Дело № 2-57/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 января 2018 года г. Калининград
Московский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Семенихина В.А.,
при секретаре Ткаченко К.А., Щербаковой Д.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО УК «Мастер» о возмещении материального ущерба в виде переплаты потребления коммунальных ресурсов на содержание общего имущества дома, переплаты в связи с необоснованным увеличением тарифов на содержание общего имущества дома, не оказанные услуги, компенсации морального вреда, штрафа,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился с вышеназванным иском в суд в защиту своих интересов и интересов собственников многоквартирного дома <адрес>, указав, что 17.02.2017 г. собственники дома <адрес> получили от УК «Мастер» счета платы за содержание жилья и коммунальные ресурсы (холодную и горячую воду и электроэнергию), идущие на содержание общего имущества дома, за январь 2017 г. со сверхнормативными (завышенными на 81 %) объемами этих ресурсов и, соответственно, на 81 % завышенной платой. 20 февраля он обратился в управляющую компанию ООО УК «Мастер», по поводу завышенных объемов потребления коммунальных ресурсов однако вразумительного ответа не получил. Директор УК указал на повышение платы за коммунальные услуги. В ходе переписки с управляющей компанией ему стало понятно, что УК объемы ресурсов на СОИ рассчитывает на одну и ту же завышенную площадь мест общего пользования дома. В счетах платы за апрель 2017 г. был сделан не большой перерасчет - возврат ему за холодную воду 9,38 руб., а за горячую воду - 35,68 руб. Но в следующих счетах платы за май, июнь и июль 2017 г. завышение объемов коммунальных ресурсов на СОИ вновь составило 81 %. 23.05.2017 г. он подал в УК «Мастер» третье заявление требованием вернуть жильцам дома переплату за ресурсы на СОИ, превышающие нормативные объемы и распространяемые (рассчитанные) на уборочную площадь мест общего пользования дома 785,0 м2. 23 мая главный инженер УК ФИО2 по его требованию отсняла копию плана подвала по техническому паспорту их дома, в котором (плане) указан порядковый номер каждого помещения подвала и указана его площадь с точностью до десятой доли м2. Он занес эти площади помещений подвала на лист бумаги, в таблицу и определил общую площадь подвала 516,4 м2, и в т.ч. освещаемую площадь МОП подвала, равную 207,8 м2. 25.05.2017 г. он подал в УК «Мастер» дополнительное заявление, в котором предлагал, просил и требовал составить официальный акт, указывающий площадь мест общего пользования подвала дома 207,8 м2, на которую (вместе с уборочной площадью дома 785,0 м2) следует начислять нормативное потребление электроэнергии на СОИ дома, т.е. - на 785,0 м2 + 207,8 м2 = 992,8 м2. Но УК на его заявление не отреагировала, указав в ответе, что рассчитывает объемы комм, ресурсов на СОИ на площадь мест общего пользования дома 1421,8 м2. Однако потребление холодной и горячей воды на СОИ (на ОДН) нельзя распространять (рассчитывать) на всю площадь подвала (помещений подвала). К тому же площадь подвала 636,8 м2 по техническому паспорту дома указана по внешнегабаритным размерам подвала. В счетах платы за май - июль 2017 г. появился также завышенный на 81 % объем водоотведения по СОИ. Согласно письма Министерства строительства и ЖКХ РФ от 30.12.2016 г. № 45099-АЧ/04, в котором разъясняется на какую площадь МОП МКД следует рассчитывать плату за комм. ресурсы, идущие на СОИ дома по нормативам и тарифам субъекта РФ. Площадь МОП определяется в соответствии со статьями 156 и 36 ЖК РФ. Однако, УК «Мастер» грубо нарушила это разъяснение и действующее законодательство. В итоге за период с 01 января по 31 июля 2017 г. (за 7 месяцев) УК «Мастер» должна была начислить по нашему дому по нормативам потребления объемы комм. ресурсов, идущие на СОИ дома, в т.