Дело № 2-2836/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 марта 2016 года г. Волгоград
Дзержинский районный суд г. Волгограда в составе председательствующего судьи Попова А.И.,
при секретаре судебного заседания Забазновой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Закрытому акционерному обществу «МБ-Беляево» о признании недействительным договора-купли продажи в части, расторжении договора, взыскании суммы уплаченной за товар, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа, возмещении убытков и судебных издержек,
УСТАНОВИЛ:
Первоначально ФИО1, в лице представителя по доверенности ФИО3, обратилась в суд с иском к ЗАО «МБ-Беляево», ООО «Агат-МБ» о расторжении договора купли-продажи автомобиля, взыскании суммы, уплаченной за товар, взыскании неустойки, компенсации морального вреда, суммы штрафа, возмещении убытков и судебных издержек. В обоснование исковых требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ в городе Москва заключен договор купли - продажи № между ЗАО «МБ-Беляево» (Продавец) и ФИО1 (Покупатель), согласно которому ей был продан автомобиль марки Мерседес Бенц С-180, 2011 г. выпуска, идентификационный номер (VIN): №, пробег №, цвет белый, за 810500 руб. На данный автомобиль ей был выдан гарантийный сертификат StarClass от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, на автомобиль действует продленная гарантия сроком на 12 месяцев или 25 000 км пробега, в зависимости оттого, что наступит ранее, с момента продажи автомобиля с пробегом. При наступлении гарантийного случая, в соответствии с данным сертификатом, собственник автомобиля должен связаться с дилерам, участвующим в программе Mercedes- Benz StarClass. Указывает, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к официальному дилеру Mercedes-Benz в Волгограде ООО «Агат-МБ» в связи с тем, что автомобиль плохо прогревался и после включения отопителя резко падает температура в двигателе. ООО «Агат-МБ» были проведены работы по перепрограммированию термостата системы охлаждения, а также, в заключение мастерской написано, что при повторном возникновении неисправности требуется заменить термостат. За проведенные работы она оплатила 2 500 рублей. Также, указывает, что ДД.ММ.ГГГГ она снова обратилась в вышеуказанный сервисный центр, так как проблема с термостатом возникла вновь. Согласно заключению мастерской требуется замена термостата. За проведение диагностики мною была оплачена денежная сумма в размере 750 рублей. В соответствии с программой StarClass термостат автомобиля является гарантийным узлом, т.е. подлежит замене за счет официального дилера Mercedes-Benz и на момент обращения в сервисный центр срок гарантии не истек (пробег 66 658 км, срок владения 2 месяца 9 дней). Однако, ООО «Агат-МБ», письмом сообщило ей об отказе в проведении бесплатного ремонта по причине нарушения условий программы, а именно, нарушения регламента выполнения технического обслуживания. По имеющейся информации DSB (электронный сервисный отчет) содержит информацию о единственном ТО, которое было выполнено ДД.ММ.ГГГГ при пробеге 10 015 км. Также ей пояснили что автомобиль не имеет гарантию, по причине того, что все ТО, кроме первого проходились не у официального дилера. Указывает, что по договору купли-продажи, продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи с установленным гарантийным сроком. В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. Согласно закону «О защите прав потребителей» продавец, не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре, несет ответственность, предусмотренную пунктами 1-4 статьи 18 настоящего Закона, за недостатки товара, возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации. Согласно абз. 7 п.1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы. Считает, что ей продан товар с существенным недостатком, а именно, отсутствим гарантии, на основании которой, при использовании транспортного средства, покупатель имеет право за счет официального дилера проводить ремонт на бесплатной основе. Указывает, что ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «МБ-Беляево» получило претензию с предложением урегулировать данную ситуацию досудебным порядком, однако, ответа на данную претензию до настоящего времени она не получила. В связи с чем, просит суд расторгнуть договор купли-продажи автомобиля от ДД.ММ.ГГГГ и взыскать с ответчика 810500 руб. За нарушение требований о возврате уплаченной за товар суммы, просит взыскать неустойку в размере 1% от стоимости автомобиля до принятия решения судом, начиная с ДД.ММ.ГГГГ За отказ в добровольном порядке удовлетворить ее требования, просит взыскать штраф в размере 50% от суммы, взысканной в ее пользу. В счет компенсации морального вреда просит взыскать 50000 рублей. В счет возмещения убытков просит взыскать стоимость уплаченной страховой премии по договору ОСАГО в размере 16603,78 рублей, расходы по проведению диагностики автомобиля в сумме 3250 рублей. В счет возмещения судебных издержек просит взыскать расходы по нотариальному удостоверению доверенности 1200 рублей, в счет возмещения почтовых расходов 780 рублей, в счет возмещения расходов по оплате услуг представителя 50000 рублей.
