ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2837/17 от 06.10.2017 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 октября 2017 года г.Иркутск

Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Безъязыковой М.Л., при секретаре Ворониной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации г. Иркутска о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с иском к Администрации г. Иркутска, требуя взыскать с ответчика в его пользу денежные средства в размере 299 351-25 руб. по договору уступки права требования от ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с ответчика в его пользу расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 194 руб.

В обоснование требований указано, что ООО Управляющая компания «Регион» (ИНН ) осуществляла управление многоквартирными домами, в том числе домами, расположенные по адресу: <адрес>, , . В связи с тем, что в указанных многоквартирных домах имеются квартиры, принадлежащие Администрации <адрес> на праве собственности, то между ООО УК «Регион» и Администрацией <адрес> был заключен договор управления многоквартирным домом по <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и договор управления многоквартирным домом по <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ С момента подписания указанных договоров по ДД.ММ.ГГГГ ООО УК «Регион» было оказано услуг на сумму <данные изъяты> руб. На основании п.2.1 договора управления многоквартирным домом по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ООО УК «Регион» и Администрацией <адрес>, управляющая организация по заданию собственников помещений за плату оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, предоставляет коммунальные услуги. В соответствии с п.4.2.1 указанного договора собственники обязаны своевременно и полностью вносить оплату по настоящему договору. Аналогичные положения содержатся в договоре управления многоквартирным домом по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ООО УК «Регион» и Администрацией <адрес>. Таким образом, у Администрации <адрес> возникла обязанность по оплате оказанных услуг и выполненных работ, а у ООО УК «Регион» возникло право требования исполнения обязательства. ДД.ММ.ГГГГ в адрес Комитета по управлению <адрес>ом <адрес> ООО УК «Регион» направлялся пакет документов в порядке, предусмотренном Постановлением мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, с целью возмещения затрат на содержание и ремонт жилых помещений муниципального фонда <адрес> и коммунальные услуги до их заселения в рамках договоров по управлению многоквартирным домом , по <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Однако, в возмещении затрат было отказано по основанию, что представлен неполный пакет документов. Задолженность Администрации <адрес> перед ООО УК «Регион» за оказанные услуги и выполненные работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в указанных домах, по коммунальным услугам, составила <данные изъяты> руб., без учета начисленных сумм за ДД.ММ.ГГГГ Между ООО УК «Регион» и <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор уступки права требования (цессии) денежных средств в размере <данные изъяты> руб. за оказанные услуги, выполненные работы на основании заключенных договоров управления многоквартирными домами между ООО УК «Регион» и Администрацией <адрес>. На основании указанного договора цессии, <данные изъяты>. в адрес Администрации <адрес> было направлено требование о выплате денежных средств в размере <данные изъяты> руб., которое ответчиком исполнено не было. В дальнейшем, ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ФИО1 был заключен договор цессии, по условиям которого право требования задолженности по коммунальным услугам в сумме <данные изъяты> руб. с ответчика Администрации <адрес> перешло к ФИО1

Определением Кировского районного суда г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ к участию в гражданском деле по исковому заявлению ФИО1 к Администрации г. Иркутска о взыскании денежных средств, в качестве третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора были привлечены ФИО3 и ООО «ИЯ».

В судебное заседание истец ФИО1, уведомленный о месите и времени рассмотрения дела, не явился, обратился к суду с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие, реализовал свое право на участие в судебном заседании путем направления представителя по доверенности ФИО4

Представитель истца ФИО5 - ФИО4, действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить их по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации г. Иркутска ФИО7, действующий на основании доверенности, в удовлетворении заявленных ФИО5 требований просил отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Суду пояснил, что получателями субсидий, выделяемых из бюджеты г. Иркутска для возмещения затрат, в связи с выполнением работ, оказанием услуг по содержанию и ремонту жилых помещений муниципального жилищного фонда г. Иркутска, оказанием коммунальных услуг в отношении жилых помещений муниципального жилищного фонда г. Иркутска до заселения их в установленном порядке, в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением мэра г. Иркутска от 12.12.2008 г. № 031-06-3206/8, являются организации, отвечающие установленным критериям. Таким образом, личность кредитора имеет существенное значение для должника, в связи с чем, уступка требования кредитором другому лицу не допускается без согласия Администрации г. Иркутска. Между тем, своего согласия на заключение договора цессии Администрация г. Иркутска не давала. Кроме того, истцом не представлено доказательств наличия задолженности администрации г. Иркутска перед ООО Управляющая компания «Регион», а также доказательств наличия незаселенных жилых помещений в многоквартирных домах по адресу: <адрес>, и <адрес>. Также отсутствует информация о том, какие жилые помещения и в какой период были не заселены, тем самым не подтвержден размер заявленных сумм.