ч. и объемы и платы, приходящиеся на его квартиру № дома № площадью 67,10 м2, и не должна была начислять сверхнормативные объемы и платы. Согласно договору управления ООО «УК «Мастер» многоквартирным домом №<адрес> от 01.07.2012 г. размер платы работ и услуг по «Содержанию жилья» предусматривал ежегодное индексирование, которое УК «Мастер» осуществляло ежегодно с 01 августа. Однако, с 01 августа 2016 г. УК «Мастер» увеличила плату за «Содержание жилья» с 12,74 руб./м2 в месяц до 14,16 руб./м2 в месяц, намного превышающий уровень инфляции в Калининградской области за предшествовавший год - с 01 августа 2015 г. по 31 июля 2016 г. В приложении № 4 к договору управления их домом была предусмотрена услуга «Замена разбитых стекол, замена и ремонт разбитых фрамуг, ремонт дверных блоков в местах общего пользования» в течение 1 суток в зимний период, в течение 3 суток в летний период со стоимостью платы 0,16 руб. с каждого м2 общей площади квартиры, дома в месяц. Но УК «Мастер» в течение более трех лет по этой услуге ничего не делала, хотя много стекол окон подвала дома было разбито, и даже в зимние периоды. Одно большое окно в подвале дома № он забил прессованным картоном около пяти лет назад перед зимой, три года назад другое большое окно в этом подвале забил досками перед зимой М.Н.И. Эти окна и до сих пор забиты, и стекла не вставлены. На настоящее время: не вставлены стекла в десяти окнах подвала (они ничем не забиты), и в четырех узких окнах подвала необходимо вместо досок вставить стекла. 12.07.2017 г. он подал в УК «Мастер» заявление (вх. № 445), в котором просил вставить разбитые стекла в окна подвала. Но УК этого не сделала и повторная дезинсекция от блох в подвале производилась с разбитыми стеклами в десяти окнах. Своими противозаконными действиями в течение семи месяцев 2017 г. по начислению обманом платы за сверхнормативные, завышенные объемы коммунальных ресурсов, идущих на содержание общего имущества дома, УК «Мастер» нанесла моральный вред. Собственники помещений дома, на общем собрании потребовали получить от УК «Мастер» денежную компенсацию морального вреда в сумме, равной всему нанесенному им УК материальному ущербу, т.е. равной <данные изъяты> руб. Просил взыскать с ответчика в свою пользу и пользу собственников многоквартирного дома переплату за услугу холодного водоотведения на СОИ, за услугу горячего водоотведения на СОИ, за услугу электроэнергии на СОИ., за услугу водоотведения на СОИ, переплату по индексации за период с 01.08.2016 г. по 31.07.2017 г., плату за услугу по замене разбитых окон за период с 01.08.2015 г. по 31.07.2017 г., моральный вред, штраф.
ФИО1 в ходе рассмотрения дела уточнил исковые требования, указав, что согласившись с его доводами в августе 2017 года УК произведен перерасчет по начислению платы за коммунальный ресурс по холодному водоснабжению и водотведению в целях содержания общего имущества дома, исходя из уборочной площади многоквартирного дома, а именно 785 кв.м., таким образом, УК признала частично, обоснованность его доводов, поэтому в части исковых требований о взыскании переплаты за коммунальный ресурс по холодному водоснабжению и водоотведению в целях содержания общего имущества дома исковые требования не поддерживает, однако УК неправомочно берет плату за водоотведение с мая 2017 года, поскольку согласно законодательства, плата по водоотведению должна браться с июня 2017 года. Просит взыскать переплату за услугу горячего водоотведения на СОИ, за услугу электроэнергии на СОИ., за услугу водоотведения за май 2017, переплату по индексации за период с 01.08.2016 г. по 31.07.2017 г., плату за услугу по замене разбитых окон за период с 01.08.2015 г. по 31.07.2017 г., моральный вред, штраф.
15.01.2018 г. определением Московского районного суда оставлены без рассмотрения заявленные исковые требования в части требований от лица собственников многоквартирного дома.
