ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-283/20 от 22.01.2021 Полярнозоринского районного суда (Мурманская область)

Гр. дело № 2-4/2021.

УИД 51 RS 0019-01-2020-000522-98

Мотивированное решение составлено с учетом выходных дней 22 января 2021 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Полярнозоринский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Мухаметшиной А.И.,

при секретаре Огородовой Е.В.,

с участием

представителя истца Французовой И.Л.,

представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел России «Полярнозоринский» о взыскании денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 в лице своего представителя Французовой И.Л. обратился в суд с иском к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел России «Полярнозоринский» (далее – МО МВД России «Полярнозоринский») о взыскании денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, обосновав свои требования тем, что с 16.11.2015 он проходил службу в ОВД в различных должностях, последняя занимаемая им должность – оперуполномоченный отдела уголовного розыска МО МВД России «Полярнозоринский». Приказом от 21.07.2020 №** истец был уволен со службы на основании п.9 ч. 3 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ) в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел. При увольнении истцу была выплачена денежная компенсация за неиспользованный отпуск за 2019 г. в количестве 23 календарных дней; неиспользованный дополнительный отпуск за ненормированный служебный день за 2019 год в количестве 7 дней; неиспользованный основной отпуск за 2020 год пропорционально прослуженному времени в год увольнения в количестве 22,5 календарных дней; неиспользованный дополнительный отпуск за ненормированный служебный день за 2020 год (пропорционально отработанному времени) в количестве 3,5 дней; неиспользованный дополнительный отпуск за стаж службы в органах внутренних дел за 2020 год в количестве 2,5 календарных дней.

Вместе с тем, в период службы истец выполнял служебные обязанности, в том числе и сверх установленной продолжительности рабочего времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни. Так, согласно табелю учета рабочего времени за декабрь 2019 г. переработка составила 22 ч. и 3 дня, а по состоянию на 31.05.2020 – 194 ч. и 26 дней. Поскольку он привлекался к указанной работе регулярно на основании утвержденных графиков дежурств, следовательно, выполняемые им должностные обязанности не носили вынужденного эпизодического характера, а являлись работой, выполняемой сверхурочно.

На основании изложенного, в соответствии с положениями Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ, п. 56 Приказа МВД России от 31.03.2013 № 65 «Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников ОВД Российской Федерации», ст. ст. 152, 153 Трудового кодекса РФ, истец с учетом уточнений исковых требований, просил взыскать с ответчика денежную компенсацию за 2019 г. в сумме 9 125,38 рублей (переработка составила 22 ч. и 3 дня), и за 2020 г. в сумме 175 314, 81 рублей (переработка составила 226 ч. и 29 дней) (т. 1, л.д. 7-10, 181-182).

Дополнительно участвующий в предварительном судебном заседании истец пояснил, что обращался в 2019 г. и в 2020 г. с рапортами к руководителю МО МВД России «Полярнозоринский» о выплате ему денежной компенсации сверхурочной работы в пределах 120 часов, поскольку при подаче рапортов было разъяснено, что компенсация сверх установленного лимита не предусмотрена и не будет выплачена. По второму рапорту за 2020 г. оплата не была произведена. Поскольку количество сверхурочных часов как в 2019 г., так и в 2020 г. в соответствии с табелями учета служебного времени превышала 120 часов, то истец настаивал на денежной компенсации сверхурочной работы сверх 120 часов, то есть в полном объеме в соответствии с табелями рабочего времени (т. 1, л.д. 85, страница 8 протокола судебного заседания).

