72RS0014-01-2022-001963-09
Дело №2-2837/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Тюмень 22 июня 2022 года
Ленинский районный суд г.Тюмени в составе:
председательствующего судьи Ильященко М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Червенщук Е.С., с участием помощника прокурора Доденковой Е.О., представителей ответчиков государственного казённого учреждения Тюменской области «Управление автомобильных дорог» Чуракова П.А., представителя Главного управления строительства Тюменской области Душко А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заводоуковского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, к государственному казённому учреждению Тюменской области «Управление автомобильных дорог», Главному управлению строительства Тюменской области о возложении обязанности оборудовать электрическим освещением нерегулируемый пешеходный переход,
УСТАНОВИЛ:
Заводоуковский межрайонный прокурор, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к государственному казённому учреждению Тюменской области «Управление автомобильных дорог» о возложении обязанности оборудовать электрическим освещением нерегулируемый пешеходный переход на автомобильной дороге «Заводоуковск — Упорово» () вблизи дома в соответствии с требованиями, установленными Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2017 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» в срок до 31 декабря 2022 года.
Требования мотивированы тем, что Заводоуковской межрайонной прокуратурой в январе 2021 года во исполнение поручения прокуратуры Тюменской области проведена проверка по факту дорожно-транспортного происшествия, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ года на автомобильной дороге «Заводоуковск - Упорово» на нерегулируемом пешеходном переходе вблизи дома № , в результате которого от наезда автомобиля погибли 2 пешехода, одна из которых несовершеннолетняя. Согласно постановлению Правительства Тюменской области от 02 сентября 2008 года № 260-п «Об утверждении перечней автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения» автомобильная дорога «Заводоуковск - Упорово» (71 ОП М3 71Н-808), протяженностью 30,492 км. является автомобильной дорогой межмуниципального значения и включена в перечень автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения. В соответствии со статьей 15 Федерального закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства Тюменской области от 17 декабря 2012 года № 541-п утвержден Порядок содержания и ремонта автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения. Пунктом 2 Порядка определено, что организация и проведение работ по ремонту автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и работ по содержанию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения включают в себя следующие мероприятия: а) оценка технического состояния автомобильных дорог; б) планирование и финансирование работ, в) разработка проектной документации по ремонту проектная документация) или сметных автомобильных дорог (далее расчетов стоимости работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог; г) проведение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог; д) приемка выполненных работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог. Приказом Росгехрегулирования от 23 октября 2007 года № 270-ст утвержден Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2017 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (далее - ГОСТ). Согласно пункту 4.5.2.4. ГОСТ пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, дорожной разметкой, и иметь освещение (с питанием от распределительной сети или автономных источников). В соответствии с пунктом 4.6.1.1 ГОСТ стандартное электрическое освещение на автомобильных дорогах устраивают на остановочных пунктах маршрутных транспортных средств, на пешеходных переходах на проезжей части. Вместе с тем в ходе проверки установлено, что в нарушение пунктов 4.5.2.4 и 4.6.1.1 ГОСТ пешеходный переход на автомобильной дороге «Заводоуковск - Упорово», вблизи дома не оборудован стационарным электрическим освещением, обеспечивающим безопасное посредством осветительного прибора, пересечение проезжей части и возможность видеть препятствия и дефекты дорожного покрытия на пешеходных переходах, с источником света с цветностью, контрастной по отношению к цветности источников света основного освещения улицы. По данному факту Заводоуковской межрайонной прокуратурой в адрес начальника Государственного казенного учреждения Тюменской области «Управление автомобильных дорог» 20 января 2021 года внесено представление об устранении нарушений закона. В ответах ГКУ Тюменской области «Управление автомобильных дорог» указало, что наружное освещение на автодороге «Заводоуковск-Упорово» учтено Программой устройства освещения автомобильных дорог, мостов и автомобильных дорогах регионального и на путепроводов межмуниципального значения, разработанной казенным учреждением, под номером 62, средства на разработку проектной документации на устройство наружного освещения на автомобильной дороге на 2022 год не предусмотрены. Отсутствие необходимого стационарного электрического освещения на нерегулируемом пешеходном переходе на автомобильной дороге «Заводоуковск - Упорово» вблизи дома создает условия для возникновения дорожно-транспортных происшествий и, как следствие, возникновение угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
12 апреля 2022 года судом к участию в деле в качестве ответчика привлечено Главное управление строительства Тюменской области.
02 июня 2022 года Заводоуковский межрайонный прокурор изменил исковые требования, просил возложить обязанность на Главное управление строительства Тюменской области до 31 декабря 2022 года оборудовать стационарным электрическим освещением нерегулируемый пешеходный переход на автомобильной дороге «Заводоуковск — Упорово» ) вблизи дома № 47 в соответствии с требованиями, установленными Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2017 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (л.д.74-75).