Истец ФИО1 в судебном заседании поддержал свои исковые требования в полном объеме и просил их удовлетворить, указал, что УК неправомерно начисляет плату на коммунальные ресурсы на СОИ по электроэнергии исходя из общей площади многоквартирного дома, в том числе площади подвала, фактически подвальные помещения заняты собственниками много квартирного дома, а освещаемая площадь коридоров подвала составляет 207,8 кв.м., таким образом плата за потребление электроэнергии на СОИ должна исчисляться от уборочной площади (785 кв.м.) и освещаемой площади подвала, которая им определена в размере 207,8 кв.м.), фактически плата берется исходя из общей площади мест общего пользования равной 1421,8 кв.м. Не оспаривает, того обстоятельства, что УК в декабре 2017 года в ходе рассмотрения дела произвела перерасчет платы за потребление горячей воды на СОИ, однако в его квитанции переплата указана в размере 30,66 руб. Не обосновано начисление платы за отведение сточных вод на СОИ за май 2017 года, поскольку законодательно взимание платы за данный вид услуг отсрочено до 01.06.2017 года. Неправомерно УК для расчета платы за услугу электроэнергии на СОИ берет площадь подвала, плата должна начисляться только по уборочным площадям. Разбитые стекла до сих пор не вставлены, данная услуга не предоставлялась на протяжении двух лет, поэтому подлежит взысканию с УК, как не оказанная, за период с 01.08.2015 года по 31.07.2017 года. Более того УК безосновательно произвела индексацию платы за содержание многоквартирного дома, завысив уровень инфляции за период с 01.08.2015 года по 31.07.2016 года.
Представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании возражала против заявленных исковых требований в полном объеме и просила отказать в их удовлетворении. В своем отзыве на иск указала, что на основании решения общего собрания собственников помещений дома <адрес> оформленного протоколом от 10.07.2012 г., ООО УК, «МАСТЕР» выбрано в качестве управляющей организации, с 01.08.2012 г. приступило к управлению данным многоквартирным домом. Согласно данным технического паспорта на многоквартирный жилой дом <адрес> общая площадь, входящая в состав общего имущества данного многоквартирного дома составляет — 1669,1 кв.м. (лестницы - 785 кв.м., сушилки - 195,9 кв.м., крыльца - 36 кв.м., спуски в подвал - 15,4 кв.м., подвал - 626,8 кв.м.). При этом, начисление платы за электрическую энергию в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме <адрес> осуществляется исходя площади, составляющей 1421,8 кв.м. В то же время, до сентября 2017 года при начислении платы за холодное водоснабжение в целях содержания общего имущества дома использовалась некорректная площадь в 1421,8 кв.м. (вместо 785 кв.м.). В августе 2017 г. ООО УК «МАСТЕР» обратилось с письмом в ООО «РИВЦ ЖКХ» о внесении соответствующих изменений в начисления платы за коммунальный ресурс по холодному водоснабжению в целях содержания общего имущества дома <адрес> начиная с 01.01.2017 г. Соответствующий перерасчет отражен в квитанции за август 2017 г. Общая площадь жилых помещений многоквартирного дома <адрес> составляет 4596,1 кв.м. Площадь квартиры № дома № по <адрес> (ФИО1) - 67,1 кв.м. Нормативы потребления коммунальных услуг на территории Калининградской области утверждены Постановлением Правительства Калининградской области от 28.03.2014 № 184. В отношении многоквартирного дома № по <адрес> норматив на холодное и горячее водоснабжение составляет 0,03 куб.м. на 1 кв.м. общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в месяц. В отношении многоквартирного дома № по <адрес> норматив на водоотведение составляет 0,06 куб.м. на 1 кв.м. общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в месяц. До 01.06.2017 г. в отношении многоквартирных домов с лифтовым оборудованием действовал норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды — 1,39 кВт.ч. в месяц на 1 кв.м. общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 15.01.2016 № 01-02э/16). Приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 29.05.2017 № 38-01э/17 утверждены новые нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Калининградской области (вступили в силу с 01.06.2017). В отношении многоквартирных домов, оборудованных лифтами и не оборудованных электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения норматив потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме составляет 2,54 кВт.