В дальнейшем, представитель истца, действующая на основании доверенности, в порядке ст. 39 ГПК РФ, исковые требования уточнила. Соответчика ООО «Агат-МБ» перевела в третье лицо на стороне ответчика без самостоятельных требований, оставив в качестве ответчика ЗАО «МБ-Беляево». Просила суд признать недействительным п.4.1 Договора купли-продажи автомобиля от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому все споры, возникшие из договора, разрешаются в суде по месту нахождения продавца. В счет возмещения убытков, просит взыскать с ответчика страховую премию в сумме 16603,78 рублей и дополнительно уплаченную сумму при переоформлении договора ОСАГО в связи с изменением собственника в размере 7115,90 рублей, а всего в размере 23719,68 рублей. В остальной части исковые требования, предъявленные к ЗАО «МБ-Беляево» оставила без изменения.
В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, о месте и времени рассмотрения дела в суде извещена, свои интересы в суде доверила представлять ФИО3
В судебном заседании представитель истца ФИО3, действующая на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержала и просила суд удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель ответчика ЗАО «МБ-Беляево» ФИО4, действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения требований истца, при этом суду пояснил, что Гарантия Стар Класс это дополнительное обязательство. Замена термостата входит в программу Стар Класс, но истец не обращался в ЗАО «МБ-Беляево» по данному вопросу. При передаче товара покупателю дефектов не было, претензий от покупателя ЗАО «МБ-Беляево» не получало.
Представитель третьего лица ООО «Агат-МБ» ФИО5, действующая на основании доверенности, разрешение иска оставила на усмотрение суда.
Представитель третьего лица АО «Мерседес Бенц РУС» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела в суде извещен, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, полагал иск не подлежащим удовлетворению ввиду его необоснованности.
Представитель третьего лица – отдела по защите прав потребителей администрации <адрес> Волгограда ФИО6, привлеченная в процесс по инициативе суда, полагала иск не подлежащим удовлетворению ввиду необоснованности, указав, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ЗАО «»МБ-Беляево» заключен договор купли продажи автомобиля MERCEDES-BENZ С 180 №. Согласно договору купли продажи автомобиль продан с пробегом 61 000 км., то есть автомобиль бывший в употреблении. Согласно п. 2.2 Договора передача «Товара» покупателю оформляется приемосдаточным актом, товарной накладной.
Согласно п. 3.1 Договора претензии по качеству и комплектности «Товара» должны быть заявлены Покупателем во время подписания сторонами приемосдаточного акта. Вместе с товаром потребителю был передан гарантийный сертификат Mercedes-Benz StarClass сроком на 12 месяцев или 25 000 километров пробега, в зависимости от того, что наступит ранее, с момента продажи автомобиля с пробегом. Согласно условиям договора это продленная гарантия на автомобиль «Мерседес-Бенц» с пробегом. Указывает, что согласно информации, предоставленной на первом листе гарантийного обязательства - это дополнительное обязательство Продавца в отношении недостатков товара. Содержание дополнительного обязательства продавца, срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются договором между потребителем и продавцом. В силу п. 8 ст. 5 Закона изготовитель (продавец) несет ответственность за недостатки товара, обнаруженные в течение срока действия дополнительного обязательства, в соответствии с абзацем вторым пункта 6 статьи 18 настоящего Закона, а после окончания срока действия дополнительного обязательства - в соответствии с пунктом 5 статьи 19 настоящего Закона. В соответствии с абзацем вторым пункта 6 статьи 18 Закона в отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара. В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона, потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе потребовать, в частности, незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом либо отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Указывает, что согласно п. 1 ст. 476 ГК РФ продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента. В соответствии с п. 3 ст. 503 ГК РФ в отношении технически сложного товара покупатель вправе потребовать его замены или отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы в случае существенного нарушения требований к его качеству. В число технически сложных товаров, Перечень которых утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N №, входят автомобили легковые.
