ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2837/20 от 03.09.2020 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело ;

УИД:

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>

Центральный районный суд <адрес> в составе судьи Топчиловой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Коноваловой Н.Д.,

с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) о признании незаконным решения, обязании включить периоды работы в специальный стаж, назначить досрочную пенсию,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с иском и просил, с учетом уточнения требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, признать незаконным и отменить решение ГУ УПФР в <адрес> (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ, признать за ФИО1 право на досрочное назначение пенсии в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», включить в стаж, дающий право на назначение пенсии, следующие период: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – обучение в Егорьевском авиационном техническом училище; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности техника ГСМ во Втором Магаданском объединенном авиаотряде; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности техника ГСМ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности авиатехника ГСМ в ФГУП «Новосибирское авиапредприятие»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности авиационного техника ГСМ в ООО «Аэроджет-Толмачево»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника смены АО «Газпромнефть-Аэро» филиал «Толмачево»; обязать ответчика назначить истцу досрочную пенсию по старости в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование иска ФИО1 указал, что истец является работником, осуществляющим трудовую деятельность в области гражданской авиации. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в порядке пункта 15 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», однако, ответчиком в назначении пенсии было отказано, в связи с отсутствием стажа. Полагая данный отказ незаконным, ФИО1 обратился в суд с указанным иском.

Истец и представитель истца в судебном заседании доводы иска поддержали в полном объеме, дали пояснения согласно исковому заявлению и письменным прениям.

Представитель ответчика ФИО3 после перерыва в судебное заседание не явилась, ранее доводы иска не признала, дала пояснения согласно письменному отзыву.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился с заявлением в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) и просил назначить ему досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ-УПФР в <адрес> (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии ФИО1 было отказано (л.д.17-20).

Как следует из данного решения, истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ и страхового стажа в гражданской авиации (л.д.).

Указанным решением в соответствующий стаж не были включены следующие периоды работы истца:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 7 месяцев 26 дней) в должности техника ГСМ во втором Магаданском объединенном авиаотряде;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности техника ГСМ;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11 месяцев 08 дней) в должности начальника склада ГСМ;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (07 лет 1 месяц 1 день) в должности авиатехника ГСМ;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц 28 дней) в должности кладовщика ЗАС в ФГУП «Новосибирское авиапредприятие» (по совмещению);

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 03 года 09 месяцев 19 дней авиационный техник ГСМ в ООО «Аэроджет-Толмачево»;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 06 лет 11 месяцев 27 дней – в должности начальника смены ЗАО «Газпромнефть-Аэро» (с ДД.ММ.ГГГГ – АО «Газпронефть-Аэро» филиал Толмачево).

Суд, анализируя правомерность данного решения, приходит к следующим выводам.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ), вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ в соответствии со статьей 8 Федерального закона № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (в редакции на момент обращения с заявлением).

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно подпункту 15 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Согласно подпункта «з» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в летном составе гражданской авиации и инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, соответственно - Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона Р. «О государственных пенсиях в Р.», и Список должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона Р. "О государственных пенсиях в Р.", утвержденные постановлением Совета М. Р. от ДД.ММ.ГГГГ N 459 «Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением».

В силу пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в пункта 13 - 15 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, применяются соответствующие положения: пунктов 9 и 11 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава, утвержденного постановлением Совета М. С. от ДД.ММ.ГГГГ «О дальнейшем улучшении пенсионного обеспечения работников гражданской авиации", - для исчисления периодов соответствующей работы, имевшей место до ДД.ММ.ГГГГ; Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденных Постановлением Совета М. Р. от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением», - для исчисления периодов соответствующих работ, имевших место до ДД.ММ.ГГГГ.

Право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники (авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований; мастера всех наименований; инженеры всех наименований; начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов), непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во внеаэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны С., МВД С. И КГБ С. (вольнонаемный состав), научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации.

Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.

ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Совета М. С. утверждено Положение о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава.

В пункте 1 названного Положения указано, что пенсии за выслугу лет назначаются работникам летного (летно-испытательного) состава, работникам, осуществляющим управление воздушным движением, и работникам инженерно-технического состава независимо от ведомственной подчиненности предприятий, учреждений и организаций, в которых они работают.

Пунктом 11 Положения предусмотрено, что пенсии за выслугу лет работникам инженерно-технического состава назначаются: начальникам смен, инженерам всех наименований, мастерам (контрольным мастерам), авиационным техникам (механикам, мотористам) всех наименований, непосредственно занятым на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов на предприятиях (объединениях), в летно-испытательных комплексах (станциях) научно-исследовательских, авиационно-спортивных организаций и заводов, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений гражданской авиации.

