ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-283/15 от 06.03.2015 Пуровского районного суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Дело 2-283/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тарко-Сале 06 марта 2015 года

Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего - судьи Козловой М.В.,

при секретаре судебного заседания Дадаевой Т.К.,

с участием истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о восстановлении в списках граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты в связи с выездом в населенные пункты юга Тюменской области в рамках областной целевой программы «Сотрудничество», третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации муниципального образования город Тарко-Сале,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с названным иском к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, указав следующее. Истец состоял на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в связи с выездом в населенные пункты юга Тюменской области в рамках областной целевой программы «Сотрудничество» с ДД.ММ.ГГГГ. В 2014 году ФИО1 узнал о том, что Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа исключил его из списка граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты в связи с выездом в населенные пункты юга Тюменской области в рамках областной целевой программы «Сотрудничество» по причине того, что им не подано заявление на участие в программе в 2014 году в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С названным решением ФИО1 не согласен. О необходимости подавать такого рода заявление ему не было известно, каких-либо писем с указанием на необходимость подачи соответствующего заявления в отдел жилищной политики администрации муниципального образования город Тарко-Сале от ответчиков он не получал. С учетом этого, ФИО1 просил обязать Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа восстановить его в окружном списке граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в связи с выездом из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области в рамках областной целевой программы «Сотрудничество», с даты исключения из списка.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 просил по основаниям, изложенным в иске, восстановить его в окружном списке граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в связи с выездом из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области в рамках областной целевой программы «Сотрудничество» с даты подачи заявления о постановке на учете - с ДД.ММ.ГГГГ. Об изменениях, внесенных в Положение о реализации программы «Сотрудничество» ФИО1 ничего не знал. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец безвыездно находился на работе в полевых условиях, по этой причине он не мог прочитать объявление о необходимости подать заявление на получение в 2014 году социальной выплаты, которое было опубликовано в газете «Северный луч» ДД.ММ.ГГГГ. По той же причине он не видел объявления по телевизору в разделе рекламы «бегущая строка». При написании заявления о включении в число участников программы «Сотрудничество» ФИО1 никто не сказал о необходимости подавать заявление на получение социальной выплаты в рамках программы ежегодно.

Представитель ответчика - Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа ФИО2 при надлежащем извещении в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. Суду ФИО2 представил возражение на исковое заявление ФИО1, из которого следует, что в силу п.п. «ж» п. 2.10 Положения о реализации мероприятий программы «Сотрудничество» по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.06.2011 № 437-П, с учетом изменений, внесенных в него Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа № 560-п от 19.07.2012, в связи с не представлением в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заявления на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество», истец приказом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ был снят с учета и исключен из соответствующих списков. Принятое решение об исключении истца из числа участников программы «Сотрудничество» ФИО2 считает законным и обоснованным. Действующим законодательством на органы исполнительной власти не возложена обязанность по информированию каждого участника программы «Сотрудничество» о внесении изменений в законодательство или в иные нормативные правовые акты. Поскольку участие в программе «Сотрудничество» является добровольным, носит заявительный характер, обязанность по предоставлению необходимых документов возлагается непосредственно на гражданина. Нарушение сроков предоставления документов не допускается. Добровольный характер участия в программе предполагает также обязанность гражданина проявлять интерес к изменениям условий ее реализации и к иным, связанным с этим обстоятельствам, тем более, что изменения, внесенные в Положение о реализации мероприятий программы «Сотрудничество», были надлежащим образом опубликованы. Более того, по смыслу правовых норм, содержащихся в Положении о реализации мероприятий программы «Сотрудничество», в случае невнесения гражданина по каким-либо основаниям в список муниципального образования, у Департамента возникает обязанность исключить такого гражданина из окружного списка. С учетом изложенного ФИО2 просил в удовлетворении требований ФИО1 отказать.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - администрации муниципального образования город Тарко-Сале ФИО3 при надлежащем извещении в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. В представленном отзыве на исковое заявление ФИО1 ФИО3 указал о том, что решение вопроса об исключении граждан из окружного списка претендентов на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество» не находится в компетенции администрации муниципального образования город Тарко-Сале. Истец ФИО1 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ состоял в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество». В связи с не предоставлением в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в органы местного самоуправления заявления о включении его в список граждан, претендующих на получение социальной выплаты в следующем году, на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ № 35-од, Департаментом строительства и жилищной политики ЯНАО ФИО1 исключен из окружного списка. Все заявления граждан, поступающие в администрацию муниципального образования город Тарко-Сале в рамках реализации программы «Сотрудничество» направлялись в Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО. Обязанность письменно уведомлять каждого гражданина об изменениях, вносимых в Положение о реализации мероприятий программы «Сотрудничество» по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области, утвержденное постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.06.2011 № 437-П, у администрации муниципального образования город Тарко-Сале отсутствовала.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд посчитал возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителей ответчиков.