ч. в месяц на кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. Расчет платы за коммунальный ресурс холодного водоснабжения в целях содержания общего имущества по квартире № дома № по <адрес> (ФИО1) за период январь — июль 2017 года: ((0,03 куб.м. * 785 кв.м.) / 4596,1 кв.м.) * 67,1 кв.м. = 0,344 куб.м. 0,344 куб.м. * 24,21 руб. (тариф на холодное водоснабжение) = 8,32 руб. Расчет платы за коммунальный ресурс водоотведения в целях содержания общего имущества по <адрес> (ФИО1) за период май — июль 2017 года: ((0,06 куб.м. * 785 кв.м.) / 4596,1 кв.м.) * 67,1 кв.м. = 0,688 куб.м. 0,688 куб.м. * 19,54 руб. (тариф на водоотведение) = 13,44 руб. Переплата за коммунальный ресурс холодного водоснабжения в целях содержания общего имущества за январь-июль 2017 года составила: 47,32 руб. Переплата за коммунальный ресурс водоотведения в целях содержания общего имущества за май-июль 2017 года составила 32,7 руб. В августе 2017 года по данным коммунальным ресурсам был выполнен перерасчет. Расчет платы за коммунальный ресурс электроснабжения в целях содержания общего имущества по <адрес> (ФИО1) за период январь — май 2017 года: ((1,39 кВт.ч. * 1669,1 кв.м.) / 4596,1 кв.м.) * 67,1 кв.м. = 33,87 кВт.ч., 33,87 кВт.ч. * 3,79 руб. (тариф на электроэнергию) = 128,37 руб. Расчет платы за коммунальный ресурс электроснабжения целях содержания общего имущества по <адрес> (ФИО1): ((2,54 кВт.ч. * 1669,1 кв.м.) / 4596,1 кв.м.) * 67,1 кв.м. = 61,89 кВт.ч., 61,89 кВт.ч. * 3,79 руб. (тариф на электроэнергию) = 234,58 руб. (за июнь 2017 года). 61,89 кВТ.ч. * 3,92 руб. (тариф на электроэнергию) = 242,63 руб. (июль-август 2017 г.). Таким образом, за период январь — август 2017 года по <адрес> должно было быть начислено 1361,68 руб. Фактически к оплате предъявлено 1160,09 руб. Недоплата составила 201,59 руб. Вопрос начисления платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества являлся предметом внеплановой документарной проверки, проведенной Министерством регионального контроля (надзора) Калининградской области 14.08.2017 г., по результатам которой нарушений в порядке начисления платы за коммунальные ресурсы электроснабжения и горячего водоснабжения в действиях ООО УК «МАСТЕР» выявлено не было. 01.07.2012 г. состоялось общее собрание собственников помещений многоквартирного дома <адрес>, на котором собственниками был выбран способ управления многоквартирным домом в соответствии со ст. 161 ЖК РФ - управление управляющей организацией, в качестве управляющей организации выбрано ООО УК «Мастер», утвержден договор управления многоквартирным домом, объем и перечни работ и услуг по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме согласно договору управления; утвержден размер платы за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома в размере 14,95 руб. за 01 кв.м. (включая услуги по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов). Данное решение общего собрания является действующим, в порядке ч. 6 ст. 46 ЖК РФ никем из собственников дома не обжаловалось. Исходя из содержания договора управления, утвержденного решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома <адрес> от 01.07.2012 г., состав платы за работы и услуги по управлению, содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в данном доме отражен в Приложении № 4 к договору управления и установлен в размере 14,95 руб. за 01 кв.м. по состоянию на 01.08.2012 г. (включая услуги по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов). Пунктом 3.5 договора управления предусмотрено, что размер платы и перечень обязательных работ и услуг по управлению, содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме может быть изменен, в том числе на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по предложению Управляющей организации. Также п. 3.5 договора предусмотрено, что размер платы подлежит индексированию на процент фактической (по итогам предыдущего года) или прогнозируемой на текущей год инфляции (индекса потребительских цен) процент прогнозируемой инфляции, а также в случае увеличения стоимости ресурсов и материалов, необходимых для производства работ и оказания услуг. Управляющая организация вправе изменить размер платы за выполнение работ и оказание услуг по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме не чаще одного раза в год. Данные изменения осуществляются Управляющей организацией в одностороннем порядке. Уведомление Собственников о введении таких изменений производится в установленном настоящим договором порядке. Договор управления многоквартирным домом № по <адрес> утвержден собственниками помещений дома на