Октябрьский районный суд г. Иркутска Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Октябрьский районный суд г. Иркутска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 ноября 2011 года Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе: председательствующего судьи Астафьевой О.Ю.,
при секретаре Выборовой Я.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 2828/2011 по иску ФИО1 к Администрации города Иркутска о признании незаконным отказа, обязании вынести постановление (решение) о предоставлении в собственность земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований и уточнений к ним истец в лице представителей ФИО2, ФИО3 указала, что в 2011 г. ею было подано заявление в Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Иркутска о предоставлении в собственность за плату (приватизации) земельного участка с кадастровым № площадью ........ кв.м. расположенного по адресу: <...> под эксплуатацию жилого дома. Площадь участка в заявленном размере необходима для эксплуатации индивидуального жилого дома, что подтверждается Распоряжением Администрации г. Иркутска № от ...., которым утверждена схема расположения земельного участка площадью ........ кв.м., расположенного по адресу: <...> и эксплуатации существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями. ... г. Администрация г. Иркутска письмом (№), в ответ на ее заявление отказала в предоставлении вышеуказанного земельного участка в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в «границах красных линий», обозначающих в соответствии с п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ «существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территории общего пользования, границы земельных, участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения». В указанном письме Администрация г. Иркутска отказывает в предоставлении земельного участка в собственность, так как «в соответствии с п. 8 ст.28 Федерального Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждениюне подлежат земельные участки в составе земель: общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты)». Считает отказ Администрации г. Иркутска в предоставлении земельного участка в ее собственность незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям:
На земельном участке с кадастровым № площадью ........ кв.м., расположенном по адресу: Иркутская область, ул. Адрес расположен принадлежащий ей на праве частной собственности жилой дом № по ул. Адрес г. Иркутска, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23.06.2006г. ......... Размер испрашиваемого земельного участка необходим для эксплуатации жилого дома со служебно-хозяйственными постройками. Ответчик в лице заместителя мэра - председателя комитета по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку ТАА Распоряжением Администрации г. Иркутска № от 22.03.2011 г. утвердил схему расположения спорного земельного участка, тем самым признав размер участка ........ кв.м. необходимым для эксплуатации жилого дома по адресу: <...>. Границы указанного земельного участка были надлежащим образом согласованы со смежными землепользователями, какого-либо спора в отношении границ земельного участка, его месторасположения нет, земельный участок в предусмотренном законом порядке был поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера. В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного Кодекса (далее по тексту - ЗК) граждане, юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК. В силу абз.2 п. 1 ст. 36 ЗК, если иное не установлено федеральным законами, исключительное право на приватизацию земельных участков приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица собственники зданий, строений, сооружений. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования. В отношении спорного земельного участка землеустроительной организацией были проведены землеустроительные работы в отношении, были определены и зафиксированы фактические границы земельного участка, составлен план границ земельного участка, из которого следует, что фактическая площадь земельною участка, расположенного при жилом доме составляет: ........ кв.м., что впоследствии утверждено Распоряжением Администрации г. Иркутска № 22.03.2011 г. Как следует из ст. 28 и ст. 36 ЗК РФ, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлен земельного участка в собственность граждан в случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков. Согласно ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственности граждан и юридических лиц осуществляется за плату. В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. Отказывая истцу в предоставлении земельного участка, Администрация г. Иркутска ссылается на то, что спорный земельный участок находится в границах «красных линий», поэтому является земельным участком общего пользования, который не подлежит приватизации в силу п.8. ст.28 Федерального Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества». Однако Администрацией г. Иркутска не учтено, что нормы ЗК РФ и Федерального Закона «О приватизации не_государственного и муниципального имущества» не содержат положений, ограничивающих право гражданина на получение в собственность земельного участка, на котором находится принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости, в случае планируемого размещения на этом земельном участке объектов капитального строительства, дорог, улиц и т. д., т.е. с отнесением к земельным участкам общего пользования. Что касается ссылки Администрации г. Иркутска на п.8. ст.28 Федерального Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» в обоснование отказа в предоставлении спорного земельного участка Администрацией г. Иркутска дано неправильное толкование данной правовой нормы. Данная норма не допускает отчуждения земельных участков общего пользовании занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования. Однако каких-либо объектов общего пользования на спорном земельном участке не имеется. Принимая во внимание изложенное, считает отказ Администрации г. Иркутска в приватизации земельного участка с кадастровым № площадью ........ кв.м., расположенного по адресу: <...