Дело № 2-282/2019
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
г. Гаврилов Посад 26 апреля 2019 года
Тейковский районный суд Ивановской области в составе
председательствующего судьи Малышевой Т.В.,
при секретаре Ариповой Т.Б.,
с участием истцов ФИО1, ФИО2,
представителя истцов ФИО3,
представителя ответчика АО «Ресурсоснабжающая организация» ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3, действующего в интересах ФИО1, ФИО2, к Акционерному обществу «Ресурсоснабжающая организация» о возложении обязанности произвести перерасчет за пользование коммунальными услугами в отношении истцов,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО3, действующий в интересах ФИО1, ФИО2 по доверенности, обратился в суд с исковым заявлением к АО «Ресурсоснабжающая организация» с требованием о возложении обязанности произвести перерасчет за пользование коммунальными услугами в отношении истцов за период с 1 июля 2017 года на текущую дату перерасчета, указав в обоснование следующее. Решением Ивановского областного суда от 6 декабря 2017 года удовлетворено административное исковое заявление ФИО1, ФИО2 к Губернатору Ивановской области о признании недействующим в части Указа Губернатора Ивановской области от 29 июня 2017 года № 126-уг «О внесении изменений в указ Губернатора Ивановской области от 30 декабря 2016года № 239-уг «Об утверждении на территории Ивановской области предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Ивановской области на период 2017- 2018 годов», которое оставлено без изменения определением Верховного суда РФ от 31 мая 2018 года. Принимая решение по указанному делу, судебная коллегия исходила из того, что согласно части 1 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований. С принятием Федерального закона от 27 июля 2010 года № 237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» органы местного самоуправления исключены из числа субъектов, осуществляющих полномочия по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг. Судом первой инстанции установлено, что норматив потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области в размере 0,01981 Гкал на кв.м. для всех категорий многоквартирных и жилых домов, установленный органами местного самоуправления муниципального района в 2007 году является средневзвешенным и не учитывает степень благоустройства, конструктивные и технические параметры многоквартирных домов и жилых домов, не дифференцирован исходя из имеющихся различий по этажности, году постройки, материалам стен. До настоящего времени нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области, включая Петровское городское поселение, которые бы соответствовали требованиям Правил №306, органами государственной власти Ивановской области не утверждены. Истцы полагают, что законных оснований для установления предельных индексов по Петровскому городскому поселению, превышающих индекс по Ивановской области более чем на величину отклонения по региону, не имеется.
В судебном заседании истец ФИО2 исковые требования поддержала, пояснила, что основанием для заявленных требований является вступившее в законную силу решение Ивановского областного суда от 6 декабря 2017 года, которым признаны недействующими положения Указа Губернатора Ивановской области от 29 июня 2017 года № 126-уг «О внесении изменений в указ Губернатора Ивановской области от 30.12.2016г. № 239-уг «Об утверждении на территории Ивановской области предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Ивановской области на период 2017-2018годов». В апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации сделан вывод о том, что на территории Гаврилово-Посадского района отсутствует норматив, соответствующий требованиям Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг». В связи с этим считает повышение платы за отопление с 1 июля 2017 года незаконным, просила удовлетворить иск.
Истец ФИО1 исковые требования поддержала, согласилась с пояснениями ФИО2 и своего представителя, просила иск удовлетворить.
Представитель истцов ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержал, в обоснование указал на определение Верховного Суда РФ от 31 мая 2018 года № 7-АПГ 18-4, а именно на отсутствие на территории Гаврилово-Посадского района норматива потребления коммунальной услуги, дифференцированного по этажности, году постройки домов и материалам стен. Ввиду того, что действующий норматив 0,1981 Гкал/кв.м. является средневзвешенным, в расчетах он применяться не может, следовательно, при отсутствии иного норматива перерасчет должен быть сведен к нулю.