общем собрании 01.07.2012 г. в редакции, предусматривающий наличие п. 3.5, которым предусмотрено право управляющей организации не чаще одного раза в год увеличить размер платы на содержание жилищного фонда на базовый индекс потребительских цен (индекс инфляции). Изменения в установленном законом порядке в данный договор не вносились, решение общего собрания, утвердившего договор управления, не оспорено. Увеличение размера платы за содержание жилья на величину инфляции соответствует достигнутому между собственниками и Обществом соглашению, приведенному в п. 3.5 договора управления многоквартирным домом № по <адрес>. Кроме того, применение Обществом коэффициента инфляции к установленному размеру платы за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, не является его повышением, поскольку сам базовый размер платы, утвержденный на общем собрании собственников помещений дома, в течение всего времени, начиная с 01.08.2012 г., оставался неизменным. Необходимость применения коэффициента инфляции носит вынужденный характер, вызвана объективными обстоятельствами, не зависящими от управляющей организации. На основании данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области (Калининградстат) Обществом ежегодно производилась индексация размера платы за содержание жилья. По данным Калининградстата базовый индекс потребительских цен по Калининградской области в декабре 2015 г. по отношению к декабрю 2014 г. составил 112,8%. Собственники дома <адрес> о предстоящем применении индексации платы были проинформированы в установленном порядке, соответствующая информация была размещения РИВЦ «Симплекс» на оборотной стороне квитанции за июль 2016 года. ООО УК «МАСТЕР» на законных основаниях осуществляет управление многоквартирным домом № по <адрес> до настоящего времени. С учетом изложенного, ООО УК «МАСТЕР» просит в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать в полном объеме. Кроме того, указала, что в декабре 2017 года, также произведен перерасчет потребления горячей воды на СОИ исходя из уборочной площади многоквартирного дома, т.е. 785 кв.м., в квитанциях поступивших в январе 2017 года собственникам многоквартирного дома указаны суммы перерасчета, перерасчет произведен с января 2017 года по ноябрь 2017 года и по квартире истца составил 505,67 руб., поскольку данная услуга истцом не оплачивалась, суммой переплаты погашена задолженность и в настоящее время переплата по данной услуге составляет 30.66 руб. Кроме того, по заявлению истца в октябре 2017 года произведено остекление мест общего пользования (подвал) о чем составлен соответствующих акт, ранее истец, либо собственники многоквартирного дома с заявлением о замене разбитых стекол не обращались. Просит в иске отказать.
Выслушав пояснения сторон, исследовав собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Статьей 12 ГК РФ определены способы защиты нарушенных прав, среди которых восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Из положений ст. 210 ГК РФ следует, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п.п. 3, 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 36 ЖК РФ Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий.
Согласно положениям ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии со ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пп. «л» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения
Согласно п. 29 Правил расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. С 1 января 2017 г. в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг.
Из п. 31 Правил следует, что при определении размера платы за содержание жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
П. 10 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 указывает на то, что нормативы потребления устанавливаются: в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, - по каждому виду потребляемых коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии), которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома, а также наличием ресурсопотребляющего оборудования и устройств, включенных в состав общего имущества;
Исходя из п. 11 Правил нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением N 2 к настоящим Правилам.
Судом установлено, что ФИО1 является собственником <адрес>, вместе с ним в спорной квартире зарегистрирована его жена А.Т.Н.
01.08.2012 г. между собственниками помещений вышеуказанного многоквартирного дома и ООО УК "Мастер" заключен договор управления многоквартирным домом № И/15-13 сроком на 5 лет.
