ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-282/2014 от 31.12.9999 Приаргунского районного суда (Забайкальский край)

  Дело № 2-282/2014

Решение

именем Российской Федерации

 ДД.ММ.ГГГГ Приаргунский районный суд <адрес> в составе:

 председательствующего судьи Помигуева В.В.,

 с участием:

 представителя истца Государственной ветеринарной службы Забайкальского края по доверенности Калачевой А.А.,

 ответчика Аксенова А.А.,

 при секретаре Улановой Н.Г.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в поселке Приаргунск гражданское дело по иску Государственной ветеринарной службы Забайкальского края к Аксенову А.А. об обязывании выполнить предписание № от ДД.ММ.ГГГГ и сдать на убой крупный рогатый скот,

 УСТАНОВИЛ:

 Государственная ветеринарная служба Забайкальского края обратилась с настоящим иском, ссылаясь на следующее.

 Весной 2013 года в Приаргунском районе в п.Молодёжный при заболевании животных был выделен вирус ящура типа А (с полевым изолятором А/ Zabaikalsky RUS 2013), в 47 личных подсобных хозяйствах заболело ящуром 476 голов крупного рогатого скота.

 Ящур является карантинной особо опасной болезнью животных.

 Постановлением и.о. Губернатора Забайкальского края «Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории посёлка сельского типа Молодёжный муниципального района «Приаргунский район» № 16 от 20 марта 2013 года, установлены ограничительные мероприятия.

 20 мая 2013 года ограничительные мероприятия были сняты постановлением и.о. Губернатора Забайкальского края от 20 мая 2013 года №31 «О внесении изменения в постановление Губернатора Забайкальского края от 20 марта 2013 года № 16 «Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории посёлка сельского типа Молодёжный муниципального района «Приаргунский район». После снятия карантина животные должны были быть сданы на убой.

 27 марта 2014 года в соответствии с распоряжением № 03 от 24 февраля 2014г. и.о. руководителя государственной ветеринарной службы Забайкальского края о проведении внеплановой выездной проверки в отношении Аксенова А.А., указанная внеплановая проверка проведена. С копией распоряжения он отказался ознакомиться, акт проверки получать и подписывать отказался, ему выписано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ. со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГг., но Аксёнов А.А. отказался от подписания и от выполнения предписания. В соответствии с предписанием Аксёнову А.А. указано на необходимость сдачи на убой на мясокомбинат, переболевший в марте 2013г. ящуром крупный рогатый скот в количестве <данные изъяты> голов.

 Указывает на то, что животные, переболевшие ящуром, длительное время остаются вирусоносителями (до 1,5 лет), что повышает риск возникновения новых очагов болезни.

 В соответствии с п.п.6.4.4 инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации заболевания животных ящуром, утвержденной Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР от 15 марта 1985 года, животные, находившиеся в очаге и предназначенные для убоя, подлежат отправке на мясоперерабатывающее предприятие.

 Просит суд обязать Аксенова А.А. выполнить указанное предписание, обязать его сдать на убой, переболевший ящуром крупный рогатый скот в количестве <данные изъяты> голов, обратить решение к немедленному исполнению.

 В судебном заседании представитель истца по доверенности Калачёва А.А. поддержала исковые требования.

 Ответчик Аксенов А.А. в судебном заседании иск не признал, суду пояснил, что в марте 2013 года принадлежащий ему крупный рогатый скот переболел ящуром, в настоящее время скот здоров, он не желает сдавать скот по низкой цене, так как живет за счет подсобного хозяйства.

 Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО2, работающий заведующим ветеринарным участком п.Молодежный государственного казенного учреждения «Приаргунская станция по борьбе с болезнями животных», пояснил о том, что 03 марта 2013 года в п.Молодежный у скота, находящегося в личном подсобном хозяйстве Аксенова А.А. выявились признаки ящура. 5 марта 2013 года были приняты меры по недопущению ящура. Всего у Аксенова было <данные изъяты> голов крупного рогатого скота, переболело <данные изъяты> животное. <данные изъяты> животных Аксенов А.А. забил для собственных нужд. Животным ставятся профилактические прививки, Аксенов А.А. не уклоняется от вакцинации животных.

 Выслушав стороны, свидетеля, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

 В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

 В соответствии с ч.1 ст.18 Закона РФ от 14.05.1993 года № 4979-1 "О ветеринарии" ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы.

 Согласно п. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

 В силу п. 2 ст. 235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается.

 Согласно п. 1 ст. 242 ГК РФ в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция).

 Согласно ст. 19 Закона РФ от 14.05.1993 года № 4979-1 "О ветеринарии" при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по решениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, могут быть изъяты животные и (или) продукты животноводства с выплатой собственнику животных и (или) продуктов животноводства стоимости животных и (или) продуктов животноводства за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и выдачей этому собственнику соответствующего документа о таком изъятии.

 В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" под государственным ветеринарным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области ветеринарии, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных государственных органов по систематическому наблюдению за исполнением требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.Согласно пункту 2 данной статьи государственный ветеринарный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный ветеринарный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный ветеринарный надзор) (далее - органы государственного ветеринарного надзора) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.Должностные лица органов государственного ветеринарного надзора, являющиеся государственными ветеринарными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: предъявлять организациям и гражданам требования о проведении противоэпизоотических и других мероприятий, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии, а также осуществлять контроль за выполнением этих требований; устанавливать причины, условия возникновения и распространения заразных болезней животных и небезопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства; принимать решения о проведении диагностических исследований и вакцинации животных по эпизоотическим показаниям (статья 9 Закона о ветеринарии).