> незаконным, нарушающим предусмотренное абз.2 п. 1 ст. 36 Земельного кодекса исключительное право заявителя на приватизацию земельного участка как собственника жилого дома по указанному адресу. Таким образом, в части заявленное содержит спор о гарантированном законом праве на приватизацию земельного участка. Учитывая, что споров по границам между соседними землепользователям не имеется, правообладателем земельного участка является истец, земельный участок свободен от притязания третьих лиц, кроме истца на него никто не претендует, что подтверждается, в частности актом согласования проектных границ, содержащим материалах по составлению схемы расположения земельного участка по адресу <...> на основании которого было вынесено Распоряжение Администрации г.Иркутска № от 22.03.2011 г. которым утверждена схема расположения земельного участка, площадь которого в размере ........ кв.м. необходима для эксплуатации жилого дома с хозяйственными строениями по адресу: <...> защита гражданских прав осуществляется путем признания права. Статья 18 Конституции РФ гласит: права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. На основании ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. В соответствии со ст. 1 ГК РФ, гражданское законодательство основывается на «…необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты». Данное заявление, уточненное в соответствие со ст. 39 ГПК РФ изменяет предмета и основания иска. Руководствуясь ст.ст. 28, 36, Земельного кодекса РФ, просит с учетом уточнений:
1. Признать незаконным отказ Администрации г. Иркутска в предоставлении в собственность ФИО1 земельною участка с кадастровым № площадью ........ кв.м., расположенного по адресу: <...> содержащийся в письме № от ...;
3. Обязать Администрацию г. Иркутска вынести постановление (решение) о предоставлении в порядке платной приватизации ФИО1 в собственность земельного участка с кадастровым № площадью ........ кв.м., расположенного по адресу: Иркутская области, по ул. Адрес и провести передачу в собственность в порядке платной приватизации ФИО1 данного земельного участка. (л.д. 5-6, 50-51)
В судебное заседание истец не явилась, извещена надлежаще (л.д.70,71), в заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие с участием представителей по доверенности, исковые требования поддерживает в полном объеме, составу суда доверяет, о времени и месте судебного заседания извещена. (л.д.73)
В судебном заседании представитель истца по доверенности (л.д.49) ФИО3 поддержал исковые требования с учетом уточнений по основаниям, изложенным в них. Не возражал рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства в соответствии со ст.233-237 ГПК РФ, в отсутствие истца в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, об уважительности причин неявки суду не сообщил, заявлений о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика в суд не поступало. В возражениях на иск представитель ответчика по доверенности (л.д. 21) ФИО4 указал, что считают требования, изложенные в исковом заявлении, незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 4 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности поселений, городских округов, муниципальных районов, собственности субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Таким образом, решение об отказе ФИО1 в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <...> вынесено уполномоченным органом на распоряжение земельными участками на территории г. Иркутска администрацией г. Иркутска и принято в соответствии с п. 5,6,7 ст. 36 Земельного кодекса РФ, п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, ст. 2 Федерального закона «О введение в действие градостроительного кодекса Российской Федерации», постановления мэра г. Иркутска от 16.12.2008 № 031-06-3257/8 «О градостроительной документации». Процедура приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, урегулирована ст. 36 ЗК РФ. В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица- собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами. Одним из таких законов, в частности, является Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества». В пункте 8 статьи 28 указанного федерального закона содержится перечень земель, земельные участки, в составе которых не подлежат отчуждению. В частности, отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты). В соответствии с п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. В соответствии с п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, определяющий, что красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ к документам территориального планирования муниципальных образований относятся генеральные планы городских округов. В соответствии с п. 8 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ, состав и содержание проектов планировки территории, подготовка которых осуществляется на основании документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, документов территориального планирования муниципального образования, устанавливаются Градостроительным кодексом РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Согласно п. 5 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ, органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», утвержденная до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная документация, в том числе генеральные планы городских и сельских поселений, генеральные планы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также принятые до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки городских и сельских поселений, других муниципальных образований (градостроительные уставы городских и сельских поселений, других муниципальных образований) действуют в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации. Земельный участок, расположенный по адресу: <...> находится в границах красных линий проектируемой автомагистрали согласно проекта планировки Октябрьского округа г. Иркутска. Факт нахождения испрашиваемого земельного участка в границах красных линий проектируемой автомагистрали подтверждается предоставленным суду ситуационным планом М 1:2000 земельного участка, расположенного по адресу: <...> из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений).
