ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-283/2012 от 28.04.2012 Невельского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2-283/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Невельск 28 апреля 2012 г.

Невельский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего- судьи Калачевой Е.В.,

при секретаре судебного заседания- Гущиной И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Невельского городского прокурора о признании незаконным бездействие Собрания МО «Невельский городской округ», выразившееся в непринятии мер по созданию контрольно- счетного органа, уполномоченного на осуществление финансового контроля в рамках полномочий, установленных в статье 9 ФЗ от 07.02.2011 г. № 6 - ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно- счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», возложении обязанности создать контрольно- счетный орган городского округа,

УСТАНОВИЛ:

Невельский городской прокурор обратился в Невельский городской суд с заявлением о признании бездействия Собрания МО «Невельский городской округ», выразившееся в непринятии мер по созданию контрольно- счетного органа, уполномоченного на осуществление финансового контроля в рамках полномочий, установленных в статье 9 ФЗ от 07.02.2011 г. № 6 - ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно- счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» незаконным, и возложении обязанности создать контрольно- счетный орган городского округа, указав в заявление следующее.

Прокуратурой города в адрес Собрания депутатов Невельского городского округа 15.03.2011 и 02.09.201 1, в рамках ст. 9 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» направлялись предложения о рассмотрении вопроса о разработке и принятия соответствующих муниципальных нормативных правовых актов, в рамках исполнения требований изложенного выше законодательства о контрольно-счетном органе муниципального образования.

Согласно письму Собрания Невельского городского округа от 28.03.2011, Положение «О контрольной комиссии муниципального образования «Невельский городской округ» находилось в стадии разработки.

Вместе с тем, органами местного самоуправления Невельского городского округа в нарушение требований норм бюджетного законодательства по состоянию на 05.03.2012 контрольно-счетный орган Невельского городского округа не создан, свои функции не осуществляет.

Указанное выше стало возможным в связи с ненадлежащим исполнением должностными лицами органов местного самоуправления Невельского городского округа, в том числе депутатами Собрания МО «Невельский городской округ», ответственных за разработку и принятие муниципальных нормативных правовых актов в рассматриваемой сфере правоотношений, своих должностных обязанностей.

Подобные обстоятельства делают невозможным осуществление финансового контроля за операциями с бюджетными средствами получателей средств соответствующих бюджетов, средствами администраторов источников финансирования дефицита соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств, в том числе, контроля за бюджетными средствами, расходуемыми в целях реализации программных мероприятий приоритетных национальных проектов, целевых муниципальных программ профилактики преступлений и правонарушений, в том числе, среди несовершеннолетних, противодействия терроризму и экстремизму, проведения муниципальных выборов.

Кроме того, отсутствие контрольно-счетного органа в муниципальном образовании «Невельский городской округ» в последующем может спровоцировать коррупционные проявления со стороны должностных лиц органов местного самоуправления Невельского городского округа, поскольку орган, обладающий полномочиями по проверке законности расходования бюджетных средств, в настоящее время не создан и не сформирован.

В связи с выявленным нарушением Невельской городской прокуратурой в адрес Собрания Невельского городского округа 21.02.2012 внесено представление, которое рассмотрено, однако в его удовлетворении отказано.

Таким образом, прокурором установлено бездействие органа местного самоуправления - Собрания Невельского городского, по выполнению требований ст. 38 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Бюджетного Кодекса РФ.

Кроме того, Решением Собрания Невельского городского округа от 28.02.2012 № 282 внесены изменения в Устав МО «Невельский городской округ» (далее - Устав), ст. 51 Устава претерпела изменения и в настоящее время предусматривает создание контрольно-счетного органа городского округа, с возложением полномочий по его образованию на Собрание Невельского городского округа.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст.38 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 270 Бюджетного кодекса РФ, ст. 12 ГК РФ, п. 2 ст. 4 Конституции РФ, ст. 45, 254 ГПК РФ, прокурор просит признать бездействие Собрания МО «Невельский городской округ», выразившееся в непринятии мер по созданию контрольно- счетного органа, уполномоченного на осуществление финансового контроля в рамках полномочий, установленных в статье 9 ФЗ от 07.02.2011 г. № 6 - ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно- счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» незаконным, и возложить обязанность создать контрольно- счетный орган городского округа.