Согласно данным технического паспорта на многоквартирный жилой дом <адрес> общая площадь, входящая в состав общего имущества данного многоквартирного дома составляет — 1669,1 кв.м. (лестницы - 785 кв.м., сушилки - 195,9 кв.м., крыльца - 36 кв.м., спуски в подвал - 15,4 кв.м., подвал - 626,8 кв.м.).
При этом, начисление платы за электрическую энергию в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме <адрес> осуществляется исходя площади, составляющей 1421,8 кв.м.
До сентября 2017 года при начислении платы за холодное водоснабжение в целях содержания общего имущества дома использовалась некорректная площадь в 1421,8 кв.м. (вместо 785 кв.м.).
В августе 2017 года ООО УК «МАСТЕР» обратилось с письмом в ООО «РИВЦ ЖКХ» о внесении соответствующих изменений в начисления платы за коммунальный ресурс по холодному водоснабжению в целях содержания общего имущества дома <адрес> начиная с 01.01.2017. Соответствующий перерасчет отражен в квитанции за август 2017 года.
Общая площадь жилых помещений многоквартирного дома <адрес> (по данным технического паспорта) составляет 4596,1 кв.м. Площадь квартиры <адрес> - 67,1 кв.м.
С 01.01.2017 года Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498 внесены изменения в «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, далее - Правила № 354), а также в «Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме» (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, далее Правила № 491), в соответствии с которыми с 1 января 2017 года расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведение сточных вод, электрической энергии, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации.
В соответствии с жилищным законодательством, с 01.01.2017 г. изменилась структура платы за жилищно-коммунальные услуги, а именно - расходы на общедомовые нужды по холодной и горячей воде, электроэнергии исключены из состава коммунальных услуг и перешли в состав платы за содержание жилого помещения (жилищные услуги).
При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016 г.
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов (п. 29 Правил 491).
При определении площади мест общего пользования к электроэнергии СОИ применяется размер площади помещений относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, определяемый в соответствии с технической документацией на МКД и видом таких помещений указанных в п.п. 1, 2 ст. 36 ЖК РФ, в том числе и подвала.
Частью 9.1 статьи 156 ЖК РФ установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такая возможность потребления коммунальных услуг в многоквартирном доме установлена в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, в соответствии с пунктом 4, указанных Правил потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в многоквартирном доме соответствующих внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подаются в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а коммунальные услуги водоотведения предоставляются при наличии в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, по которым сточные воды отводятся от жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Соответственно, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
Судом установлено и не оспаривается истцом, что в связи с неверным начислением платы за холодное и горячее водоснабжение на содержание общего имущества многоквартирного дома (СОИ) исходя из площади 1421,8 управляющей компанией произведен перерасчет, плата начислена исходя из уборочной площади многоквартирного жилого дома 785 кв.м. Данные обстоятельства подтверждаются выписками из лицевого счета, квитанциями по начислению платы за содержание жилья, коммунальных услуг.
Таким образом данные требования истца исполнены управляющей компанией, кроме того произведен перерасчет по водоотведению за май—июль 2017 года в связи с неверным определением площади помещений входящих в состав общего имущества многоквартирного дома.
Вместе с тем доводы истца о неверном определении площади помещений входящих в состав общего имущества многоквартирного дома в целях определения платы за электроэнергию СОИ и необоснованного включения в расчеты площади подвалов, суд находит не состоятельными, поскольку, в силу ст. 36 ЖК РФ, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 подвалы отнесены к общему имуществу многоквартирного дома.
При этом определение нормативов потребления коммунальных ресурсов на СОИ для холодного и горячего водоснабжения, определяемого в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 отлично от определения нормативов потребления электроэнергии на СОИ, в части определения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, поскольку при определении общей площади помещений входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах для целей определения нормативов потребления холодного и горячего водоснабжения на СОИ, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам. Однако при определении нормативов потребления электроэнергии для СОИ, данное уточнение по составу помещений входящих в состав помещений общего имущества многоквартирного дома отсутствует.
