Дело № г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
14 декабря 2015 года Лазаревский районный суд г. ФИО2 <адрес> в составе:
Председательствующего, судьи Чехутской Н.П.
при секретаре ФИО6
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации города ФИО2 к ФИО3, ФИО4 о сносе самовольной постройки,
У С Т А Н О В И Л :
Администрация города ФИО2 обратилась в Лазаревский районный суд г. ФИО2 с иском к ФИО3, ФИО4 и просит признать самовольной постройкой четырехэтажный капитальный объект строительства, пристраиваемый трехэтажный капитальный объект с лестничным маршем, общей площадью 1660 кв.м., расположенные на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0109021:15 по адресу: город ФИО2, <адрес>, пер. Родниковый, <адрес>; обязать ответчиков снести за свой счет вышеуказанные самовольно возведенные объекты.
В обоснование доводов указывает, что в ходе осуществления муниципального земельного контроля управлением муниципального земельного контроля администрации г. ФИО2 произведено обследование земельного участка, расположенного по адресу: г. ФИО2, <адрес>, пер. Родниковый, <адрес>, и установлено, что земельный участок общей площадью 600 кв.м. с кадастровым номером: 23:49:0109021:15 принадлежит на праве общей долевой собственности ответчикам. Ранее на вышеуказанный земельный участок было выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома, этажностью 3, площадью застройки 323 кв.м., общей площадью <адрес> кв.м., максимальный коэффициент застройки 64% земельного участка в соответствии с градостроительным планом участка. Однако, при визуальном осмотре вышеуказанного земельного участка, установлено, что на нем фактически возводится незавершенный строительством трехэтажный капитальный объект недвижимости с конструкциями четвертого этажа, размерами в плане 22мх16м, площадью застройки ориентировочно 352 кв.м., общей площадью 1408 кв.м. Таким образом имеет место несоответствие фактически расположенного объекта недвижимости и разрешительных документов на него.
В судебном заседании представитель администрации города ФИО2ФИО7 поддержал заявленные требования и просил удовлетворить их в полном объеме.
В судебном заседании представитель ФИО3 – ФИО8, а также ФИО3 от своего имени и от имени ФИО4 не согласились с предъявленными требованиями, просили отказать в их удовлетворении, т.к. контур спорного строения не нарушает правомерную границу земельного участка который принадлежит им на праве общей долевой собственности.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что в ходе осуществления муниципального земельного контроля управлением муниципального земельного контроля администрации г. ФИО2 произведено обследование земельного участка с кадастровым номером 23:49:0109021:15, расположенного по адресу: город ФИО2, <адрес>, пер. Родниковый, <адрес>.
По результатам проведенной проверки установлено, что земельный участок площадью 600 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0109021:15, расположенный по адресу: город ФИО2. <адрес>, пер. Родниковый, 21, принадлежит на праве общей долевой собственности (по ? доли за каждым) ФИО3 и ФИО4 B.C., о чем в едином государственном реестре прав на недвижимость и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ№. Категория земель - земли населенных пунктов. Разрешенный вид использования - для индивидуального жилищного строительства.
Ранее на вышеуказанный земельный участок, отделом архитектуры и градостроительства администрации <адрес> города ФИО2, ФИО9 было выдано ДД.ММ.ГГГГ разрешение № RU23309 203/Л-08 на строительство индивидуального жилого дома: этажностью 3, площадью застройки 323 кв.м., общей площадью <адрес> кв.м., максимальный коэффициент застройки 64% земельного участка в соответствии с градостроительным планом земельного участка №RU23309000№ от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного заместителем начальника управления архитектуры и градостроительства администрации города ФИО2.