Третье лицо без самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО3, уведомленная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, о причинах своей неявки суд в известность не поставила, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявила.

Третье лицо без самостоятельных требований относительно предмета спора ООО «ИЯ», в адрес местонахождения которого было направлено уведомление о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направило, о причинах их неявки суд в известность не поставило, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявило.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ст.420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Согласно ст.432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

При этом, добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (п. 5 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО Управляющая компания «Регион» (цедент) и <данные изъяты> (цессионарий) был заключен договор уступки права требования, по условиям которого цедент уступает, а цессионарий принимает в полном объеме право требования денежных средств в размере <данные изъяты> руб. за услуги, оказанные в период с момента принятия дома на обслуживание по ДД.ММ.ГГГГ по следующим документам: договор управления многоквартирным домом , расположенный по <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ООО УК «Регион» и Администрацией <адрес> (должник); договор управления многоквартирным домом , расположенный по <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ООО УК «Регион» и Администрацией <адрес> (должник) (п. 1.1 договора).

В соответствии с п. 1.3 договора, вместе с правом требования, указанным в п. 1.1 настоящего договора, цессионарию переходит право требования процентов за каждый день просрочки исполнению обязательства по уплате основного долга в размере, установленном законом и документами, указанными в п. 1.1 договора.

Согласно акту приема – передачи, являющемуся приложением договору уступки права требования от ДД.ММ.ГГГГ, подписанному сторонами договора ДД.ММ.ГГГГ, цедент передал, а цессионарий принял следующие документы: копию договора управления многоквартирным домом по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между цедентом и Администрацией <адрес> (должник); копию договора управления многоквартирным домом по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между цедентом и Администрацией <адрес> (должник); копию претензии от ООО УК «Регион» в адрес Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; копию ответа на претензию от ДД.ММ.ГГГГ, копию описи документов, направленных в Администрацию <адрес>ДД.ММ.ГГГГ; копию расчета суммы средств на возмещение затрат на содержание и ремонт жилых помещений и коммунальные услуги по каждому незаселенному жилому помещению, находящемуся в собственности муниципального образования <адрес>; копию заявления в Комитет по управлению <адрес>ом Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с отметкой о принятии.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3 (цедент) и ФИО1 (цессионарий) был заключен договор уступки прав требования, по условиям которого цедент уступает, а цессионарий принимает в полном объеме право требования денежных средств в размере <данные изъяты> руб., возникшее у цедента на основании договора уступки права требования от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО8 и ООО УК «Регион», в соответствие с которым ООО УК «Регион» уступило ФИО8 право требования денежных средств с администрации <адрес> на основании следующих договоров: договор управления многоквартирным домом , расположенный по <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ООО УК «Регион» и Администрацией <адрес> (должник); договор управления многоквартирным домом , расположенный по <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ООО УК «Регион» и Администрацией <адрес> (должник) (п. 1.1 договора).

Согласно п. 1.3 договора, вместе с правом требования, указанным в п. 1.1 настоящего договора, цессионарию переходит право требования процентов за каждый день просрочки исполнению обязательства по уплате основного долга в размере, установленном законом и документами, указанными в п. 1.1 договора.

Цедент уведомил о смене фамилии с «Бушуева» на «Козлова», предоставив цессионарию на обозрение оригинал паспорта на имя ФИО3, свидетельства о заключении брака, а цессионарий ознакомился с указанными документами (п. 1.4 договора).

В соответствии с п. 4.1 договора, цессионарий уплачивает цеденту по договору в порядке и на условиях, определенных договором денежную сумму в размере <данные изъяты> руб.