Указывает, что согласно условиям договора (паспорту транспортного средства) истица приобрела бывший в употреблении товар у продавца ЗАО «МБ-Беляево». Изготовителем ТС является ФИО2 Германия, импортером ТС является ЗАО «Мерседес Бенц Рус». Договор купли продажи с первым покупателем заключен ДД.ММ.ГГГГ. Информация о гарантийных обязательствах завода изготовителя отсутствует. Гарантийный сертификат выдан продавцом ЗАО «МБ- Беляево» сроком на один год с ДД.ММ.ГГГГ по 11,08.2015 года по условиям гарантии продавца автомобиль должен проходить плановое техобслуживание согласно стандартам производителя, (стандарты производителя не предоставлены). Невыполнение этого условия может повлечь за собой признание гарантии недействительной.
Указывает, что ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в ООО «Агат-МБ» в связи с тем, что автомобиль плохо прогревался и после включения отопителя, резко падала температура в двигателе. Истице была оказана возмездная услуга на сумму 2500 рублей по устранению неисправности. ДД.ММ.ГГГГ, истица вновь обращается в сервисный центр ООО «Агат- МБ» для проведения возмездной услуги - диагностика автомобиля. За услугу истица заплатила 750 рублей, при этом получив заключение сервиса о том, что необходима замена термостата автомобиля. Однако истица не обратилась к продавцу товара для устранения недостатка.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца по следующим основаниям.
В ходе рассмотрения дела в суде установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в городе Москва заключен договор купли - продажи № между ЗАО «МБ-Беляево» ( Продавец) и ФИО1 (Покупатель), в лице представителя по доверенности ФИО3(л.д. 9-11)
Согласно п. 1.1. Договора предмет договора - автомобиль MERCEDES-BENZ С 180, 2011 года выпуска, идентификационный номер (VIN): №, с пробегом 62 324 км, цвет белый.
Согласно условиям договора стоимость автомобиля составила 810 500 (восемьсот десять тысяч пятьсот) рублей. Денежные средства были оплачены Покупателем в день покупки автомобиля. Перед заключением договора купли-продажи автомобиля, была проведена предпродажная подготовка автомобиля. Автомобиль был передан представителю покупателя ФИО1 – ФИО3 по акту приема-передачи, замечаний по качеству передаваемого автомобиля от представителя покупателя не поступило (л.д. 12-13).
Как следует из ПТС на автомобиль, транспортное средство первоначально было приобретено ООО «ЛукойлНефтепродукт» на основании дилерского договора от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8)
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «ЛукойлНефтепродукт» и ФИО7 был заключен договор купли-продажи указанного автомобиля.
С указанного договора начиналось течение срока гарантийного обслуживания, установленного изготовителем ТС и течение гарантийного срока окончилось ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО7 и ЗАО «МБ-Беляево» был заключен договор купли-продажи автомобиля, собственником которого стало ЗАО «МБ-Беляево», которое в дальнейшем продало автомобиль истцу ДД.ММ.ГГГГ, т.е. уже после окончания срока гарантийного обслуживания, установленного изготовителем т/с.(л.д. 8)
Помимо автомобиля, технической документации и иных документов, представителю покупателя ФИО3 на данный автомобиль Продавцом был выдан гарантийный сертификат StarClass от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, на автомобиль действует продленная гарантия сроком на 12 месяцев (с 12.08.2015г. по 11.08.2016г.) или 25 000 км пробега, в зависимости от того, что наступит ранее, с момента продажи автомобиля с пробегом (л.д. 19,20,21).