При визуальном осмотре земельного участка с кадастровым номером 23:49:0109021:15, установлено, что фактически на части 1 (жилой дом площадью застройки 323 кв.м.,) экспликации из схемы планировочной организации земельного участка утвержденного градостроительного плана земельного участка №RU233090000- № от ДД.ММ.ГГГГ, возводится незавершенный строительством трехэтажный капитальный объект недвижимости с конструкциями четвертого этажа, размерами в плане 22мх16м, площадью застройки ориентировочно 352 кв.м., общей площадью 1408 кв.м., кроме того на части 2 (место для стоянки личного автотранспорта на 2 маш/места с площадью твердых покрытий 100 кв.м.) экспликации из схемы планировочной организации земельного участка утвержденного градостроительного плана земельного участка № RU23309000№ от ДД.ММ.ГГГГ к указанному четырех этажному строению пристраивается трехэтажный капитальный объект (лестничный марш), размерами в плане 12мх7м, площадью застройки ориентировочно 84 кв.м., общей площадью 252 кв.м.
Таким образом, проведенной проверкой установлено, что указанный трехэтажный объект с конструкциями четвертого этажа и пристраиваемый трехэтажный капитальный объект (лестничный марш) являются единым неразрывно связанным строением, общей площадью 1660 кв.м., с коэффициентом застройки 75% в пределах земельного участка, не соответствует ранее выданному отделом архитектуры и градостроительства администрации <адрес> города ФИО2, ФИО9 разрешения на строительство индивидуального жилого дома, этажностью 3, площадью застройки 323 кв.м., общей площадью <адрес> кв.м., максимальный коэффициент застройки 64% земельного участка, от ДД.ММ.ГГГГ №RU23309 203/Л-08.
В соответствии с фототаблицей, приложенной к указанному акту осмотра на указанном земельном участке расположен трехэтажный объект с конструкциями четвертого этажа и пристраиваемый трехэтажный капитальный объект (лестничный марш).
Таким образом, имеет место несоответствие фактически расположенного объекта недвижимости и разрешительных документов на него.
Учитывая, что указанный четырехэтажный капитальный объект строительства, пристраиваемый трехэтажный капитальный объект с лестничным маршем возведен без соответствующего разрешения, что является признаком самовольной постройки, установленным пунктом 1 ст. 222 ГК РФ. Правовые основания для государственной регистрации на него права собственности отсутствовали.
Таким образом, вышеуказанный объект капитального строительства возведен с отклонением от соответствующего разрешения в нарушение пунктов 5.1 и 5.3 Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт ФИО2, утвержденных решением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№ (в ред. От ДД.ММ.ГГГГ№).
В силу ст. 40, 41 ЗК РФ собственник земельного участка вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
П. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в п. 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон. то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Исходя из изложенного постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (статьи 35 - 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 85 Земельного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).
Таким образом, вместо трехэтажного объекта, на который получено соответствующее разрешение, возведен иной объект (четырехэтажный капитальный объект строительства, пристраиваемый трехэтажный капитальный объект с лестничным маршем), разрешение на реконструкцию которого не выдавалось.
В соответствии со СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89* «Общественные здания и сооружения» при определении этажности здания в число этажей включаются все надземные этажи, в том числе технический этаж, мансардный, а также цокольный этаж, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 м. Подполье для проветривания под зданиями, проектируемыми для строительства на вечномерзлых грунтах, независимо от его высоты, в число надземных этажей не включается.
В приложениях Б и В СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные» даны определения этажей и правила определения этажности здания. При определении этажности здания в число надземных этажей включаются все надземные этажи, в том числе технический этаж, мансардный, а также цокольный этаж, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 м. Подполье под зданием независимо от его высоты, а также междуэтажное пространство с высотой менее 1,8 м в число надземных этажей не включаются.
Таким образом, под этажностью следует понимать количество надземных этажей, в том числе технического этажа, мансардного, а также цокольного этажа, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем 2 м.
Термин «количество этажей» закреплен в статье 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации в качестве критерия при определении необходимости проведения государственной экспертизы проектной документации и не может заменяться термином «этажность».