Исполнение договора уступки прав требования от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается актом приема – передачи, подписанным сторонами, согласно которому цедент передал, а цессионарий принял следующие документы: копию договора управления многоквартирным домом по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между цедентом и Администрацией <адрес> (должник); копию договора управления многоквартирным домом по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между цедентом и Администрацией <адрес> (должник); копию претензии от ООО УК «Регион» в адрес Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; копию ответа на претензию от ДД.ММ.ГГГГ, копию описи документов, направленных в Администрацию <адрес>ДД.ММ.ГГГГ; копию расчета суммы средств на возмещение затрат на содержание и ремонт жилых помещений и коммунальные услуги по каждому незаселенному жилому помещению, находящемуся в собственности муниципального образования <адрес>; копию заявления в Комитет по управлению <адрес>ом Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с отметкой о принятии; копию договора цессии от ДД.ММ.ГГГГ; копию квитанции об оплате ФИО6; копию уведомления от ООО УК «Регион» в адрес Администрации <адрес>. Цессионарий передал, а цедент принял денежные средства в размере <данные изъяты> руб.

Требование об уплате задолженности по коммунальным услугам было направлено ФИО1 в Администрацию г. Иркутска ДД.ММ.ГГГГ

Из пояснений стороны истца в судебном заседании следует, что до настоящего времени требование ФИО1 о погашении задолженности ответчиком не исполнено.

Возражая против предъявленных ФИО1 требований об уплате задолженности по оплате коммунальных услуг, ответчик ссылался на положения постановления мэра г. Иркутска от 12.12.2008 N 031-06-3206/8 "О Порядке предоставления субсидий из бюджета города Иркутска юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг по содержанию жилых помещений муниципального жилищного фонда г. Иркутска, оказанием коммунальных услуг в отношении жилых помещений муниципального жилищного фонда г. Иркутска до заселения их в установленном порядке", которому противоречит совершенная цессия, на которую ссылается истец в обоснование своих требований.

Оценивая представленные по делу доказательства и доводы сторон, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 требований, исходя из следующего.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией г. Иркутска в лице начальника управления – заместителя главы Правобережного округа управления ЖКХ <адрес> администрация <адрес> и ООО Управляющая компания «Регион» были заключены договоры управления многоквартирными домами и по <адрес> в <адрес>.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ООО Управляющая компания «Регион» обратился в Администрацию г. Иркутска с заявлением о предоставлении субсидий в целях возмещения расходов на содержание и ремонт жилых помещений и коммунальных услуг по незаселенным помещениям, расположенным по адресам: <адрес>, и <адрес>.

Как усматривается из информационного письма заместителя мэра – главы Правобережного округа Администрации г. Иркутска, Комиссией по предоставлению субсидий от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об отказе ООО УК «Регион» в предоставлении субсидий в целях возмещения затрат по незаселенным жилым помещениям, расположенным по адресам: <адрес>, и <адрес>, являющимся собственностью муниципального образования г. Иркутск, в связи с непредставлением документов, установленных п. 3.1, 3.5 постановления мэра г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке предоставления субсидий из бюджета г. Иркутска юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат, в связи с выполнением работ, оказанием услуг по содержанию и ремонту жилых помещений муниципального жилищного фонда г. Иркутска, оказанием коммунальных услуг в отношении жилых помещений муниципального жилищного фонда г. Иркутска до заселения их в установленном порядке.

Указанный отказ в предоставлении субсидии ООО УК «Регион» не обжаловался, тем самым незаконным признан не был.

Судом установлено, что повторно ООО УК «Регион» в установленном порядке за получением субсидии с соответствующим заявлением не обращалось, несмотря на то, что порядок предоставления субсидий неоднократно разъяснялся Администрацией г. Иркутска ООО УК «Регион» в письмах, датированных ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

В последующем, письмом от ДД.ММ.ГГГГ с требованием об оплате задолженности по договорам управления многоквартирными домами от <данные изъяты> в размере <данные изъяты> в адрес администрации <адрес> обратилась ФИО8

В дальнейшем ДД.ММ.ГГГГ с аналогичным письмом в адрес администрации обратился ФИО1

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что процедура обращения для получения субсидии, предусмотренная законодательством, не была соблюдена.

Доводы стороны истца о наличии оснований требовать исполнения денежного обязательства в виде задолженности по договорам управления многоквартирными домами и по <адрес> в <адрес> основаны на неверном толковании норм права, поскольку возникшие между ООО УК «Регион» и Администрацией г.Иркутска спорные правоотношения вытекают и регулируются бюджетным законодательством.