При наступлении гарантийного случая, в соответствии с данным сертификатом, собственник автомобиля должен связаться с дилером, участвующим в программе Mercedes- Benz StarClass (л.д. 15-18).
В период действия гарантийного обязательства, ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к дилеру Mercedes-Benz в Волгограде - ООО «Агат-МБ» ( <адрес>), в связи с тем, что автомобиль плохо прогревался и после включения отопителя, резко падала температура в двигателе (л.д. 22-24).
ООО «Агат-МБ» были проведены работы по перепрограммированию термостата системы охлаждения.
ДД.ММ.ГГГГ истец снова обратился в вышеуказанный сервисный центр, так как проблема с работой термостата возникла вновь.
Согласно наряд-заказу на осмотр т/с требуется замена термостата. За осмотр, диагностику истцом была произведена оплата в сумме 3250 рублей (л.д. 25-27).
В соответствии с программой StarClass термостат автомобиля является гарантийным узлом, т.е. в соответствии с гарантийным обязательством, выданным продавцом автомобиля, подлежит замене за счет официального дилера Mercedes-Benz, в данном случае ООО «Агат-МБ». На момент обращения в сервисный центр срок гарантии, установленной продавцом автомобиля, не истек (пробег 66 658 км, срок владения 2 месяца 9 дней).
ООО «Агат-МБ», являясь официальным дилером Mercedes-Benz в Волгограде, письмом исх.№, сообщило об отказе в проведении бесплатного ремонта по причине нарушения условий программы гарантийного обслуживания автомобиля, а именно, нарушения регламента выполнения технического обслуживания. По имеющейся информации DSB (электронный сервисный отчет), в базе данных содержится информация о единственном ТО, которое было выполнено ДД.ММ.ГГГГ при пробеге 10 015 км., а также, что все ТО, кроме первого проходились не у официального дилера (л.д. 30).
Доказательств того, что истец обращалась к ООО «Агат-МБ» с требованием о возврате необоснованно взысканной суммы за переустановку термостата, суду не представлено.
Доказательств того, что истец обращалась к продавцу автомобиля с заявлением об урегулировании вопроса об отказе выполнить ремонт автомобиля на основании сертификата на гарантийное обслуживание т/с выданного продавцом автомобиля, суду не представлено.
В ноябре 2015 г. ФИО1 направила в адрес ЗАО «МБ-Беляево» досудебную претензию с уведомлением о расторжении договора купли-продажи автомобиля, возврате суммы, уплаченной за автомобиль в размере 810500 рублей, компенсации морального вреда в размере 300000 рублей (л.д. 32-38).
После получения претензии ЗАО «МБ-Беляево» направило в адрес истца уведомление о том, что оно готово принять автомобиль для выполнения работ, предусмотренных Условиями гарантии «StarClass» (л.д. 50,52-53).
Доказательств того, что истцу отказано в возврате денежных средств, суду не представлено, как не представлено доказательств того, что с указанными требованиями истец обращался в ООО «Агат-МБ».
Таким образом, основанием для расторжения договора купли-продажи автомобиля от ДД.ММ.ГГГГ, истец указывает не предоставление ей информации о том, что срок гарантийного обслуживания автомобиля, установленный заводом изготовителем, истек ДД.ММ.ГГГГ, а следовательно, продавец автомобиля не сообщил ей достоверную информацию, связанную с продаваемым товаром (качеством товара).
Разрешая по существу заявленные истцом требования, суд исходит из следующего.