В судебном заседании представитель истца ФИО2 - адвокат Французова И.Л. поддержала уточненные исковые требования, дополнительно пояснив, что поскольку ответчиком после обращения истца в суд была начислена денежная компенсация в соответствии с рапортом за 2020 год (в пределах 120 часов) в размере 26 119, 24 рублей (включая НДФЛ), соответственно, с ответчика следует взыскать в пользу ФИО2 денежную компенсацию за указанные годы в общей сумме 158 320,95 рублей, включающей НДФЛ (175 314.81+9125,38–26 119,24). Кроме того, представитель ответчика настаивала, что при расчете денежной компенсации необходимо руководствовать п. 59 Приказа МВД России от 31.01.2013 № 65 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации», учитывая, что истец обратился за выплатой денежной компенсации после прекращения трудовой деятельности, но дни, подлежащие компенсации, отработаны им до 20.06.2020, поэтому следует учитывать все надбавки, в том числе ежемесячную премию, которые начислялись истцу в составе денежного довольствия до июня 2020 года, тогда как ответчиком не учтены в представленном контррасчете надбавки за особые условия службы и за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, а также премия, которые не начислялись ФИО2 только после 20.06.2020 до увольнения в связи с отстранением от исполнения служебных обязанностей на основании проводимой служебной проверки.

Поскольку в ходе производства по делу стороной истца было представлено 3 расчета задолженности, представитель истца указала в судебном заседании, что расчет от 15.01.2021 является окончательным, поскольку на нём настаивает её доверитель (т. 1, л.д. 183).

Представитель ответчика МО МВД России «Полярнозоринский», действующая на основании доверенности ФИО1, исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска ФИО2 отказать в полном объеме, и, ссылаясь на нормы ст. ст. 3, 53, 54, 55, 58 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации…», Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»; п.п. 274, 284, 285, 286, 287, 293 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утв. приказом МВД России от 01.02.2018 № 50; п.п. 56, 57, 58, 59 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31.01.2013 № 65, - указала в письменном отзыве, что на основании приказа МО МВД России «Полярнозоринский» от 24.01.2019 № 52 «Об утверждении Перечня должностей МО МВД России «Полярнозоринский», при замещении которых устанавливается ненормированный служебный день», должность сотрудника уголовного розыска, которую замещал истец на момент увольнения из ОВД, была включена в указанный Перечень. Соответственно, истцу был установлен ненормированный служебный день с предоставлением дополнительного отпуска, продолжительностью 7 календарных дней. При увольнении истца из ОВД на основании приказа от 21.07.2020 №** ему была выплачена денежная компенсация за неиспользованный дополнительный отпуск за ненормированный служебный день за 2019 год в количестве 7 календарных дней и за 2020 год в количестве 3,5 календарных дней, рассчитанный пропорционально отработанному времени в указанном году. На основании табелей учета служебного времени за 2019 год, рапорта ФИО2, поданного им в декабре 2019 года, и приказа руководителя МО МВД России «Полярнозоринский» от 20.01.2020 №** истцу была выплачена денежная компенсация за сверхурочную работу в выходные, нерабочие праздничные дни в размере 120 часов (15 дней).

Затем, на основании приказа от 29.12.2020 №** истцу по его рапорту от 21.07.2020, согласованному с руководителем МО МВД России «Полярнозоринский», была выплачена денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни за период с января по июнь 2020 года в размере 120 часов (15 дней). При этом представитель ответчика просила учесть, что ФИО2 были поданы два рапорта о выплате ему денежной компенсации за сверхурочную работу в размере, не превышающем 120 часов, как в 2019 году, так и в 2020 году. С рапортами о предоставлении дополнительных дней отдыха за сверхурочную службу в размере, превышающем 120 часов, истец к руководителю МО МВД России «Полярнозоринский» не обращался, тогда как ему достоверно было известно о том, что количество отработанных им часов превышает установленный предел денежной компенсации. С учетом изложенного, представитель ответчика полагала, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований ФИО2 (т. 1, л.д. 134-139).

В дополнениях к отзыву представитель ответчика ФИО1 (т. 1, л.д. 166-167) указала, что по второму рапорту от 21.07.2020 денежная компенсация ответчику была выплачена в размере 26 119, 24 рублей, соответствующем 15 дням (120 часам), за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени с января по июнь 2020 года. Согласно табелей учета служебного времени общее количество часов выполнения ФИО2 служебных обязанностей сверхурочно составляет 330 часов, из которых 120 часов оплачены истцу в вышеуказанном размере.

