Копия
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июля 2012 года город Краснодар
Краснодарский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи Пелихова С.Н., при секретаре – Граденко О.А., с участием: представителя заявителя ФИО1, представителя военного комиссара Краснодарского края ФИО2, в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, рассмотрев гражданское дело по заявлению майора в запасе ФИО3 ... об оспаривании действий Врио начальника отдела военного комиссара Краснодарского края по Карасунскому и Центральному округам адрес (далее начальника отдела военного комиссариата), связанных с отказом направить его рапорт вышестоящему командованию для рассмотрения вопроса о выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с заявлением, в котором указал, что в период дата год он проходил военную службу по контракту, при этом в данный период времени он на основании приказов командира войсковой части 49843 от дата№, от дата№, от дата№, от дата№, а также приказов командира войсковой части 30744 от дата№ принимал непосредственное участие в боевых действиях на границе адрес, в том числе в адрес, то есть на территории где было введено чрезвычайное положение.
дата он обратился с рапортом о признании его участником боевых действий, однако в соответствии с ответом Врио начальника отдела военного комиссариата от дата № №, ему было отказано в этом, со ссылкой на раздел № 3 ФЗ "О ветеранах", что данная территория не относится к имеющемуся перечню государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ.
В связи с указанным, заявитель просил суд признать отказ военного комиссара адрес от дата № № незаконным и признать его участником боевых действий.
В последующем заявитель изменил требования и после привлечения нового должностного лица, чьи действия оспариваются, просил суд признать ответ Врио начальника отдела военного комиссара от дата № № незаконным, возложив на него обязанность, направить вышестоящему командованию его рапорт с ходатайством о рассмотрении вопроса о выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий.
Заявитель, а также начальник отдела военного комиссариата надлежащим образом уведомленные о месте и времени судебного заседания в суд не прибыли. В соответствии со ст. 257 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть заявление без указанных лиц.
Представитель заявителя ФИО1 требования заявления поддержал, при этом пояснил, что ФИО3 в соответствии с постановлением ВС СССР от 5 марта 1990 года № 1299-1 "О положении в Азербайджанской ССР и Армянской ССР и мерах по нормализации обстановки в этом регионе", и Указом Президиума ВС СССР от 15 января 1990 года № 1060-1 "Об объявлении чрезвычайного положения в адрес и некоторых других районах" принимал непосредственное участие в боевых действиях на территории, где было введено чрезвычайное положение. Вместе с тем, Врио начальника отдела военного комиссариата в нарушение приказа МО РФ от 2 ноября 2009 года № 1177 и ряда ведомственных инструкций МО РФ, вместо направления рапорта вышестоящему командованию для рассмотрения, отказал заявителю в получении удостоверения ветерана боевых действий. Также ФИО1 пояснил, что заявитель не знал, в какой форме необходимо писать рапорт и какие документы необходимо прикладывать.
Представитель начальника отдела военного комиссариата, в представленных в суд возражениях, просил суд отказать в заявлении, поскольку ФИО3 в соответствии с п. 1 ст. 3 ФЗ "О ветеранах" не относится к ветеранам боевых действий. А в соответствии с приказом МО РФ от 2 ноября 2009 года № 1177 "О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в ВС РФ", на получение удостоверения ветерана боевых действий могут претендовать только военнослужащие, которые принимали участие в боевых действиях в соответствии с перечнем который изложен в Приложении к данному ФЗ. Кроме того, заявителем пропущен трехмесячный срок обращения в суд.
Представитель военного комиссара адрес ФИО4 просила суд в заявлении отказать, поскольку заявитель в нарушение приказа МО РФ от 2 ноября 2009 года № 1177 и методических рекомендаций по организации рассмотрения обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий в ВС РФ, утвержденных статс-секретарем – заместителем МО РФ от 16 июля 2010 года, подал неустановленного образца рапорт, в котором просил признать его участником боевых действий, не приложил к нему требуемые документы, а также необходимые фотографии. Поскольку заявитель не относится к категории военнослужащих, которые являются участниками боевых действий, то необходимости направления указанного рапорта вышестоящему командованию, а в последующем в Комиссию Южного военного округа не имелось. В связи с чем, ответ Врио начальника отдела военного комиссариата является законным.
Заслушав пояснения лиц участвующих в деле, исследовав представленные доказательства и материалы дела, суд приходит к выводам.
Судом установлено, что майор ФИО3, находясь в распоряжении командующего ..., с содержанием при отделе военного комиссариата, дата обратился к начальнику отдела с рапортом, в котором просил ходатайствовать перед вышестоящим командованием о признании его участником боевых действий на основании документов его личного дела и ранее выданного ему удостоверения - "участника боевых действий". На момент рассмотрения заявления в суде ФИО3 уволен с военной службы в запас.
В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что данным рапортом заявитель выразил желание получить удостоверение ветерана боевых действий.
Из ответа Врио начальника отдела военного комиссариата от дата № № следует, что в соответствии с разделом № 3 ФЗ "О ветеранах" оснований для ходатайства не имеется.
В соответствии с Инструкцией о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2003 года N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов РФ, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
В связи с указанным Министром обороны РФ 2 ноября 2009 года был издан приказ № 1177 "О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в ВС РФ", которым был утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий.