Согласно ст. 450 ч.1, ч.2 ГК РФ, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договорадругойстороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим "Кодексом", другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно ст. 452 ч.1, ч.2 ГК РФ, соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное. Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Согласно ст. 454 ч.1 ГК РФ, по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Согласно ст. 456 ч.1, ч.2 ГК РФ, продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
Согласно ст. 469 ГК РФ, продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. (ч.1). При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.(ч.2).
Согласно ст. 470 ГК РФ, товар, который продавец обязан передать покупателю, должен соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 469 настоящего Кодекса, в момент передачи покупателю, если иной момент определения соответствия товара этим требованиям не предусмотрен договором купли-продажи, и в пределах разумного срока должен быть пригодным для целей, для которых товары такого рода обычно используются.(ч.1)
В случае, когда договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 469 настоящего Кодекса, в течение определенного времени, установленного договором (гарантийного срока).(ч.2). Гарантия качества товара распространяется и на все составляющие его части (комплектующие изделия), если иное не предусмотрено договором купли-продажи.
В соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.
Согласно п.2 ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец, не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре, несет ответственность, предусмотренную пунктами 1-3 статьи 18 настоящего Закона, за недостатки товара, возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации. Продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную пунктами 1-4 статьи 18 или пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.
Согласно ст. 18 п.1,2,3 ФЗ «О защите прав потребителей», потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации. (п.1)
Требования, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю. (п.2).
Потребитель вправе предъявить требования, указанные в абзацах втором и пятом пункта 1 настоящей статьи, изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру. Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.
Согласно разъяснением Пленума Верховного суда № от ДД.ММ.ГГГГ, исходя из преамбулы и пункта 1 статьи 20 Закона о защите прав потребителей под существенным недостатком товара (работы, услуги), при возникновении которого наступают правовые последствия, предусмотренные статьями 18 и 29 Закона, следует понимать:
а) неустранимый недостаток товара (работы, услуги) - недостаток, который не может быть устранен посредством проведения мероприятий по его устранению с целью приведения товара (работы, услуги) в соответствие с обязательными требованиями, предусмотренными законом или в установленном им порядке, или условиями договора (при их отсутствии или неполноте условий - обычно предъявляемыми требованиями), приводящий к невозможности или недопустимости использования данного товара (работы, услуги) в целях, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцом и (или) описанием при продаже товара по образцу и (или) по описанию;
б) недостаток товара (работы, услуги), который не может быть устранен без несоразмерных расходов, - недостаток, расходы на устранение которого приближены к стоимости или превышают стоимость самого товара (работы, услуги) либо выгоду, которая могла бы быть получена потребителем от его использования.
В отношении технически сложного товара несоразмерность расходов на устранение недостатков товара определяется судом исходя из особенностей товара, цены товара либо иных его свойств; недостаток товара (работы, услуги), который не может быть устранен без несоразмерной затраты времени, - недостаток, на устранение которого затрачивается время, превышающее установленный соглашением сторон в письменной форме и ограниченный сорока пятью днями срок устранения недостатка товара, а если такой срок соглашением сторон не определен, - время, превышающее минимальный срок, объективно необходимый для устранения данного недостатка обычно применяемым способом; недостаток товара (работы, услуги), выявленный неоднократно, - различные недостатки всего товара, выявленные более одного раза, каждый из которых в отдельности делает товар (работу, услугу) не соответствующим обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке, либо условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий – обычно предъявляемым требованиям) и приводит к невозможности или недопустимости использования данного товара (работы, услуги) в целях, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию; недостаток, который проявляется вновь после его устранения, - недостаток товара, повторно проявляющийся после проведения мероприятий по его устранению.
В число технически сложных товаров, Перечень которых утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 92-. входят автомобили легковые.
В отношении технически сложного товара в качестве недостатка товара по пункту 1 статьи 18 Закона о защите прав потребителей следует понимать различные недостатки товара, на устранение которых в совокупности затрачивается время, приводящее к невозможности использования товара (работы, услуги) более чем тридцать дней в течение каждого года гарантийного срока.
