ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2835 от 19.07.2010 Пушкинского городского суда (Московская область)

                                                                                    Пушкинский городской суд Московской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Пушкинский городской суд Московской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

дело № 2- 2835/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 июля 2010 года г. Пушкино

Пушкинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Курлаевой И.В.,

при секретаре Зюзиной Л.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Казакова Н.Е. об оспаривании действий (бездействия) администрации Пушкинского муниципального района Московской области,

установил:

Казаков Н.Е. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия администрации Пушкинского муниципального района Московской области в проведении публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельных участков.

В ходе рассмотрения дела Казаков Н.Е. уточнил свои требования, просит признать незаконным отказ администрации Пушкинского муниципального района Московской области в рассмотрении вопроса об изменении вида разрешенного использования принадлежащих ему земельных участков.

В обоснование заявления указал, что обратился с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления. Администрация ответила отказом, ссылаясь на недостаточность представленных документов для проведения публичных слушаний. По мнению заявителя администрация Пушкинского муниципального района уклоняется от соблюдения обязательной процедуры рассмотрения вопроса об изменении вида разрешенного использования принадлежащих ему земельных участков, в связи с чем, просит суд признать незаконным отказ заинтересованного лица в организации и проведении публичных слушаний, и обязать заинтересованное лицо организовать проведение публичных слушаний и принять решения по их итогам.

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности (доверенность в деле –л.д. 8, 21) Кусов М.Ю. заявление поддержал, просил заявление удовлетворить.

Заинтересованное лицо – представитель администрации Пушкинского муниципального района Московской области по доверенности (доверенность в деле –л.д. 22) Киселев А.С. с заявленными требованиями не согласился, поддержал отказ администрации пушкинского муниципального района.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, находит заявление Казакова Н.Е. подлежащим удовлетворению

Правоотношения, возникшие между участниками настоящего гражданского дела, носят публично-правовой характер и регулируются нормами главы 25 ГПК РФ, Земельным кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В ходе рассмотрения дела судом установлены следующие обстоятельства.

На основании договора дарения земельного участка от Дата обезличена и договора купли-продажи (купчей) земельного участка от Дата обезличена Казаков Н.Е. является собственником двух земельных участков площадью по 25 000 кв.м каждый, с видом разрешенного использования «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» категории земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровыми номерами Номер обезличен, расположенные по адресу: ..., ..., .... Право собственности Казакова Н.Е. на указанные земельные участки зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права л.д. 12-13).

09 июня 2010 года Казаковым Н.Е. зарегистрировано ДНП «Колос» л.д. 25-32).

20 апреля 2010 года Казаков Н.Е. обратился в администрацию Пушкинского муниципального района Московской области с заявлением об организации проведения публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования принадлежащих ему земельных участков с «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» на «для дачного строительства» или другой вид, пригодный для размещения дачного некоммерческого партнерства.

18 мая 2010 года администрацией Пушкинского муниципального района отказано Казакову Н.Е. в рассмотрении данного вопроса ввиду несоответствия представленных документов действующему законодательству. В своем ответе заинтересованное лицо указывает, что рассмотрение вопроса об изменении вида разрешенного использования будет возможно после получения заключения Управления строительства, архитектуры и градостроительного регулирования, для чего в соответствии с Законом Московской области от 07.06.1996г. № 23/96 – ОЗ заявителю предложено представить следующие документы: 1. копии правоустанавливающих документов на принадлежащие земельные участки; 2. надлежащие копии кадастровых паспортов на земельные участки; 3. выписки из ЕГРП.

Отказ администрации Пушкинского муниципального района в организации проведения публичных слушаний суд находит незаконным по следующим основаниям.

В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливается федеральным законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.

Согласно ст. 8 Градостроительного кодекса РФ и ст. 11 Земельного кодекса РФ вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 4 Федерального закона РФ от 29.12.2004г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» вплоть до принятия в установленном порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 01 января 2012 года, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования с учетом положений частей 3-10 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ в части соответствующих требований.

Статьей 16 Устава Пушкинского муниципального района Московской области предусмотрено: «1. Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей Пушкинского муниципального района Советом депутатов, Главой Пушкинского муниципального района могут проводиться публичные слушания.

2. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, Совета депутатов, Главы Пушкинского муниципального района.

Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или Совета депутатов, назначаются Советом депутатов, по инициативе Главы Пушкинского муниципального района - Главой Пушкинского муниципального района,

3. На публичные слушания должны выноситься:

1) проект устава Пушкинского муниципального района, а также проект решения Совета депутатов о внесении изменений и дополнений в Устав Пушкинского муниципального района, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами;

2) проект местного бюджета Пушкинского муниципального района и отчет о его исполнении;

3) проекты планов и программ развития Пушкинского муниципального района, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;

4) вопросы о преобразовании Пушкинского муниципального района;

5) иные вопросы, предусмотренные федеральными законами.

