ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-282/2023 от 30.10.2023 Анадырского районного суда (Чукотский автономный округ)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

пгт. Беринговский 30 октября 2023 года

Анадырский районный суд Чукотского автономного округа в составе:

председательствующего судьи Разоренова В.В.,

при участии заместителя Магаданского транспортного прокурора (с дислокацией г. Анадырь) Шайтанова А.С., представителя ответчика Васильева В.Н.,

при секретаре судебных заседаний Масловой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенного посредством видеоконференц-связи, гражданское дело по иску Магаданского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к акционерному обществу «ЧукотАВИА» о понуждении к совершению определенных действий,

установил:

Магаданский транспортный прокурор (далее Прокурор), действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к акционерному обществу «ЧукотАВИА» (далее ответчик, АО «ЧукотАВИА») о понуждении к совершению определенных действий.

В обоснование иска указано, что Магаданской транспортной прокуратурой, на основании информации размещенной в сообществе «Доска позора Чукотки» социальной сети «ВКонтакте» (далее сообщество ДПЧ) проведена проверка исполнения воздушного законодательства при выполнении воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов АО «ЧукотАВИА» в которых сообщается об отсутствии достаточного количества авиарейсов, организуемых ответчиком, продаже авиабилетов с нарушением законодательства о защите прав потребителей.

АО «ЧукотАВИА» (до ДД.ММ.ГГГГ ГП ЧАО «ЧукотАВИА») является единственной региональной авиакомпанией выполняющей регулярные и чартерные авиаперевозки пассажиров и грузов в <адрес>, основным видом деятельности которого является перевозка воздушным пассажирским транспортом, подчиняющимся расписанию, с местом базирования – международный аэропорт Анадырь (Угольный).

Для обеспечения транспортной доступности в районах округа постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (далее Постановление ) утверждены тарифы на перевозку пассажиров на местных авиалиниях воздушными судами АО «ЧукотАВИА».

В рамках Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении из окружного бюджета недополученных доходов, возникающих в 2023 году, АО «ЧукотАВИА» оказывает услуги по перевозке пассажиров на местных авиалиниях по специальным тарифам и расписанию, утвержденных <адрес>.

В силу требования п. 5 ст. 4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав потребителя» (далее Закон ) продавец обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующую этим требованиям.

Лица, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами и перевезти пассажира и обязуется доставить в пункт назначения его багаж и груз (п. 1 ст. 102, п. 1 ст. 103 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее ВК РФ)).

Пунктом 72 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требованиями к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ (далее – ФАП ) установлено, что регулярные рейсы выполняются в соответствии с расписанием движения воздушных судов, сформированным перевозчиком и опубликованным в компьютерном банке данных расписания движения воздушных судов.

Пунктами 7, 8 ФАП предусмотрено, что перевозка пассажиров, багажа, грузов осуществляется в сроки и порядке, предусмотренными договором воздушной перевозки пассажира, груза. Условия договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза содержатся в Воздушном кодексе Российской Федерации, правилах перевозчика, условиях применения тарифа и перевозочном документе. Закрепление за пассажиром места, провозной емкости, багажа и груза на рейс и дату является обязательным условиям перевозки воздушным транспортом пассажира, груза, багажа.

Неустановление п. 12 ФАП сроков и порядка бронирования пассажирских перевозок препятствует планированию пассажирских перелетов.

Отраженные в представлении Магаданской транспортной прокуратуры /Прдп55 от ДД.ММ.ГГГГ недостатки, направленные генеральному директору АО «ЧукотАВИА», не устранены, чем нарушаются права пассажиров, как потребителей на качественное и полное предоставления услуг.

Полагая, что неисполнение требования воздушного законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц, ссылаясь на содержание ст. 29, ч. 1 ст. 45, ст. 131 ГПК РФ, ст.ст. 27, 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» просит суд обязать АО «ЧукотАВИА» установить сроки и порядок бронирования перевозки, пассажиров, багажа, груза в срок не позднее двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В судебном заседании Прокурор Шайтанов А.С., поданные им требования, указанные в исковом заявлении поддержал; доводы ответчика, что действующим законодательством на авиакомпанию не возложена обязанность установить сроки и порядок бронирования, считал ошибочным, и пояснил, что в соответствии с п. 4 ФАП перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок, которые не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров.

Закрепление на воздушном судне пассажирского места и провозной емкости для перевозки пассажира, багажа, груза на определенный рейс и дату (далее - бронирование) является обязательным условием перевозки. Бронирование должно быть отражено в системе бронирования перевозчика. Информация о произведенном бронировании должна быть предоставлена перевозчиком или уполномоченным агентом пассажиру, грузоотправителю. Бронирование пассажирского места и провозной емкости для пассажира предполагает перевозку пассажира и его багажа в дату, рейсом и по маршруту, на которые было произведено бронирование (пп. 8-11 ФАП ).