По мнению истца, «существенным недостатком проданного товара (автомобиля MERCEDES-BENZ С 180), является отсутствие у автомобиля гарантии, на основании которой при использовании транспортного средства истец имеет право за счет официального дилера проводить ремонт на бесплатной основе.
Однако, как установлено судом, согласно условиям договора (паспорту транспортного средства) истица приобрела бывший в употреблении товар. Изготовителем ТС является ФИО2 Германия. Импортером ТС является ЗАО «Мерседес Бенц Рус».
Договор купли продажи с первым покупателем заключен ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).
Как было установлено в судебном заседании и подтверждено письменными материалами гражданского дела, при приобретении автомобиля с пробегом (товара б/у) представитель покупателя ФИО1 – ФИО3 была поставлена в известность о том, что гарантийные обязательства по ремонту автомобиля, установленные заводом-изготовителем отсутствуют, в связи с истечением 2-х летнего срока с даты первой продажи автомобиля.
Вместе с тем, из письменных доказательств следует, что при заключении договора купли-продажи автомобиля, продавец транспортного средства, принял на себя гарантийные обязательства по обслуживанию и ремонту проданного истцу автомобиля в течение 12 месяцев с даты продажи автомобиля, либо при пробеге 25000 км, в зависимости от того, какое событие наступит ранее.
В подтверждение принятия на себя гарантийных обязательств, представителю покупателя был выдан соответствующий гарантийный сертификат, за получение которого и ознакомление с условиями гарантийного обслуживания, порядка проведения ремонта, представитель продавца расписалась.
Таким образом, со стороны истца суду не представлено доказательств того, что Покупателю не была представлена полная информация о качестве товара, порядке его эксплуатации. Также, не представлено доказательств того, что истцу продан товар с существенным недостатком – отсутствием гарантийного обслуживания.
Факт того, что в период действия гарантийного обязательства, в автомобиле, проданном истцу, был обнаружен дефект в работе термостата, судом установлен, подтвержден письменными доказательствами и не оспаривается ответчиком.
Согласно гарантийному сертификату, замена термостата, при выявлении его неисправности, является гарантийным случаем, ремонт, замена детали, работы по его установке производятся бесплатно для истца.
Из представленных суду доказательств следует, что ООО «Агат-МБ», в период действия гарантийного обязательства по обслуживанию автомобиля, необоснованно потребовал от истца проведения ремонта автомобиля на платной основе.
Однако, по мнению суда, указанные действия являются нарушением прав истца как потребителя, со стороны третьего лица – ООО «Агат-МБ» (лица, оказывающего услуги по гарантийному обслуживанию автомобиля Мерседес Бенц), а не со стороны ответчика, как продавца автомобиля.
Согласно положениям закона, для отказа от исполнения договора купли-продажи автомобиля, либо заявлении требований о расторжении договора купли-продажи автомобиля, истец должен представить суду доказательства того, что в автомобиле обнаружен существенный недостаток, нарушены установленные законом сроки устранения недостатков товара, либо доказательства того, что автомобиль невозможно использовать в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Таких доказательств суду со стороны истца суду не представлено.
Таким образом, у суда не имеется правовых оснований для удовлетворения требований к ЗАО «МБ-Беляево» о расторжении договора купли - продажи № от ДД.ММ.ГГГГ автомобиля марки MERCEDES-BENZ С 180, 2011 года выпуска, идентификационный номер (VIN): №, с пробегом 62 324 км, цвет белый, заключенного между ЗАО «МБ-Беляево» (Продавец) и ФИО1 (Покупатель), в лице представителя по доверенности ФИО3
Соответственно, не имеется оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика стоимости автомобиля в сумме 810500 рублей.
Разрешая требования истца о взыскании неустойки, суд исходит из следующего.
Согласно ст.330 ГК РФ неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно ст. 22 Закона РФ «О защите прав потребителей» требования потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.
Пунктом 1 ст. 23 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение предусмотренных статьей 22 настоящего Закона сроков, продавец, допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком получена досудебная претензия с требованием о расторжении договора и возврате уплаченной за автомобиль суммы.