Согласно п. 1.1 Положения о департаменте архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска, утвержденного распоряжением мэра г. Иркутска от 01.09.2008 № 031-10-1041/8, департамент архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска является структурным подразделением комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска, не наделенным правами юридического лица. В соответствии с п. 2.1.4 указанного положения к основным задачам, возложенным на департамент архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска, относится осуществление контроля за соблюдением на территории г. Иркутска земельного законодательства, требований по охране и использованию земель, соблюдением порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих право на землю, использованием земель по целевому назначению. Согласно п. 3 Инструкции о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в городских и сельских поселениях, утвержденной приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 02.08.1999 № 18 органы архитектуры и градостроительства осуществляют контроль за: соблюдением осуществления всех видов градостроительной деятельности в соответствии с утвержденной градостроительной документацией, федеральными и территориальными градостроительными нормативами и правилами, правилами землепользования и застройки поселений; соблюдением установленного порядка использования территорий с особым режимом градостроительной деятельности; предотвращением самовольного строительства, сноса зданий и сооружений, вырубки зеленых насаждений общего пользования в поселениях; предоставлением земельных участков в поселениях в соответствии с их целевым назначением и градостроительными требованиями; осуществлением работ по строительству и реконструкции объектов недвижимости в соответствии с разрешением на строительство. Таким образом, информация о нахождении испрашиваемого земельного участка в границах красных линий проектируемой автомагистрали, согласно действующего проекта планировки Октябрьского округа г. Иркутска, предоставлена уполномоченным органом - департаментом архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска. Следовательно, находят подтверждение доводы администрации г. Иркутска о нахождении земельного участка, расположенного по адресу: <...> в границах красных линий проектируемой автомагистрали согласно проекта планировки района Октябрьского округа г. Иркутска, администрацией г. Иркутска было правомерно отказано заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка. Учитывая законность отказа в предоставлении спорного земельного участка в собственность, требование заявителя о признании права на получение земельного участка в собственность и признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка в собственность, не подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 35, 258 ГПК РФ, ст.ст. 28, 36, 85 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 1, 9, 18, 23, 42, 45, 46 Градостроительного кодекса РФ, ст. 28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», просят суд в удовлетворении требований ФИО1 отказать в полном объёме. (л.д. 22-25)
С учетом заявления истца, мнения представителя истца, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчика в порядке заочного производства в соответствии со ст.ст.233-237 ГПК РФ, в отсутствие истца в порядке ст. 167 ГПК РФ. В соответствии со ст. 234 ГПК РФ при рассмотрении дела в порядке заочного производства суд ограничивается исследование доказательств, представленных истцом. Ответчик вправе в случае не согласия с решением суда подать в течение 7 дней со дня получения копии заочного решения суда заявление об отмене заочного решения суда, указав обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин неявки ответчика в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решение суда. (ст. ст. 238, 237 ГПК РФ).
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы, которой описаны и удостоверены в установленном порядке. В соответствии со ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с Гражданским законодательством и указанным Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами. Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:
1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса);
2) зданиями строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
3) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
4) объектами организаций федеральной службы безопасности;
5) объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
б) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
7) объектами, в соответствии с видами, деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
9) воинскими и гражданскими захоронениями;
10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
5. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности, следующие земельные участки:
1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи;
2) из состава земель лесного фонда;
3) в пределах, которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
5) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи;
б) не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно- территориальных образований;
7) предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;
8) предоставленные для нужд связи;
9) занятые объектами космической инфраструктуры;
10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений;
11) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;
12) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;
13) расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
14) в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В соответствии с п. 7 ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Таким образом, пункт 6 ст. 27 Земельного кодекса РФ не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. На основании п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 года № 178-ФЗ (в ред. от 01.12.2007 года) «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат следующие земельные участки в составе земель:
- общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты);
- не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской федерации.
Также, отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной и муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с п.1 ст. 36 ЗК РФ Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. Согласно п. 3 ст. 36 ЗК РФ в случае, если здание (помещение), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами. Согласно п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана). Согласно п. 7 ст. 36 ЗК РФ в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица в месячный срок обеспечивает изготовление кадастровой карты.