Помощник прокурора Ленинского АО г.Тюмени Доденкова Е.О., действующая по поручению Заводоуковского межрайонного прокурора на основании п.4.2 приказа Генерального прокурора РФ от 11.01.2021 №2 "Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве", в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Главного управления капитального строительства Тюменской области Душко А.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, поскольку срок для оборудования пешеходного перехода электрическим освещением составляет не менее 30 месяцев.
Представитель ответчика государственного казённого учреждения Тюменской области «Управление автомобильных дорог» Чураков П.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, поскольку срок для оборудования пешеходного перехода электрическим освещением составляет не менее 30 месяцев, при этом установка дополнительной опоры освещения приведёт к нарушению ГОСТ, поскольку расстояние между опорами и неосвещённым переходом составляет 90 м., тогда как п.4.6.1.2 ГОСТ непрерывное освещение устанавливается на дорогах при расстоянии между отдельными освещенными объектами менее 250 м.
Представитель третьего лица МО МВД России «Заводоуковский» при надлежащем извещении в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.46).
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично.
Согласно статье 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Как следует из п.п. 6, 12 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 5 Закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется в том числе посредством деятельности по организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
В силу п. 3 ст. 6 Закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 21 Закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения (п.6); утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правил расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели (11); осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти объектов Российской Федерации (12).
Положением о Главном управлении строительства Тюменской области, утвержденным постановлением Правительства Тюменской области от 01.06.2009 № 146-п предусмотрено, что Главное управление строительства Тюменской области является исполнительным органом государственной власти Тюменской области, осуществляет полномочия, в том числе по утверждению порядка содержания и ремонта автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 года № 270-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", пунктом 4.5.2.4 которого предусмотрено, что пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой, стационарным наружным освещением (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).
Стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают: на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м, по СП 52.13330.2016 Естественное и искусственное освещение; на дорогах I категории с расчетной интенсивностью движения 20 тыс. авт./сут. и более; на средних и больших мостах (путепроводах) в соответствии с таблицей 7; на пересечениях дорог I и II категорий между собой в одном и разных уровнях, а также на всех соединительных ответвлениях пересечений в разных уровнях и на подходах к ним на расстоянии не менее 250 м от начала переходно-скоростных полос; на подходах к железнодорожным переездам на расстоянии не менее 250 м; в транспортных автодорожных тоннелях и на подходах к въездным порталам по СНиП 32-04-97. Тоннели железнодорожные и автодорожные; под путепроводами, на дорогах I - III категорий, если длина проезда под ними превышает 30 м; на внеуличных пешеходных переходах; на участках дорог в зоне размещения переходно-скоростных полос на съездах к сооружениям обслуживания движения, действующим в темное время суток; на автобусных остановках, пешеходных переходах, велосипедных дорожках, на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий в темное время суток, у расположенных вблизи от дороги клубов, кинотеатров и других мест сосредоточения пешеходов в населенных пунктах, где нет уличного освещения, при расстоянии до мест возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м. (п.4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007).
Согласно постановлению Правительства Тюменской области от 02 сентября 2008 года № 260-п «Об утверждении перечней автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения» автомобильная дорога «Заводоуковск - Упорово» (71 ОП М3 71Н-808), протяженностью 30,492 км, является автомобильной дорогой межмуниципального значения и включена в перечень автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, относящихся к государственной собственности Тюменской области, находится в оперативном управлении Государственного учреждения Тюменской области «Управление автомобильных дорог Тюменской области», что подтвердил представитель ответчика в судебном заседании.
Актом государственного инспектора ОГИБДД МО МВД России «Заводоуковский» от 22 декабря 2020 года установлено, что на участке ул. (автомобильная дорога Заводоуковск-Упорово) на пешеходном переходе отсутствует наружное стационарное освещение, п.4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007 (л.д. 15).
25 декабря 2020 года ОГИБДД МО МВД России «Заводоуковский» в адрес ГКУ ТО «Управление автомобильных дорог» направлено представление с требованием установить на остановочном комплексе и пешеходном переходе, расположенном на ул. (+85 метров в направлении с.Упорово) г. Заводоуковска Тюменской области, стационарное электрическое освещение (л.д. 20-21).
20 января 2021 года ГКУ ТО «Управление автомобильных дорог» дан ответ на представление о том, что вопрос выполнения работ на объекте будет рассмотрен при формировании планов на 2022 и последующие годы (л.д. 22).
20 января 2021 года и.о. Заводоуковского межрайонного прокурора вынесено представление в адрес начальника ГКУ ТО «Управление автомобильных дорог» в котором указывалось, что 22 декабря 2020 года на нерегулируемом пешеходном переходе вблизи дома № произошло ДТП, в результате которого погибла пешеход ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. При обследовании места ДТП установлено, что в нарушении пунктов 4.5.2.4 и 4.6.1.1 ГОСТ пешеходный переход не был оборудован стационарным электрическим освещением, в связи с чем прокурор требовал устранить нарушения закона (л.д. 12-14).
В ответе на представление ГКУ ТО «УАД» указало, что устройство наружного освещения на автодороге «Заводоуковск - Упорово» учтено программой за № 62 (л.д. 16-17).
Из письма ГКУ ТО «УАД» от 15 декабря 2021 года № 11555/06 сдует, что средства на разработку проектной документации на устройство наружного освещения на автомобильной дороге «Заводоуковск-Упорово», проходящей по уд. , Государственной программой «Развитие транспортной инфраструктуры» на 2022 год не предусмотрены. Дополнительные источники финансирования в рамках мероприятий программы возможные к перераспределению, отсутствуют. Решение вопроса будет рассмотрено при формировании бюджета на 2023 и последующие годы (л.д. 18-19).
30 декабря 2020 года первым заместителем Главы Заводоуковского городского округа направлено обращение начальнику ГУС ТО с просьбой оказать содействие в решении вопроса устройства наружного освещения на автомобильных дорогах «Объезд г. Заводоуковска» и «Заводоуковск—Упорово» (л.д. 24-25).
Учитывая, что автомобильная дорога «Заводоуковск - Упорово», вблизи дома № , имеет твердое покрытие, активно используется автомобильным транспортом, а также пешеходами, оборудован нерегулируемый наземный пешеходный переход, то суд приходит к выводу, что отсутствие стационарного электрического освещения нерегулируемого пешеходного перехода на автомобильной дороге «Заводоуковск-Упорово» (71 ОП М3 71Н-808) вблизи дома № создает опасность для жизни и здоровья граждан, как пешеходов, так и автомобилистов, поскольку является сопутствующим условием дорожно-транспортных происшествий. Таким образом, в нарушении требований Федерального законодательства, ответчик Главное управление строительства Тюменской области не обеспечил содержание автомобильной дороги автомобильной дороги «Заводоуковск-Упорово» (71 ОП М3 71Н-808) вблизи дома № в безопасном для дорожного движения состоянии, в связи с чем на Главное управление строительства Тюменской области должна быть возложена обязанность оборудовать стационарным электрическим освещением нерегулируемый пешеходный переход на автомобильной дороге «Заводоуковск-Упорово» (71 ОП М3 71Н-808) вблизи дома № в соответствии с требованиями, установленными Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».
Ссылку представителя ответчика о том, что установка дополнительной опоры освещения приведёт к нарушению требований других требований ГОСТ, суд находит необоснованной, поскольку вопрос о том, каким образом следует оборудовать пешеходный переход электрическим освещением, не является предметом данного дела. Кроме того, сведений о том, что установка дополнительной опоры является единственным способом оборудования пешеходного перехода электрическим освещением, материалы дела не содержат.
Несмотря на то, что прокурор изменил исковые требования, от требований к государственному казённому учреждению Тюменской области «Управление автомобильных дорог» не отказался.
Суд считает, что надлежащим ответчиком по делу является Главное управление строительства Тюменской области, поскольку является областным исполнительным органом государственной власти Тюменской области, осуществляющим на территории Тюменской области исполнительно-распорядительную деятельность, в том числе в сфере транспорта и дорожной деятельности, осуществляет управление, координацию, регулирование и контроль за дорожной деятельностью в Тюменской области. В связи с чем в иске к казённому учреждению Тюменской области «Управление автомобильных дорог» должно быть отказано.
Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
При определении срока, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд принимает во внимание срок для размещения закупки – 1,5 месяца, представленную представителем ответчика выписку из проектной документации с похожей протяжённостью, согласно которой срок выполнения строительно-монтажных работ составляет 6 месяцев, сведения о продолжительности проектных работ (л.д.61) – самые длительные из перечисленных в таблице сроков - 4 месяца (на проектирование плана трассы, продольного профиля – п.6). Сведений о том, что перечисленные в возражениях проектно-изыскательские работы должны производиться последовательно, а не одновременно, материалы дела не содержат. Кроме того, Методические рекомендации №01-28/2718 от 26.04.2006, на которые ссылается представитель ответчика, носят рекомендательный характер.
Таким образом, суд считает, что решение суда должно быть исполнено в срок до 01 июля 2023 года. Установление более длительного срока исполнения решения суда приведёт к нарушению ст.13 ГПК РФ и негативно повлияет на организацию дорожного движения, учитывая также то, что с момента первоначального направления прокурором требования в ГКУ ТО «Управление автомобильных дорог» об организации электрического освещения на пешеходном переходе, прошло более 1 года.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Заводоуковского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, удовлетворить частично.
Возложить обязанность на Главное управление строительства Тюменской области оборудовать стационарным электрическим освещением нерегулируемый пешеходный переход на автомобильной дороге «Заводоуковск-Упорово» (71 ЛП М3 71Н-808) вблизи дома № в соответствии с требованиями, установленными Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2017 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» в срок до 01 июля 2023 года.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Ленинский районный суд г. Тюмени в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Решение в окончательной форме изготовлено 29 июня 2022 года.
Председательствующий судья М.В. Ильященко