Согласно Порядку в целях рассмотрения обращений и принятия решений о выдаче (отказе в выдаче) удостоверений в ВС РФ образовываются комиссии военных округов, флотов, воинской части 45807 по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий (далее - комиссии), а в центральном аппарате МО РФ - центральная комиссия МО РФ.
Для получения удостоверения военнослужащие и лица гражданского персонала ВС РФ направляют свои обращения в соответствии с п. 8 Порядка в соответствующую комиссию (центральную комиссию). В соответствии с п. 9 Порядка к обращению прикладываются две фотографии размером 3 см x 4 см и документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, которые перечислены в данном пункте.
Обращения, поступившие в комиссию (центральную комиссию), подлежат рассмотрению в течение 30 дней со дня их регистрации. По итогам рассмотрения комиссия (центральная комиссия) принимает решение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения и в соответствии с принятым решением готовит заключение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения, утверждаемое председателем комиссии (центральной комиссии). При подготовке заключений комиссия (центральная комиссия) руководствуется соответствующими перечнями, подготовленными ГШ ВС РФ в соответствии с приказом МО РФ 1996 года N 9.
Если при рассмотрении документов, подтверждающих непосредственное участие в боевых действиях, комиссия не может принять решения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения, то обращение вместе с приложенными документами, подтверждающими непосредственное участие в боевых действиях, направляется на рассмотрение в центральную комиссию для принятия решения. В этом случае срок рассмотрения обращения центральной комиссией может быть продлен до 30 дней. Центральная комиссия организует проверку представленных документов, подтверждающих непосредственное участие в боевых действиях, и после принятия решения о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения готовит заключение, которое направляется в соответствующую комиссию, представившую документы на рассмотрение.
В целях реализации указанного Порядка, 16 июля 2010 года статс-секретарем – заместителем МО РФ были утверждены методические Рекомендации по организации рассмотрения обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий в ВС РФ. Данные Рекомендации были направлены в ВС РФ, с требованием неукоснительного соблюдения установленного порядка представления соответствующих документов.
В целях единого представления документов в данных Рекомендациях установлена форма и содержание рапорта военнослужащего (заявление гражданского лица) о рассмотрении его документов на заседании комиссии (центральной комиссии). Кроме того, установлены какие необходимо к рапорту прикладывать документы и фотографии (их описание).
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что заявление ФИО3 в части признания ответа Врио начальника отдела военного комиссара от дата № № неправомерным подлежит удовлетворению, поскольку в соответствии с нормативными документами, регламентирующими порядок выдачи удостоверения ветерана боевых действий в МО РФ, решение о выдаче либо отказе в выдаче удостоверения принимается специально созданными комиссиями, либо центральной комиссией, о чем выносится заключение подписываемое соответствующим председателем.
Следовательно Врио начальника отдела военного комиссариата не уполномочен был принимать решение об отказе в направлении рапорта для рассмотрения вопроса о выдаче заявителю удостоверения ветерана боевых действий, по указанным им основаниям.
Что касается заявления в части возложения на начальника отдела военного комиссара обязанности направить вышестоящему командованию ходатайство о рассмотрении вопроса о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, то оно не подлежит удовлетворению, поскольку заявителем был подан рапорт не соответствующей формы и содержания, к нему не приложены необходимые документы, а также фотографии заявителя установленного образца.
Также суд отмечает, что правоотношения, связанные с реализацией гражданином РФ закрепленного за ним Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами урегулированы ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ.
Согласно ч. 2 ст. 1 данного Федерального закона установленный им порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Согласно положениям статьи 10 указанного Федерального закона, должностное лицо обязано принять меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; в случае если данное обращение не относится к компетенции должностного лица, то он уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Из указанного следует, что начальник отдела военного комиссариата обязан был дать заявителю письменный ответ в пределах его полномочий, с разъяснениями об установленном в МО РФ порядке обращений и выдачи удостоверений ветерана боевых действий.
Что касается ссылки представителя начальника отдела военного комиссариата на пропуск заявителем трёхмесячного срока обращения заявителя в суд, то в данном случае она является несостоятельной и не подлежащей применению судом, поскольку заявителю был дан ответ неуполномоченным на то должностным лицом с нарушениями действующего законодательства регламентирующим данный вопрос.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 254, 258 ГПК РФ, военный суд,
РЕШИЛ:
Заявление ФИО3 ... удовлетворить частично.
Признать ответ Врио начальника отдела военного комиссара адрес по адресадрес от дата № № - неправомерным.
Обязать начальника отдела военного комиссара адрес по адрес и адресм адрес дать ФИО3 мотивированны ответ о порядке выдаче удостоверения ветерана боевых действий в соответствии с приказом Министра обороны РФ от дата№.
В части заявления майора запаса ФИО3 о возложении на начальника отдела военного комиссара адрес по адрес и адресм адрес обязанности направить вышестоящему командованию ходатайство о рассмотрении вопроса о выдаче удостоверения ветерана боевых действий – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в гражданскую коллегию Северо-Кавказского окружного военного суда через Краснодарский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
...
...
Судья военного суда С.Н. Пелихов
...