ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2837/2017 от 17.01.2018 Златоустовского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2-65/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 января 2018 года г. Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Т.Д. Руновой,

при секретаре Ю.Э. Камаловой,

с участием

помощника прокурора г.Златоуста С.С. Рязанова,

истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Златоуста в интересах ФИО1 к Областному казенному учреждению Центр занятости населения города Златоуста о понуждении в постановке на учет в качестве безработного,

у с т а н о в и л:

Прокурор города Златоуста в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к Областному казённому учреждению Центр занятости населения города Златоуста (далее ЦЗН г.Златоуста), в котором с учетом уточнения исковых требований просит обязать ответчика поставить ФИО1 на учет в качестве безработного и назначить ему соответствующее пособие с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 2-5, 62).

В обоснование заявленных требований ссылается на то, что прокуратурой города Златоуста при рассмотрении обращения ФИО1 по вопросу нарушения законодательства о занятости установлено, что в нарушение ст. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» ЦЗН г.Златоуста в установленный законом срок не принято решение о признании ФИО1 безработным и выплате ему пособия по безработице. Проведенной по обращению проверкой установлено, что по приговору Златоустовского городского суда ФИО1 находился в местах лишения свободы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в ЦЗН г.Златоуста для постановки на учет в качестве безработного. Истец представил справку о среднем заработке для определения размера пособия по безработице, при этом в справке был указан неверный период работы, в связи с чем, ему фактически в постановке на учет в качестве безработного было отказано. ФИО1 был поставлен на учет как ищущий работу. Кроме того, ФИО1 представил трудовую книжку и справку из мест лишения свободы. По независящим от истца причинам, запись в трудовой книжке об увольнении истца была сделана только ДД.ММ.ГГГГ в период его нахождения в местах лишения свободы. Ответчик в удовлетворении представления прокурора г.Златоуста об устранении нарушений законодательства о занятости населения ответил отказом, сославшись на предоставление ФИО1 недостоверных сведений, а также на то, что на момент обращения истца перерыв в работе, в соответствии с трудовой книжкой, составлял менее одного года. Полагает, что данные доводы нельзя принять как основания для отказа в признании гражданина безработным. ФИО1 не относится к категории граждан, представивших недостоверные данные для признания безработным. Представленные ФИО1 сведения выданы истцу работодателем, данные сведения не могут являться заведомо ложными. Кром того, законодательством не закреплено, что длительный перерыв в работе определяется исключительно по трудовой книжке гражданина. Фактически ФИО1 имел длительный перерыв в работе (более года) в связи с нахождением в местах лишения свободы, что подтверждается справкой об освобождении, представленной в ЦЗН г.Златоуста. При таких обстоятельствах, фактический отказ ответчика в постановке на учет истца в качестве безработного нарушает конституционные права ФИО1 на защиту от безработицы и ограничивает государственные гарантии занятости граждан, предоставляемые в рамках реализации конституционных прав, закрепленных в ст. 37 Конституции Российской Федерации, согласующихся со ст.ст. 17, 19 и 27 Конституции Российской Федерации.

Помощник прокурора города Златоуста Рязанов С.С., истец ФИО1 на удовлетворении заявленных исковых требований в судебном заседании настаивали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ЦЗН г.Златоуста ФИО2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 61), в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление (л.д. 16).

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, определенными в ее статье 7 (часть 1), предусматривает установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав на труд, охрану труда и здоровья, социальную защиту от безработицы (статья 7, часть 2; статья 37, часть 3; статья 39, часть 2).

В силу указанных положений правовые основания обеспечения социальной защиты от безработицы, круг лиц, на которых она распространяется, условия, и порядок ее предоставления закрепляются законом.

Как следует из преамбулы Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», данным законом определены правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения и установлены гарантии государства по реализации гражданами Российской Федерации права на защиту от безработицы, закрепленного в статье 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

В силу п.2 ст.3 указанного Закона решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.

Правила регистрации безработных граждан утверждены Постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2012 г. N 891.

В соответствии с п. 3 Правил регистрации подлежат граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы в соответствии с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891 (далее - зарегистрированные граждане), в отношении которых государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения о признании их безработными.

Пунктом 4 Правил предусмотрено, что постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов:

а) паспорт или документ, его заменяющий;

б) трудовая книжка или документ, ее заменяющий;

в) документ, удостоверяющий профессиональную квалификацию;

г) справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы;

д) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (далее - индивидуальная программа реабилитации).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в ЦЗН г.Златоуста с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, предоставив следующие документы: паспорт гражданина РФ, документ об образовании, справку об освобождении из УИН, трудовую книжку, страховое свидетельство (л.д. 25 – копия заявления, л.д. 28 – перечень документов, представленных гражданином, обратившимся в целях поиска подходящей работы).