Поскольку в ходе рассмотрения дела в суде нарушения прав истца не установлено, в удовлетворении требований о расторжении договора купли-продажи, возврате суммы, уплаченной за товар, истцу отказано, то соответственно, у суда не имеется правовых оснований для взыскания с ответчика ЗАО «МБ-Беляево» в пользу истца неустойки.
Разрешая требования истца о компенсации морального вреда в размере 50000 рублей, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 15 ФЗ «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Согласно п.45 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ, при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда, достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Поскольку в ходе рассмотрения дела в суде, истцу отказано в удовлетворении требований о расторжении договора купли-продажи автомобиля, возврате суммы, уплаченной за товар, то соответственно, у суда не имеется правовых оснований для удовлетворения требований о компенсации морального вреда.
Разрешая требования о взыскании суммы штрафа, суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Согласно п. 46 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012г № «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» указанный штраф в пользу потребителя (или иных лиц, уполномоченных на его получение) взыскивается судом вне зависимости от того, заявлялось ли в суде такое требование (т.е. автоматически). Применение этой меры ответственности, в соответствии с позицией Пленума ВС РФ, поставлено в зависимость только от того, было или не было исполнено законное требование потребителя в добровольном порядке.
Поскольку истцу отказано в удовлетворении требований о расторжении договора купли-продажи, возврате уплаченной за товар суммы, компенсации морального вреда, то соответственно, у суда не имеется правовых оснований для удовлетворения требований истца о взыскании штрафа за отказ в добровольном порядке удовлетворить требования потребителя.
Разрешая требования истца о возмещении убытков в виде страховой премии, уплаченной в связи с заключением договора ОСАГО в размере 16603,78 рублей, а также в размере 7115,90 рублей в виде страховой премии, уплаченной при переоформлении договора ОСАГО в связи со сменой собственника транспортного средства, возмещении расходов по оплате за проведение диагностики транспортного средства в размере 3250 рублей, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ, под убытками понимаются расходы, которые истец понес или должен понести для восстановления нарушенного права.
Истцу отказано в удовлетворении требований о расторжении договора купли-продажи автомобиля, автомобиль находится во владении и распоряжении истца. Заключение договора ОСАГО обязательно при допуске автомобиля к участию в дорожном движении. Следовательно, расходы, связанные с приобретением страхового полиса гражданской ответственности владельца транспортного средства, переоформление полиса на имя нового собственника транспортного средства, суд не может признать убытками, причиненными истцу.
Поскольку истцу отказано в расторжении договора купли-продажи, денежные средства в сумме 3250 рублей, получены ООО «Агат МБ», то соответственно, указанную сумму суд не может взыскать с ответчика ЗАО «МБ-Беляево».
Разрешая требования истца о возмещении расходов по оплате услуг представителей в сумме 50000 рублей, расходов по нотариальному удостоверению доверенности в размере 1200 рублей, почтовых расходов в сумме 780 рублей, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны расходы, связанные с рассмотрение дела в суде пропорционально удовлетворенным требованиям.
Согласно ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела в суде.
Согласно ст.94 ГПК РФ, к издержкам, связанным с рассмотрением дела в суде относятся расходы по оплате услуг эксперта, представителя и иные расходы, признанные судом необходимыми.
В соответствии со статьёй 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Поскольку истцу отказано в удовлетворении исковых требований, то соответственно, не имеется оснований для удовлетворения требований о возмещении расходов по оплате услуг представителя.
По указанным основаниям не подлежит возмещению уплаченная истцом сумма нотариального тарифа, а также, почтовые расходы.
Разрешая требования истца о признании незаконным п.4.1 Договора купли-продажи автомобиля, согласно которому, стороны пришли к соглашению о том, что приложат все усилия для устранения разногласий, которые могут возникнуть в связи с настоящим Договором, путем переговоров. При невозможности устранения разногласий путем переговоров, стороны, с исключением подсудности общим судам, обратятся в суд общей юрисдикции по месту нахождения ответчика, решения которого являются окончательными и обязательными для обеих сторон.
