ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-282/18 от 07.02.2019 Орджоникидзевского районного суда (Республика Хакасия)

Дело № 2-39/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Копьёво 07 февраля 2019 года

Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия в составе

судьи Южаковой М.Н.,

при секретаре судебного заседания Миромановой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к Бюджетному учреждению культуры «... сельский Дом культуры» об обязании установить повышенный коэффициент для расчета заработной платы, взыскании недоплаченной выплаты стимулирующего характера за период с ../../.. года по ../../.. года, взыскании недополученной выплаты за стаж непрерывной работы в размере 10% за период с ../../.. года по ../../.. года,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО3 обратилась в суд с иском к Бюджетному учреждению культуры «... сельский Дом культуры» об обязании установить повышенный коэффициент 1,55 для расчета заработной платы, взыскании выплат стимулирующего характера за период с ../../.. по ../../.., взыскании недоплаченной процентной надбавки за стаж работы в Республике Хакасия, взыскании недоплаченной выплаты за стаж непрерывной работы 10% за период с ../../.. по ../../...

Свои требования мотивировала тем, что с ../../.. года она (ФИО3) была принята в ... сельский дом культуры на должность .... На протяжении 9 лет 4 месяцев непрерывного стажа она выполняла свои должностные обязанности качественно и без замечаний. ../../.. года директор БУК ... сельского Дома культуры ФИО2. обратилась к ней, пояснив, что на основании Положения по оплате труда работников муниципальных учреждений культуры ... сельсовета от ../../.. года №.. она решила пересмотреть ее (ФИО3.) уровень оплаты труда в связи с несоответствием базового коэффициента ...... сельского Дома культуры, который в настоящее время составляет – 1, определила ей повышенный коэффициент – 1,54, в связи с достигнутыми высокими показателями в сфере её (ФИО3) должности ... и непрерывным стажем. ../../.. года на имя директора она написала заявление о повышении ей коэффициента с 1 на 1,54. После чего, все собранные документы и распоряжения были поданы в бухгалтерию Администрации ... сельсовета Орджоникидзевского района, для внесения изменений в штатное расписание о повышении коэффициента. Однако, администрация ... сельсовета пояснила, что указанное Положение по оплате труда работников муниципальных учреждений культуры ... сельсовета от ../../.. года №.. недоработано. Администрации ... сельсовета дала только устное распоряжение директору БУК ... сельского Дома культуры ФИО2 о разработке проекта дополняющего данное Положение. Пояснила, что директор БУК ... сельского Дома культуры в составе комиссии разработала проект, дополняющий указанное Положение, которое для утверждения было направлено главе ... сельского совета, который отказал в утверждении проекта, сославшись на тяжелое финансовое положение. Обратившись лично за разъяснениями в администрацию Красноиюсского сельсовета, ей посоветовали пройти повышение квалификации и уточнили что это и будет основанием для повышения ей коэффициента. ../../.. года ею было подано заявление в аттестационную комиссию Управления культуры, молодежи и спорта Орджоникидзевского района Республики Хакасия для аттестации по соответствию занимаемой должности на подтверждение повышающего коэффициента ВХ №.. Кроме того, ../../.. года ею было подано заявление №.. на имя директора БУК ... сельского Дома культуры ФИО2. о прохождении аттестации и повышении коэффициента на 1.55, который в этом случае дает ей право заявиться самостоятельно. ../../.. года она успешно прошла аттестацию по соответствию занимаемой должности на подтверждение повышающего коэффициента, что подтверждает аттестационный лист №.. от ../../.. года. Администрация ... сельсовета в очередной раз без основательно проигнорировало приказы руководителя БУК ... сельского Дома культуры ФИО2 о повышении ей (ФИО3) коэффициента уже на основании аттестационного листа. Считает, что Администрация ... сельсовета незаконно отказывает в установлении повышающего коэффициента к окладу в соответствии с пройденной аттестацией и в заключение соответствующего дополнительного соглашения к трудовому договору. Кроме этого, Постановлением Администрации ... Сельсовета от ../../.. года ей было приостановлено осуществление выплат стимулирующего характера. Между тем, согласия на уменьшения гарантий и размера оплаты, предоставленных при её трудоустройстве, она не давала. Считает, что ей неправомерно уменьшили размер выплачиваемой заработной платы лицом, не являющимся работодателем. Согласно действующему положению об оплате труда работников муниципальных учреждений культуры (утв. Постановлением администрации ... сельсовета №.. от ../../...), предусмотрены выплаты стимулирующего характера (раздел 3.4), которые фактически ей не выплачиваются, что является незаконным.