Представитель ответчика АО «Ресурсоснабжающая организация» (далее АО «РСО») ФИО4 исковые требования не признала. Суду пояснила следующее. В многоквартирных домах по адресу: <адрес> не установлены ни общедомовые, ни индивидуальные приборы учета, в связи с чем начисление платы за отопление истцам производится в соответствии с формулой 2 Приложения №2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 (далее Правила № 354). Фактов прекращения теплоснабжения или перерыва подачи тепловой энергии в спорный период не выявлено. Корректировка платы за отопление истцам в период с 01.01.2017 года по настоящее время не производилась. Применяемые тарифы установлены на основании постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 02.12.2016 года № 115-т/10, постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 04.12.2017 года № 169-т/7, постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 07.12.2018 года № 235-т/5. Норматив, применяемый при расчете платы за отопление с 1 июля 2017 года в размере 0,01981 Гкал на 1 кв.м. в месяц утвержден постановлением главы администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области от 11.12.2007 года № 485-п. Указанное постановление в предусмотренном законом порядке не оспаривалось, недействующим не признано, а, следовательно, начисление платы за отопление с использованием данного норматива законно. Просила отказать истцам в удовлетворении требований.
Представитель третьего лица Администрации Гаврилово-Посадского муниципального района ФИО5 в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие. Ранее в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по следующим основаниям. Поскольку истцы проживают в многоквартирных домах, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, счета за отопление выставляются на основании установленного норматива. Администрация Гаврилово-Посадского муниципального района до марта 2012 года выступала органом регулирования в отношении нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг». Законно установленным и действующим на данный момент на территории Гаврилово-Посадского муниципального района является норматив потребления тепловой энергии 0,01981 Гкал на 1 кв.м. в месяц. Ранее действующий норматив 0,014 Гкал на 1 кв.м. был отменен решением Гаврилово-Посадского районного суда от 12 августа 2011 года, однако, ввиду напряженной социальной обстановки в п.Петровский и полной компенсации выпадающих доходов ответчика из областного бюджета, продолжал применяться вплоть до конца первого полугодия 2017 года. Заключением ревизионной комиссии ОА «РСО» установлено, что основным фактором, формирующим убытки предприятия, является применение норматива потребления тепловой энергии в размере 0,014 Гкал на 1 кв.м. Со второго полугодия 2017 года ответчик стал применять правильный норматив, в связи с чем возросла плата за потребляемую коммунальную услугу. Удовлетворение исковых требований невозможно в силу принципа исполнимости решения суда, исковое заявление не содержит сведений исходя из каких величин следует осуществлять перерасчет. Нарушений порядка ценообразования в деятельности ответчика не выявлено Службой государственной жилищной инспекции. Просит отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель третьего лица Департамента энергетики и тарифов Ивановской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представил суду письменный отзыв, согласно которому полагает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Норматив на коммунальную услугу по отоплению утвержден постановлением главы администрации Гаврилово-Посадского муниципального района от 11.12.2007 года № 485-п в размере 0,01981 Гкал на 1 кв.м. в месяц и не признан недействующим в установленном порядке, следовательно, подлежит применению. Правомерность начисления АО «РСО» платы за коммунальные услуги подтверждена проверкой Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области. Просит отказать в удовлетворении требований.
Суд, выслушав мнение сторон, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Согласно заключенному договору теплоснабжения и горячего водоснабжения № 59/15 для предоставления коммунальных услуг потребителям от 1 ноября 2015 года и договору поручения №3-т/15 от 1 ноября 2015 года, заключенным между АО «Ресурсоснабжающая организация» и ООО «Центр по расчетам за услуги ЖКХ Ивановской области», АО «РСО» осуществляет поставку тепловой энергии и теплоносителя, ежемесячно производит расчет стоимости отопления и горячего водоснабжения, размещает строку для оплаты отопления в счетах-квитанциях, осуществляет сбор денежных средств с потребителей (т.1 л.д.160-166).
Ввиду отсутствия в многоквартирных домах истцов ФИО2 и ФИО1 по адресу: <адрес> индивидуальных и общедомовых приборов учета начисление платы за отопление производится в соответствии с формулой 2 Приложения № 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354:
Pi = Si*Nt*Tt, где
Si – общая площадь i-го жилого и нежилого помещения;
Nt – норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;
Tt – тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении).