Заслушав в судебном заседании пояснения истца ФИО1, изучив доводы, приведенные истцом в исковом заявлении, а также доводы, изложенные представителем ответчика Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа ФИО2 в возражениях на исковое заявление, доводы, изложенные представителем третьего лица - администрации муниципального образования город Тарко-Сале ФИО3 в отзыве на исковое заявление, исследовав письменные доказательства, представленные в материалах дела, суд установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.

Статьей 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Очередность предоставления жилищных субсидий регламентируется ст. 2 данного Закона.

25.10.2004 постановлением администрации Тюменской области от 25.10.2004 № 136-пк утверждена целевая программа по реализации Договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.08.2004 № 150 «Сотрудничество».

Для обеспечения эффективности реализации мероприятий по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области в рамках областной целевой программы «Сотрудничество», утвержденной постановлением администрации Тюменской области № 136-пк от 25.10.2004, постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.06.2011 № 437-П утверждено Положение о реализации мероприятий программы «Сотрудничество» по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области.

В силу Договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.08.2004 № 150, финансирование программы предусмотрено, в том числе, из бюджета Тюменской области. Вместе с тем Тюменской областью финансирование программы «Сотрудничество» прекращено по причине отсутствия бюджетных средств.

Исходя из этого постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа № 1005-п от 10.12.2014 действие разделов I, IV, частично раздела II Положения о реализации мероприятий программы «Сотрудничество» по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области, приостановлено до 31.12.2015.

В дальнейшем, в целях совершенствования механизма предоставления социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области, Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа № 560-п от 19.07.2012 в Положение о реализации мероприятий программы «Сотрудничество» по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области, внесены изменения, предусматривающие для участников программы ежегодную перерегистрацию в период с 01 января по 01 июля. При этом в п.п. «ж» п. 2.10 Положения внесены изменения, предусматривающие возможность исключения граждан из числа участников программы после однократного пропуска перерегистрации (не подачи заявления).

Названные изменения вступили в законную силу с 01.01.2013. Текст постановления Правительства № 560-п от 19.07.2012 был опубликован в газете «Красный Север», размещен на официальном интернет-сайте исполнительных органов государственной власти автономного округа, на Портале государственных услуг автономного округа.

При этом в редакции, действующей до 01.01.2013, п. 2.12 Положения предусматривал необходимость обращения с вышеуказанным заявлением в тот же период только в отношении граждан, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году; снятие с учета граждан производилось в случае непредставления такого заявления в течение трех лет подряд.

Из пояснений истца, а также из документов, представленных истцом и ответчиками, следует, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 состоял на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в связи с выездом в населенные пункты юга Тюменской области в рамках областной целевой программы «Сотрудничество».

Номер очереди ФИО1 в числе участников программы «Сотрудничество» - , номер очереди в книге регистрации, учета граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - решение о постановке на учет - от ДД.ММ.ГГГГ. Списки граждан (пенсионеров по старости), утверждены Приказом Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа № 22-од от 08.02.2013.

Судом установлено, что истец ФИО1 зарегистрирован по месту жительства и проживает в г. Тарко-Сале с ДД.ММ.ГГГГ, имеет стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям более 33 лет, что подтверждается выпиской из списка, представленной Департаментом строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования город Тарко-Сале истцу ФИО1 было направлено сообщение о принятом решении от ДД.ММ.ГГГГ о включении в список граждан, имеющих право на получение социальной выплат и желающих выехать в город Тюмень и населенные пункты юга Тюменской области, в рамках реализации программы «Сотрудничество» по муниципальному образования администрация город Тарко-Сале и о направлении в связи с этим документов в Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа.