В ходе рассмотрения дела истец ФИО3 уточнила заявленные требования, просила обязать БУК «... сельский Дом культуры» установить повышенный коэффициент 1,54 для расчета заработной платы, взыскать недоплаченные выплаты стимулирующего характера за период с ../../.. года по ../../.. года в размере 30 000 рублей, взыскать недополученные выплаты за стаж непрерывной работы в размере 10% за период с ../../.. года по ../../.. года.

От заявленных требований о взыскании с ответчика недоплаченной процентной надбавки за стаж работы в Республике Хакасия отказалась.

В судебном заседании истец ФИО3 на уточненных заявленных требованиях настаивала по основаниям, указанным в иске.

Представитель ответчика - директор БУК «... сельский Дом культуры» ФИО2. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что учредителем БУК «... СДК» является Администрация ... сельсовета. Оплата труда работников БУК «... сельский дом культуры» производится на основании Положения по оплате труда работников муниципальных учреждений культуры ... сельсовета, утвержденного Постановлением Администрации ... сельсовета Орджоникидзевского района от ../../..№.. Согласно п. 2.8. Раздела 2 Положения об оплате труда, должность ... клубного учреждения относится к должности работников культуры, искусства и кинематографии, не вошедшие в квалификационные уровни ПКГ, базовый оклад которых составляет ... рубля, повышающий коэффициент для которых установлен в размере для лиц, имеющих:

- профессиональное образование (в сфере культуры и искусства) - 1,00.

- без образования (в сфере культуры и искусства), но при условии успешной аттестации - 1,18.

- средне профессиональное специальное образование (в сфере культуры и искусства), но при условии успешной аттестации- 1,54;

- высшее профессиональное специальное образование (в сфере культуры и искусства)- 1,72.

ФИО3 не имеет высшего образования в сфере культуры и искусства, по этой причине в период с ../../.. по ../../.. год ей начислялась заработная плата с применением повышающего коэффициент в размере - 1,00.

../../.. года ФИО3 была успешно пройдена аттестация, в связи с чем, ей был установлен повышающий коэффициент в размере 1,18. Требования ФИО3 об установлении ей повышающего коэффициента в размере 1,55 являются необоснованными.

Кроме того, считает безосновательными требования истца о взыскании с ответчика – БУК «... СДК» недополученных выплат стимулирующего характера за период с ../../.. по ../../... Согласно п. 12 Трудового договора от ../../..№.., заключенному между БУК «... СДК» и ФИО3, заработная плата работника ФИО3, в соответствии с действующей у Работодателя системой оплаты труда, состоит из должностного оклада, надбавки за стаж работы на предприятиях Республики Хакасия (северная) районный коэффициент 30%, установленный Постановление Правительства РФ от 03.12.1992 N 933 "О районном коэффициенте к заработной плате на территории Республики Хакасия" доплат и иных выплат. В связи с чем, выплаты стимулирующего характера не являются выплатами обязательного характера, а являются лишь правом работодателя, что также следует из п. 4.1. Положения об оплате труда.

На основании постановления Администрации ... сельсовета от ../../..№.., в связи тяжелым финансовым положением, отсутствием в бюджете денежных средств выплаты стимулирующего характера работникам учреждений культуры были приостановлены.

../../.. года в связи с возобновлением финансирования из республиканского бюджета постановлением Администрации ... сельсовета №.. выплата стимулирующих выплат была возобновлена с ../../.. года.

Постановлением Администрации Орджоникидзевского района РХ от ../../..№.. «О распределении субсидии из республиканского бюджета Республики Хакасия на софинансирование расходных обязательств по повышению заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы на 2017 год», а так же в связи с окончанием финансового года, работникам БУК «... СДК» была начислена и выплачена единовременная стимулирующая выплата работникам по итогам работы за 2017 год.

Кроме того, истец не представила расчет суммы недополученных выплат и пропустил срок для обращения в суд за разрешением трудового спора в части взыскания недополученных выплат. Работая в БУК «... СДК» в должности ... получая от работодателя истица получала заработную плату и расчетный лист (ежемесячно), в период с ../../..-../../.. год, видела и знала, о том что, ей не начислялись выплаты стимулирующего характера, в связи с чем, могла обратиться в суд за разрешением трудового спора в сроки предусмотренные трудовым кодексом РФ, а так же не обосновала уважительность пропуска срока для обращения в суд. Просила отказать истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета иска – администрации ... сельского совета Орджоникидзевского района Республики Хакасия ФИО1., действующая на основании доверенности, в судебном заседании полностью поддержала доводы, изложенные представителем БУК «... сельский дом культуры», считает требования истца не подлежащими удовлетворению.

