2020 года (л.д.127-129), которая была оставлена без удовлетворения (л.д.130-131).

Не согласившись с указанным решением, ФИО2 обратилась в суд с рассматриваемым иском, полагая, что ответчиком ГКУ ВО ЦЗН города Воронежа нарушены ее конституционные права.

Определении Конституционного Суда РФ от 29.09.2016 года № 1855-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО3 на нарушение ее конституционных прав абзацем восьмым статьи 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» установлено, что Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, определенными в ее статье 7 (часть 1), предусматривает установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав на труд и на защиту от безработицы (статья 7, часть 2; статья 37, часть 3; статья 39, часть 2).

В силу указанных положений Конституции Российской Федерации правовые основания социальной защиты от безработицы, круг лиц, на которых она распространяется, условия и порядок ее предоставления устанавливаются законом.

Федеральный законодатель, реализуя свою компетенцию по правовому регулированию этой сферы общественных отношений, определил в статье 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» порядок и условия признания граждан безработными, а также установил перечень категорий граждан, которые не могут быть признаны безработными, включив в него наряду с другими лиц, которые считаются занятыми в силу статьи 2 данного Закона.

К числу таких лиц оспариваемое заявительницей законоположение относит обучающихся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Установление такого регулирования обусловлено вытекающими из части 2 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» особенностями организации образовательного процесса при освоении образовательной программы по очной форме обучения, который предполагает обязательность определенного объема занятий педагогического работника с обучающимися согласно федеральным государственным образовательным стандартам соответствующих уровней образования. Необходимость освоения образовательной программы в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дает основания для сомнений в готовности обучающегося приступить к работе на условиях, предлагаемых потенциальным работодателем.

Таким образом, абзац восьмой статьи 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» во взаимосвязи с другими нормами данного Закона, а также положениями законодательства Российской Федерации об образовании не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявительницы.

Кроме того, обучающиеся, достигшие восемнадцати лет или получившие основное общее образование, имеют право на выбор формы получения образования, а в случае обучения в образовательных организациях - на выбор очной, очно-заочной или заочной формы обучения (пункт 1 части 1 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Таким образом, проанализировав установленные обстоятельства, оценив доказательства по гражданскому делу, руководствуясь указанными нормами материального права и положениями Определения Конституционного Суда Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований ФИО2 к ГКУ ВО ЦЗН города Воронежа о признании незаконным приказа о снятии с учета в качестве безработного, и производных от него требований о восстановлении на учете в качестве безработного, взыскании пособия по безработице, взыскании пособия по безработице и компенсации морального вреда, поскольку оспариваемый приказ вынесен в соответствии с требованиями закона, в том числе, статьей 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», ввиду признания ФИО2 занятой, то есть обучающейся по очной форме обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность, положения которой во взаимосвязи с другими нормами данного Закона, а также положениями законодательства Российской Федерации об образовании не может рассматриваться как нарушающий конституционные права истца.

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 к государственному казенному учреждению Воронежской области Центр занятости населения города Воронежа о признании незаконным приказа о снятии с учета в качестве безработного, восстановлении на учете в качестве безработного, взыскании пособия по безработице, взыскании пособия по безработице и компенсации морального вреда, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Коминтерновский районный суд г. Воронежа.

Судья Н.А. Каширина

Решение принято в окончательной форме 7 июня 2021 года

1версия для печатиДело № 2-2826/2021 ~ М-734/2021 (Решение)