Пассажир может обратиться к перевозчику или уполномоченному агенту непосредственно в пункты продаж перевозок либо по телефону, электронной почте, либо забронировать пассажирское место и провозную емкость самостоятельно через информационные системы, оплатив перевозку и оформив билет после бронирования (п.п. 13, 33, 34 ФАП ).

Основываясь, на системном толковании п. 6 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ст. 495 ГК РФ, ч. 1 ст. 10 Закона полагает, что на ответчика возложена обязанность установить сроки и порядок бронирования перевозки пассажиров, багажа, груза, которые необходимо доводить до потребителей.

Полагает, что АО «ЧукотАВИА», ссылаясь на п. 12 ФАП , ограничив глубину продаж и бронирования авиабилетов на рейсы, выполняемые в населенные пункты <адрес>, воздушная трасса до которых проходит в сложных метеорологических условиях, до дня вылета воздушного судна, через агентов, с которыми АО «ЧукотАвиа» заключило договоры, не установив срок и порядок бронирования, и не разместив эти сведения на сайте авиакомпании в сети «Интернет», лишила неопределенный круг потребителей получать необходимую и достоверную информацию об услугах, что создает предпосылки для произвольного отказа в их предоставлении, и что подтверждается обращениями граждан (коллективным обращением жителей <адрес>, Б.А.Н.).

Постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № АП-151, вынесенным руководителем Управления Роспотребнадзора по Чукотскому автономному округу, о привлечении АО «ЧукотАвиа» к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ, опровергается довод ответчика о том, что на его сайте в сети «Интернет» размещена вся необходимая информация о сроках и порядке осуществления бронирования.

Полагал, что в аэропортах, где отсутствует интернет, АО «ЧукотАВИА» по своему усмотрению вправе установить порядок предварительного бронирования путем ведения на местах тетради/журнала бронирования билетов.

Представитель ответчика Васильев В.Н. исковые требования транспортного прокурора не признал, поддержал поданные им возражения на иск и пояснил, что доводы прокурора об отсутствии порядка и сроков бронирования являются необоснованными, заключение договора перевозки (далее Договор) между пассажиром и перевозчиком удостоверяется билетом. АО «ЧукотАВИА» оказывает услугу воздушных перевозок после оплаты авиабилета.

Инструкция для пассажиров, желающих заключить такой Договор, размещена и на сайте АО «ЧукотАВИА» (ссылка https://chukotavia.ru/ru/article/view/id/448/), а за оказанные агентом такой услуги с пассажира взимается плата по тарифам, но при этом не все лица желают оплачивать эти услуги.

Пассажир, желая заключить Договор, должен обратиться к агенту – физическому лицу, либо в офис ООО «Авиатранспортное агентство Чукотки», (далее ООО «АТА Чукотки»), где получает всю необходимую информацию, либо без посещения его офисов посредством онлайн сервисов. Ссылки на онлайн сервисы размещены, как на сайте ООО «АТА Чукотки» (по адресу https://ata-chukotka.ru/ и далее по ссылке https://booking.ata-chukotka.ru/), так и на сайте АО «ЧукотАВИА» (по адресу https://chukotavia.ru/ и далее по ссылке https://booking.chukotavia.com/websky/#/search).

АО «ЧукотАВИА» осуществляет бронирование и продажу авиабилетов исключительно через уполномоченного агента авиакомпании – ООО «АТА Чукотки», использующего в своей работе, услуги АО «Сирена-Трэвел», не имея права на внесение изменений в систему бронирования.

Срок бронирования устанавливается системой автоматически от нескольких дней до 14 дней, но его может корректировать агент по бронированию/продаже вручную.

Глубина продажи авиабилетов в начале года АО «ЧукотАВИА» до принятия Правительством Чукотки новых тарифов, то есть до конца марта установлен срок 1 месяц, далее по 30 сентября установлен срок бронирования 6 месяцев, и далее до конца года вновь установлен срок бронирования 30 дней.

Условия применения тарифов и размещение пунктов продажи авиабилетов отражены во вкладке Тарифы, в связи с чем, утверждения прокурора об их отсутствии не соответствуют действительности.

Поиск необходимой информации на телекоммуникационных ресурсах требует определенных навыков, неумение их найти на сайте, не может считаться виной авиакомпании.

За обеспечение жителей Чукотки Интернетом ответчик не отвечает, но нестабильная работа интернета даже в районный центрах Чукотки, отсутствие Интернета на большей части Чукотки, и отсутствие в малонаселенных селах/стойбищах (далее села), телефонной связи, какой-либо аэропортной инфраструктуры, не позволяет использовать там автоматизированную систему предварительной продажи билетов Сирена-Трэвел, и не позволяет второму пилоту, на которого возложена обязанность, проверить у пассажиров, посредством сети Интернет, оплату купленного им билета. Поэтому бронирование и продажу билетов в таких селах во избежание овербутинга, в том числе и в <адрес>, осуществляют агенты на бумажных носителях в день вылета воздушного судна по авиабилетам, являющимися документами строгой отчетности, имеющими два отрывных талона, которые отрываются при покупке и посадке пассажира на воздушное судно.