В силу части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 названного Закона, к числу которых относятся тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.
В соответствии с частью 3 статьи 8 Закона о теплоснабжении подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
Органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на территории Ивановской области является Департамент энергетики и тарифов Ивановской области, к полномочиям которого относится установление тарифов.
Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 2 декабря 2016 года № 115-т/10 для потребителей АО «Ресурсоснабжающая организация» Гаврилово-Посадского района установлены тарифы на тепловую энергию для населения п.Петровский на 1 полугодие 2017 года в размере 2320,17, на 2 полугодие 2017 года в размере 2387,73, для населения п.Липовая Роща на 1 полугодие 2017 года в размере 2382,92, на 2 полугодие 2017 года в размере 2414,95 (т.1 л.д.185-188).
Аналогичным образом постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 4 декабря 2017 года № 169-т/7 установлены тарифы на 2018 год для населения п.Петровский и п.Липовая Роща соответственно в размере 2387,73 и 2414,95 на первое полугодие, в размере 2461,32 и 2475,65 на второе полугодие (т.1 л.д.189-191).
Тарифы на тепловую энергию на 2019 год установлены для населения п.Петровский и п.Липовая Роща Гаврилово-Посадского района постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 7 декабря 2018 года № 235-т/5 в размере 2503,03 и 2517,61 в первом полугодии и в размере 2522,81 и 2532,25 во втором полугодии 2019 года (т.1 л.д.192-195).
Правомочность органа, принявшего указанные постановления, установленные тарифы истцами в ходе судебного разбирательства не оспаривались.
11 декабря 2007 года в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 № 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (далее Правила № 306) и Уставом Гаврилово-Посадского района Главой администрации Гаврилово-Посадского муниципального района было принято Постановление № 485-п "Об утверждении нормативов потребления услуг коммунального хозяйства по Гаврилово-Посадскому муниципальному району", которым, в том числе, был утвержден единый районный норматив тепловой энергии, равный 0,01981 Гкал на 1 кв. м. общей отапливаемой площади жилья в месяц равномерно в течение года (т.1 л.д.94).
С 1 января 2010 года постановление Главы администрации Гаврилово-Посадского муниципального района от 11 декабря 2007 года № 485-п в части установления норматива тепловой энергии фактически утратило силу, поскольку 27 ноября 2009 года администрацией Гаврилово-Посадского муниципального района было принято постановление № 339-п "О внесении изменения в постановление Главы администрации Гаврилово-Посадского муниципального района от 11 декабря 2007 года № 485-п" в связи с вводом в эксплуатацию газовых котельных на территории муниципального района (т.1 л.д.99).
Решением Гаврилово-Посадского районного суда от 12 августа 2011 года постановление № 339-п "О внесении изменения в постановление Главы администрации Гаврилово-Посадского муниципального района от 11 декабря 2007 года № 485-п" признано противоречащим действующему законодательству и недействующим (т.1 л.д.102-106), следовательно, подлежащим применению вновь стал норматив 0,01981 Гкал на 1 кв. м. Вместе с тем, АО «РСО» производило начисление платы за отопление населению п.Липовая Роща и п.Петровский Гаврилово-Посадского района исходя из норматива 0,014 Гкал/кв.м. вплоть до конца 1 полугодия 2017 года, что не нарушало права жителей указанных населенных пунктов.
Применение пониженного норматива привело к ухудшению финансового положения ресурсоснабжающей организации, что подтверждено заключением ревизионной комиссии Акционерного общества «Ресурсоснабжающая организация» от 27 марта 2017 года № 1/2017 (т.1 л.д.116-121).
С 1 июля 2017 года до настоящего времени при начислении платы за отопление применяется норматив 0,01981 Гкал на 1 кв. м.
Оценивая доводы истцов о несоответствии норматива потребления коммунальной услуги требованиям законодательства, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В силу подпункта «д» пункта 4 Правил № 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отопления учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем.