Судом установлено, что истец ФИО1 является собственником бревенчатого жилого дома, состоящего из ........ комнат, общая площадь ........ кв.м., в том числе жилой ........ кв.м. по адресу: <...> на основании договора купли-продажи от 07.09.2005 г., зарегистрированного 30.09.2005 г № регистрации №, на основании договора купли-продажи ........ в праве общей долевой собственности на жилой дом от 26.05.2006 г., зарегистрирован 23.09.2006 г. № регистрации №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23.06.2006г. (л.д.9), договором купли-продажи от 07.09.2005г. (л.д.75), договором купли-продажи от 26.05.2006г. (л.д.76), а также данными технического паспорта от 12.11.2006г. (л.д.77-83). Согласно копии паспорта истец зарегистрирована по адресу: <...> постоянно с 15.04.2011 г. (л.д. 48)
Истцом суду был представлен материал по составлению схемы расположения земельного участка по адресу: <...> от 2010 года, согласно которому в пояснительной записке указано, что на момент составления схемы расположения спорного участка, он не учтен и требуется проведение землеустроительных работ, не обременен правами третьих лиц, на нем нет объектов историко-культурного наследия, не имеет природоохранных ограничений, граничит со смежным участком по ул. Адрес и земельным участком государственной собственности. Проектные границы спорного участка согласованы с правообладателем Адрес по ул. Адрес. Спорный земельный участок откорректирован, его площадь по схеме, утвержденной Администрацией г. Иркутска в лице Начальника департамента Архитектуры и градостроительства Комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска, начальника отдела по Октябрьскому округу департамента архитектуры и градостроительства, отдела градостроительного межевания и составила ........ кв.м. (л.д.53-63)
Распоряжением заместителя мэра-председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации города Иркутска ТАА от 22.03.2011г. № утверждена схема расположения земельного участка площадью ........ кв.м., расположенного на землях населенных пунктов в <...> для эксплуатации существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями (л.д. 10), что также следует из схемы расположения земельного участка (л.д. 11), кадастрового паспорта земельного участка (л.д.12-13), согласно которому данному земельному участку присвоен кадастровый №, в разрешенном использовании участка указано на земли населенных пунктов, особых отметок и ограничений не указано.
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Иркутской области от 03.05.2011г. в ЕГРП отсутствует информация о правах на земельный участок, кадастровый №, <...> (л.д.15).
11.05.2011 г. истец обратилась с заявлением на имя мэра г. Иркутска ФИО5 с просьбой предоставить из земель населенных пунктов земельный участок площадью ........ кв.м. с кадастровым №, расположенный в Октябрьском районе г. Иркутска по адресу: ул. Адрес для эксплуатации существующего индивидуального жилого дома со служено-хозяйственными строениями в собственность за плату. (л.д. 52) На данное заявление заместителем мэра- председателем Комитета по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации города Иркутска ТАА был дан отказ в приватизации за № от ...., в котором он указал, что им комитетом по градостроительной политике администрации г. Иркутска была представлена информация о расположении данного земельного участка в границах красных линий и сослался на п.11 ст.1 Градостроительного кодекса РФ, п.12 ст.85 Земельного кодекса РФ, п.8 ст. 28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». (л.д. 7-8)
В своем ответе от 13.07.11г. и.о. начальника департамента-главного архитектора города департамента архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска ОГУ указал, что в соответствии с генеральным планом города Иркутска, утвержденным решением Думы г. Иркутска от 28.06.2007г. № указанный земельный участок отнесен к функциональной зоне инженерной и транспортной инфраструктуре (ИТ-1), в связи с проектируемым расширением ул. Адрес (л.д.74). 30.08.2011г. в своем ответе заместитель мэра - председатель комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска ЕГД указал, что большая часть материалов генерального плана, в том числе основной чертеж имеет гриф «секретно»…, для получения доступа необходимо лично обратиться в комитет по градостроительной политике, имея доступ установленной формы. (л.д. 31)
Исходя из установленных обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, к доводу ответчика о том, что отказ является законным, поскольку спорный земельный участок находится в границах «красных линий» проектируемой автомагистрали, суд относится критически по следующим основаниям.
Так на основании п.12 ст.85 ЖК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. В соответствии с п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее линейные объекты). Согласно п. 12 ст.1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный крут лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Исходя из смысла п.8 ст.42, ст.45 Градостроительного кодекса РФ состав и содержание проектов планировки территории основываются на документах территориального планирования субъекта РФ, документах территориального планирования муниципального образования, к которым, в частности, относится генеральный план города. Аналогичным образом урегулирован данный вопрос в п.20 ст.14 Федерального закона от 06.02.2003 года № 131-ФЗ (ред. от 08.11.2007 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерацию», из содержания которого следует, что утверждение документации по планировке территории осуществляется на основе генеральных планов поселения. В связи с чем, проект планировки территории непосредственно связан с генеральным планом. В соответствии со ст. 2 Федерального закона ст.29.11.2004 года №191-Ф3 (ред. от 0412.2007 года) о введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерацию утвержденная до введения в действие Градостроительного кодекса РФ градостроительная документация, в том числе, генеральные планы городских и сельских поселений, генеральные планы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также принятые до введения в действие Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки городских и сельских поселений, других муниципальных образований (градостроительные уставы городских и сельских поселений, других муниципальных образований) действуют в части, не противоречащей Градостроительному кодексу РФ.