Более того, доводы истца о том, что площадь подвальных помещений взята неверно без учета толщины стен, и того обстоятельства, что большая часть подвальных помещений занята собственниками многоквартирного дома и не освещается, суд находит не состоятельными, поскольку площадь подвала УК взята в соответствии с техническим паспортом БТИ, в котором отсутствуют какие-либо сведения о наличии подвальных помещений у собственников многоквартирного дома.
Исходя из содержания договора управления, утвержденного решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома <адрес> от 01.07.2012, состав платы за работы и услуги по управлению, содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в данном доме отражен в Приложении № 4 к договору управления и установлен в размере 14,95 руб. за 01 кв.м. по состоянию на 01.08.2012 (включая услуги по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов).
Пунктом 3.5 договора управления предусмотрено, что размер платы и перечень обязательных работ и услуг по управлению, содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме может быть изменен, в том числе на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по предложению Управляющей организации.
Также п. 3.5 договора предусмотрено, что размер платы подлежит индексированию на процент фактической (по итогам предыдущего года) или прогнозируемой на текущей год инфляции (индекса потребительских цен) процент прогнозируемой инфляции, а также в случае увеличения стоимости ресурсов и материалов, необходимых для производства работ и оказания услуг. Управляющая организация вправе изменить размер платы за выполнение работ и оказание услуг по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме не чаще одного раза в год. Данные изменения осуществляются Управляющей организацией в одностороннем порядке. Уведомление Собственников о введении таких изменений производится в установленном настоящим договором порядке.
Договор управления многоквартирным домом № по <адрес> утвержден собственниками помещений дома на общем собрании 01.07.2012 в редакции, предусматривающий наличие п. 3.5, которым предусмотрено право управляющей организации не чаще одного раза в год увеличить размер платы на содержание жилищного фонда на базовый индекс потребительских цен (индекс инфляции). Изменения в установленном законом порядке в данный договор не вносились, решение общего собрания, утвердившего договор управления, не оспорено.
Увеличение размера платы за содержание жилья на величину инфляции соответствует достигнутому между собственниками и Обществом соглашению, приведенному в п. 3.5 договора управления многоквартирным домом № по <адрес>.
На основании данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области (Калининградстат) Обществом ежегодно производилась индексация размера платы за содержание жилья. По данным Калининградстата базовый индекс потребительских цен по Калининградской области в декабре 2015 года по отношению к декабрю 2014 года составил 112,8 % (письмо Калининградстата от 15.03.2016 № НП-42-26/318-ДР).
Собственники дома <адрес> о предстоящем применении индексации платы были проинформированы в установленном порядке, соответствующая информация была размещения РИВЦ «Симплекс» на оборотной стороне квитанции за июль 2016 года.
С учетом определения индекса потребительских цен за календарный год по данным Калининградстата в декабре 2015 года к декабрю 2014 года, увеличение платы по управлению, содержанию и ремонту общего имущества собственников в многоквартирном доме не противоречит условиям договора управления. Более того, в договоре управления (п. 3.5) речь идет о размере процента по фактической или прогнозируемой на текущий год инфляции, вместе с тем, в свободном доступе публикуются данные о размерах индексов инфляции за месяц к предыдущему месяцу, за год к предыдущему году.
Таким образом, требования ФИО1 о взыскании переплаты в связи с неправильной индексацией тарифов на содержание общего имущества дома удовлетворению не подлежат.
В приложении № 4 к Договору управления нашим домом предусмотрена услуга «Замена разбитых стекол, замена и ремонт разбитых фрамуг, ремонт дверных блоков в местах общего пользования» в течение 1 суток в зимний период, в течение 3 суток в летний период со стоимостью платы 0,16 рублей с каждого м2 общей площади квартиры, дома в месяц.
12.07.2017 г. ФИО1 подал в УК «Мастер» заявление вх. № 445, в котором просил вставить разбитые стекла в окна подвала <адрес> в <адрес>.
Согласно наряд-заданию от 09.10.2017 г. ООО УК «Мастер» произвела работы по остеклению подвальных окон.