В селах проживает небольшое число жителей, поэтому агентов по продаже билетов выдвигает Администрация сел (далее Администрация) из числа достойных, ответственных жителей, которым можно вручить сохранность материальных ценностей. Их знают все жители села.

Расписание полетов формируется на каждый следующий календарный год в порядке, определенном нормативными правовыми актами, с учетом сведений ежегодно представляемых Администрациями, о лицах, желающих вылететь из сел на следующий год, и после согласования его Департаментом промышленной политики <адрес> оно размещается на главной странице сайта АО «ЧукотАВИА», вкладка «Расписание» по адресу https://chukotavia.ru/.

Все изменения в расписании авиарейсов заблаговременно размещаются на сайте, где также размещен план-график предварительной продажи, сведения о периодах бронирования на рейсы, выполняемые АО «ЧукотАВИА», что подтверждают представленные скриншоты с сайта авиакомпании.

Проблем с вывозом пассажиров из небольших по численности населенных пунктов не существует. Все пассажиры, купившие билеты обеспечены местом в воздушном судне, поскольку абсолютное большинство рейсов из таких сел вылетают с неполной загрузкой, в том числе из <адрес>.

Полагал, что приложенные прокурором в качестве доказательств материалы проверок по жалобам о задержках рейсов; о нарушении прав маломобильных пассажиров; о нарушении законодательства допущенных ООО «АТА Чукотки», а также материалы проверок по иным жалобам не содержит слов о бронировании и не имеют отношения к предмету иска.

Полагал, что в силу требований ст.ст. 13, 210 ГПК РФ, п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О судебном решении», в случае удовлетворения иска, решение суда должно быть исполнимым, и в нем должны быть установлены сроки и порядок бронирования в малонаселенных национальных селах, где отсутствует Интернет, где нет агентов по продаже билетов.

Предложение прокурора о ведении в селах агентами тетрадей предварительной продажи билетов не позволит второму пилот проверить законность приобретения конкретным пассажиром проездного билета, что не основано и на законодательстве, регулирующим порядок и правила организации авиаперевозок. Считает, что прокурор желает стать инициатором установления правил, которых нет в иных авиакомпаниях страны.

Выслушав стороны и проверив материалы дела, суд приходит к следующему решению.

Согласно содержанию ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.

Как следует из содержания выписки из Устава АО «ЧукотАВИА» и выписки из ЕГРЮЛ авиапредприятие является юридическим лицом, имеющим юридический адрес: Чукотский автономный округ, <адрес>, г.<адрес> 3-й, тер Аэропорт Анадырь, основным видом деятельности которого является; перевозка воздушным пассажирским транспортном, подчиняющимся расписанию; дополнительными видами деятельности является: деятельность аэропортовая; перевозка воздушным транспортом, не подчиняющаяся расписанию (п.п. 51.10.1, 51.10.2, 52.23.11 ОКВЭД) (л.д. 80-94, 128-141)).

Правоотношения сторон по воздушной перевозке регулируются положениями главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), а также нормами Воздушного кодекса Российской Федерации и иными специальными нормами в сфере воздушной перевозки.

В соответствии с п. 1 ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд.

Статьей 792 ГК РФ установлено, что перевозчик обязан доставить пассажира в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.

В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами, кодексами и иными законами, а также соглашением сторон (п. 1 ст. 793 ГК РФ).

Пунктами 1, 2 ст. 102 ВК РФ установлено, что перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными з авиационными правилами. При этом перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей.

Пунктом 72 ФАП № 82 установлено, что регулярные рейсы выполняются в соответствии с расписанием движения воздушных судов, сформированным перевозчиком и опубликованным в компьютерном банке данных расписания движения воздушных судов.

В силу требования п. 7 ФАП № 82 перевозка пассажиров, багажа, грузов регулярными рейсами осуществляется в сроки и порядке, предусмотренные договорами воздушной перевозки пассажира, груза.

Условия договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза содержатся в Воздушном кодексе Российской Федерации, правилах перевозчика, условиях применения тарифа и перевозочном документе.

Согласно п. 8 ФАП № 82 закрепление на воздушном судне пассажирского места и провозной емкости для перевозки пассажира, багажа, груза на определенный рейс и дату (далее - бронирование) является обязательным условием перевозки воздушным транспортом пассажира, багажа, груза.

Из содержания п. 9 ФАП № 82 следует, что при бронировании, как правило, используются автоматизированные системы бронирования.

Согласно содержанию п. 10 ФАП № 82 бронирование должно быть отражено в системе бронирования перевозчика. Информация о произведенном бронировании должна быть предоставлена перевозчиком или уполномоченным агентом пассажиру, грузоотправителю.