В соответствии с пунктами 10, 11 Правил № 306 нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, а также коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды, по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома. Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Применительно к Правилам № 306 под конструктивными и техническими параметрами многоквартирного дома или жилого дома понимаются показатели, влияющие на объем (количество) потребления коммунальных ресурсов (материал стен, кровли, этажность и другие характеристики многоквартирного дома или жилого дома).
Вместе с тем при наличии в п. Липовая Роща и п. Петровский различных категорий многоквартирных домов, отличающихся по этажности, году постройки и материалу стен, норматив потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области, определенный в размере 0,01981 Гкал/кв. м для всех категорий многоквартирных домов и жилых домов (одно-, двух-, трех-, четырех-, пятиэтажных домов), установленный органом местного самоуправления муниципального района в 2007 г., является средневзвешенным, не учитывает степень благоустройства, конструктивные и технические параметры многоквартирных домов и жилых домов, не дифференцирован, исходя из имеющихся различий по этажности, году постройки, материалам стен.
До настоящего времени нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области, включая Петровское городское поселение, которые бы соответствовали требованиям Правил № 306, органами государственной власти Ивановской области не утверждены.
В данной части доводы истцов заслуживают внимания, вместе с тем не являются основанием для удовлетворения исковых требований в силу следующего.
Нормативный правовой акт утрачивает юридическую силу в случаях истечения срока действия нормативного правового акта, признания нормативного правового акта утратившим юридическую силу, отмены нормативного правового акта, признания нормативного правового акта недействительным.
Признание нормативного правового акта судом в соответствии с законодательством Российской Федерации недействительным влечет утрату им юридической силы и не требует его отмены правотворческим органом, принявшим данный нормативный правовой акт. Признание нормативного правового акта судом в соответствии с законодательством Российской Федерации недействующим влечет запрет на его применение.
Постановление главы администрации Гаврилово-Посадского муниципального района от 11.12.2007 года № 485-п "Об утверждении нормативов потребления услуг коммунального хозяйства по Гаврилово-Посадскому муниципальному району" в установленном порядке не отменено, в судебном порядке недействительным не признано, а потому является действующим и подлежит применению.
Довод истцов о том, что указанное постановление является недействующим в силу несоответствия его положениям Правил № 306, о чем указано в решении Ивановского областного суда от 6 декабря 2017 года, оставленным без изменения определением Верховного Суда РФ от 31.05.2018 года № 7-АПГ 18-4, основано на неверном толковании норм права. Признание недействующим Указа Губернатора Ивановской области от 29.06.2017г. № 126-уг «О внесении изменений в указ Губернатора Ивановской области от 30.12.2016г. № 239-уг «Об утверждении на территории Ивановской области предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Ивановской области на период 2017-2018годов» не влечет за собой признание недействующим норматива потребления коммунальной услуги.
Порядок осуществления перерасчета по коммунальным услугам установлен Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 35 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», которым определены два основания перерасчета: временное отсутствие потребителя в занимаемом жилом помещении и при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальных услуг для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов.
Истцами ФИО1, ФИО2, их представителем ФИО3 о наличии оснований, предусмотренных в вышеуказанном Постановлении Правительства РФ, не заявлено.
Коммунальная услуга оказывалась АО «РСО» потребителям регулярно и надлежащего качества, доказательств обратного истцами с материалы дела не представлено.
При исследовании правильности начисления платы АО «РСО» за отопление истцам за период с 1 июля 2017 года по настоящее время с учетом подлежащих применению тарифов и норматива потребления услуги, нарушений судом не установлено.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в установленном порядке норматив потребления коммунальной услуги и тарифы на отопление для населения Гаврилово-Посадского муниципального района не признаны недействующими, исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 56, 194- 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО3, действующего в интересах ФИО1, ФИО2, к Акционерному обществу «Ресурсоснабжающая организация» о возложении обязанности произвести перерасчет за пользование коммунальными услугами в отношении истцов за период с 1 июля 2017 года оставить без удовлетворения
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.В. Малышева
Мотивированное решение суда изготовлено 30 апреля 2019 г.