Приказом Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 исключен из списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество». Основание - п.п. «ж» п. 2.10 Положения о реализации мероприятий программы «Сотрудничество» по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.06.2011 № 437-П с учетом изменений, внесенных в него Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа № 560-п от 19.07.2012, в связи с не представлением в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заявления на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество».

ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 администрацией муниципального образования город Тарко-Сале извещен об исключении из Окружного списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество».

Проверяя доводы истца, изложенные в исковом заявлении, суд установил, что исходя из п. 2.8 Положения о реализации мероприятий программы «Сотрудничество» по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.06.2011 № 437-П, в редакции Постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа № 560-п от 19.07.2012, органы местного самоуправления должны направлять гражданам извещения о необходимости ежегодно с 01 января по 01 июля представлять заявление о включении в список граждан, претендующих на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество», а также о последствиях непредставления такого заявления, в письменной форме, согласно приложению № 5 к Положению.

Вместе с тем, доказательств направления истцу администрацией муниципального образования город Тарко-Сале письменного извещения по форме, согласно приложению № 5 к Положению в первом полугодии 2013 года, суду не представлено.

Вместе с тем, разрешая по существу заявленные ФИО1 требования, суд исходит не только из буквального толкования норм действующего Положения о реализации мероприятий программы «Сотрудничество» по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области, но учитывает также истинное значение целей внесения законодателем изменений в постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.06.2011 № 437-П.

Так, внесение изменений в Положение о реализации мероприятий программы «Сотрудничество» по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области, утвержденное постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.06.2011 № 437-П, в части обязания граждан ежегодно подавать заявления на получение социальной выплаты, было обусловлено необходимостью упорядочения ведения и контролирования очередности по Окружному списку, поскольку большое количество граждан, получивших социальные выплаты за счет других программ, приобретших жилье самостоятельно, выехавших за пределы автономного округа, и т.д. зачастую необоснованно продолжали оставаться в числе участников программы «Сотрудничество».

Таким образом, Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа, принимая решение о внесении изменений в Положение о реализации мероприятий программы «Сотрудничество», преследовало цель облегчить ведение списков граждан-участников программы, а не исключение граждан из этих списков по формальному основанию - в связи с не подачей заявления по установленной форме.

Поэтому ежегодное уведомление о включении в списки носит информативный характер по последующим действиям участника программы, которые необходимо произвести, чтобы сохранить право на получение социальной выплаты. Эта информация должна быть единожды получена всеми участниками программы, в противном случае они будут поставлены в не равное положение, что будет противоречить самому смыслу программы и разработанному в ее исполнение Положению.

В соответствии с ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Согласно статье 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.

На основании статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Согласно ст. 10 п. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается.

Поскольку администрация муниципального образования город Тарко-Сале фактически не выполнила обязанность по уведомлению ФИО1 о внесенных изменениях в Положение о реализации мероприятий программы «Сотрудничество» по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области, утвержденное постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.06.2011 № 437-П, оснований для исключения истца из числа участников программы не имелось.

С учетом изложенного, исковые требования ФИО1 о восстановлении его в сводном списке граждан, поставленных на учет в качестве имеющих право на получение социальной выплаты в связи с выездом в г. Тюмень и в населенные пункты юга Тюменской области в рамках областной целевой программы «Сотрудничество» исходя из даты подачи заявления, предъявленные к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление ФИО1 к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о восстановлении в списках граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты в связи с выездом в населенные пункты Тюменской области в рамках областной целевой программы «Сотрудничество», удовлетворить.

Обязать Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа восстановить ФИО1 в списке граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты в связи с выездом в населенные пункты юга Тюменской области в рамках областной целевой программы «Сотрудничество», исходя из даты подачи заявления – ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в суд <адрес> через Пуровский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 10.03.2015.

Председательствующий М.В.Козлова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>