Согласно статье 53 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (часть 1). Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (часть 2).

В силу ст. 69.1 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным ассигнованиям на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на предоставление субсидий бюджетным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими муниципальных услуг (выполнением работ) физическим и (или) юридическим лицам.

В соответствии с ч. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат, в связи с производством (реализаций) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

Пунктами 1 - 3 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам (абз. 2 п. 1); принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий (абз. 3 п. 1).

В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

В целях обеспечения надлежащего содержания жилых помещений, общего имущества многоквартирных домов муниципального жилищного фонда, общего имущества многоквартирных домов, в которых имеются жилые помещения муниципального жилищного фонда города Иркутска, постановлением мэра г. Иркутска от 12.12.2008 N 031-06-3206/8 был утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета города Иркутска юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг по содержанию жилых помещений муниципального жилищного фонда г. Иркутска, оказанием коммунальных услуг в отношении жилых помещений муниципального жилищного фонда г. Иркутска до заселения их в установленном порядке (далее - Порядок).

Указанный Порядок распространяется на многоквартирные дома, в которых имеются жилые помещения муниципального жилищного фонда города Иркутска и в которых собственники помещений приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, либо отбор управляющей организации осуществлен в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.

Согласно п. 2.1 указанного Порядка, получателями субсидий могут быть Организации, отвечающие следующим критериям: организации должны осуществлять свою деятельность на территории г. Иркутска (п. 2.1.1); организации должен быть договор управления многоквартирным домом, заключенный с администрацией города Иркутска (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией) (п. 2.1.2); фактическое выполнение работ, оказание услуг организацией в отношении жилых помещений муниципального жилищного фонда города Иркутска (п. 2.1.3); наличие у организации лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией) (п. 2.1.4).

Предоставление субсидий на цели, определенные в п. 1.4 раздела 1 настоящего Порядка, производится на основании заявления Организации на имя заместителя председателя Комитета - начальника управления Комитета по управлению округом администрации города Иркутска с указанием предполагаемого размера субсидии, периода, за который предполагается возмещение затрат (п. 3.1).

Согласно п. 3.2 Порядка, обязательным условием для предоставления субсидий является соответствие Организаций на получение субсидий критериям, установленным в разделе 2 настоящего Порядка.

Заявление о предоставлении субсидии рассматривается комиссией по предоставлению субсидии в целях возмещения затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг по содержанию жилых помещений муниципального жилищного фонда г. Иркутска, оказанием коммунальных услуг в отношении жилых помещений муниципального жилищного фонда г. Иркутска до заселения их в установленном порядке (далее - комиссия по предоставлению субсидий).

Состав комиссии по предоставлению субсидий утверждается распоряжением заместителя мэра - председателя Комитета по управлению округом администрации города Иркутска.

В состав комиссии по предоставлению субсидий включаются: председатель комиссии по предоставлению субсидий - заместитель председателя Комитета - начальник управления Комитета по управлению округом администрации города Иркутска; члены комиссии по предоставлению субсидий: 1) начальник отдела жилищного хозяйства управления ЖКХ Комитета по управлению округом администрации города Иркутска; 2) заместитель начальника отдела жилищного хозяйства управления ЖКХ Комитета по управлению округом администрации города Иркутска; 3) специалист отдела жилищного хозяйства управления ЖКХ Комитета по управлению округом администрации города Иркутска; 4) специалист Комитета по управлению округом администрации города Иркутска; 5) главный специалист - юрист управления ЖКХ Комитета по управлению округом администрации города Иркутска.

В течение 10 дней с момента поступления в соответствии с абзацем 1 п. 3.12 настоящего Порядка документов комиссия по предоставлению субсидий принимает решение о предоставлении субсидий либо об отказе в предоставлении субсидий Организации. Решение об отказе в предоставлении субсидии принимается по основаниям, указанным в п. 3.14 настоящего Порядка. Решение комиссии по предоставлению субсидий принимается простым большинством голосов членов комиссии по предоставлению субсидии и оформляется протоколом комиссии по предоставлению субсидий. При равенстве голосов голос председателя комиссии по предоставлению субсидии является решающим. В протоколе комиссии по предоставлению субсидий указываются: дата составления протокола; фамилия, имя, отчество председателя, заместителя председателя, секретаря и присутствовавших членов комиссии по предоставлению субсидии; повестка дня; Организация, которая является получателем субсидии, либо основание, по которому Организации отказано в предоставлении субсидии, со ссылкой на п. 3.14 настоящего Порядка; цель предоставления субсидии; результаты голосования и принятое решение.

Согласно п. 3.13 Порядка на основании протокола комиссии по предоставлению субсидий специалист Комитета по управлению округом администрации города Иркутска в течение 30 дней с момента принятия комиссией по предоставлению субсидии решения: опредоставлении субсидии осуществляет проверку расчета предварительной суммы оставшейся части платы за содержание жилых помещений по каждому многоквартирному дому, представленного в соответствии с п. 3.5.5 настоящего Порядка, и (или) расчета расходов на содержание жилых помещений и коммунальные услуги по каждому незаселенному жилому помещению, находящемуся в собственности муниципального образования город Иркутск, представленного в соответствии с п. 3.5.6.1 настоящего Порядка, и подготавливает проект договора о предоставлении субсидии в целях возмещения затрат оставшейся части платы и (или) договора о предоставлении субсидии в целях возмещения затрат по незаселенным жилым помещениям, обеспечивает его согласование в порядке, установленном Порядком подготовки, заключения и исполнения договоров, соглашений, контрактов в администрации г. Иркутска, муниципальных учреждениях, муниципальных унитарных предприятиях г. Иркутска, утвержденным постановлением мэра г. Иркутска от 20.09.2006 N 031-06-1250/6 (п. 3.13.1); об отказе в предоставлении субсидии готовит проект отказа в предоставлении субсидии, который оформляется на бланке Комитета по управлению округом, обеспечивает его согласование с начальником отдела жилищного хозяйства управления ЖКХ Комитета по управлению округом администрации города Иркутска, главным специалистом - юристом управления ЖКХ Комитета по управлению округом администрации города Иркутска, подписание заместителем председателя Комитета - начальником управления Комитета по управлению округом администрации города Иркутска. Отказ в предоставлении субсидии регистрируется в базе данных автоматизированной системы документооборота и делопроизводства "Гран-Док" и направляется Организации заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается лично под роспись. Отказ в предоставлении субсидии должен содержать ссылку на основания для отказа в предоставлении субсидии, указанные в п. 3.14 настоящего Порядка (п. 3.13.2).

Таким образом, решение вопроса о предоставлении субсидий из бюджета города Иркутска относится к исключительной компетенции комиссии по предоставлению субсидии в целях возмещения затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг по содержанию жилых помещений муниципального жилищного фонда г. Иркутска, оказанием коммунальных услуг в отношении жилых помещений муниципального жилищного фонда г. Иркутска до заселения их в установленном порядке.

Суд не вправе подменять собой уполномоченный орган (комиссию по предоставлению субсидий), на который нормативным актом возложена обязанность по коллегиальному принятию соответствующего решения.

Суд также принимает во внимание, что в силу ст. 384 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на неуплаченные проценты.

Кредитор, уступивший требование другому лицу, обязан передать ему документы, удостоверяющие право требования, и сообщить сведения, имеющие значение для осуществления требования.

В соответствии с положениями статьи 388 ГК РФ уступка требования кредитором другому лицу допускается, если она не противоречит закону, иным правовым актам или договору.

По общему правилу (п. 2 ст. 389.1 ГК РФ) требование переходит к цессионарию в момент заключения договора, на основании которого производится уступка.

Передаваемое право должно быть в наличии на момент передачи его по договору уступки права требования, либо возникнуть в будущем.

Как установлено судом, на момент первоначальной уступки права требования по договору от ДД.ММ.ГГГГ между ООО Управляющая компания «Регион» (цедентом) и ФИО6 (цессионарием) и последующей уступки по договору с ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГг. в предоставлении субсидии ООО УК «Регион»» было отказано.

Тем самым, неисполненное денежное обязательства ответчика на момент перехода права требования к истцу фактически отсутствовало.