Кроме того, ответчик полагает, что дополнительным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований является пропуск истцом 3-ёх месячного срока обращения в суд с требованием о взыскании компенсации за выполнение служебных обязанностей в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни за декабрь 2019 года, то есть за разрешением индивидуального трудового спора, поскольку ФИО2 о количестве сверхурочной работы в 2019 года было известно при подаче первого рапорта в том же году (т. 1, л.д. 161).

В судебном заседании представитель ответчика доводы, изложенные в отзыве и дополнениях к нему поддержала в полном объеме, пояснив, что рапорт истца от 21.07.2020 по оплате сверхурочной работы в количестве 120 часов был удовлетворен только 29.12.2020, поскольку табели учета выполнения сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени были направлены вместе с рапортом для согласования в ЦФО УМВД России по Мурманской области, где были установлены недостатки заполнения вышеуказанных учетных документов, поскольку в предоставленных табелях отсутствовали подписи ответственных лиц и подписи сотрудников, а также сведения о своевременно производимой компенсации ночного времени в виде предоставления дополнительного времени отдыха на следующий рабочий день после дежурства. После устранения недостатков продолжительность сверхурочной работ в табелях была скорректирована, поскольку в течение рабочей неделе учету в качестве компенсации работы в ночное время подлежал следующий после ночного дежурства рабочий день, который представлялся в качестве дня отдыха (отсыпной). Таким образом, общее количество подлежащих компенсации дней, которые истец работал сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в ночное время, праздничные дни в период с января по июнь 2020 года, составило 330 часов против ранее отмеченных в табеле за 6 месяцев 2020 года 226 ч. и 29 дней. При этом представитель ответчика настаивала, что скорректированные табели за 2020 год по учету сверхурочной работы соответствуют методическим рекомендациям по учету и компенсации выполнения сотрудниками органов внутренних дел служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, разработанным УМВД по Мурманской области. Так, в соответствии с действующим правовым регулированием порядка начисления и выплаты денежного довольствия перерыв для отдыха и питания не включается в служебное время сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, привлекаемых к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, так как указанные перерывы являются временем, в течение которого сотрудник освобожден от выполнения служебных обязанностей, в связи с чем, при суммированном учете служебного времени, отработанного сотрудником сверх установленной нормальной продолжительности, для определения размера компенсации, из расчета служебного времени подлежат исключению часы, отведенные ему для отдыха и приема пищи, в том числе для отдыха на следующий рабочий день, предоставленного после ночного дежурства.

По вопросу расчета денежной компенсации, выплаченной истцу на основании рапорта от 21.07.2020, представитель ответчика отметила, что, несмотря на то, что выплатить денежную компенсацию истец просил за сверхурочную работу в период с января по июнь 2020 года, однако с рапортом он обратился в июле 2020 года, а в соответствии с положениями пункта 59 Порядка обеспечения денежным довольствием, размер денежной компенсации за каждый день определяется путем деления суммы оклада денежного содержания и ежемесячных дополнительных выплат в составе денежного довольствия, установленных на день выплаты, на среднемесячное число календарных дней, исчисляемое путем деления числа календарных дней в данном календарном году на 12. Поскольку в связи с проводимой в отношении истца служебной проверкой, он с 20.06.2020 был отстранен от исполнения должностных обязанностей, соответственно, вплоть до дня увольнения 21.07.2020 из денежного довольствия ФИО2 были исключены надбавки за особые условия службы; за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; ежемесячная премия за июнь. Поэтому при расчете компенсации за сверхурочную работу вышеперечисленные надбавки и премия не подлежат учету, о чем в письменной справке соответствующие разъяснения дала главный бухгалтер МО МВД России «Полярнозоринский», отвечающая за правильность начисления соответствующих компенсационных выплат (т. 1, л.д. 178, 179).

Представитель третьего лица – УМВД Росии по Мурманской области – в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без своего участия, принять по иску законное и обоснованное решение, представив письменный отзыв, в котором приведены нормативные положения, действующие в системе ОВД, о прохождении службы, а также регулирующие обеспечение денежным довольствием сотрудника ОВД, предоставление дополнительных дней отдыха либо денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, совпадающие с указанным в отзыве ответчика правовым регулированием (т. 1, л.д. 25-27, 163, 164).

В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся истца ФИО2, просившего рассмотреть дело без его участия (т. 1, л.д. 180), и представителя третьего лица - УМВД России по Мурманской области.

Выслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 342-ФЗ) регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации; настоящим Федеральным законом; Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (далее - Федеральный закон «О полиции»), Федеральным законом от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства (часть 2 статьи 3 Федеральный закон № 342-ФЗ).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец ФИО2 с 16.11.2015 по 21.07.2020 проходил службу в органах внутренних дел в разных должностях. С 17.06.2019 был откомандирован в распоряжение УМВД России по Мурманской области из УМВД России по Ставропольскому краю, а именно: в МО МВД России «Полярнозоринский», в отдел уголовного розыска, старшим оперуполномоченным по обслуживанию Ковдорского района (приказ №** орт 21.06.2019, т. 1, л.д. 56). С 20.11.2019 проходил службу в МО МВД России «Полярнозоринский» в должности оперуполномоченного отдела уголовного розыска в г. Полярные Зори, что подтверждается приказом №** от 19.11.2019 (т. 1, л.д. 58), контрактом о прохождении службы в ОВД от 17.06.2019, подписав который ФИО2 согласился со всеми ограничениями и требованиями, налагаемыми на него в силу занимаемой должности в ОВД на основании Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», должностной инструкцией и настоящим контрактом, в том числе истец ознакомлен с правовым регулированием службы в ОВД, с режимом служебного времени и времени отдыха, с установлением ему дополнительного отпуска в количестве 7 календарных дней за ненормированный служебный день (т. 1, л.д. 57, 53-55).

На основании приказа врио начальника МО МВД России «Полярнозоринский» от 21 июля 2020 года №** истец ФИО2 был уволен из органов внутренних дел на основании п. 9 ч. 3 ст. 82 Федерального закона № 342-ФЗ от 30.11.2011 в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел (п. 4 приказа, т. 1, л.д. 79). 21.07.2020 ФИО2 ознакомлен с приказом об увольнении, при этом из приказа следует, что при увольнении истцу к выплате полагается денежная компенсация за неиспользованные дни отпуска в 2019, 2020 годах, как основного, так и дополнительных, включая отпуск за ненормированный служебный день, за стаж работы в органах внутренних дел.

Истец, настаивая на том, что в период службы на основании графиков дежурств выполнял служебные обязанности сверх установленной нормальной продолжительности рабочего времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, подтвердил данные обстоятельства копиями табелей учета рабочего времени за декабрь 2019 г. (с фиксированной переработкой 22 ч. и 3 дня), и за шесть месяцев 2020 года (с переработкой 226 ч. и 29 дней), просил взыскать с ответчика денежную компенсацию выполненной им сверхурочной работы.

Нормы, регулирующие служебное время и время отдыха сотрудника органов внутренних дел, содержатся в главе 8 вышеуказанного Федерального закона № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Так, в части 1 статьи 53 Федерального закона № 342-ФЗ под служебным временем понимается период времени, в течение которого сотрудник органов внутренних дел в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел относятся к служебному времени.

На основании части 2 статьи 53 Федерального закона № 342-ФЗ нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя.

Сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация (часть 6 статьи 53 Федерального закона № 342-ФЗ).

На основании части 10 статьи 53 вышеуказанного Федерального закона, порядок предоставления сотруднику органов внутренних дел дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и порядок выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены частями 5 и 6 настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха, был утвержден приказом МВД России от 01 февраля 2018 года № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации» (далее – Порядок №50).

Согласно пункту 274 Порядка № 50, в случае служебной необходимости сотрудники могут привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни с предоставлением сотрудникам компенсации в виде отдыха соответствующей продолжительности.

Пунктом 275 Порядка № 50 установлено, что привлечение к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и праздничные дни производится на основании правового акта руководителя (начальника) структурного подразделения территориального органа МВД России. Указанный правовой акт доводится до сведения сотрудника под расписку.

Согласно пункту 284 Порядка № 50 сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха.

На основании пункта 286 Порядка № 50, сотрудники, которым установлен ненормированный служебный день, могут эпизодически привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени по решению прямого руководителя (начальника). За выполнение указанными сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности не предоставляется. Сотрудникам, которым установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с частью 5 статьи 58 Закона о службе.

Привлечение сотрудников, которым установлен ненормированный служебный день, к выполнению служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, а также предоставление им в связи с таким привлечением компенсации в виде отдыха соответствующей продолжительности осуществляются в соответствии с главой XIII настоящего Порядка (пункт 287).

Согласно пункту 290 Порядка № 50, предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни производится на основании рапорта сотрудника.

Как предусмотрено пунктом 293 Порядка № 50, сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация в порядке, установленном приказом МВД России от 31 января 2013 года № 65 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» (далее - Порядок № 65).

В соответствии с пунктом 56 Порядка № 65, сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.

Таким образом, начисление денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, - производится на основании рапорта сотрудника.

На основании пункта 58 Порядка, количество дней, за которые в текущем году выплачивается денежная компенсация, не должно превышать установленной трудовым законодательством продолжительности сверхурочной работы за год.

Согласно статье 99 Трудового кодекса Российской Федерации продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

Из системного анализа указанных выше норм следует, что действующее специальное законодательство, регламентирующее порядок выплаты денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни сотрудникам органов внутренних дел, установило заявительный характер предоставления сотруднику как дополнительного времени отдыха за службу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, так и замены дополнительных дней отдыха денежной компенсацией.

При этом приоритетным видом компенсации является предоставление дополнительного времени отдыха в другие дни этой же недели, и только если сделать это не представляется возможным, то часы (дни) суммируются, и сотруднику предоставляется компенсация в виде дополнительных дней отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску.

Сотрудник также вправе просить о выплате ему денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности вместо предоставления дополнительных дней отдыха с ограничением по оплате работы в сверхурочное время в размере не более 120 часов в год.

Таким образом, для реализации сотрудником органов внутренних дел права на использование дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх режима служебного времени необходимо соблюдение трех обязательных условий: наличие дополнительно отработанного времени сверх режима служебного времени; волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем; соблюдение срока обращения сотрудника к руководителю, поскольку дни отдыха, образовавшиеся в период рабочего ежегодного периода, присоединяются к ежегодному отпуску сотрудника и не суммируются по истечении этого срока к предстоящим отпускам за последующие годы. Аналогичный порядок предусмотрен для выплаты сотруднику вместо предоставления дополнительных дней отдыха денежной компенсации.

Как следует из материалов дела занимаемая истцом должность на основании приказа №** от 24 января 2019 года была включена в перечень должностей МО МВД России «Полярнозоринский», при замещении которых установлен ненормированный служебный день (т. 1 л.д. 44, 45).

Разделом II Правил внутреннего служебного распорядка органов внутренних дел, подчиненных Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации, которыми руководствуется МО МВД России «Полярнозоринский», утвержденных приказом УМВД России по Мурманской области от 06.11.2019 №** (далее - Правила внутреннего служебного распорядка), определено, что для сотрудников нормальная продолжительность служебной недели составляет 40 часов (п. 11). Устанавливается пятидневная служебная неделя с двумя выходными днями (суббота и воскресенье). Служебный день при 40-часовой служебной неделе с 09 часов 00 минут до 18 часов 00 минут, с перерывом для отдыха и приема пищи с 13 часов 00 минут до 14 часов 00 минут (том 1 л.д. 46, 49-52).

Согласно пункту 26 Правил внутреннего служебного распорядка (т. 1, л.д. 52), в связи со служебной необходимостью сотрудники могут привлекаться к исполнению должностных обязанностей сверх установленного служебного времени, а также в выходные и нерабочие праздничные дни.

Сотрудники (в том числе, которым установлен ненормированный служебный день) привлекаются к исполнению должностных обязанностей сверх установленного служебного времени, а также в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, установленном разделом XIII Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации.

В силу п. 28 Правил внутреннего служебного распорядка начальник территориального органа МВД России на районном уровне организует учет служебного времени подчиненных сотрудников, в том числе времени выполнения служебных обязанностей каждым сотрудником сверхурочно, для чего в соответствии с п. 29 в подразделениях территориального органа МВД России на районном уровне ведутся табели учета служебного времени.

Таким образом, в спорный период истцу была установлена пятидневная служебная 40-часовая неделя с двумя выходными (суббота и воскресенье), и ненормированный рабочий день.

Согласно табелю учета служебного времени сотрудников органов внутренних дел РФ за декабрь 2019 г., количество подлежащих компенсации часов выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни за истекший период, у ФИО2 составило 22 ч. и 3 дня (т. 1, л.д. 14).

Приказом начальника МО МВД России «Полярнозоринский» от 20.01.2020 №** на основании табеля учета служебного времени за 2019 год, а также рапортов сотрудников оперативных подразделений МО МВД России «Полярнозоринский» определено выплатить денежную компенсацию за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни за 2019 год, в том числе, ФИО2 в количестве 15 дней, то есть 120 часов (т. 1, л.д. 63,64).

Из объяснений истца, данных в ходе предварительного судебного заседания, следует, что он в конце 2019 года, действительно, обращался к начальнику МО МВД России «Полярнозоринский» с рапортом о выплате ему денежной компенсации сверхурочной работы в пределах 120 часов, при этом был ознакомлен с табелями учета служебного времени и знал, что продолжительность сверхурочной работы у него превышает 120 часов, однако при написании рапорта ему было разъяснено, что денежная компенсация сверх установленного предела не полагается, но возможно предоставление дополнительных дней отдыха. Так как основной отпуск он использовал не в полном объеме, поэтому о компенсации дополнительных дней отдыха в счет компенсации сверхурочной работы не заявлял.

Рапортом истца от 18.10.2019 и приказом по личному составу от 01.11.2019 №** подтверждается, что, действительно, в 2019 году истцом была использована только часть отпуска за указанный год (т. 1, л.д. 59-60, 61).

Вместе с тем, истцу при подаче рапорта о компенсации сверхурочной работы за 2019 год, на основании которого ему была выплачена денежная компенсация в размере, соответствующем 120 часам (15 дней), достоверно было известно, что некомпенсированной остается сверхурочная работа, продолжительностью 22 ч. и 3 дня, что подтверждается его объяснениями и подписью в копии табеля учета сверхурочной работы, приложенной ФИО2 к исковому заявлению (т. 1, л.д. 14). Ответчиком указанный объем сверхурочной работы, на компенсации которого настаивает истец, в судебном заседании не оспаривался. Между тем, ФИО2 рапорта о компенсации указанного времени сверхурочной работы в виде предоставления дополнительных дней отдыха к оставшейся части основного отпуска за 2019 году, в течение 2020 года, в том числе при увольнении, не подавал.

По работе сверх нормальной продолжительности служебного времени в 2020 году судом установлено, что приказами начальника МО МВД России «Полярнозоринский» от 31.12.2019 №**, от 29.01.2020 №**, от 28.02.2020 №**, от 30.03.2020 №**, от 29.04.2020 №**, от 28.05.2020 №** ежемесячно, с января по июнь 2020 года, были утверждены графики несения службы сотрудниками МО МВД России «Полярнозоринский» (т. 1, л.д. 121, 123, 125, 127, 129-130, 132), включая графики дежурств сотрудников оперативных подразделений в составе следственно-оперативной группы (СОГ) МО МВД России «Полярнозоринский». Согласно графикам ФИО2 в перечисленные месяцы 2020 года был включен в состав СОГ, с фиксацией служебного времени, отработанного за пределами его нормальной продолжительности, и количества компенсированных часов, а также часов, подлежащих компенсации (т. 1, л.д. 122, 124, 126, 131, 133).

Из табелей учета служебного времени сотрудников ОВД РФ за январь-июнь 2020 года, представленных сторонами в суд до их корректировки ответчиком по указанию начальника ЦФО УМВД России по Мурманской области, следует, что за шесть месяцев продолжительность сверхурочной работы истца по нарастающему итогу за счет ночных дежурств составила 226 ч. и 29 дней, при этом с января по май 2020 года ФИО2 достоверно было известно о продолжительности сверхурочной работы, поскольку его знакомили с табелями учета служебного времени, что подтверждается как объяснениями истца в предварительном судебном заседании, так и его подписями в соответствующей графе табелей (т. 1, л.д. 15, 66-70).

При увольнении ФИО2 подан рапорт от 21.07.2020 руководителю МО МВД России «Полярнозоринский», в котором он просил выплатить ему денежную компенсацию за выполнение служебных обязанностей в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни за 1-2 квартал 2020 года в количестве 120 часов (15 дней), сославшись на приложенный им табель учета рабочего времени за 6 месяцев (т. 1, л.д. 150).

Приказом начальника МО МВД России «Полярнозоринский» №** от 29.12.2020 внесены изменения в приказ от 21.07.2020 №** об увольнении с указанием в дополнительном пункте о выплате ФИО2 денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни в январе-июне 2020 года в количестве 15 дней (т. 1, л.д. 152).

Платежным поручением №** от 29.12.2020 подтверждается перечисление истцу денежной суммы в размере 22 723,24 рублей (т. 1, л.д. 153).

Согласно справке-расчету, оплата сверхурочных часов рассчитана из денежного довольствия, подлежащего выплате оперуполномоченному уголовного розыска ФИО2 на день обращения, то есть 21.07.2020, и составила с учетом НДФЛ 26 119,24 рублей (т. 1, л.д. 151), что, вопреки доводам представителя истца о том, что расчет компенсации должен производится исходя из денежного довольствия, начисляемого истцу до 19.06.2020, - соответствует положениям пунктам 59, 94 Порядка обеспечения денежным довольствием, поскольку, как верно указано в справке главного бухгалтера МО МВД России «Полярнозоринский» гр.Т от 13.01.2021 (т. 1, л.д. 178-179), размер денежной компенсации определяется, исходя из суммы оклада денежного содержания и ежемесячных дополнительных выплат в составе денежного довольствия, установленных на день выплаты, которым, как выше указано, является 21.07.2020, то есть день обращения с рапортом, совпавший с днём увольнения. То обстоятельство, что работодателем фактически выплата компенсации была произведена не в день увольнения, как того требует действующее законодательство, а позднее, правового значения для расчета компенсации не имеет.

В соответствии с п. 94 Порядка обеспечения денежным довольствием временно отстраненному от должности сотруднику выплачивается денежное довольствие в размере должностного оклада и других дополнительных выплат, входящих в денежное довольствие, кроме ежемесячной премии, надбавок за особые условия службы и за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

Судом установлено, и не оспаривалось истцом, что в соответствии с приказом №** от 20.06.2020 ФИО2 был отстранен от выполнения служебных обязанностей, предусмотренных по должности оперуполномоченного отдела уголовного розыска на период проведения служебной проверки и исполнения наложенного по ее результатам дисциплинарного взыскания. На период отстранения от должности ФИО2 было постановлено выплачивать денежное довольствие в размере должностного оклада, оклада по специальному званию и надбавки за выслугу лет (т. 1, л.д. 73).

Представленным истцом расчетным листком за июль 2020 года подтверждается (т. 1, л.д. 16), что с 20.06.2020 по 21.07.2020 дополнительные надбавки в виде премии за июнь 2020 года, за особые условия службы и за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в состав денежного довольствия не были включены. Следовательно, при расчете компенсации сверхурочных часов за 2020 год в количестве 15 дней на основании рапорта, поданного истцом 21.07.2020, указанные надбавки правомерно не были учтены, в связи с чем, представленный ответчиком расчет компенсации от 04.12.2020 (т 1, л.д. 151) сомнений у суда не вызывает.

Согласно представленным в судебном заседании скорректированным табелям учета служебного времени сотрудников ОВД РФ за вышеприведенный период в 2020 году (6 месяцев 2020 года) в соответствии с указанием УМВД России по Мурманской области, продолжительность сверхурочной работы истца в составе СОГ составила 330 часов (т. 1, л.д. 154-159). Причиной внесения изменений в табели послужил учет предоставления дней отдыха (отсыпных) после окончания несения службы в составе СОГ в будние дни (т.1, л.д.169,170,171, 172-176).

Вместе с тем, как в скорректированных табелях, так и в копиях табелей, представленных истцом, количество подлежащих компенсации часов выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени превышает 120 часов. Таким образом, истцу, подавшему рапорт при увольнении о компенсации сверхурочной работы в количестве 15 дней за 1-2 кварталы 2020 года, достоверно было известно о продолжительности сверхурочной работы, превышающей указанные 120 часов. Однако, как и в отношении сверхурочной работы за 2019 год, рапорт о предоставлении дополнительных дней отдыха к основному отпуску в качестве компенсации, в том числе при увольнении в 2020 году, истец не подавал. Соответственно, у ответчика при окончательном расчете не было оснований выплачивать уволенному ФИО2 денежную компенсацию неиспользованных им дополнительных дней отдыха к основному отпуску в качестве компенсации за работу сверх нормальной продолжительности служебного времени как за 2019 год, так и за 2020 год.

При этом доводы истца о том, что при увольнении не имело смысла подавать рапорт о предоставлении дополнительных дней отдыха, являются несостоятельными, поскольку в соответствии с п. 101.1-101.3 вышеуказанного Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации № 65 от 31.01.2013 при увольнении со службы в органах внутренних дел сотрудникам по их желанию выплачивается денежная компенсация за неиспользованные отпуска, как основной (в том числе в связи с нарушением условий контракта), так и дополнительный (за стаж службы в органах внутренних дел; за выполнение служебных обязанностей во вредных условиях; за выполнение служебных обязанностей в особых условиях; за ненормированный служебный день).

При увольнении сотруднику ОВД выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные основные и дополнительные отпуска прошлых лет (п. 101.4).

Следовательно, истцу, как сотруднику ОВД, осведомленному о правовом регулировании порядка начисления и выплаты денежного довольствия, достоверно было известно, что предоставление дополнительных дней отдыха в качестве компенсации за сверхурочную работу осуществляется на основании его рапорта и при увольнении неиспользованные дополнительные дни отдыха могли быть компенсированы путем выплаты денежной компенсации.

Таким образом, право на предоставление дополнительных дней отдыха могло быть реализовано истцом путем подачи рапорта в течение 2020 года, вплоть до увольнения, а также в день увольнения 21.07.2020. В отсутствие волеизъявления сотрудника, выраженного в форме поданного рапорта о предоставлении как денежной компенсации, так и дней отдыха к основному отпуску, являющегося обязательным условием реализации права на получение компенсации за сверхурочную работу, ее выплата по инициативе работодателя невозможна.

Доводы истца и его представителя о том, что ответчиком дни выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени должны были быть компенсированы при расчете истца в связи с увольнением, противоречат установленному правовому регулированию порядку такой компенсации. Прекращение служебных отношений также не изменяет применение вышеуказанного порядка, основанного на выраженном в рапорте волеизъявлении сотрудника ОВД при увольнении.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, основания для удовлетворения исковых требований истца отсутствуют.

Между тем, суд отклоняет доводы ответчика о дополнительном основании отказа в удовлетворении исковых требований в части компенсации за сверхурочную работу в 2019 году по причине пропуска срока обращения в суд, поскольку в судебном заседании достоверно установлено, что основной отпуск за 2019 год истец в полном объеме в том же году не использовал, в связи с чем, денежная компенсация за неиспользованную в 2019 году часть основного отпуска, а также дополнительных отпусков, предусмотренных контрактом, была выплачена ФИО2 при увольнении 21.07.2020. С настоящим иском в суд ФИО2 обратился 21.10.2020, что подтверждается штампом на конверте о передаче искового заявления в почтовое отделение связи для направления в суд (л.д. 18), то есть в пределах трехмесячного срока обращения в суд с требованиями о взыскании оплаты сверхурочной работы за 2019 год, предусмотренного частью 4 статьи 72 Федерального закона № 342-ФЗ.

Вместе с тем, соблюдение истцом срока обращения с вышеуказанными требованиями на выводы суда об отсутствии оснований для их удовлетворения, - не влияет.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел России «Полярнозоринский» о взыскании денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, – отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Полярнозоринский районный суд Мурманской области в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья А.И. Мухаметшина