4. Совет депутатов, Глава Пушкинского муниципального района, принявшие решение о проведении публичных слушаний, публикуют объявление в официальном печатном средстве массовой информации о проведении публичных слушаний не позднее 14 дней до дня их проведения. В данном объявлении указываются вопросы, выносимые на публичные слушания, время и место их проведения, определяется порядок ознакомления граждан с проектом правового акта.

Результаты публичных слушаний, включая информацию о ходе слушаний и итоговый документ (заключение) публичных слушаний, публикуются в официальном печатном средстве массовой информации не позднее 14 дней со дня их проведения.

5. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется настоящим Уставом и положением о проведении публичных слушаний на территории Пушкинского муниципального района, утверждаемым Советом депутатов».

Из пояснений представителя заинтересованного лица в ходе судебного заседания следует, что решение Совета депутатов Пушкинского муниципального района об утверждении положения о проведении публичных слушаний не принималось. Также представитель заинтересованного лица пояснил, что публичные слушания с четом места расположения земельных участков заявителя, проводятся муниципальным образованием «городское поселение Ашукино Пушкинского муниципального района Московской области».

Согласно ст. 21 Устава муниципального образования «городское поселение Ашукино Пушкинского муниципального района Московской области» 1. Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей Поселения Советом депутатов Поселения, Главой Поселения могут проводиться публичные слушания.

2. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, Совета депутатов Поселения или Главы Поселения.

Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или Совета депутатов Поселения, назначаются Советом депутатов Поселения, по инициативе Главы Поселения - Главой Поселения.

3. На публичные слушания должны выноситься:

1) проект устава Поселения, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный Устав;

2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;

3) проекты планов и программ развития Поселения, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, реконструкции объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;

4) вопросы о преобразовании городского поселения;

4. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется Уставом Поселения и нормативно-правовыми актами Совета депутатов Поселения и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей Поселения о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.

Довод представителя заинтересованного лица о том, что заявителем не соблюден установленный порядок обращения с заявлением об изменении вида разрешенного использования, со ссылкой на то обстоятельство, что публичные слушания в данном случае проводятся городским поселение Ашукино, а не администрацией Пушкинского муниципального района, суд находит несостоятельным, поскольку стороной заявителя не оспаривается сам порядок проведения публичных слушаний. Кроме того, заявителем не ставится вопрос об обязании заинтересованного лица провести указанные слушания. Казаков Н.Е. просит обязать заинтересованное лицо рассмотреть вопрос об организации и проведении публичных слушаний и принять решение по итогам их проведения.

В данном случае вопрос об организации и проведении публичных слушаний, а также принятие решения по итогам их проведения является компетенцией заинтересованного лица. Указанное обстоятельство подтверждается представленным в материалы дела Соглашением № 14 от 15.02.2010г. о передаче Пушкинскому муниципальному району отдельных полномочий по решению отдельных вопросов местного значения городского поселения Ашукино л.д. 50-52), согласно которому заинтересованное лицо осуществляет подготовку с участием Поселения публичных слушаний об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории Поселения, по проектам планировки территории и иным вопросам градостроительной деятельности, а также принимает решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования.

В соответствии с ч. 8 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.

В силу ч. 9 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения принимает глава местной администрации на основании указанных рекомендаций в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций.

Кроме того, такая обязанность органа местного самоуправления установлена также п. 3 ч. 3 ст. 28 Федерального закона РФ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков должны выноситься на публичные слушания.

Ссылка в отказе заинтересованного лица на необходимость предоставления: 1. копии правоустанавливающих документов на принадлежащие земельные участки; 2. надлежащие копии кадастровых паспортов на земельные участки; 3. выписки из ЕГРП, суд находит необоснованной, поскольку заявителем при подаче заявления были представлены истребуемые документы.

Кроме того, истребуемые заинтересованным лицом документы необходимы для принятия решения комиссией по итогам проведения публичных слушаний, а не для самой процедуры проведения таких слушаний.

Также несостоятельна ссылка заинтересованного лица о возможности рассмотрения вопроса об изменении вида разрешенного использования после получения заключения Управления строительства, архитектуры и градостроительного регулирования, поскольку какие-либо строения на принадлежащих заявителю земельных участках отсутствуют. Указанное обстоятельство сторонам не оспаривалось.

Оценив доказательства в порядке ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что администрацией Пушкинского муниципального района необоснованно отказано Казакову Н.Е. в организации и проведении публичных слушаний, в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Заявление Казакова Н.Е. об оспаривании действий (бездействия) администрации Пушкинского муниципального района удовлетворить.

Признать отказ администрации Пушкинского муниципального района Московской области в рассмотрении вопроса об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами: Номер обезличен общей площадью 25 000 кв.м каждый, расположенных по адресу: ..., ..., ..., незаконным.

Обязать администрацию Пушкинского муниципального района Московской области рассмотреть вопрос об изменении вида разрешенного использования земельных участков и принять решение по итогам проведения публичных слушаний.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме – 26 июля 2010 года.

Судья: