ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-283/18 от 30.10.2018 Пий-хемского районного суда (Республика Тыва)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес> 30 октября 2018 года

Пий-Хемский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Черновой С.А., при секретаре ФИО1,

с участием помощника прокурора <адрес> Республики Тыва ФИО2,

представителя ответчика – администрации муниципального района «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва» ФИО4, действующей на основании доверенности, представителя ответчика МУП «<адрес>» ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Тыва в интересах Республики Тыва к <адрес> Республики Тыва», МУП «<адрес>» администрации муниципального района <адрес> Республики Тыва» об обязании восстановить средства республиканского бюджета в размере рублей в доход Республики Тыва путем перечисления их на счет Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> Республики Тыва в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах Республики Тыва к администрации муниципального района «<адрес> Республики Тыва», МУП «<адрес>» администрации муниципального района «<адрес> Республики Тыва», мотивируя тем, что администрация муниципального района «<адрес> Республики Тыва» использовала не по целевому назначению субсидии, выделенные министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва в целях реализации мероприятий по государственной поддержке предприятий жилищно-коммунального и топливно-энергетического комплекса на возмещение убытков тепло-водоснабжающим организациям на оплату потребленной энергии. Часть выделенных средств была использована не по целевому назначению – на оплату налогов и частично угля. Просил обязать администрацию <адрес> Республики Тыва восстановить средства республиканского бюджета в размере <адрес> рублей в доход Республики Тыва.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчика привлечён МУП «<адрес>», поскольку спорное правоотношение связано непосредственно с ним.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ судом в качестве третьего лица привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва.

Прокурор на исковых требованиях настаивала, просила обязать восстановить средства республиканского бюджета в размере рублей в доход Республики Тыва путем перечисления их на счет Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва. Кроме этого поддержала уточнённые исковые требования от 25 апреля и ДД.ММ.ГГГГ и просила удовлетворить по изложенным в нем основаниям.

Представитель соистца Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва ФИО3 в судебном заседании участия не принимала, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, при этом удовлетворив требование прокурора в отношении муниципалитета. Суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель ответчика администрации муниципального района «<адрес> Республики Тыва» ФИО4, в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель ответчика МУП «<адрес>» администрации муниципального района «<адрес> Республики Тыва» ФИО5, так же просил отказать в удовлетворении иска прокурора. Считает, что субсидии использованы по целевому назначению, поскольку ежегодно используются именно на эти цели. В 2017 году заявка также ими подавалась также на выделение субсидий именно на возмещение затрат на уголь, потребленную электроэнергию и налоги, но субсидии по неизвестной причине выделены только на уголь и электроэнергию.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

Согласно ст. 28 БК РФ, бюджетная система Российской Федерации основана на принципах адресности и целевого характера бюджетных средств.

В соответствии с ч. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В силу п. 3 ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

В ст. 135 БК РФ установлено, что из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам могут быть предоставлены субсидии.

Постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ утверждена государственная программа Республики Тыва «Энергоэффективность и развитие энергетики на годы», в рамках подпрограммы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в <адрес>» которой предусмотрено выполнение мероприятий по предоставлению субсидий на возмещение убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен на электрическую энергию, тепловую энергию и водоснабжение, вырабатываемыми муниципальными организациями коммунального комплекса, понесенных в процессе выработки и (или) транспортировки энергоресурсов и воды, в том числе вследствие проведения мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва в лице ФИО6 и администрацией муниципального района «<адрес> Республики Тыва» в лице председателя администрации ФИО7, заключено соглашение о предоставлении из республиканского бюджета Республики Тыва, бюджету муниципального образования субсидии на возмещение убытков тепло, водоснабжающим организациям в связи с применением государственных регулируемых цен на тепловую энергию и водоснабжение, вырабатываемых организациями коммунального комплекса в размере рублей.

Согласно абзацу 2 пункта 1.2 соглашения от ДД.ММ.ГГГГ расходование субсидии администрацией муниципального района «<адрес> Республики Тыва» должно осуществляться на оплату за потребленную электроэнергию – рублей, за уголь – рублей МУП «<адрес>».

Во исполнение условий указанного соглашения на лицевой счет администрации муниципального района «<адрес> Республики Тыва» Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва перечислена субсидия в размере рублей, что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ администрация муниципального района «<адрес> Республики Тыва» заключила с МУП «<адрес>» соглашение о перечислении субсидии в размере рублей в адрес муниципального учреждения.

Как установлено пунктом 1.2 указанного соглашения расходование бюджетных средств МУП «» осуществляет на оплату за потребленную электроэнергию в сумме рубля, каменный уголь в сумме рублей, оплату задолженности по налогам рублей.

Как следует из платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> перечислено рублей на счет МУП «<адрес>».

Согласно отчету об использовании субсидий из республиканского бюджета муниципальным образованием Республики Тыва МУП «<адрес>» администрации <адрес> Республики Тыва сообщил, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, субсидия в размере рублей, выделенная из Республиканского бюджета израсходована следующим образом: рубля направлены АО «Тываэнергосбыт» на оплату за потребленную электроэнергию, рублей перечислены в МРИ ФНС России по <адрес> в счет оплаты страховых взносов, рублей на счет ИП ФИО8 в счет оплаты задолженности за поставку угла.

Таким образом, суд приходит к выводу, что администрация <адрес> Республики Тыва заключая с МУП «<адрес>» администрации <адрес> Республики Тыва соглашение от ДД.ММ.ГГГГ включила в него условия, заведомо направленные на нецелевое расходование субсидий, предоставленных из республиканского бюджета. МУП «<адрес>» администрации <адрес> Республики Тыва, расходуя средства субсидии на цели, определенные соглашением с администрацией района, фактически частично направил их на цели, не предусмотренные соглашением, заключённым между администрацией района и министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, то есть допущено нецелевое расходование бюджетных средств.

Согласно п.3.1 соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, в случае нецелового использования субсидии из республиканского бюджета Республики Тыва администрация района несет установленную законодательством ответственность, финансовые средства взыскиваются в республиканский бюджет в порядке, установленном действующим нормативными актами.

По данному факту постановлением службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ, администрация муниципального района «<адрес> Республики Тыва» признана виновной в совершении административного правонарушения по ст.15.14 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере рублей.

Как следует из ответа администрации муниципального района «<адрес> Республики Тыва» от ДД.ММ.ГГГГ на запрос прокурора района, указанный штраф за нарушение бюджетного законодательства РФ от ДД.ММ.ГГГГ в размере рублей оплачен ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается платежным поручением .

Из ответа от ДД.ММ.ГГГГ на требование прокурора <адрес> следует, что выделенная по субсидии Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва сумма рублей, израсходованная не по назначению, в республиканский бюджет не перечислена, так как при утверждении бюджета на 2018 год вышеуказанная сумма не была заложена в бюджет.

В соответствии с Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, утверждённым постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим полномочия по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, жилищно-коммунального хозяйства, в том числе отдельные полномочия по обращению с твёрдыми коммунальными отходами и теплоснабжению. В силу п.п.4 п.7 Положения Минстрой Республики Тыва осуществляется функции главного распорядителя средств республиканского бюджета Республики Тыва, предусмотренных на содержание Министертства и реализацию возложенных на него полномочий.

Таким образом, Минстрой Республики Тыва, являясь органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим определенные государственные полномочия, выполняет функции главного распорядителя средств Республиканского бюджета.

Согласно п. 6.2 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в случае, если изменение соответствующих долгосрочных тарифов, и (или) необходимой валовой выручки, и (или) долгосрочных параметров осуществлено в связи с изменением законодательства Российской Федерации в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, установлением или изменением предельных уровней цен (тарифов), расходы бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации или местного бюджета, возникшие в результате компенсации недополученных доходов, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, в предусмотренном частью 6.1 настоящей статьи случае, подлежат компенсации (за исключением предусмотренного частью 6.3 настоящей статьи случая принятия Правительством Российской Федерации решения в связи с существенным ухудшением экономической конъюнктуры, а также случая прекращения действия долгосрочных тарифов в связи с принятием в соответствии со статьей 23.3 настоящего Федерального закона решения об отнесении поселения, городского округа к ценовым зонам теплоснабжения) за счет средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в объеме, обусловленном указанными изменениями законодательства Российской Федерации, установлением или изменением предельных уровней цен (тарифов). Размер такой компенсации определяется в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

В п. 20 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае, если изменение соответствующих тарифов, и (или) необходимой валовой выручки, и (или) долгосрочных параметров осуществлено в связи с изменением законодательства Российской Федерации в сфере государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, установлением, изменением предельных индексов, расходы бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации, местного бюджета, возникшие в результате компенсации недополученных доходов, связанных с осуществлением организациями регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, в предусмотренном частью 19 настоящей статьи случае, подлежат компенсации (за исключением предусмотренных частью 21 настоящей статьи случаев принятия Правительством Российской Федерации решения в связи с существенным ухудшением экономической конъюнктуры) за счет средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в объеме, обусловленном указанным изменением законодательства Российской Федерации, установлением, изменением предельных индексов. Размер такой компенсации определяется в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

Возмещение убытков тепло-,водоснабжающим организациям в связи с применением государственных регулируемых цен на тепловую энергию и водоснабжения организациям коммунального комплекса, производится за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации либо местного бюджета и в дальнейшем выплаченные суммы компенсируются за счет средств федерального бюджета. Таким образом, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, заключая соглашение от ДД.ММ.ГГГГ с администрацией <адрес> Республики Тыва реализовал публичные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством, являясь главным администратором бюджетных средств, перечислил средства республиканского бюджета.

Учитывая, что администрацией муниципального района «<адрес> Республики Тыва» МУП «<адрес>» осуществлено расходование средств республиканского бюджета Республики Тыва не в соответствии с целями, определенными соглашением, то указанные действия ответчиков являются нецелевым расходованием бюджетных средств.

При таких обстоятельствах, ответчики администрация муниципального района «<адрес> Республики Тыва», МУП «<адрес>» не выполнили свои обязательства по соглашениям в полном объеме, связи с чем, в силу соглашения обязаны возвратить денежные средства, предоставленные им в виде субсидии на возмещение убытков тепло-, водоснабжающим организациям, в связи с применением государственных регулируемых организациями коммунального комплекса, в полном объеме. Таким образом, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Поскольку источником финансирования и предоставления субсидии на возмещение убытков тепло-, водоснабжающим организациям в связи с применением государственных регулируемых цен на тепловую энергию и водоснабжение, вырабатываемых организациями коммунального комплекса, являлись средства республиканского бюджета, поэтому возврат денежных средств производится напрямую в Республиканский бюджет.

Доводы представителей ответчиков о том, что направляя денежные средства в МРИ ФНС России по <адрес> в счет оплаты страховых взносов, они действовали вынужденно, поскольку в противном случае счета предприятия были бы «заморожены», что сорвало бы подготовку к отопительному сезону, суд считает несостоятельными, поскольку суду не представлено каких-либо документов, подтверждающих данную позицию ответчиков, например требований из налогового органа.

Кроме того, как видно из отчета о расходовании средств субсидии, направленного в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, часть субсидии в рублей направлено в МРИ ФНС России по <адрес> в счет оплаты НДФЛ за год. Сведения о применении к МУП «» каких-либо налоговых санкций суду не представлены.

В тоже время несвоевременное перечисление средств в размере, установленном соглашением о расходовании средств субсидии, за потребленную электроэнергию повлекло обращение АО «Тываэнергосбыт» в Арбитражный суд Республики Тыва, которым с МУП «<адрес>» администрации <адрес> Республики Тыва, помимо задолженности взыскана неустойка за несвоевременное исполнение обязательств, а также государственная пошлина.

Также несостоятельными суд считает доводы ответчиков, что средства, потраченные по нецелевому назначению, уже восстановлены администрацией муниципального района путем перечисления дополнительных субсидий на счет МУП «<адрес>» в течение года.

Как установлено судом из исследованных в судебном заседании документов, постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная целевая программа «Комплексная программа модернизации систем коммунальной инфраструктуры Пий-Хемского кожууна на годы, в соответствии с которой на период годов из бюджета муниципальных образований предусмотрено финансирование в размере <адрес> рублей(раздел 7 программы), при этом конкретные мероприятия по комплексному развитию организации МУП «<адрес>» в приложении №ДД.ММ.ГГГГ- годы не указаны. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в указанную программу внесены изменения, согласно которым постановлено в разделе 7 программы в позиции структура финансирования программы за счет Бюджета муниципального образования на 2017 год – 0,5 миллиона руб. заменить на 1.0 миллион руб, а в приложении «Мероприятия по комплексному развитию систем теплоснабжения организации МУП «<адрес>» в п. 9 –установка котла на сумму 0,5 миллиона руб. заменить на цифру 1.0 миллион руб. Сведения о том, вносились ли ранее какие либо изменения в указанную программу суду не представлены.

Как следует из выписки из нормативного правового акта о бюджете субъекта Российской Федерации(муниципального правового акта о бюджете) бюджетной росписи субъекта Российской Федерации (местного бюджета) муниципального района «<адрес> Республики Тыва» от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете муниципального района <адрес> Республики Тыва» на <адрес> год и плановый период годов» в нем на реализацию муниципальной программы «Комплексная программа модернизации систем коммунальной инфраструктуры <адрес> на период г.» субсидии на возмещение недополученных доходов или возмещение фактически понесенных затрат предусмотрено бюджетных ассигнований. Согласно выписке из нормативного правового акта о бюджете субъекта Российской Федерации(муниципального правового акта о бюджете) бюджетной росписи субъекта Российской Федерации (местного бюджета) муниципального района «<адрес><адрес> Республики Тыва» от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Решение от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете муниципального района <адрес> Республики Тыва» на <адрес> год и плановый период годов» в нем на реализацию муниципальной программы «Комплексная программа модернизации систем коммунальной инфраструктуры <адрес> на период г.» субсидии на возмещение недополученных доходов или возмещение фактически понесенных затрат предусмотрено <адрес> бюджетных ассигнований.

Аналогичные сведения отражены в приложении к Постановлению администрации <адрес> кожууна от ДД.ММ.ГГГГ « О внесении изменений в кожуунный бюджет муниципального района «<адрес> Республики Тыва» на год и плановый период г.г.».

По мнению суда, увеличение финансирования муниципальной программы администрацией района, не свидетельствует о возмещению ею средств, потраченных по нецелевому назначению, поскольку такой способ не предусмотрен ни бюджетным кодексом РФ, ни соглашением от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, в бюджете района на 2017 года не предусматривалось выделение бюджетных ассигнований на возврат субсидий из республиканского бюджета, потраченных не по целевому назначению.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора <адрес> Республики Тыва в интересах Республики Тыва к администрации муниципального района «<адрес> Республики Тыва», МУП «<адрес>» администрации муниципального района «<адрес> Республики Тыва» об обязании восстановить средства республиканского бюджета в размере рублей в доход Республики Тыва путем перечисления их на счет Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района «<адрес> Республики Тыва» восстановить средства республиканского бюджета в размере рублей в доход Республики Тыва путем перечисления их на счет Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва по следующим реквизитам: л/с р/счет в отделении НБ РТ <адрес>, БИК , ИНН , КПП , КБК .

Взыскать с администрации муниципального района «<адрес> Республики Тыва» государственную пошлины в размере рублей копеек в соответствующий бюджет.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Пий-Хемский районный суд Республики Тыва.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий С.А. Чернова