Исследовав материалы дела, оценив в совокупности, представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ст. ст. 21 и 22 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы; а работодатель обязан, в том числе выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату.

Согласно постановлению Президиума Правительства Республики Хакасия от 20.05.2016 N 53-п (ред. от 18.01.2018) "Об утверждении методических рекомендаций по разработке примерных положений по оплате труда для муниципальных учреждений культуры, искусства и дополнительного образования" (для муниципальных учреждений культуры и искусства по видам экономической деятельности "Деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа", "Деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий", "Методическими рекомендациями по разработке примерных положений по оплате труда для муниципальных учреждений дополнительного образования по виду экономической деятельности "Дополнительное образование детей"), выплаты стимулирующего характера рекомендуется производить в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников муниципального учреждения, а также средств от приносящей доход деятельности, направленных учреждением на оплату труда работников.

Проанализировав законодательство Российской Федерации в области оплаты труда и нормы, связанные с этими вопросами, включая указанные выше нормы Трудового кодекса Российской Федерации, суд пришел к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Полагая, что в период работы истицы в БУК «... СДК» ответчиком неправильно начислялась заработная плата, а именно ей неправомерно уменьшили размер выплачиваемой заработной платы, в связи с чем, ФИО3 обратилась с иском в суд и просила обязать БУК «... сельский Дом культуры» установить повышенный коэффициент 1,54 для расчета заработной платы, взыскать недоплаченные выплаты стимулирующего характера за период с ../../.. года по ../../.. года в размере ... рублей, взыскать недополученные выплаты за стаж непрерывной работы в размере 10% за период с ../../.. года по ../../.. года. В представленном письменном ходатайстве просила взыскать с ответчика выплаты стимулирующего характера в размере ... рублей за период с ../../.. года по ../../.. года, подтвердив данное требование выписками из расчетно-платежных ведомостей за указанный период.

Как следует из материалов дела, ФИО3 состоит в трудовых отношениях с БУК ««... сельский Дом культуры» с ../../.. года. Между сторонами был заключен трудовой договор, по условиям которого истица была принята художественным руководителем на неопределенный срок без испытания, что подтверждено записями в трудовой книжке №...

Согласно п. 12 трудового договора от ../../..№.. заключенного между БУК «... СДК и ФИО3 заработная плата работника ФИО3 в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда, состоит из должностного оклада, надбавки за стаж работы на предприятиях Республики Хакасия (северная) районный коэффициент 30% установленный Постановление Правительства РФ от 03.12.1992 N 933 "О районном коэффициенте к заработной плате на территории Республики Хакасия" доплат и иных выплат.

Таким образом, в силу заключенного трудового договора, компенсационные надбавки включены в систему оплаты труда, что не противоречит нормам действующего трудового законодательства.

Выплаты стимулирующего характера не являются выплатами обязательного характера, а являются лишь правом работодателя.

На основании ч.1 п.1.2 Устава БУК ««... сельский Дом культуры», учредителем Учреждения является Администрация ... сельсовета.

Согласно ч.4 п.4.6.4 Устава, руководитель (директор) Учреждения утверждает смету расходов Учреждения в пределах выделенных ассигнований, но по согласованию с главой ... сельсовета, а также на основании п.4.6.7 устанавливает систему и размер оплаты труда работников Учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденной сметой расходов.

Согласно ч.2 п.2.1 Положения о порядке осуществления контроля за деятельностью муниципального бюджетного или казенного учреждения, утвержденного Постановлением главы ... сельсовета №.. от ../../.., основными задачами контроля за деятельностью муниципальных бюджетных и казенных учреждений ... сельсовета является анализ поступления и расходования бюджетных средств муниципальными бюджетными и казенными учреждениями ... сельсовета, в том числе контроль за целевым использованием бюджетных средств.

Постановлением №.. от ../../.. года администрации ... сельского совета Орджоникидзевского района Республики Хакасия утверждено Положение по оплате труда работников муниципальных учреждений культуры ... сельского совета, которым установлен размер стимулирующих выплат за стаж непрерывной работы, выслугу лет.

Оплата труда работников Бюджетного учреждения культуры «... сельский дом культуры» производится на основании данного Положения по оплате труда работников муниципальных учреждений культуры ... сельсовета.

