ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2828/16 от 18.07.2016 Ленинскогого районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 июля 2016 года <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Ботвинникова А.В.,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 к ПАО «ТНС энерго Воронеж» об обязании произвести перерасчет коммунальных платежей, а также об обязании производить начисление платы исходя из количества зарегистрированных по месту жительства граждан,

установил:

Истец обратилась в Ленинский районный суд <адрес> с исковым заявлением к ответчику об обязании произвести перерасчет коммунальных платежей, а также об обязании производить начисление платы исходя из количества зарегистрированных по месту жительства граждан.

В обоснование заявленных требований указала, что она является собственником <адрес> А по <адрес>, в квартире не проживает, прописана по адресу <адрес>. Коммунальные услуги оплачивает полностью кроме услуг ответчика, так как в начислениях ответчика происходит ошибка, выразившаяся в начислении по нормативу в количестве одного прописанного, при отсутствии прописанных и проживающих граждан. Указала, что в соответствии с п. 42 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ- при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной, горячей воды, электрической энергии и газа, размер платы за коммунальную услугу определяется как произведение установленного норматива потребления коммунальных услуг (в данном случае на электроснабжение), количества проживающих человек в жилом помещении и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс. В соответствии с п.п. «а» п. 59 и п.60 указанных Правил, при выходе у потребителя счетчика электроэнергии и не проведения им мероприятий по его замене в течение 3 месяцев, расчет объемов потребленной электрической энергии производится с использованием утвержденных нормативов потребления электроэнергии на человека. В соответствии с п.п. «б» п. 59 и п.60 указанных Правил, в случае не предоставления показаний индивидуальных приборов учета в течение 6 месяцев подряд, начиная с 7 месяца, определение объемов потребленной электрической энергии также производится с использованием нормативов потребления электроэнергии. Норматив потребления электрической энергии - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления электрической энергии, установленный на одного человека, проживающего в многоквартирном или жилом доме при отсутствии приборов учета. Нормативы потребления электрической энергии устанавливаются в соответствии с "Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 306 и применяются для определения размера платы за электрическую энергию при отсутствии приборов учета. Норматив электропотребления — экономический показатель норм, в соответствии с которыми производятся расчеты за потребленную электроэнергию. Расчет оплаты за потребленную электроэнергию по нормативу потребления производится в следующих случаях:

- при выходе из строя, утрате прибора учета, окончании срока его поверки по истечении трех расчетных периодов, в течение которых расчет осуществляется исходя их среднесуточного потребления (п. 59 (а) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. );

- при отсутствии сведений о показаниях индивидуального прибора учета потребителя у исполнителя коммунальных услуг по истечении 6 расчетных периодов, в течение которых расчет осуществляется исходя их среднесуточного потребления (п. 59 (а) указанных Правил);

- при отсутствии у потребителя расчетного индивидуального прибора учета в соответствии с пунктом 42 указанных Правил. Пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. установлено, что при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, а именно:

Рi = ni * Nj * Tkr

ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;

Nj - норматив потребления коммунальной услуги;

Tkr - тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании данной формулы расчета, ответчик грубо нарушает правила начисления норматива потребления электроэнергии рассчитывая с количества один прописанный. Сумма оплата по квитанции составляет 11222,48 рублей в том числе пеня 1107,5, пересчету подлежит пеня и начисление по нормативу начисление, ОДН составляет 1600 рублей пеня 400 рублей. По нормативу ноль прописанных- оплата составит 2000 рублей. В связи с указанным, просила суд обязать ответчика произвести перерасчет в квитанции ПАО «ТНС энерго Воронеж» л/с 10007794 по <адрес> А по <адрес> на сумму 9000 рублей в сторону уменьшения и обязать ответчика производить начисления в квитанции ПАО «ТНС энерго Воронеж», л/с 10007794 по <адрес> А по <адрес> в количестве прописанных граждан.

Впоследствии, истец, в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнила заявленные исковые требования, указала, что в суд ответчиком предоставлен расчет суммы задолженности, на основании данного расчета ответчиком начислено, 8834,76 руб. по нормативу за одного прописанного с июля 2014 года по март 2016 года, 9 столбец расчета, в нарушении Постановления Правительства РФ от 06.05.2011г. . Также на основании квитанции Ответчика за март 2016 года начислена пеня в размере 1559,32 рубля на всю сумму задолженности 11278,88 рубля. Пеня на сумму подлежащий к оплате из размера 11278,88 руб. минус 8834,76 руб. составляет 559,32 руб. Сумма подлежащая перерасчету составляет 8834,76 руб. плюс 1000 руб. процентов 9834,76 руб. Просила обязать ответчика произвести перерасчет в квитанции ПАО «ТНС энерго Воронеж» л/с 10007794 по <адрес> А по <адрес> на сумму 9834,76 руб. рублей в сторону уменьшения и обязать ответчика производить начисления в квитанции ПАО «ТНС энерго Воронеж» л/с 10007794 по <адрес> А по <адрес> в количестве прописанных граждан (л.д.74).

Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в ее отсутствие.