Таким образом, законодатель связывает реализацию права на досрочное пенсионное обеспечение с условиями и характером выполняемых работником работ, а не с видом авиации, при этом, право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны С., МВД С. И КГБ С. (вольнонаемный состав), научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации.

Основным показателем условий труда работников инженерно-технического состава является наличие на рабочем месте вредности вследствие непосредственного обслуживания воздушных судов в аэродромных условиях.

На основании пункта 1 Списка правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований с соблюдением следующего требования. Право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны С., МВД С. и КГБ С. (вольнонаемный состав), научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации.

Таким образом, из системного толкования приведенных норм права следует, что право на досрочное пенсионное обеспечение имеют только те работники, которые в течение полного рабочего дня заняты на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному обслуживанию воздушных судов. При этом работа должна осуществляться непосредственно на аэродроме. Работники, занятые указанными видами работ во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях (ангарах), правом на досрочное пенсионное обеспечение не пользуются.

Суд, анализируя представленные в материалы дела доказательства, с учетом их оценки на относимость и допустимость, приходит к выводу, что подлежат включению в стаж гражданской авиации периоды работы ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности техника ГСМ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности техника и авиатехника ГСМ Новосибирского объединенного авиаотряда гражданской авиации (ФГУП «Новосибирское авиапредприятие»). Приходя к таким выводам, суд учитывает следующее.

ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Совета М. С. утверждено Положение о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава.

В соответствии с пунктом 1 названного Положения правом на пенсию за выслугу лет пользуются работникам летного (летно-испытательного) состава, работникам, осуществляющим управление воздушным движением, и работникам инженерно-технического состава независимо от ведомственной подчиненности предприятий, учреждений и организаций, в которых они работают.

Пунктом 11 Положения закреплено, что пенсии за выслугу лет работникам инженерно-технического состава назначаются: начальникам смен, инженерам всех наименований, мастерам (контрольным мастерам), авиационным техникам (механикам, мотористам) всех наименований, непосредственно занятым на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов на предприятиях (объединениях), в летно-испытательных комплексах (станциях) научно-исследовательских, авиационно-спортивных организаций и заводов, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений гражданской авиации.

В связи с поступающими запросами по применению Положения «О порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава», утвержденного Совета М. С. от ДД.ММ.ГГГГ 1412, Министерством социального обеспечения Р. в Инструктивном письме от ДД.ММ.ГГГГ-И разъяснено, что при определении занятости отдельных категорий работников на работах в службах: летной, управления воздушным движением и в инженерно-авиационной следует руководствоваться Перечнями, разработанными Министерством гражданской авиации С. и Министерством авиационной промышленности С. (Приложения , , ).

Приложением к данному инструктивному Письму Минсобеса Р. от ДД.ММ.ГГГГ является Перечень профессий рабочих предприятий и организаций МАП, других министерств и ведомств, непосредственно занятых на работах по оперативному и периодическому инженерно-авиационному, инженерно-техническому обеспечению и проведению испытаний, исследований и доводке воздушных судов, их систем на аэродромах, полигонах и базах заказчика, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.

Таким образом, принимая во внимание, что в Список от ДД.ММ.ГГГГ N 459 профессии включены под общим наименованием (например, авиационные техники), то при назначении вышеуказанной досрочной трудовой пенсии также применяется Перечень профессий рабочих предприятий и организаций МАП, других министерств и ведомств, непосредственно занятых на работах по оперативному и периодическому инженерно-авиационному, инженерно-техническому обеспечению и проведению испытаний, исследований и доводке воздушных судов, их систем на аэродромах, полигонах и базах заказчика, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, при условии, что указанная работа выполняется по обслуживанию воздушных судов.

Согласно Указаниям Министерства гражданской авиации от ДД.ММ.ГГГГ, были внесены изменения и дополнения в Наставления по службе горючесмазочных материалов в Гражданской авиации от ДД.ММ.ГГГГ, где предписано произвести замену наименования должностей «старший техник ГСМ» и «техник ГСМ» на «авиационный техник ГСМ».

Согласно пункту 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что занимаемые истцом должности «техника ГСМ», «авиатехника ГСМ» тождественны предусмотрены вышеупомянутыми нормативными актами, поскольку к ним относятся, в том числе авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований. Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.