В соответствии со ст. 166 ч.1 ГК РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Виды юридических составов ничтожных и оспоримых сделок определены ГК РФ, но не исчерпывающим образом. Юридические составы ничтожных сделок, предусмотренные ГК РФ, включают в себя: — сделки, совершенные с целью, противной основам правопорядка и нравственности; — сделки, совершенные гражданином, признанным недееспособным; — сделки, совершенные лицами, не достигшими 14 лет; — сделки, совершенные с нарушением формы, если законом предусмотрены такие последствия; — сделки, совершенные с нарушением требования о их государственной регистрации; — мнимые и притворные сделки и др. Юридические составы оспоримых сделок, предусмотренные ГК РФ, включают в себя: — сделки юридического лица, выходящие за пределы его правоспособности; — сделки, совершенные с выходом за пределы ограничений полномочий на совершение сделки; — сделки, совершенные несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет; — сделки, совершенные гражданином, ограниченным судом в дееспособности; — сделки, совершенные гражданином, не способным понимать значение своих действий или руководить ими; — сделки, совершенные под влиянием заблуждения; — сделки, совершенные под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной или стечения тяжелых обстоятельств и др. Наряду с ГК РФ оспоримые и ничтожные сделки предусмотрены СК РФ, Законом об акционерных обществах, Законом об обществах с ограниченной ответственностью, Законом о банкротстве и др.
Стороны свободны в заключении договоров, определении их условий.
В соответствии со ст. 56 ч.1 ГПК РФ, каждая из сторон должна представлять суду доказательства, на которых она основывает свои требования или возражения по иску.
Согласно ст. 29 п.7 ГПК РФ, иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены также в суд по месту жительства или месту пребывания истца, либо по месту заключения или месту исполнения договора.
Согласно ст. 32 ГПК РФ, стороны могут по соглашению между собой изменить территориальную подсудность для данного дела до принятия его судом к своему производству. Подсудность, установленная статьями 26, 27 и 30 настоящего Кодекса, не может быть изменена соглашением сторон.
Как следует из представленных суду доказательств, стороны договорились о подсудности рассмотрения споров, связанных с исполнением договора купли-продажи, изъявляя при этом обоюдную волю.
Истцом не представлено оснований, предусмотренных законом, по которым суд может признать п. 4.1 Договора купли-продажи недействительным, не представлено доказательств нарушения прав и законных интересов истца как потребителя, договор в этой части не противоречит закону, а следовательно, у суда не имеется оснований для удовлетворения требований истца в этой части.
На основании изложенного, в соответствии со ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО1 к Закрытому акционерному обществу «МБ-Беляево» о расторжении договора купли - продажи № от ДД.ММ.ГГГГ автомобиля марки MERCEDES-BENZ С 180, 2011 года выпуска, идентификационный номер (VIN): №, с пробегом 62 324 км, цвет белый, заключенного между ЗАО «МБ-Беляево» (Продавец) и ФИО1 (Покупатель), в лице представителя по доверенности ФИО3, взыскании суммы, уплаченной за товар в сумме 810500 рублей, признании недействительным п. 4.1 Договора, взыскании неустойки, компенсации морального вреда в сумме 50000 рублей, штрафа за отказ в добровольном порядке удовлетворить требования потребителя, взыскании убытков в виде суммы страховой премии, уплаченной при заключении и переоформлении договора ОСАГО в сумме 23719,68 рублей, убытков в виде оплаты за проведение диагностики в сумме 3250 рублей, возмещении судебных издержек в виде почтовых расходов в сумме 780 рублей, расходов по оплате услуг представителя в размере 50000 рублей, возмещении расходов по нотариальному удостоверению доверенности в размере 1200 рублей, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда через Дзержинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 09 марта 2016 года.
Председательствующий Попов А.И.