В судебном заседании представители истца по доверенности ФИО3 поддержал заявленные уточненные исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика по доверенности ФИО4 возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в отзыве. Дополнительно указал, что согласно п. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации. По смыслу ч. 1 ст. 153, ч. 4 ст. 154, ч. 11 ст. 155, ч. ч. 1 и 2 ст. 157 ЖК РФ, федеральный законодатель, возлагая на граждан и организации обязанность своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги и определяя в связи с этим структуру платы за коммунальные услуги, одновременно предписывает, что размер платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием для невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации. В настоящее время порядок расчета и внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе и порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется Правилами. Согласно п. 1 Правил под нормативом потребления коммунальной услуги понимается количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета. В силу пп. 86, 87, 90 и 97 Правил при временном, то есть более пяти полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальной услуги по отоплению и газоснабжению на цели отопления жилых помещений. Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению подлежит перерасчету в том случае, если осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению и (или) горячему водоснабжению. Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение. Результаты перерасчета размера платы за коммунальные услуги отражаются: а) в случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия - в платежных документах, формируемых исполнителем в течение периода временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении; б) в случае подачи заявления о перерасчете после окончания периода временного отсутствия - в очередном платежном документе. Учитывая изложенное, определение платы за услуги водоснабжения при отсутствии в жилом помещении зарегистрированных лиц и индивидуальных приборов учета исходя из норматива потребления воды на одного человека, при установленном механизме перерасчета начисленной по такому принципу платы, не противоречит Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам. Таким образом, нарушений каких-либо прав и законных интересов заявителя нет. Кроме того, согласно ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Данная правовая позиция находит свое отражение в определении Владимирского областного суда по делу от 23.06.2015г. Также следует остановиться на том обстоятельстве, что Истцу ДД.ММ.ГГГГ в связи с возникшей задолженностью был введен режим ограничения поставки электрической энергии. При проверке ДД.ММ.ГГГГ соблюдения режима ограничения, был установлен факт самовольного подключения электропровода к вводному автомату без оплаты существующей задолженности. Считаем, что указанный факт прямо свидетельствует о безосновательности доводов Истца о том, что в квартире никто не проживает. На данный момент ПАО «ТНС энерго Воронеж» готовятся для направления материалы в органы МВД для привлечения собственника жилого помещения к административной ответственности по ст. 7.19 КоАП РФ. Просил суд в удовлетворении требований истца отказать.

Суд, выслушав пояснения явившихся лиц, изучив материалы дела, исследовав доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Согласно п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно п. 1 ст. 38 Федерального закона "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Статьей 547 ГК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб.

Согласно п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ- исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес> А <адрес> (л.д.8).

По указанному адресу никто не зарегистрирован (л.д. 8, 80).

Как следует из ответа МУП ГО <адрес> «Воронежская горэлектросеть» от ДД.ММ.ГГГГ на судебный запрос индивидуальный прибор учета в вышеуказанной квартире не установлен (л.д. 70).

Как следует из объяснений ответчика и представленной им выписке, сведений о лицевом счете, расчете задолженности, им осуществляется начисление платы за коммунальную услугу по нормативу исходя из количества проживающих (прописанных) в жилом помещении граждан - 1 человек. (л.д. 45-49).

Истец полагает, что ответчиком ошибочно учитывается при расчете платы по нормативу - 1 человек, считает что расчет необходимо производить исходя из количества фактически прописанных (зарегистрированных) граждан, то есть - 0 человек. В связи с чем полагает, что сформировавшаяся задолженность по оплате услуг связанных с поставкой электроэнергии должна быть уменьшена.

Разрешая спор по заявленным истцом требованиям о начислении платы за коммунальную услугу по нормативу на 0 человек и возложении обязанности произвести перерасчет начисленной платы, суд исходит из того, что собственник жилого помещения должен современно и в полном объеме вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно п. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

По смыслу ч. 1 ст. 153, ч. 4 ст. 154, ч. 11 ст. 155, ч. ч. 1 и 2 ст. 157 ЖК РФ, федеральный законодатель, возлагая на граждан и организации обязанность своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги и определяя в связи с этим структуру платы за коммунальные услуги, одновременно предписывает, что размер платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием для невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

В настоящее время порядок расчета и внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе и порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354).Согласно п. 1 Правил под нормативом потребления коммунальной услуги понимается количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.

В силу пп. 86, 90 и 97 Правил при временном, то есть более пяти полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальной услуги по отоплению и газоснабжению на цели отопления жилых помещений.

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение.

Результаты перерасчета размера платы за коммунальные услуги отражаются: а) в случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия - в платежных документах, формируемых исполнителем в течение периода временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении; б) в случае подачи заявления о перерасчете после окончания периода временного отсутствия - в очередном платежном документе.

Таким образом правилами предусмотрена обязанность исполнителя произвести перерасчет платы за коммунальные услуги только в случае временного отсутствия потребителя, в связи с чем изменение количества граждан, проживающих в квартире, основанием для перерасчета уже внесенных платежей за прошлый период не является, а служит основанием для уточнения расчета с учетом предоставленных потребителем данных на будущий период.

Согласно п.п. «3» п. 34 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" потребитель обязан: информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;

Как установлено в судебном заседании потребитель таких данных ответчику не представлял.

Учитывая изложенное, определение платы за услуги электроснабжения при отсутствии в жилом помещении зарегистрированных лиц и индивидуальных приборов учета исходя из норматива потребления воды на одного человека, при установленном механизме перерасчета начисленной по такому принципу платы, не противоречит Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам.

Изложенное полностью согласуется с сложившейся судебной практикой (Апелляционное определение Владимирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу N 33-2211/2015, Апелляционное определение Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу N 33-10858/2014).

Таким образом, нарушений каких-либо прав и законных интересов заявителя не установлено, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ПАО «ТНС энерго Воронеж» об обязании произвести перерасчет коммунальных платежей, а также об обязании производить начисление платы исходя из количества зарегистрированных по месту жительства граждан, - отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Ботвинников А.В.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.