Таким образом, под количеством этажей следует понимать количество всех этажей, включая подземный, подвальный, цокольный, надземный, технический, мансардный.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 26 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство.
В соответствии со ст. 51 и 55 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена единая форма разрешения на строительство, заполняемая в порядке, предусмотренном Приказом Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Пунктом 14 ст. 1 ГрК РФ определено, что реконструкция - это изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно- технического обеспечения.
В силу ч. 7 ст. 52 ГрК РФ отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 1 ст. 20 Закона об архитектурной деятельности изменения архитектурного проекта при разработке документации для строительства или при строительстве архитектурного объекта производятся исключительно с согласия автора архитектурного проекта, а в случае отклонения от требований архитектурно- планировочного задания также, но согласованию с соответствующим органом архитектуры и градостроительства.
Согласно п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом, либо за его счет.
Статьей 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» лицо, виновное в строительстве или в изменении архитектурного объекта без соответствующего разрешения на строительство, обязано за свой счет осуществить снос (полную разборку) самовольной постройки или привести архитектурный объект и земельный участок в первоначальное состояние.
Самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство. Поэтому лицо, осуществившее самовольную постройку, не является законным владельцем.
Вводя правовое регулирование самовольной постройки, законодатель закрепил в пункте 1 статьи 222 ГК РФ три признака самовольной постройки, а именно: постройка должна быть возведена либо на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке, либо без получения необходимых разрешений, либо с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (причем для определения ее таковой достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков). В соответствии с пунктом 2 той же статьи последствием, то есть санкцией за данное правонарушение, является отказ признания нрава собственности за застройщиком и снос самовольной постройки осуществившим ее лицом либо за его счет.
По буквальному смыслу указанной нормы, содержащаяся в ней санкция может быть применена, если доказана вина в осуществлении самовольной постройки. Осуществление самовольной постройки является виновным действием, доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из трех условий, перечисленных в пункте 1 статьи 222 ГК РФ. Данная правовая позиция выражена КС РФ в определении от ДД.ММ.ГГГГ№-О-П.
Согласно п.п. 20 п. 1 ст. 14 Федерального закона №-Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в ведении органов местного самоуправления находится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения. Аналогичные полномочия закреплены п.п. 26 п. 1 ст. 7 Устава МО город-курорт ФИО2.
При таких обстоятельствах, суд, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, пришел к выводу, что заявление истцом требования подлежат полному удовлетворению, т.к. ответчиками не представлены доказательства наличия разрешительной документации на спорное строение, а также внесения в разрешительную документацию изменений, касающихся увеличения этажности и площади здания.
Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Судом удовлетворены исковые требования администрации города ФИО2, являющиеся требованиями имущественного характера, размер государственной пошлины по которым установлен п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ. На основании данной статьи, с ответчика должна быть взыскана госпошлина в доход государства в размере 4000 рубля, при подаче иска госпошлина оплачена не была, т.к. истец освобождён от её уплаты.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление администрации города ФИО2 к ФИО3, ФИО4 о сносе самовольной постройки – удовлетворить.
Признать самовольной постройкой четырехэтажный капитальный объект строительства, пристраиваемый трехэтажный капитальный объект с лестничным маршем, общей площадью 1660 кв.м., расположенные на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0109021:15 по адресу: город ФИО2, <адрес>, пер. Родниковый, <адрес>.
Обязать ФИО3 и ФИО4 снести за свой счет самовольно возведенные четырехэтажный капитальный объект строительства, пристраиваемый трехэтажный капитальный объект с лестничным маршем, общей площадью 1660 кв.м., расположенные на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0109021:15 по адресу: город ФИО2, <адрес>, пер. Родниковый, <адрес>.
Взыскать солидарно с ФИО3 и ФИО4 государственную пошлину в доход государства в размере 4 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Лазаревский районный суд.
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
СУДЬЯ подпись
Копия верна:
Судья Лазаревского райсуда г. ФИО2 Н.П.Чехутская