ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-283/18 от 01.10.2018 Кондинского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 2- 283 /2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Междуреченский 01 октября 2018 года

Кондинский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа Югра в составе судьи Косолаповой О.А.

с участием истца прокурора Новоселова Д.Н.,

представителя ответчика ФИО1,

при секретаре Шестакововой Г.Г.,

рассмотрев в открытом судебном гражданское дело по иску прокурора Кондинского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к открытому акционерному обществу «Теплоэнергия», администрации Кондинского района об обязанности разработать и согласовать программу производственного экологического контроля, разработать и утвердить проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Кондинского района с учетом внесенных изменений обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к открытому акционерному обществу (ОАО) «Теплоэнергия», администрации Кондинского района об обязанности в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу:

1.разработать и согласовать программу производственного экологического контроля;

2. разработать и утвердить проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Утвердить (установить) нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Исковые требования мотивированы тем, что ответчик ОАО «Теплоэнергия» в процессе своей деятельности эксплуатирует объекты, которые в соответствии с законом относятся к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду Ш категории, а именно котельную, расположенную в по адресу: <адрес>; котельную, расположенную по адресу: <адрес> Указанные объекты используются для обеспечения теплоснабжения и водоснабжения на территории <адрес> находятся в муниципальной собственности Кондинского района, от имени которой выступает ответчик администрация Кондинского района.

В нарушение положений законодательства об охране окружающей среды ответчиками не разработана и не утверждена программа производственного экологического контроля, производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями на указанных объектах не осуществляют.

В процессе хозяйственной деятельности ОАО «Теплоэнергия» при эксплуатации указанных котельных, подлежащих региональному экологическому надзору, образуются отходы. Однако в нарушение требований законодательства об отходах производства и потребления ответчиками в установленном порядке не разработан и не утвержден проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не установлены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

В судебном заседании истец прокурор Новоселов Д.Н. исковые требования с изменениями поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении. В дополнение указал, что ответчик ОАО «Теплоэнергия» не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, фактически эксплуатирует котельную в пгт. Луговой по договору хранения, в д. Шугур – по договору аренды, является поставщиком тепловой энергии в указанных населенных пунктах, с которым заключены соответствующие муниципальные контракты и договоры.

Представитель ответчика администрации Кондинского района ФИО1 в судебном заседании исковые требования полностью не признала. В возражениях против иска указала, что объекты муниципальной собственности котельные в гп.Луговой и в д. Шугур Кондинского района были переданы ответчику ОАО «Теплоэнергия» для использования в целях производства и поставки тепловой энергии для населения и других потребителей указанных населенных пунктов, фактически эксплуатируются для этих целей ответчиком ОАО «Теплоэнергия», в связи с чем обязанность по исполнению требований законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления несет указанный ответчик. Администрация Кондинского района такой хозяйственной деятельностью не занимается.

Ответчик ОАО «Теплоэнергия» надлежаще извещен о времени и месте разбирательства дела, в суд не явился, об отложении судебного заседания не ходатайствует, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика ОАО «Теплоэнергия».

Возражений против иска от ответчика ОАО «Теплоэнергия» не поступило.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.

Согласно статьям 41, 42 Конституции Российской Федерации, статье 11 федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства.

Прокуратурой Кондинского района проведена проверка по информации Кондинского отдела Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее Природнадзор Югры) о нарушении ответчиком ОАО «Теплоэнергия» требований законодательства в

сфере охраны окружающей среды, в ходе которой установлено, что в процессе своей деятельности ООАО «Теплоэнергия» эксплуатирует объекты, которые согласно критериям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029, относятся к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду III категории, а именно:

1) котельная, нежилое здание для обогрева жилых и производственных помещений площадью 424,6 кв.м., этажность – 2, расположенная по адресу<адрес>; оборудованная 2 водогрейными котлами: КВм-1,44КБ (Барнаульский котельный завод) и КВм-0,93К (Ижевский завод), работающая на твердом топливе уголь, дрова, передана ответчику ОАО «Теплоэнергия» администрацией Кондинского района по договору аренды № 95/А от 23.10.2017 (т.2 л.д. 81-89);