Как следует из содержания п. 11 ФАП № 82 бронирование пассажирского места и провозной емкости для пассажира предполагает перевозку пассажира и его багажа в дату, рейсом и по маршруту, на которые было произведено бронирование. Бронирование провозной емкости для груза предполагает перевозку груза в дату, рейсом и по маршруту, на которые было произведено бронирование, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза.

При этом в силу требования п. 12 ФАП № 82 бронирование производится в сроки и порядке, установленные перевозчиком.

В соответствии с постановлением Правительства Чукотского автономного округа № 129 от 13.03.2019 «О внесении изменений в постановление Правительства Чукотского автономного округа от 21.10.2013 № 405» Департамент промышленной политики Чукотского автономного округа является ответственным исполнителем государственной программы «Развитие транспортной инфраструктуры Чукотского автономного округа» включая вопросы обеспечения авиационной доступности населенных пунктов Чукотского автономного округа, обеспечение межрегиональных перевозок пассажиров воздушным транспортом.

В обоснования иска сторонами представлены следующие доказательства.

Письмо и.о. прокурора <адрес>С,Е,В. об обращении граждан в сообществе ДПЧ об отсутствии достаточного количества авиарейсов по маршруту <адрес><адрес> с приложенными к нему скриншотами с сайта «ДПЧ»:

- Владимира Орлова, который просит выделить дополнительный рейс из Анадыря в с. Лаврентия и его повторная жалоба;

- неизвестного лица, с просьбой выделения дополнительного рейса из Анадыря в с. Лаврентия;

- неизвестного лица о выплате пенсии жителям с. Лаврентия на карты, которыми пользуются не все жители села (л.д. 8-10).

Копия поручения заместителя транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры К.В.А. от ДД.ММ.ГГГГ о проведении прокурорских проверок информации в сообществе ДПЧ по обращениям граждан об отсутствии достаточного количества авиарейсов по маршруту п. Угольные Копи – с. Лаврентия (л.д. 11).

Заключение о результатах проверки по поручению Дальневосточной транспортной прокуратуры по вопросам исполнения федерального законодательства при организации перевозки воздушным транспортом пассажиров по маршруту п. Угольные Копи - с. Лаврентия от 08.04.2023 из содержания которого следует, что авиаперевозку пассажиров по социальным тарифам, установленным постановлением Правительства Чукотского автономного округа № 145 по маршруту п. Угольные Копи – с. Лаврентия осуществляет АО «ЧукотАВИА». Недополученные доходы в виде субсидий возмещаются авиаперевозчику из окружного бюджета. В виду субсидирования пассажирских перевозок расписание движения воздушных судов АО «ЧукотАВИА» ежегодно согласуется с Департаментом промышленной политики Чукотского автономного округа (далее Департамент). При наличии пассажиров, авиаперевозчик, с согласия Департамента, выполняет дополнительные рейсы вне расписания. Объем перевозок по маршруту колеблется от сезона. С начала 2023 года по указанному маршруту выполнено 8 рейсов и перевезено 299 пассажира. При этом авиакомпания осуществляет альтернативные авиарейсы из с. Лаврентия в Эгвекинот и Проведения.

Авиакомпания осуществляет полеты в соответствии с утвержденным Правительством округа расписанием при наличии открытых запасных аэропортов в пунктах отправления, назначения и по трассе полеты. При их отсутствии, полеты запрещены.

Вопросы организации доступности транспортного обслуживания населения в округе относится к исключительной компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации и перевозчика. При дополнительном финансировании государственной программы препятствий для увеличения рейсов по указанным маршрутам не имеется (л.д. 20-23).

Копию поручения заместителя транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры К.В.А. от ДД.ММ.ГГГГ о проведении прокурорской проверки информации в сообществе ДПЧ по вопросу приобретения авиабилетов АО «ЧукотАВИА», в том числе по организации продаж билетов через агентство «Мой рейс»; и приложенные к нему скриншоты с web.telegram.org в которых анонимный администратор сайта, без указания источника осведомленности, излагается проблемы/недостатки, в том числе:

- недостаточности дополнительных рейсов по маршруту Анадырь-Лаврентия:

- недобросовестности работы монополиста авиатранспортного агентства «Мой рейс», их менеджеров по продаже жителям п. Проведения авиабилетов, переносе сроков продаж авиабилетов на 14 апреля;

- в копии жалобы А,Д.А., проживающей в <адрес>, о незаконном увольнении ее из школы; о нарушениях трудового законодательства директором школы в <адрес> АО; инциденте с обеспечением жителей поселка горячей водой; о существовании проблем в <адрес> в: социальной сфере, образовании, национальном вопросе, торговле, организации потовой связи, медицинском обеспечении жителей поселка, и иные недостатки описанные заявителем, требующие вмешательства прокурора, в том числе в ней излагается, что «ЧукотАвиа занимается беспределом, порой билет на самолет не купишь; между аэропортом и гостиницами, есть сговор; ночь в гостинице стоит 2 500 рублей» (л.д. 24-31).

