РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 мая 2014 года г. Тырныауз
Эльбрусский районный суд КБР в составе:
председательствующего - Гергокова Т.Т.,
при секретаре – Соговой Д.М.,
с участием: истца-А.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению А.Л. Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республике о взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
А.Л.обратилась в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республике о взыскании компенсации морального вреда в сумме 5000000 рублей, мотивируя следующим.
Согласно справке о реабилитации № от ДД.ММ.ГГГГ, она была реабилитирована в ДД.ММ.ГГГГ, как дочь родителей, подвергшихся политическим репрессиям по национальному признаку. Таким образом, Российская Федерация официально признала ее жертвой политических репрессий. Ей, родившейся в ссылке в семье спецпереселенцев, на протяжении многих лет даже после возвращения на историческую Родину приходилось жить с «ярмом» дочери изменников Родины. Приходилось слышать оскорбления в свой адрес и в адрес своего народа от разных людей, в том числе и от людей, наделенных властью, следовательно, политическую реабилитацию нельзя считать полной. Компенсацию морального вреда в размере 5 миллионов рублей, за ее моральные и нравственные страдания считает справедливой и достаточной.
В возражении на исковое заявление представитель ответчика - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Кабардино- Балкарской Республике указывает, что Закон «О реабилитации жертв политических репрессий» направлен на реабилитацию всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации. Данный закон принимался в целях компенсации материального и морального вреда, причиненного репрессированным лицам, просит отказать в удовлетворении иска.
В судебном заседании А.Л. поддержала исковые требования по изложенным в нем основаниям и пояснила, что не может сказать, чтоот людей, наделенных властью, слышала оскорбления.
Представитель ответчика - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Кабардино- Балкарской Республике в суд не явился, однако в возражении на исковое заявление просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Выслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Копией справки о реабилитации № от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается, что А.Л. репрессированная в ДД.ММ.ГГГГ органами НКВД (как лицо балкарской национальности), была реабилитирована.
Доводы истицы о том, что исключение с января 2005 г. из преамбулы Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" положения о компенсации морального ущерба означает отказ государства правовой и моральной обязанности перед жертвами репрессий, что противоречит Конвенции о защите прав человека и основных свобод, суд считает необоснованными, так как в соответствии с Конституцией Российской Федерации права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом; государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (статья 52); каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53).
При этом согласно ст. 12 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18.10.1991 N 1761-1 реабилитированные лица восстанавливаются в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, воинских и специальных званиях, им возвращаются государственные награды, предоставляются меры социальной поддержки, выплачиваются компенсации в порядке, устанавливаемом настоящим Законом и законами субъектов Российской Федерации.Реабилитированным лицам и их наследникам возмещается причиненный в связи с репрессиями материальный вред за счет федерального бюджета.
В соответствии с положениями Закона РСФСР от 26.04.1991 N 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов» в отношении репрессированных народов предусмотрена реабилитация всех репрессированных народов РСФСР, признание незаконными и преступными репрессивных актов против этих народов (ст.1). Также согласно ст.ст. 6-8, 10-11 Закона РСФСР от 26.04.1991 N 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов» предусмотрена территориальная, политическая, социальная, культурная реабилитация. Отдельно ст.9 Закона предусмотрено возмещение ущерба реабилитированным народам и отдельным гражданам, которое осуществляется поэтапно, осуществляется поэтапно за вычетом в денежном выражении компенсаций и льгот, полученных гражданами на основании Закона РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий".
Таким образом, государство в действующем законодательстве предусмотрело комплекс мер, направленных на ликвидацию последствий вреда, причиненного в результате необоснованных репрессий, и само по себе исключение из преамбулы Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" положения о компенсации морального ущерба не может расцениваться как отказ государства от принятых на себя обязательств по реабилитации, при том, что предусмотренные данным Законом механизмы возмещения не предусматривали разграничение материального и морального вреда.
При этом, как указал Конституционный Суд РФ, федеральным законодателем в соответствии с требованиями статей 71 (пункт "в") и 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации были установлены порядок и последствия реабилитации, определены формы, способы восстановления прав жертв политических репрессий, способы, формы и размеры возмещения государством вреда реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, в целях компенсации как материального, так и морального ущерба, общие принципы предоставления им мер социальной поддержки, а также гарантируемый минимальный (базовый) уровень такой поддержки. Следовательно, эти льготы в их материальном (финансовом) выражении входят в признанный государством объем возмещения вреда, включая и моральный вред (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года N 527-О, Определение Конституционного Суда РФ от 17.10.2006 N 397-О).
При этом суд учитывает, что ответственность за причинение морального вреда впервые была установлена Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, вступившими в законную силу с 3 августа 1992 года.
Как следует из представленных материалов, вред истице был причинен до введения в действие Основ гражданского законодательства Союза ССР, предусмотревших такой вид ответственности, а как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после его введения в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на отношения, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу (Определение от 18 января 2005 года N7-О).
Согласно п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" если моральный вред причинен до введения в действие законодательного акта, предусматривающего право потерпевшего на его компенсацию, требования истца не подлежат удовлетворению, в том числе и в случае, когда истец после вступления этого акта в законную силу испытывает нравственные или физическиестрадания, поскольку на время причинения вреда такой вид ответственности не был установлен и по общему правилу действия закона во времени закон, усиливающий ответственность по сравнению с действовавшим на время совершения противоправных действий, не может иметь обратной силы (пункт 1 статьи 54 Конституции Российской Федерации).
Доводы истицы о том, что ей, родившейся в ссылке в семье спецпереселенцев, на протяжении многих лет даже после возвращения на историческую Родину приходилось жить с «ярмом» дочери изменников Родины, слышать оскорбления в свой адрес и в адрес своего народа от разных людей, в том числе и от людей, наделенных властью, ничем не были подтверждены. В частности, истица в судебном заседании и в исковом заявлении не указала, кем, когда и при каких обстоятельствах ей наносились такого рода оскорбления.
Нельзя признать обоснованной и ссылку истицы на нарушение статьи 1 Протокола № 1 Конвенции, так как право на отдельную денежную компенсацию морального вреда при указанных выше обстоятельствах у нее не возникло.
Также суд приходит к выводу о необоснованности ссылки истицы на Постановление Европейского Суда по правам человека от 02.02.2010 по делу "Клаус и Юрий Киладзе против Грузии", так как по делу обжалуется законодательный пробел, препятствующий жертвам советских политических репрессий использовать на практике свои права на компенсацию, при этом, как указывает и сама заявительница в исковом заявлении, решением ЕСЧП по данному делу денежная компенсация морального вреда в сумме 4000 евро предусмотрена в случае, если государство-ответчик не устранит соответствующий пробел в законодательстве, в то время как законодательством Российской Федерации права граждан на реабилитацию предусмотрены и обеспечены соответствующим правовым механизмом.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований А.Л. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республике о взыскании с Министерства финансов РФ из средств Казны РФ в ее пользу компенсацию в размере 5000000 рублей в счет возмещения морального вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд КБР в течениемесяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: подпись
Копия верна:
Судья Гергоков Т.Т.