2) котельная 2,7 МВт, нежилое здание, 1-этажное, общая площадь 133,7кв.м., расположенная по адресу: пгт<адрес>; оборудованная 2 водогрейными котлами: КВсМ-1 с топкой 1,45 МВт и котел КВсМ-1,25 МВт; работающая на твердом топливе; уголь, дрова; предоставлена ответчику ОАО «Теплоэнергия» администрацией Кондинского района по договору хранения № 31/Х-2 от 25.10.2017 с правом пользоваться переданным имуществом ( т.2 л.д. 90-95).

Объекты «Котельная КМТ Луговой» и «Котельная д. Шугур» являются муниципальной собственностью Кондинского района, внесены ответчиком ОАО «Теплоэнергия» в государственный региональный реестр объектов, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, что подтверждается Свидетельствами № ВННКАОРN и № ВННКАОРW от 07.07.2017г. Объекты отнесены к III категории негативного воздействия на окружающую среду. Котельной КМТ Луговой присвоен код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду 71-0286-001697-П, Котельной д.Шугур присвоен соответствующий код 71-0286-001698-П.

Указанные производственные объекты поставлены ответчиком на учет в рамках выполнения выданного обществу Кондинским отделом Природнадзора Югры Предписания от 13.03.2017г № 06-20/2017.

Статьей 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) определено, что в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды осуществляется производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют

информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля. Программа производственного экологического контроля содержит сведения: об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников; об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения; о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля; о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации; о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений и др.

Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Программа (план) производственного экологического контроля в области обращения с отходами, должна согласовываться в установленном законом порядке с органами государственного эпидемиологического контроля.

В ходе плановой проверки, проведенной Природнадзором Югры 13.03.2017, установлено, что программа производственного экологического контроля Обществом не разработана и не согласована, производственный экологический контроль в эксплуатируемых котельных не осуществляется.

Для устранения выявленных нарушений государственным инспектором Природнадзора Югры 13.03.2017 Обществу выдано предписание об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований (далее – Предписание) №06-21/2017 в срок до 01.03.2018: 1) обеспечить осуществление ОАО «Теплоэнергия» производственного контроля в области охраны окружающей среды; 2) разработать и утвердить программу производственного экологического контроля ОАО «Теплоэнергия».

Для принятия мер по устранению нарушений природоохранного законодательства (выполнению предписания) ОАО «Теплоэнергия» предоставлен разумный срок – 1 год.

В ходе внеплановой проверки, проведенной Природнадзором Югры с целью контроля исполнения ОАО «Теплоэнергия» предписания в период с 15.03.2018г по 28.03.2018 установлено, что в предписываемый срок до 01.03.2018г программа производственного экологического контроля ОАО «Теплоэнергия» не разработана и не утверждена; ведение производственного контроля в области охраны окружающей среды ОАО «Теплоэнергия» не обеспечено, следовательно, Предписание № 06-21/2017 ОАО «Теплоэнергия» не выполнено, в связи с чем ОАО «Теплоэнергия» привлечено к административной ответственности в виде штрафа постановлением мирового судьи от 24.04.2018.

Статьей 22 Закона № 7-ФЗ установлено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду при хозяйственной или иной деятельности для юридических лиц - природопользователей, устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.

В силу ст. 24 Закона № 7-ФЗ, нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно статье 1 федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. При этом под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.

В соответствии с частями 2, 3, 4, 6 статьи 18 федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.