Заключение о результатах проверки по вопросам исполнения федерального законодательства при реализации авиабилетов и осуществлении перевозок пассажиров воздушным транспортом АО «ЧукотАВИА» от ДД.ММ.ГГГГ из содержания которого следует, что оно частично повторяет заключение прокурора от 08.04.2023, и кроме того в нем указано, что прокурором выявлено, что:

- перенесен рейс по маршруту Анадырь – Лаврентия – Анадырь с июля на март;

- ООО «АТА Чукотки» является аккредитованным агентом, осуществляющим деятельность по продаже перевозок и дополнительных услуг на электронных билетах СВВТ и электронных документах СВВТ;

- ООО «АТА Чукотки» (агент) осуществляет продажу авиабилетов, в том числе по всем направлениям Чукотского автономного округа;

- между АО «ЧукотАВИА» и ООО «АТА Чукотки» заключено Агентское соглашение от 01.03.2012 № 171, которым Агентству предоставлены права продажи и оформления перевозок пассажиров, багажа и грузов на регулярные рейсы, в том числе на рейсы из: Анадыря, Лаврентия, Провидения, Эгвекинота (Залив Креста).

- в нарушение п. 1 ст. 425 ГК РФ пп. 1.2, 4.2, 4.3, 4.7 Соглашения АО «ЧукотАВИА» не выделяет квоты мест для реализации через ООО «АТА Чукотки»;

- в нарушение п. 12 ФАП № 82 в АО «ЧукотАВИА» отсутствует технология продажи билетов и бронирования мест;

- тарифы на перевозку пассажиров и багажа, а также прейскурант цен агента размещены на сайтах АО «ЧукотАВИА», ООО «АТА Чукотки» и информационных стендах в местах продаж билетов;

- перенос в 2023 году сроков реализации билетов по маршрутам связан с ожиданием принятия постановления Правительства Чукотского автономного округа № 145 от 21.03.2023 «О тарифах на перевозку пассажиров на местных авиационных линиях воздушными судами АО «ЧукотАВИА»;

- фактов формирования списков заявок пассажиров на приобретение билетов АО «ЧукотАВИА» и наличие свободных мест на рейсы выполняемые ответчиком, билеты на которые не проданы желающим пассажирам, не выявлено.

- и иные фактические сведения, иные нарушения.

По результатам проверки в отношении АО «ЧукотАВИА» решено возбудить дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.13 КоАП РФ (л.д. 32-39).

Заключение о результатах проверки по вопросам исполнения федерального законодательства при реализации авиабилетов и осуществлении перевозок пассажиров воздушным транспортом АО «ЧукотАВИА» от 27.04.2023 из содержания которого следует, что в нем повторяются изложенные выше заключения прокурора, и кроме того, в нем содержатся сведения о том, что:

- в 2023 году по метеоусловиям аэропорта отправления и назначения задержаны: 2 рейса по маршруту Анадырь – Лаврентия; 1 рейс - Анадырь - Провидения; 13 рейсов - Анадырь – Эгвекинот;

- фактов сговора авиакомпании, авиакасс, агентства с гостиницами не установлено (л.д. 13-19).

Письмо генерального директора АО «ЧукотАВИА» от ДД.ММ.ГГГГ, что с учетом содержания п. 12 ФАП бронирование производится в сроки и порядке, установленные перевозчиком. Авиакомпания самостоятельно определяет глубину продаж билетов, которая может сокращаться. Трассы в <адрес> зачастую проходят вдоль побережья Северного Ледовитого и Тихого океанов, в сложных метереологических и горных условиях. Отсутствие сети пунктов наблюдения за погодой на большей части Чукотки не позволяет АО «ЧукотАВИА» гарантировано исполнять свои обязательства по своевременной доставке пассажиров до пункта назначения. На данных маршрутах рейсы задерживаются до нескольких недель, и в таких случаях авиакомпания обязана выполнять требования п. 99 ФАП , но отсутствие во всех аэропортах и посадочных площадках в селах необходимой инфраструктуры для оказания вышеуказанных услуг, делает невозможным исполнение ответчиком авиационного законодательств. Вопросы обеспечения жителей услугами связи, общественного питания, торговли, бытового обслуживания отнесены к вопросам местного самоуправления (л.д. 43, 44).

Письмо генерального директора АО «ЧукотАВИА» от ДД.ММ.ГГГГ согласно содержанию которого, ответчик не формирует списков пассажиров на рейсы, все авиабилеты и на все рейсы находятся в свободной продаже во всех аэропортах районных центров <адрес>, в кассах АО «ЧукотАВИА» и ООО «АТА Чукотки» и на их сайтах. В соответствии п. 12 ФАП авиакомпания самостоятельно определяет глубину продаж билетов на свои рейсы исходя из финансово-экономической стратегии предприятия. Причиной переноса сроков реализации билетов явилось ожидание принятия постановления Правительства Чукотского автономного округа о тарифах на авиационных линиях воздушными судами АО «ЧукотАВИА». Свободные места на рейсы, выполняемые АО «ЧукотАВИА», на которые не были проданы билеты желающим пассажирам, отсутствовали (л.д. 40-42).