Доводы истца о том, что в течение трех лет ОО УК «Мастер» не выполняло своих обязанностей по исполнению условий управления многоквартирного дома, суд находит необоснованными, так как до 12.07.2017 г. в УК с заявлением о замене подвальных окон и их застеклению истец либо другие собственники многоквартирного дома не обращались, доказательств обратного суду не представлено, с чем требования истца о взыскании денежных средств за не оказанные услуги за период с 01.08.2015 года по 31.07.207 года удовлетворению не подлежат.
Обосновывая позицию о взимании платы за отведение сточных вод на СОИ с мая 2017 года, представитель ООО УК «Мастер» указывал на внесение изменений в Постановление Правительства Калининградской области № 184, которым определены нормативы отведения сточных вод, которые вступили в законную силу в мае, соответственно за мая 2017 года собственникам выставлены счета на оплаты отведения сточных вод по утвержденному тарифу.
Действительно, нормативы потребления коммунальных услуг на территории Калининградской области утверждены Постановлением Правительства Калининградской области от 28.03.2014 № 184.
При этом Постановлением Правительства Калининградской области от 24.04.2017 года № 204 (вступившее в законную силу 06.05.2017 года) в указанное выше постановление № 184 внесены изменения, в том числе установлен тариф на отведение сточных вод в целях содержания общего имущества многоквартирного дома.
Вместе с тем, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1498 от 26.12.2016 года в постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" внесены изменения, в том числе, п. 29 изложен в новой редакции устанавливающий метод определения норматива отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Также указанным выше постановлением п. 21 Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" (вместе с "Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями") изложен в новой редакции, а также дополнен подпунктом в(4) определяющий порядок установления объемов сточных вод, отводимых за расчетный период по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по договору водоотведения от многоквартирного дома, не оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета сточных вод. При чем, в соответствии с п. 4 Постановления Правительства № 1498 в данной части постановление вступает в законную силу с 01.06.2017 года, соответственно порядок расчета объемов отвода сточных вод до 01.06.2017 года был не определен, расходы управляющая компания для приобретения коммунального ресурса по отводу сточных вод перед ресурсоснабжающими организациями не несла, соответственно взимание платы за отвод сточных вод на СОИ в мае 2017 года незаконно. Таким образом, в пользу ФИО4 подлежит взысканию оплата за отведение сточных вод на СОИ за май 2017 года в размере 13,44 руб. с учетом произведенного УК перерасчета по указанной услуге в августе 2017 года.
Согласно ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда, при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В соответствии с п. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Разрешая требование истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда суд руководствуется ст. 15 Закона РФ "О Защите прав потребителей", разъяснениями, содержащимися в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 17 от 28 июня 2012 года "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", и исходит из того, что действиями ответчика истцу, как потребителю услуг, были причинены нравственные страдания, в том числе неправомерным начислением платы за отведение сточных вод за май 2017 года, неправомерным начислением платы по использованию коммунальных ресурсов по холодному и горячему водоснабжению на СОИ в большем размере, чем установлено законодательством РФ, в связи с чем, потребителю пришлось обращаться с соответствующими заявлениями, длительным не выполнением требований потребителя вытекающих из договора управления многоквартирным домом в части замены стекол в подвальном помещении, учитывая фактические обстоятельства дела, длительность нарушения прав потребителя, считает разумным и справедливым взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в размере 1000 руб.
Согласно ч. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя взыскивает с виновного штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Таким образом, с ответчика подлежит взысканию штраф в пользу истца в размере 506,72 руб., из расчета (13,44 руб. + 1000 руб.)/2.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Взыскать с ООО УК «Мастер» в пользу ФИО1 произведенную оплату услуг по водоотведению на содержание общего имущества многоквартирного дома за май 2017 года в размере 13,44 руб.. компенсацию морального вреда в размере 1000 руб.. штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований в размере 506.72 руб., а всего взыскать 1520,16 руб.
В остальной части исковых требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Московский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 22.01.2018 года.
Судья: подпись.