В процессе своей деятельности ОАО «Теплоэнергия» фактически эксплуатирует переданные Администрацией Кондинского района по договорам аренды, хранения объекты коммунальной инфраструктуры для обеспечения теплоснабжения на территории <адрес> Для указанных целей с ответчиком ОАО «Теплоэнергия» заключены муниципальные контракты № 11 от 05 февраля 2018 года, № 12 от 06 февраля 2018 года, № 29 от 18.09.2018,

№ 30 от 18.09.2018, договоры на оказание услуг поставки тепловой энергии № 27 от 03.09.2018, №28 от 14.09.2018 ( т.2 л.д. 137-186).

Ответчиком ОАО «Теплоэнергия» подтвержден класс опасности и составлены паспорта на отходы 3-5 класса опасности.

В ходе плановой проверки проведенной Природнадзором Югры 13.03.2017 установлено, что ОАО «Теплоэнергия» осуществляет накопление отходов 3-5 класса опасности, образовавшиеся в процессе эксплуатации котельных в пгт<адрес> тем самым согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ осуществляет деятельность по обращению с отходами.

На момент плановой проверки ПНООЛР ОАО «Теплоэнергия» не был разработан, лимиты не установлены.

Для устранения выявленных нарушений 13.03.2017 ОАО «Теплоэнергия» было выдано Предписание об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований №06-16/2017 (далее – Предписание) в срок до 01.02.2018: разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР); в установленном законом порядке утвердить (установить) нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

При проведении внеплановой проверки с целью контроля исполнения предписания в период с 15.02.2018 по 01.03.2018 Природнадзором Югры установлено, что нормативы образования отходов и лимитов на их размещение ответчиком ОАО «Теплоэнергия» не утверждались, документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не выдавался, документы для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от ОАО «Теплоэнергия» в Природнадзор Югры не поступали.

Предписание об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 13.03.2017 № 06-16/2017 ОАО «Теплоэнергия» в установленные сроки не выполнено, в связи с чем ОАО «Теплоэнергия» привлечено к административной ответственности в виде штрафа по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ постановлением мирового судьи от 09.04.2018.

К субъектам малого и среднего предпринимательства ответчик ОАО «Теплоэнергия» не относится, что подтверждается сведениями Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

Доказательств исполнения обязанностей, указанных в исковом заявлении, доказательств отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства ответчик ОАО «Теплоэнергия» суду не представил.

Между тем в соответствии со ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Суд приходит к выводу, что ответчик ОАО «Теплоэнергия» осуществляет хозяйственную деятельность по эксплуатации котельных, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, в процессе которой образуются отходы производства.

В нарушение требований закона ответчиком ОАО «Теплоэнергия» программа производственного экологического контроля не разработана и не утверждена, производственный экологический контроль не осуществляется, проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не разработаны, нормативы образования отходов и лимитов на их размещение в установленном законом порядке не установлены (утверждены).

Неисполнение вышеуказанных требований закона создают угрозу загрязнения окружающей среды, что нарушает право жителей сельского поселе-

ния Шугур, городского поселения Луговой и неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Статья 45 ГПК РФ предусматривает право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Исковые требования прокурора к ответчику ОАО «Теплоэнергия» являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Указанный в исковом заявлении прокурора срок для исполнения требований закона суд полагает разумным и достаточным.

Ответчик администрация Кондинского района хозяйственную и иную деятельность по эксплуатации указанных объектов, в процессе которой образуются отходы, не осуществляет. Оснований для удовлетворения исковых требований к ответчику администрации Кондинского района не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е ШИ Л :

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать открытое акционерное общество «Теплоэнергия» (ИНН <***>, юридический адрес: <адрес> в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать и согласовать программу производственного экологического контроля, разработать и утвердить проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвердить (установить) нормативы образования отходов и лимиты на их размещение в отношении объектов:

- котельная, расположенная по адресу: <адрес>

- котельная, расположенная по адресу: <адрес>

В удовлетворении исковых требований к администрации Кондинского района полностью отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты - Мансийского автономного округа –Югры через Кондинский райсуд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, то есть с 06 октября 2018 года.

Судья О.А.Косолапова