Согласно п. 2.8. Раздела 2 Положения об оплате труда должность художественного руководителя клубного учреждения относится к должности работников культуры, искусства и кинематографии, не вошедшие в квалификационные уровни ПКГ, базовый оклад которых составляет ... рубля, повышающий коэффициент для которых установлен в размере для лиц, имеющих: профессиональное образование (в сфере культуры и искусства) - 1,00; без образования (в сфере культуры и искусства), но при условии успешной аттестации - 1,18; средне профессиональное специальное образование (в сфере культуры и искусства), но при условии успешной аттестации - 1,54; высшее профессиональное специальное образование (в сфере культуры и искусства) - 1,72.

ФИО3, согласно материалам дела, не имеет высшего образования в сфере культуры и искусства, в связи с чем, в период с ../../.. по ../../.. год ей начислялась заработная плата с применением повышающего коэффициент в размере - 1,00.

В связи с аттестацией ФИО3 ../../.. года и на основании приказа директора БУК «... СДК» от ../../.. года №.., ФИО3 был установлен повышающий коэффициент в размере 1,18, что соответствует Положению об оплате труда.

Приказ директора БУК «... СДК» от ../../.. года №.. об установлении повышающего коэффициента в размере 1,18, истцом не обжалован

Согласно п. 4.1. Положения об оплате труда в выплаты стимулирующего характера включаются: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, выплаты за качество выполняемых работ, выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет, премиальные выплаты по итогам работы. Выплаты стимулирующего характера устанавливаются за интенсивность и высокие результаты работы работникам муниципальных учреждений в зависимости от фактической занятости или нагрузки в участии и подготовке новых программ и мероприятий; за интенсивностью работы; особый режим работы; организацию и проведение мероприятий, направленных на повышение авторитета и имиджа учреждения среди населения. Выплаты стимулирующего характера производятся в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников муниципальных учреждений, а так же средств от приносящей доход деятельности, направленных учреждением на оплату труда работников. Выплаты стимулирующего характера к должностным окладам работников не образуют новый должностной оклад и не учитываются при начислении иных компенсационных выплат (кроме районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы) в Республике Хакасия и стимулирующих выплат, устанавливаемых к должностному окладу.

Согласно Постановлению Администрации ... сельсовета от ../../..№.. «О приостановлении выплат стимулирующего характера работником БУК «... СДК» в связи тяжелым финансовым положением, отсутствием в бюджете денежных средств выплаты стимулирующего характера работникам учреждений культуры были приостановлены.

../../.. года в связи с возобновлением финансирования из республиканского бюджета, постановлением Администрации ... сельсовета «О возобновлении выплат стимулирующего характера работникам БУК «... СДК» №.. выплата стимулирующих выплат была возобновлена с ../../...

На основании приказов директора БУК «... СДК» №.. от ../../.., №.. от ../../.., №.. от ../../.. были назначены суммы стимулирующего фонда на 1,2,3 кварталы 2018 года и выплачены, в том числе ФИО3, что подтверждено финансовыми документами.

Постановлением Администрации Орджоникидзевского района РХ от ../../..№.. «О распределении субсидии из республиканского бюджета Республики Хакасия на софинансирование расходных обязательств но повышению заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы на 2017 год», а так же в связи с окончанием финансового года, работникам БУК «... СДК» была начислена и выплачена единовременная стимулирующая выплата работникам по итогам работы за 2017 год.

На основании приказа директора БУК «... СДК» №.. от ../../.. по итогам работы за ../../.. год была выплачена разовая стимулирующая выплата, в том числе ФИО3

Поскольку выплаты стимулирующего характера являются правом работодателя и не являются выплатами обязательного характера, трудовые права истца ответчиком не нарушены.

Кроме того, ответчиком заявлено о пропуске истцом срока на обращение в суд за разрешением трудового спора в части взыскания недополученных выплат.

Согласно статье 392 Трудового кодекса Российской Федерации, за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

При пропуске по уважительным причинам сроков, они могут быть восстановлены судом.

Из материалов дела следует, что истец заявляет требования о взыскании недоплаченных выплат стимулирующего характера и выплат за стаж непрерывной работы в размере 10% за период, с ../../.. года по ../../.. года.

Следовательно, истец ФИО3, зная о нарушении, по ее мнению, своего права, могла обратиться в суд за разрешением трудового спора в период ../../.. года и ../../.. года. Истец обратилась в суд с указанными требованиями лишь ../../.., следовательно, срок для обращения в суд за защитой нарушенного права – 1 год истцом пропущен. Уважительных причин пропуска срока истцом не представлено.

Пропуск срока для обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в иске.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований ФИО3 к Бюджетному учреждению культуры «... сельский Дом культуры» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 13 февраля 2019 года.

Судья М.Н.Южакова