ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-282/11 от 11.11.2011 Партизанского районного суда (Красноярский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 ноября 2011 г. с. Партизанское

Партизанский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Гиля П.И., при секретаре Богдановой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> о признании незаконным бездействия администрации Вершино-Рыбинского сельсовета <адрес> в части неисполнения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов,

у с т а н о в и л :

В суд с указанным выше заявлением обратился прокурор <адрес> с требованиями: признать незаконным бездействие администрации Вершино-Рыбинского сельсовета <адрес> в виде неисполнения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов незаконным, обязать администрацию Вершино-Рыбинского сельсовета провести антикоррупционную экспертизу всех действующих правовых актов. Свои требования прокурор мотивировал тем, что <адрес> в ходе проведенной проверки установлено, что администрацией Вершино-Рыбинского сельсовета не исполняется обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов в нарушение следующих требований действующего законодательства.

На основании ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее Федеральный закон № 273-ФЗ) противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее - Федеральный закон) основным принципом организации антикоррупционной экспертизы является обязательность ее проведения.

На основании п. 4 ст. 3 Федерального закона органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Выявленные коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы (п.п. 2 п. 1 ст. 4 Федерального закона).

В администрации сельсовета при оценке проектов нормативных правовых актов антикоррупционная экспертиза не проводится, заключения о проведении данной экспертизы не составляются. Кроме этого, антикоррупционная экспертиза не проводится и в отношении принятых нормативных правовых актов.

Таким образом, установленная федеральным законодательством, обязанность проведения антикоррупционной экспертизы, органом местного самоуправления не исполняется, вместе с тем, проведение антикоррупционной экспертизы является обязанностью, а не правом организаций, принимающих правовые акты.

Ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ установлены основные принципы противодействия коррупции. Одним из принципов является признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина. Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, определены основные коррупциогенные факторы, выявляемые в нормативных актах. Все факторы связаны с ограничением или умалением прав и свобод человека. Таким образом, в связи с бездействием администрации, выразившемся в не проведении антикоррупционной экспертизы и невыявлении в нормативных актах коррупционных признаков, нарушаются права граждан.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес>ФИО3 поддержала заявленные требования, уточнила из и просит обязать ответчика проводить антикоррупционную экспертизу принимаемых муниципальных правовых актов и их проектов а также обязать ответчика провести антикоррупционную экспертизу всех ранее принятых данным органом местного самоуправления действующих муниципальных правовых актов.

От представителя ответчика, главы сельсовета, суду возражений не заявлено, данных о проведении ответчиком антикоррупционной экспертизы не предоставлено.

Выслушав участвующего в деле прокурора, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению ввиду нижеследующего.

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФЭ «О противодействии коррупции» (далее Федеральный закон № 273-ФЗ) противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

В силу пункта 2 статьи 6 названного Закона одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

Основным принципом организации антикоррупционной экспертизы является обязательность ее проведения (пункт 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»).

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 указанного Закона органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Выявленные коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы (подпункт 2 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»).

Из представленных материалов установлено, что в администрации Вершино-Рыбинского сельсовета при оценке проектов нормативных правовых актов, принимаемых правовых актов, антикоррупционная экспертиза не проводится, заключения о проведении данной экспертизы не составляются. Кроме этого, антикоррупционная экспертиза не проводится и в отношении принятых нормативных правовых актов.

Статьёй 3 Федерального закона № 273-ФЗ установлены основные принципы противодействия коррупции. Одним из принципов является признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина. Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, определены основные коррупциогенные факторы, выявляемые в нормативных актах. Все факторы связаны с ограничением или умалением прав и свобод человека. Таким образом, в связи с бездействием Думы городского округа, выразившемся в непроведении антикоррупционной экспертизы и невыявлении в нормативных актах коррупционных признаков, нарушаются права граждан.

Ввиду изложенного, суд признает заявление прокурора обоснованным.

В силу требований ст.258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Заявление прокурора <адрес> признать обоснованным и удовлетворить.

Обязать администрацию Вершино-Рыбинского сельсовета <адрес> проводить антикоррупционную экспертизу принимаемых данным органом местного самоуправления муниципальных правовых актов и их проектов, обязать администрацию Вершино-Рыбинского сельсовета <адрес> провести антикоррупционную экспертизу всех ранее принятых данным органом местного самоуправления действующих муниципальных правовых актов.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Партизанский районный суд.

Председательствующий: судья П.И. Гиль