Приходя выводу о включении указанных выше периодов в специальный стаж, суд также учитывает, что пенсионным органом не оспаривался факт осуществления истцом деятельности по непосредственному обслуживанию технических судов в аэродромных условиях в данные периоды. Основанием к отказу послужило то, что истцом не представлено относимых и допустимых доказательств осуществления такой деятельности в течение полного рабочего дня. Между тем, данные выводы ответчика основываются на неверном толковании норм права.

Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (пункт 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона Р. "О государственных пенсиях в Р." право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных Постановлением Министерства труда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 29).

Факт работы истца в указанных должностях подтверждается записями в трудовой книжке (л.д.29-34), архивными справками (л.д.119-124), личным делом истца (л.д.125-134).

При наличии трудовой книжки установленного образца, подтверждающей факт работы в определенных условиях и в определенной должности, действует презумпция занятости на работах с особыми условиями труда в течение полного рабочего дня.

Суд приходит к выводу, что истец в указанные периоды был занят в работах, подлежащих включению в стаж работы в гражданской авиации.

Также суд полагает возможным зачесть указанные периоды в стаж работы по непосредственному обслуживанию воздушных судов в аэродромных условиях, поскольку факт работы в аэродромных условиях подтверждается как самой спецификой деятельности техника (авиатехника) горюче-смазочных материалов, так и иными доказательствами, в том числе, записями в трудовой книжке (в графах о поощрениях), из которых усматривается, что истец в указанные периоды поощрялся за качественную работу по доставке авиатоплива из аэропорта Толмачево.

Между тем, суд отклоняет доводы истца о том, что период работы во втором Магаданском объединённом авиаотряде подлежит включению в льготном исчислении как одни год работы за один год 6 месяцев.

Так, подпунктом 2 пункта 110 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ N 590, работа в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с ДД.ММ.ГГГГ засчитывается в стаж в полуторном размере при условии, если работник имел право на льготы, установленные статьей 5 Указа Президиума Верховного СоветаС. от ДД.ММ.ГГГГ «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».

Исходя из статьи 5 Указа Президиума Верховного СоветаС. от ДД.ММ.ГГГГ «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» следует, что он распространяется на работников, переводимых, направляемых или приглашаемых на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны, при условии заключения ими трудовых договоров о работе в этих районах на срок пять лет, а на островах Северного Ледовитого океана - два года, предоставлять дополнительно следующие льготы.

Таким образом, обязательным условием для включения исчисления работы на Крайнем Севере в льготном исчислении является заключение трудового договора на срок пять лет.

Из материалов дела следует, что истец проработал во втором Магаданском объединенном авиаотряде 1 год 09 месяцев.

Таким образом, указанный период работы подлежит зачислению в стаж работы в гражданской авиации, а также в стаж работы по обслуживанию воздушных судов в календарном исчислении.

Также суд соглашается с доводом истца о том, что в стаж работы в гражданской авиации подлежит включению период обучения ФИО1 в Егорьевском авиационном техническом училище с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в спорный период времени действовало «Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утвержденное Постановлением Совета М. С. от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно подпункту «з» пункта 109 указанного Положения при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим, работавшим на работах с вредными условиями труда и на других работах с тяжелыми условиями труда, период обучения в училищах системы профессионально-технического образования (в ремесленных училищах, школах фабрично-заводского обучения, профессионально-технических училищах и т.д.) и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации приравнивался к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах «к» и «л», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте «з», приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Таким образом, указанный период приравнивается к периоду работы в Магаданском объединенном авиационном отряде.

Кроме того, суд полагает необоснованным вывод пенсионного органа об отказе во включении в стаж работы истца в гражданской авиации периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности авиационного техника ГСМ в ООО «Аэроджет-Толмачево», а также периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях начальника смены в филиале Толмачево ЗАО «Газпромнефть-Аэро».

Так, ответчиком не оспаривался факт того, что занимаемые истцом должности дают право на пенсию за выслугу лет в соответствии с Постановлением Совета М. Р. от 04 сентября 191 года (л.д.).

Основанием для отказа в зачете указанных периодов работы в качестве стажа послужило то обстоятельство, что пенсионный орган не установил, что ФИО1 был занят полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов в аэродромных условиях. Кроме того, работодатели не подавали списки на работников, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение. Информация о том, что данные предприятия относятся к гражданской авиации, отсутствует.

Между тем, данные выводы ответчика противоречат представленным в материалы дела доказательствам.

Так, сам по себе факт не предоставления работодателями сведений в пенсионный орган о льготном исчислении стажа не может служить основанием для отказа в признании за работником права на назначение досрочной страховой пенсии по старости.