 Постановлением Правительства Забайкальского края от 25.05.2010 г. № 212 утверждено Положение о Государственной ветеринарной службе Забайкальского края. В соответствии с названным Положением (пункт 9.2.6) Служба в области ветеринарии осуществляет государственный ветеринарный надзор и контроль на территории Забайкальского края.

 Осуществление государственного ветеринарного контроля и надзора на территории Забайкальского края, а также осуществление контроля деятельности специалистов в области ветеринарии регламентируется Административным регламентом государственной ветеринарной службы Забайкальского края по исполнению государственной функции по осуществлению государственного ветеринарного контроля и надзора на территории Забайкальского края, утвержденным приказом Государственной ветеринарной службы Забайкальского края от 22.11.2011 N 108.

 Согласно п.1.5.2. Административного регламента должностные лица органа, исполняющего государственную функцию, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, гражданином обязательных требований, установленных правовыми актами, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, гражданину об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

 Как следует из положений Административного регламента, а также Блок-схемы исполнения государственной функции по осуществлению государственного ветеринарного надзора и контроля на территории Забайкальского края (приложение №2 к Административному регламенту Государственной ветеринарной службы Забайкальского края по исполнению государственной функции по осуществлению государственного ветеринарного контроля и надзора на территории Забайкальского края) выдаче предписания предшествует составление плана проведения плановых проверок, распоряжение о проведении плановой (внеплановой) проверки, уведомление о проведении плановой (внеплановой) проверки, в случае если это предусмотрено настоящим регламентом, проведение плановой (внеплановой) проверки, составление акта по результатам проверки, установление события правонарушения и нарушения ветеринарно-санитарных норм.

 Постановлением Губернатора Забайкальского края от 20.03.2013 N 16 (в редакции от 02.04.2013 №19, от 20.05.2013 №31) «Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории поселка сельского типа Молодежный муниципального района «Приаргунский район», на территории поселка сельского типа Молодёжный муниципального района «Приаргунский район» установлены ограничительные мероприятия (карантин) до принятия решения об отмене указанных мероприятий.

 Подпунктом 6.4.4 Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации заболевания животных ящуром (утвержденной Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР от 15 марта 1985 года), (далее - Инструкция) предусмотрено, что животные, находившиеся в очаге и предназначенные для убоя, в период до истечения 3 месяцев после снятия карантина, подлежат отправке отдельной партией на специально выделенный мясокомбинат в пределах данной области (края), автономной и союзной республики, не имеющей областного деления. В ветеринарном свидетельстве должно быть указано, когда животные переболели ящуром и когда снят карантин с хозяйства. Администрация и ветеринарная служба мясокомбината обязаны принять такой скот отдельной партией. Мясо, субпродукты и другие продукты убоя разрешается использовать без ограничения, но только в пределах области (края), республики. Субпродукты, покрытые шерстью (головы, ноги), должны быть опалены или обработаны ошпаркой.

 Статьей 17 Закона Российской Федерации "О ветеринарии" установлено, что в случаях появления угрозы возникновения и распространения заразных и массовых незаразных болезней животных Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании представлений главных государственных ветеринарных инспекторов, государственных ветеринарных инспекторов по закрепленным территориям обслуживания, их заместителей вводятся ограничительные мероприятия (карантин).

 Действующее законодательство не разделяет понятия: ограничительные мероприятия и карантин.

 Как установлено судом, до настоящего времени ограничительные мероприятия (карантин) на территории поселка сельского типа Молодежный муниципального района «Приаргунский район» не сняты.

 Какого-либо решения об отчуждение крупного рогатого скота и изъятие продукции животноводства на территории поселка сельского типа Молодежный муниципального района «Приаргунский район» не принималось.

 Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в адрес Аксенова А.А. старший ветеринарный врач-старший ветеринарный инспектор отдела ветеринарной инспекции Государственной ветеринарной службы Забайкальского края Калачева А.А. вынесла предписание № о необходимости сдачи переболевших ящуром животных (крупный рогатый скот) в количестве <данные изъяты> голов в срок до ДД.ММ.ГГГГ на убой на мясокомбинат (л.д.12).

 При этом инспектор указала в качестве нарушения Аксеновым А.А. на содержание в личном подсобном хозяйстве переболевшего ящуром скота.

 Аксенов А.А. выполнить предписание отказался, исковые требования не признал.

 Как следует из положений инструкции, животные подлежат сдаче до истечения 3 месяцев после снятия карантина, но ограничительные мероприятия (карантин) на момент выдачи предписания не сняты, а поэтому нарушений Аксеновым А.А. норм, установленных подпунктом 6.4.4 Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации заболевания животных ящуром (утвержденной Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР от 15 марта 1985 года), не усматривается.

 Таким образом, нарушений ветеринарно-санитарных норм не установлено, а поэтому выданное предписание не основано на законе.

 Ссылку представителя истца на то, что карантин на территории поселка сельского типа Молодежный снят, суд находит несостоятельной, так как решения об отмене ограничительных мероприятий (карантина) на территории поселка сельского типа Молодежный муниципального района «Приаргунский район» не принималось, истцом неверно понимается законодательство.

 Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

 Истцом не представлено доказательств, какое нарушение допущено ответчиком.

 При указанных обстоятельствах, суд считает иск не подлежащим удовлетворению.

 Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

 В удовлетворении исковых требований Государственной ветеринарной службы Забайкальского края к Аксенову А.А. об обязывании выполнить предписание № от ДД.ММ.ГГГГ и сдать на убой крупный рогатый скот - отказать.

 Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы в Приаргунский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий – подпись

Копия верна: судья В.В.Помигуев

 Решение изготовлено в окончательной форме 18 июня 2014 года.