В судебном заседании прокурор Гапуненко О.С. поддержала требования, изложенные в заявлении, просила их удовлетворить, пояснила, что бездействие Собрания проявилось в том, что в нарушение требований законодательства не создан контрольно- счетный орган, чем нарушаются права граждан, отсутствие данного органа может спровоцировать коррупционные проявления, отсутствует контроль за расходованием бюджетных средств.

Представитель Собрания МО «Невельский городской округ» - председатель Насыпайко И.И., с требованиями прокурора не согласился, просил отказать в удовлетворении. При этом пояснил, что контрольно-счетный орган не создан, но его создание не является обязательным в силу Закона № 131. Вместе с тем, попытки создания данного органа предпринимались до вступления в законную силу Закона № 6, было разработано Положение о контрольно- счетном органе. Однако данный Закон перечеркнул всю предыдущую работу, так как содержит определенные требования, которые не были предусмотрены в разработанных ими проектах. В настоящее время создать данный орган не представляется возможным, поскольку в бюджете на 2012 год не запланированы расходы на его создание, такие расходы планируют внести в бюджет на 2013 год. По вопросу создания контрольно- счетного органа поступают рекомендации из Минфина и других органов, 14 мая будет проводиться совещание на областном уровне. На сегодняшний день нет четкого указания для создания таких органов. Между тем, сегодня контроль за расходованием бюджетных средств осуществляется комиссией при администрации Невельского городского округа и бюджетной комиссией в Собрании. Также контроль осуществляется различными органами областного уровня, нарушений у них не выявлено. Прокурору об этом известно, так как все решения направляются ему для согласования. Кроме того, в Устав муниципального образования «Невельский городской округ» были внесены изменения в части создания контрольно- счетного органа по предложению Управления юстиции в связи с вступлением в действие Закона № 6, однако на сегодняшний день изменения в Уставе в органе юстиции не зарегистрированы.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

Как усматривается из материалов дела, представительный орган местного самоуправления муниципального образования «Невельский городской округ» - Собрание муниципального образования «Невельский городской округ» входит в структуру органов местного самоуправления городского округа, что следует из п.1 ст. 27 Устава муниципального образования «Невельский городской округ».

Невельской городской прокуратурой установлено и не оспаривалось представителем органа, чье бездействие обжалуется, что в муниципальном образовании «Невельский городской округ» не создан контрольно- счетный орган, в чем прокурором усматривается незаконность бездействия.

Однако суд не соглашается с данным выводом прокурора в силу следующего.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. (в ред. Федеральных законов от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Полномочия по образованию контрольно- счетного органа муниципального образования предоставлены представительному органу муниципального образования, что следует из п.2 ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", вступившего в законную силу 01 октября 2011 года, а также ст. 38 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Вместе с тем, указанными Законами не предусмотрены обязательность создания данного органа и сроки создания данного органа.

Исходя из изложенного, доводы председателя Собрания МО «Невельский городской округ» суд признает обоснованными.

Кроме того, суд принимает во внимание, что на сегодняшний день как в администрации, так и в Собрании МО «Невельский городской округ» действуют комиссии, контролирующие использование бюджетных средств, что не отрицал в судебном заседании прокурор.

Исходя из изложенного, суд не усматривает в муниципальном образовании «Невельский городской округ» отсутствие финансового контроля за операциями с бюджетными средствами, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств и иное, что могло бы спровоцировать коррупционные проявления.

Кроме того, в судебном заседании не установлено, что отсутствие контрольно- счетного органа в муниципальном образовании «Невельский городской округ» нарушает чьи - либо права и свободы.

При таких обстоятельствах, бездействие органа местного самоуправления- Собрания МО «Невельский городской округ» по созданию контрольно- счетного органа нельзя признать незаконным, поскольку оно соответствует законодательству, регламентирующему таковые вопросы.

Согласно ч. 4 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд признает требования Невельского городского прокурора необоснованными и удовлетворению не подлежащими.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст. 194- 199, 258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Невельского городского прокурора о признании незаконным бездействие Собрания МО «Невельский городской округ», выразившееся в непринятии мер по созданию контрольно- счетного органа, уполномоченного на осуществление финансового контроля в рамках полномочий, установленных в статье 9 ФЗ от 07.02.2011 г. № 6 - ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно- счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», возложении обязанности создать контрольно- счетный орган городского округа- отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Невельский городской суд в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 03.05.2012 года.

Председательствующий Е.В.Калачева