Согласно сведениям ООО «Аэроджет-Толмачево», в результате проведенной в 2011 году аттестации рабочих мест по условиям труда должность авиационный техник по горюче-смазочным материалам попадает в перечень должностей, имеющих право на выслугу лет за работу в особых условиях в соответствии с Постановлением Кабинета М. ССР от ДД.ММ.ГГГГ, а также в соответствии с Постановлением Совмин РСФС от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20). Данное обстоятельство подтверждается и сводной таблицей классов условий труда, установленных по результатам аттестации (л.д.21).

Факт осуществления ФИО1 данной деятельности подтверждается соответствующей справкой.

Таким образом, период работы истца в ООО «Аэроджет-Толмачево» подлежит зачету в стаж работы в гражданской авиации.

Исходя из справки, уточняющей характер работы или условий труда, выданной истцу ДД.ММ.ГГГГ ООО «Аэроджет-Толмачево», в периоды работы по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации подлежат включению периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а всего, 4 месяца 16 дней (л.д.22).

Доказательств осуществления истцом деятельности по непосредственному обслуживанию воздушных судов (аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов) в течение всего периода работы в ООО «Аэроджет-Толмачево» в материалы дела не представлено.

Также материалами дела подтверждается, что период работы АО Газпронефть-Аэро» в должности начальника смены с дополнительной функцией авиационного техника по ГСМ, подлежит зачету в стаж работы в гражданской авиации, поскольку деятельность данной организации регулируется положениями Воздушного кодекса Российской Федерации, факт работы истца подтверждается записью в трудовой книжке.

Как указывалось выше, основным показателем условий труда работников инженерно-технического состава является наличие на рабочем месте вредности вследствие непосредственного обслуживания воздушных судов в аэродромных условиях.

Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается справками, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.

Из представленных материалов дела следует, что трудовым договором истца предусмотрена работа во вредных условиях. Местом работы истца является аэропорт «Толмачево».

Согласно справке работодателя, ФИО1 был занят во вредных условиях с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ условия его работы – допустимые, вредность по результатам оценки условий труда не установлена (л.д.134).

Таким образом, в периоды работ по непосредственному обслуживанию воздушных судов в аэродромных условиях может быть зачтен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 года 9 месяцев 29 дней).

Доказательств осуществления трудовой деятельности во вредных условиях после ДД.ММ.ГГГГ материалы дела не содержат.

Представленная истцом справка клиники Астра-Мед не может быть признана судом относимым и допустимым доказательством характера работы истца, поскольку такая справка может быть выдана только работодателем.

При этом, представленная в материалы дела справка от ДД.ММ.ГГГГ, выданная директором филиала АО «Газпромнефть-Аэро» о том, что 80% рабочей смены ФИО1 проходит на открытом воздухе, не опровергает выводы суда о том, что после ДД.ММ.ГГГГ осуществление работ по непосредственному обслуживанию истцом воздушных судов в аэродромных условиях не доказаны.

Так, из данной справки не усматривается, что она распространяется на более ранние периоды, кроме того, сам по себе факт работы на открытом воздухе не презюмирует работу по непосредственному обслуживанию воздушных судов в аэродромных.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что период работы истца по непосредственному обслуживанию воздушных судов составляет 16 лет 2 месяца 24 дня.

Таким образом, на момент обращения в пенсионный орган у истца не наступило право на получение досрочной страховой пенсии по старости.

Также суд приходит к выводу, что материалами дела не подтверждается наличие у истца необходимого стажа работы в гражданской авиации на момент подачи заявления о назначении пенсии (ДД.ММ.ГГГГ).

Так, судом было установлено, что в специальный стаж гражданской авиации подлежат зачету периоды работы ФИО1ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (дата подачи заявления в пенсионный орган), а всего – 26 лет 26 дней, а стаж работы истца по непосредственному обслуживанию воздушных судов в аэродромных условиях составляет 16 лет 2 месяца 24 дня.

Суд, анализируя представленные в материалы дела доказательства, с учетом их оценки на относимость и допустимость, принимая во внимание положения части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу, что в ходе судебного разбирательства не нашел своего подтверждения факт наличия у истца работы ФИО1 в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов не менее 20 лет, при наличии стажа работы в гражданской авиации соответственно 25 лет ни на момент подачи заявления о назначении пенсии, ни на момент вынесения оспариваемого решения.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным решения об отказе в назначении пенсии по пункту 15 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также обязании ответчика назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,

р е ш и л:

Исковые требования ФИО1 к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) о признании незаконным решения, обязании включить периоды работы в специальный стаж, назначить досрочную пенсию оставить без удовлетворения.

Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд вынесший решение.

Судья Н.Н. Топчилова

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