Дело № 2 – 282/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 февраля 2019 года город Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Будиловой О.В.,
при секретаре Аксаметовой Ю.Я.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Пермского края», Министерству обороны РФ о возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат Пермского края» (далее по тексту также Военный комиссариат) о возложении обязанности учесть выслугу лет в период с 12.07.1984 по 21.04.1992 как отработанный в районах Крайнего Севера, произвести перерасчет выслуги лет, произвести надбавку к пенсии в размере за каждый год выслуги свыше 20 лет – 3 процента указанных сумм денежного довольствия к имеющейся пенсии, произвести выплату недополученных денежных средств в виде надбавки за каждый год выслуги свыше 20 лет – 3 процента указанных сумм денежного довольствия к имеющейся пенсии за последние три года, а также о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ компенсации морального вреда в размере 250 000 рублей, судебных расходов (л.д.2-10).
В обоснование заявленных требований истец указал, что с 1999 года является получателем пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации. За вест период службы с 05.08.1978 по 11.07.199 выслуга лет в Вооруженных силах составила 20 лет 11 месяцев 6 дней, для одного полного года выслуги лет истцу не хватает 25 дней. Также ответчиком не учтено, что в период с 12.07.1984 по 21.04.1992 истец служил в воинских частях Красноярского края №, №. Особенности оплаты труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, регулируются Законом РФ от 19.02.1993 №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Согласно ст. 10 указанного закона, размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов. Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.1992 №311-П с 01.09.1992 года установлен единый районный коэффициент 1,30 (вместо действующего 1,20). Ответчиком не учтено, что при определении права на трудовую пенсию гражданам, работающим в «северных» районах, общий стаж за период до 01.01.2002 исчисляется в льготном периоде (1 год за 1,5 года).
Истец в судебном заседании поддержал исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Военного комиссариата Пермского края в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск, согласно которым выслуга лет ФИО1 на дату увольнения 09.06.199 года составила 20 лет 11 месяцев 06 дней, оснований для выплаты 3 процентов довольствия за выслугу свыше 20 лет отсутствуют. Каннский район Красноярского края не входит в перечень районов, в которых военная служба засчитывается на льготных условиях (л.д.29-31).
Представитель ответчика Министерства обороны РФ, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (л.д.50), в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.54), направил в суд письменные возражения на иск, согласно которым просит отказать в удовлетворении исковых требований (л.д.51-53)
Заслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службе, регламентируется Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее – Закон РФ № 4468-1).
В силу п. «а» ч. 1 ст. 13 Закона РФ № 4468-1 право на пенсию за выслугу лет имеют: лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации 20 лет и более.
Пенсия за выслугу лет устанавливается в следующих размерах: лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона; за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм (п. «а» ч. 1 ст. 14 Закона РФ № 4468-1).
В силу статьи 43 Закона РФ № 4468-1 пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии уволенным военнослужащим регламентирован Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации".
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что ФИО1 с 12 июля 1999 года является получателем пенсии Министерства обороны РФ (л.д.38).
12.08.2018 года ФИО1 обратился в Военный комиссариат Пермского края с письменным заявлением о зачете выслуги лет в период с 12.07.1984 по 21.04.1992 года как отработанного в районах Крайнего Севера, перерасчета выслуги лет, назначения надбавки, выплаты недополученных денежных средств в виде надбавки (л.д.17-21), на которое Военный комиссариат ответил отказом (л.д.22).
Как следует из письменных возражений ответчиков, объяснений представителя ответчика в судебном заседании, исчисление выслуги лет на пенсию производится соответствующими кадровыми и финансовыми органами перед представлением военнослужащих к увольнению с военной службы, на основании документов, имеющихся в личном деле. При этом в расчете указывается все календарные периоды служба и периоды, засчитываемые на льготных условиях. Включаются в расчет выслуги лет неучтенная служба военнослужащих со дня составления расчета выслуги лет по день исключения военнослужащих из списков части. В расчет принимаются только полные годы выслуги лет без округления в сторону увеличения.
В соответствии с расчетом финансово-экономического управления Приволжского военного округа от 06.11.1998г. выслуга лет капитана ФИО1 составила 20 лет 03 месяца 15 дней (л.д.39). Выслуга лет на дату увольнения с военной службы 11 июля 1999 года составила 20 лет 11 месяцев 06 дней (л.д.38, 40, 41), что истцом не оспаривается.
Как следует из послужного списка ФИО1, истец в период с 12.07.1984 года по 06.12.1990 года проходил в службу в войсковой части №, в период с 06.12.1990 года по 21.04.1992 года - в восковой части № (л.д.32-36) (Каннский район Красноярского края).
В соответствии с Приложением №1 к Постановлению Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 к отдаленным местностям, в которых служба засчитывается в выслугу лет на льготных условиях, относятся: один месяц службы за два месяца службы - Красноярский край - в местностях Туруханского района севернее Северного полярного круга; один месяц службы за полтора месяца - Красноярский край - в местностях Туруханского района южнее Северного полярного круга, в Северо-Енисейском районе: для военнослужащих - с 7 августа 1969 г., а для лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы - с 1 января 1970 г., в Богучанском, Енисейском, Кежемском и Мотыгинском районах, в городах Енисейске и Лесосибирске с территорией, находящейся в административном подчинении Лесосибирского городского Совета народных депутатов, - с 1 января 1988 г..
Таким образом, Канский район Красноярского края не включен и в ранее действовавшей редакции Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 не был включен в указанный перечень.
Ссылка истца на постановление администрации Красноярского края от 21.08.1992 N 311-П "Об установлении районного коэффициента к заработной плате" основана на неверном толковании норм права, так как не распространяет свое действие на военнослужащих, данные доводы истца суд отклоняет как несостоятельные.
Кроме того, при разрешении спора суд учитывает, что период военной службы, дающей право на исчисление выслуги лет на пенсию на льготных условиях, указывается командиром войсковой части в разделе 13 послужного списка. Вместе с тем, послужной список истца таких сведений не содержит (л.д.36).
Таким образом, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований истца о зачете службы в период с 12.07.1984г. по 21.04.1992г. в выслугу лет на льготных условиях и перерасчете выслуги лет. При наличии установленной выслуги 20 лет 11 месяцев 06 дней отсутствуют правовые основания для возложении обязанности на Военный комиссариат Пермского края произвести надбавку пенсии в размере за каждый год выслуги свыше 20 лет – 3 процента суммы денежного довольствия к имеющейся пенсии, а также выплат недополученных денежных сумм.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии с пунктами 1 и 2 ст.1099 Гражданского кодекса РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 данного Кодекса. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
На основании изложенного, а также с учетом того, что судом отказано в удовлетворении исковых требований о перерасчете выслуги лет и размера пенсии истца, не подлежат удовлетворению требования истца о компенсации морального вреда.
В силу ст.98 ГПК РФ в связи с отказом в удовлетворении исковых требований судебные расходы истца, связанные с оплатой юридических услуг, а также уплатой государственной пошлины, возмещению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Пермского края», Министерству обороны РФ о возложении обязанности произвести перерасчет выслуги лет, перерасчет и выплату пенсии, о взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья - О.В. Будилова