Письмо ООО «АТА Чукотки» от ДД.ММ.ГГГГ согласно содержанию которого между АО «ЧукотАВИА» и ООО «АТА Чукотки» заключено Соглашение, которым Агентству предоставлены права продажи и оформления перевозок пассажиров, багажа и грузов на регулярные рейсы в аэропортах Анадырь, Лаврентия, Провидения, Эгвекинот (Залив Креста), Марково, Беринговский, Певек, Кепервеем, Омолон, <адрес>. При организации продаж ООО «АТА Чукотки» руководствуется Правилами воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов АО «ЧукотАВИА», «Правилами применения бланков строгой отчетности», а также Технологией продажи и бронирования мест в аэропортах и применением АСБ АО «Сирена Трэвел» при наличии свободных мест, а также на сайте (https://ata-chukotka.ru) в автоматизированной системе бронирования АО «Сирена Трэвел». С 2014 года АО «ЧукотАВИА» не выделяет ООО «АТА Чукотки» квоту мест для реализации. Тарифы на перевозку пассажиров и багажа размещены на сайте АО «ЧукотАВИА». ООО «АТА Чукотки» вправе разрабатывать и утверждать виды услуг и их стоимость. Копии распоряжении общества размещены на стендах и на сайте ООО «АТА Чукотки» (л.д. 49-54).

Агентское соглашение на предоставление права оформления перевозок от 01.03.2012 № 171 (далее Соглашение № 171), заключенное между перевозчиком - АО «ЧукотАВИА» и агентом - ООО «АТА Чукотки» согласно которому перевозчик поручает агенту принимать на себя обязанность по реализации выделяемой квоты мест. При этом ресурс мест, согласно выделяемой квоте (Приложение № 1) находится в ведении агента. Агент для оформления перевозок на авиарейсы, выполняемые перевозчиком, обязуется организовать работу авиакасс в населенных пунктах и персонала в аэровокзалах аэропортов Анадырь, Лаврентия, Провидения, Эгвекинот (Залив Креста), Марково, Беринговский, Певек, Кепервеем, Омолон, г. Анадырь. Обеспечивать в авиакассах свободное оформление перевозок на авиарейсы перевозчика. Выполнять оформление документов в строгом соответствии с правилами воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов ФГУП «ЧукотАВИА», тарифами, инструкциями (п.п. 1.2, 2.1-2.3). Перевозчик: устанавливает расписание движения воздушных судов, предельную и коммерческую загрузки, квоту мест, закрепленную за бронедержателями; обеспечивает своевременное информирование агента о выполняемых или вновь вводимых авиарейсах перевозчика; о вводимых тарифах и льготах на авиаперевозки, правила их применения, а также правилах расчетов с пассажирами (п.п. 4.2- 4.4) (л.д. 55-60).

Письмо АО «ЧукотАВИА» от 29.05.2023 и объяснение начальника СПО, ДР и ОТ согласно которым вопрос о переносе авиарейса с июля на март принято «социальным заказчиком» - Департаментом промышленной политики Чукотского автономного округа, на период отсутствия навигации, и наличии потребности в совершении рейса в отдаленный населенный (л.д. 66, 67, 108-111).

План-график предварительной продажи авиабилетов, выполняемые рейсами АО «ЧукотАВИА» с глубиной по 30 сентября и с глубиной 30 дней (л.д. 78, 79).

Выписку из Правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов Государственным предприятием Чукотского автономного округа (далее Правила), согласно которым бронирование провозной емкости для пассажира, и грузоотправителя, оформление перевозочного документа на перевозку пассажира, груза, багажа производится в сроки, установленные правилами применения тарифов Перевозчика. Бронирование считается предварительным, пока перевозчик или его уполномоченный агент не выдал пассажиру оформленный перевозочный документ. Бронирование аннулируется без предупреждения, если пассажир или грузополучатель не произвел оплату бронирования в установленный срок и не выполнил др. условия, установленные правилами применения тарифов перевозчика (п.п. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Правил) (л.д. 191-193).

Тарифы на перевозку пассажиров и багажа на местных авиационных линиях АО «ЧукотАВИА» утвержденные генеральным директором АО «ЧукотАВИА» ДД.ММ.ГГГГ, которым ранее действовавшие тарифы утратили действие с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 97-104).

Скриншоты сайта АО «ЧукотАВИА» с пошаговыми инструкциями, согласно которым, на сайте ответчика размещено расписание полетов воздушных судов, выполняемые воздушными судами АО «ЧукотАВИА» на 2023 год; тарифы перевозок пассажира, груза и багажа на 2023 год; план-график предварительной продажи авиабилетов; пассажирам предоставлена возможность приобретения авиабилетов на сайте через онлайн сервис (л.д. 164-170).