На основании заявления ФИО1 был зарегистрирован в качестве ищущего работу.

Согласно трудовой книжке, последним местом работы ФИО1 значится ООО «Промсервис», запись об увольнении ФИО1 из ООО «Промсервис» в трудовой книжке произведена ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18-19 – копия трудовой книжки).

В справке о среднем заработке для определения размера пособия по безработице (стипендии), выданной ООО «Промсервис», также указаны сведения о периоде работы ФИО1 в ООО «Промсервис» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20).

Из пояснений представителя ответчика в судебном заседании, отзыва на исковое заявления следует, что ЦЗН г. Златоуста мог принять решение о признании ФИО1 безработным без справки о среднем заработке, но на момент обращения истца в ЦЗН г.Златоуста истец не относился к категории граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, где допускается отсутствие справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы. Представленные истцом документы, содержали недостоверные сведения. Согласно представленной истцом справки о среднем заработке и записи в трудовой книжке истец работал в ООО «Промсервис» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При этом, ФИО1 также была представлена справка об освобождении, согласно которой он находился в ФКУ ИК-21 ГУФСИН России с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и соответственно не мог работать в ООО «Промсервис» в указанный период.

Суд находит доводы представителя ответчика несостоятельными.

Согласно п.3 ст.3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными не могут быть признаны граждане, в том числе, представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.

Из справки ФКУ ИК-21 ГУФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ, представленной ФИО1 в ЦЗН г.Златоуста, следует, что ФИО1 содержался в местах лишения свободы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21).

Таким образом, в указанный период времени истец не мог работать по трудовому договору, поскольку находился в местах лишения свободы, где отношения между осужденными и администрацией исправительного учреждения носят специфический характер, а привлечение к труду является одной из составляющих процесса отбывания наказания.

По смыслу Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» сведения, которые не влияют на признание гражданина безработным, не могут стать законным основанием для отказа в регистрации в качестве безработного гражданина. Таким образом, предоставление недостоверных документов и данных может стать основанием для отказа в регистрации гражданина в качестве безработного только тогда, когда содержащиеся в них сведения опровергают обстоятельства, доказанность которых позволяет признать гражданина безработным. Доказанность рассмотренных обстоятельств, входящих в правовое понятие безработного гражданина, влечет возникновение у него права на получение статуса безработного. Данному праву корреспондирует обязанность соответствующего органа службы занятости по предоставлению гражданину статуса безработного.

Из представленных ФИО1 в ЦЗН г.Златоуста документов следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он не работал и не мог работать, соответственно, имел длительный перерыв (более одного года) трудовой деятельности. Данное обстоятельство не опровергается записью в трудовой книжке об увольнении истца ДД.ММ.ГГГГ на основании ч.1 п.4 ст.83 Трудового кодекса РФ в связи с прекращением трудового договора вследствие осуждения работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы на основании приговора суда, вступившего в законную силу. Запись в трудовую книжку была произведена работодателем и не зависела от волеизъявления ФИО1

В соответствии с п. 1 ст. 30 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» справка о средней заработной плате за последние 3 месяца по последнему месту работы требуется для расчета размера пособия по безработице.

Согласно п. 2 ст. 30 указанного Закона пособие по безработице гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице.

Поскольку ФИО1 не мог осуществлять трудовую деятельность в местах лишения свободы, фактически имел длительный перерыв в работе, представление справки о размере средней заработной платы не имело юридического значения при решении вопроса о признании истца безработным. Справка о среднем заработке с последнего места работы не являлась необходимым документом для постановки истца на учёт в качестве безработного.

Согласно ст. 31 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным (п.2). Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными (п.3).

В силу абзаца 3 п. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» при невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований и возложении на ответчика обязанности поставить ФИО1 на регистрационный учет в качестве безработного с назначением государственного пособия по безработице в порядке, установленном действующим законодательством, с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 198-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Удовлетворить исковые требования прокурора г.Златоуста, заявленные в интересах ФИО1.

Обязать Областное казенное учреждение Центр занятости населения города Златоуста поставить на регистрационный учет ФИО1 в качестве безработного с назначением государственного пособия по безработице в порядке, установленном действующим законодательством, с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Златоустовский городской суд.

Председательствующий: Т.Д. Рунова