В соответствии с п. 1 ст. 388.1 ГК РФ требование по обязательству, которое возникнет в будущем (будущее требование), в том числе, требование но обязательству из договора, который будет заключен в будущем, должно быть определено в соглашении об уступке способом, позволяющим идентифицировать это требование на момент его возникновения или перехода к цессионарию.

Если иное не установлено законом, будущее требование переходит к цессионарию с момента его возникновения. Соглашением сторон может быть предусмотрено, что будущее требование переходит позднее (п. 2).

Таким образом, уступка будущего требования характеризуется следующими признаками: будущее право представляет собой требование по обязательству, которое возникнет в будущем и подлежит уступке. Условием осуществления уступки будущего требования является требование его определенности, то есть будущее требование должно быть определено в соглашении об уступке способом, позволяющим идентифицировать это требование на момент его возникновения или перехода к цессионарию. При этом в силу прямого указания закона это положение касается и требования по обязательству из договора, который будет заключен в будущем; будущее требование, подлежащее уступке, переходит к цессионарию с момента его возникновения. Гражданским кодексом РФ, иными федеральными законами либо соглашением сторон возможно установление правила, согласно которому будущее требование перейдет позднее, нежели момент возникновения требования.

В данном случае суду не представлено доказательств существующего обязательства, которое указано истцом как наличествующее и переданное ему последним по договору цессии, которое должно было возникнуть под определенным условием в будущем.

Договоры уступки права требования, представленные в материалы дела не содержат сведений о будущем обязательстве.

Из буквального толкования предмета договора уступки прав требования от ДД.ММ.ГГГГ следует, что цедент уступает право требования по договорам управления многоквартирными домами и по <адрес> в <адрес>, тогда как указанные договоры управления, заключенные между Администрацией <адрес> и ООО УК «Регион» ДД.ММ.ГГГГ, сами по себе не содержат обязательств Администрации <адрес> по выплате субсидий.

Само по себе право на получение субсидий из бюджета <адрес> не является безусловным, а возникает при наличии определенных условий, в установленном порядке в результате прохождения определенной процедуры, регламентированной нормативными актами

В соответствии со ст. 11 Гражданского кодекса РФ лишь действительное нарушенное право подлежит судебной защите.

Таким образом, истцом не доказаны обстоятельства того, что его права нарушены ответчиком и что такое право подлежит защите в судебном порядке.

Кроме того, суд соглашается с доводами ответчика о том, что, с учетом установленного Постановлением мэра г. Иркутска от 12.12.2008 N 031-06-3206/8 Порядка предоставления субсидий из бюджета города Иркутска, личность кредитора имеет существенное значение для должника.

На основании п.3.2 Порядка обязательным условием для предоставления субсидий является соответствие Организаций на получение субсидий критериям, установленным в разделе 2 настоящего Порядка.

В соответствии с п.1.1 Порядка к числу организаций отнесены юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Исходя из положений п. 2.1 Порядка получателями субсидий являются организации, отвечающие установленным критериям.

Таким образом, предоставление субсидий физическим лицам указанным нормативным актом не предусмотрено.

Доказательств, свидетельствующих, что истец является индивидуальным предпринимателем, а также отвечает иным критериям (имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом, осуществляет ее на территории <адрес> и др.), при наличии которых допускается получение субсидии, суду не представлено.

Согласно п. 2 ст. 388 ГК РФ не допускается без согласия должника уступка требования по обязательству, в котором личность кредитора имеет существенное значение для должника (п. 2).

При этом, доказательств согласия Администрации г. Иркутска на уступку ООО УК «Регион» права требования задолженности по договорам управления многоквартирными домами ФИО3, а в дальнейшем, ФИО1, в материалы дела не представлено.

Кроме того, договорами по управлению многоквартирными домами и по <адрес> в <адрес> уступка права требования без согласия стороны по договору не предусмотрена.

При изложенных обстоятельствах, у суда не имеется правовых оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 по отношению к Администрации г. Иркутска требований о взыскании денежных средств в размере 299 351-25 руб. по договору уступки права требования от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ, расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 194 руб. взысканию с Администрации <адрес> в пользу ФИО1 не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Администрации <адрес> о взыскании денежных средств в размере 299 351-25 руб. по договору уступки права требования от ДД.ММ.ГГГГ, расходов по оплате государственной пошлины в размере 6 194 руб. – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий М.Л. Безъязыкова

Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