В силу требования ст. 67 ГПК РФ суд признает представленные выше доказательства как относимые, допустимые, достоверные и достаточными для разрешения данного дела.

Как следует из содержания выписки из ЕГРЮЛ АО «ЧукотАВИА» является юридическим лицом, имеющим юридический адрес: Чукотский автономный округ, Анадырский район, г.п. Угольные Копи, п. Угольные Копи 3-1, тер Аэропорт Анадырь, основным видом деятельности которого является выполнение перевозок воздушным пассажирским транспортном, подчиняющимся расписанию; дополнительными видами деятельности является: деятельность аэропортовая; перевозка воздушным транспортом, не подчиняющаяся расписанию (п.п. 51.10.1, 51.10.2, 51.23.11 ОКВЭД) (л.д. 80-94).

Как установлено судом, Правилами воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов АО «ЧукотАВИА» предусмотрено бронирование провозной емкости для пассажира, и грузоотправителя, оформление перевозочного документа на перевозку пассажира, груза, багажа производится в сроки, установленные Правилами применения тарифов перевозчика, которые колеблются от 30 дней до 6 месяцев, а процесс аннулирования бронирования проводится без предупреждения, при отказе пассажира или грузополучателя произвести оплату бронирования в установленный срок (п.п. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Правил).

Кроме того судом установлено, что в силу Соглашения , заключенного между перевозчиком - АО «ЧукотАВИА» и агентом - ООО «АТА Чукотки» перевозчик поручил агенту принимать на себя обязанность по реализации выделяемой квоты мест. Агент для оформления перевозок на авиарейсы, выполняемые перевозчиком, обязуется организовать работу авиакасс в населенных пунктах и персонала в аэровокзалах аэропортов Анадырь, Лаврентия, Провидения, Эгвекинот (Залив Креста), Марково, Беринговский, Певек, Кепервеем, Омолон, <адрес>. Обеспечивать в авиакассах свободное оформление перевозок на авиарейсы перевозчика. Выполнять оформление документов в строгом соответствии с правилами воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов ФГУП «ЧукотАВИА», тарифами, инструкциями (п.п. 1.2, 2.1-2.3). Перевозчик: устанавливает расписание движения воздушных судов, предельную и коммерческую загрузку, квоту мест, закрепленную за бронедержателями; обеспечивает своевременное информирование агента о выполняемых или вновь вводимых авиарейсах перевозчика; о вводимых тарифах и льготах на авиаперевозки, правила их применения, а также правилах расчетов с пассажирами (п.п. 4.2-4.4) (л.д. 55-60).

Так же материалами дела, исследованными в судебном заседании, которые в силу содержания ч. 1 ст. 61 ГПК РФ не нуждаются в доказывании, подтверждается, что авиаперевозчик АО «ЧукотАВИА» и транспортный Агент, в лице ООО «АТА Чукотки», имеют интернет сайт с адресами: https://chukotavia.ru и https://ata-chukotka.ru/, где отражены: расписание рейсов воздушных судов, совершаемых ответчиком на 2023 год; стоимость авиаперевозок пассажира, груза и багажа на 2023 год; иная справочная информация необходимая для пассажиров, где так же размещены онлайн серверы по предварительной продаже авиабилетов https://booking.ata-chukotka.ru, на сайте АО «ЧукотАВИА» (по адресу https://chukotavia.ru/ и далее по ссылке https://booking.chukotavia.com/websky/#/search).

Кроме того судом установлено, что предварительная продажа билетов на рейсы, выполняемые АО «ЧукотАВИА», осуществляются Агентом и перевозчиком на указанных выше сайтах, через автоматизированную систему бронирования АО «Сирена Трэвел», куда направляются сведения о наличии свободных мест на конкретные рейсы, и сроки предварительных продаж отображаются в соответствующем окне сайта.

Так же судом установлено, что билеты можно приобрести, в указанные выше сроки, в кассах аэропортов, агентствах/агентов, которые в своей работе также используют указанную выше систему бронирования, тем самым следует признать, что доводы прокурора об отсутствии в АО «ЧукотАВИА» бронирования при продаже авиабилетов не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

Указанный выше способ приобретения авиабилетов пассажирами предполагает возможность бронирования места, багажа, груза на рейсе осуществляемым АО «ЧукотАВИА» с глубиной бронирования, установленной авиаперевозчиком, в зависимости от срока приобретения авиабилетов, что соответствует требованиям п. 12 ФАП .

Установленные выше сведения прокурором не опровергнуты, фактов нарушения данного порядка продаж авиабилетов прокурором суду не представлено.

Следует признать, что прокурор, не представив суду жалобы жителей <адрес> и Б.А.Н., на которые ссылается в обоснование исковых требований, в которых жители Чукотки жалуются на отсутствие возможности бронировать покупку билетов, и на нарушение прав потребителей, предусмотренных п. 5 ст. 4 Закона , тем самым с учетом содержания ст. 56 ГПК РФ, суд, считает, что прокурор не доказал необходимость удовлетворения заявленных им исковых требований.