На основании ст.9 Федерального закона от 29.12.2004 года №191-Ф3 (ред. от 04.12.2007 года) «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» Градостроительный кодекс РФ применяется к отношениям по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территорий архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции объектов капитального строительства, возникшим после его введения в действие. К указанным отношениям, возникшим до введения в действие Градостроительного кодекса РФ, Градостроительный кодекс РФ применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.
Суду ответчиком в обоснование доводов возражения на иск были предоставлены ситуационный план, выкопировка из проекта планировки Октябрьского района г. Иркутска (л.д.36) с указанием, что проект разработан, не утвержден и выкопировка из генерального плана г. Иркутска, утвержденного решением городской Думы г. Иркутска от 28.06.2007г. №, что не может свидетельствовать о законности отказа истцу в иске и обоснованности отказа. (л.д. 37)
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что применение ситуационного плана расположения земельного участка по Адрес в г. Иркутске, выкопировки из проекта планировки Октябрьского района г. Иркутска с указанием, что проект разработан, не утвержден при том, что генеральный план г. Иркутска, утвержденный решением Думы г. Иркутска от 28.06.2007г. № не был представлен суду. Тем более, что представленная выкопировка из проекта планировки Октябрьского района г. Иркутска с указанием, что проект разработан, не утвержден, не соответствует принципу допустимости доказательств (ст. 60 ГПК РФ), сведений о том, что данный проект является действующим суду ответчиком не представлено. Как не представлено и доказательств, что на территории испрашиваемой истцом находятся объекты, указанные в п.12 ст. 85 Земельного Кодекса РФ. Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что отказ Администрации г. Иркутска в предоставлении в собственность истцу земельного участка с кадастровым № площадью ........ кв.м., расположенного по адресу <...> содержащийся в письме № от ... следует признать незаконным.
В соответствии с абз.1 ч.1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. В соответствии с ч.1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Согласно ч.2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Согласно ст. ст. 2, 19 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Из представленного кадастрового паспорта земельного участка по адресу: <...> видно, что спорный земельный участок весь относится к землям населенных пунктов и к иным категориям земель не относится, разрешенное использование земельного участка, совпадающее с его фактическим использованием - для эксплуатации существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями. Судом установлено, что спорный земельный участок не относится к землям, ограниченным в обороте или изъятым из оборота, согласно ст. 27 ЗК РФ, а также к землям, не подлежащим отчуждению в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 года № 178-ФЗ в ред. от 01.12.2007 года «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Согласно ст. 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц, условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. Согласно ст. 18 Конвенции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующим, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Таким образом, истцу предоставлено исключительное право на приобретение спорного земельного участка в собственность и это право истца в силу прямого действия Конституции РФ является непосредственно действующим, при этом спорный земельный участок не изъят из оборота и неограничен в нем. Следовательно, суд приходит к выводу, что требования истца об обязании Администрацию г. Иркутска вынести постановление (решение) о предоставлении в порядке платной приватизации ФИО1 в собственность земельный участок с кадастровым № площадью ........ кв.м., расположенный по адресу <...> и провести его передачу в собственность в порядке платной приватизации ФИО1 подлежат удовлетворению в полном объеме, как законные и обоснованные.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации г. Иркутска в предоставлении в собственность ФИО1 земельного участка с кадастровым № площадью ........ кв.м., расположенного по адресу: <...> содержащийся в письме № от ... г.
Обязать Администрацию г. Иркутска вынести постановление (решение) о предоставлении в порядке платной приватизации ФИО1 в собственность земельный участок с кадастровым № площадью ........ кв.м., расположенный по адресу <...> и провести его передачу в собственность в порядке платной приватизации ФИО1.
Ответчик вправе подать в Октябрьский районный суд г. Иркутска заявление об отмене заочного решения суда в течение 7 дней со дня вручения им копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней через Октябрьский районный суд г. Иркутска. Мотивированное заочное решение суда будет изготовлено 1.12.2011 г. в 17.45 ч.
Судья О.Ю. Астафьева