Доводы, изложенные в жалобе, поданной в обоснование иска о задержке продажи авиабилетов в начале 2023 года с длительным периодом бронирования не могут быть приняты судом в связи с тем, что и в тот период времени осуществлялось бронирование авиабилетов со сроком 30 дней, а перенос сроков организации бронирования с большим сроком произошел по вине Департамента, что не оспорено и самим прокурором и подтверждается представленными им заключениями проверок.

Суд считает, что отсутствие достаточного количества авиарейсов и перенос рейсов не связаны с отсутствием сроков и порядка бронирования на рейсы, выполняемые АО «ЧукотАВИА».

Частота субсидированных авиарейсов и возможность введения дополнительных рейсов в <адрес> определяется Департаментом, что также подтверждается заключениями прокурорских проверок, тем самым, приложенные к иску жалобы о недостаточности рейсов не свидетельствуют о нарушении авиаперевозчиком Закона .

Приложенные скриншоты сообщений в сообществе ДПЧ А.Д.А. не имеют никакого отношения к срокам и порядку бронирования.

В силу требования п. 3.3 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128 (далее ФАП-128) капитан воздушного судна принимает окончательное решение о взлете и посадке воздушного судна, а также о прекращении полета и возвращении на аэродром, уходе на второй круг и (или) запасной аэродром или о вынужденной посадке в случае явной угрозы безопасности полета воздушного судна в целях спасения жизни людей, предотвращения нанесения ущерба окружающей среде.

В силу требования п. 3.118 ФАП-128 к неблагоприятным атмосферным условиям относятся: грозовая деятельность; сильные осадки; повышенная электрическая активность атмосферы; обледенение; турбулентность; сдвиг ветра; облака вулканического пепла; пыльные и песчаные бури.

Полеты при неблагоприятных атмосферных условиях выполняются в соответствии с требованиями, установленными Федеральными авиационными правилами полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденными Приказом Министра обороны Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, Российского авиационно-космического агентства от 31 марта 2002 г. № 136/42/51, настоящими Правилами, РПП и РЛЭ.

Согласно п. 3.50 ФАП-128 не допускается выполнение взлета при наличии информации о сильном дожде и метеорологической видимости менее 600 м без использования бортового радиолокатора и системы заблаговременного предупреждения о сдвиге ветра.

В связи с чем, вопрос о переносе полета регламентирован ФАП-128 и не зависит от позиции авиаперевозчика, а поэтому сведения, изложенные в жалобах о переносе рейсов по неблагоприятным метереологическим условиям не свидетельствуют о нарушении ответчиком закона о Защите прав потребителя.

Иные доводы в жалобах приложенных прокурором также не имеют отношения к заявленным исковым требованиям.

Доводы представителя ответчика о том, что территория Чукотского автономного округа является малонаселенной и труднодоступной территорией с неблагоприятными погодными и климатическими условиями, где в большинстве малочисленных населенных пунктов нет интернета, а ряде сел и на стойбищах, куда осуществляются авиарейсы, нет телефонной связи и аэропортной инфраструктуры, с учетом содержания п. 1 ст. 61 ГПК РФ, суд признает общеизвестными сведениями, не требующими доказательств.

С учетом содержания изложенного выше, при отсутствии Интернета на большей части Чукотки, суд считает, что прокурор не опроверг доводы представителя ответчика, что АО «ЧукотАВИА» не имеет технической возможности использовать автоматизированную систему бронирования АО «Сирена Трэвел» или иную систему бронирования при продаже авиабилетов в малонаселенных национальных селах и стойбищах.

Предложение прокурора о ведении журналов/тетрадей предварительной продажи билетов на местах в малонаселенных национальных селах и стойбищах, не предусмотрено действующими авиационными Правилами, и не обеспечит авиационную безопасности при выполнении полетов воздушных судов.

Принимая во внимание, что в силу требования ч.ч. 2, 3 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом, с учетом ст. 210 ГПК РФ, согласно которым решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, при том, что прокурором четко не сформулировано требование о том на каких аэродромах, самолетных/вертолетных площадках и каким образом следует установить сроки и порядок бронирования перевозки пассажиров, багажа и груза на территории Чукотского автономного округа, суд приходит к выводу, что в удовлетворении иска прокурору следует отказать.

В силу требований пп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ прокурор освобожден уплаты государственной пошлины.

Суд, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ,

решил:

в удовлетворении иска Магаданского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к акционерному обществу «ЧукотАВИА» о понуждении установить сроки и порядок бронирования перевозки, пассажиров, багажа, груза в срок не позднее двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Чукотского автономного округа через Анадырский районный суд Чукотского автономного округа в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 07 ноября 2023 года.

Председательствующий В.В. Разоренов