ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-283/2015 от 08.06.2015 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 30-2-283/2015

РЕШЕНИЕ

г. Ярославль 8 июня 2015 года

Судья Ярославского областного суда Щеголькова Е.Ю. при секретаре Кропотовой И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Захарченко Н.В. на постановление главного государственного инспектора Кировского и Ленинского районов города Ярославля по пожарному надзору от 13 февраля 2015 года и решение судьи Ленинского районного суда города Ярославля от 5 мая 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного специалиста комитета по делам гражданской защиты, пожарной безопасности и казачества Департамента региональной безопасности Ярославской области Захарченко Н.В.,

установила:

13 февраля 2015 года главным государственным инспектором Кировского и Ленинского районов города Ярославля по пожарному надзору в отношении главного специалиста комитета по делам гражданской защиты, пожарной безопасности и казачества Департамента региональной безопасности Ярославской области Захарченко Н.В. вынесено постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Захарченко Н.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Как следует из постановления, правонарушение выразилось в следующем: в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ органом государственного пожарного надзора проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности при эксплуатации здания Департамента региональной безопасности Ярославской области по адресу: <адрес>. В ходе проверки выявлены следующие нарушения противопожарных норм:

- не предусмотрено специально оборудованное помещение (с наличием наглядных пособий и учебно-методических материалов) для проведения вводного противопожарного инструктажа, что является нарушением статьей 1, 2, 25, 37 Федерального закона «О пожарной безопасности», пункта 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390, пункта 13 НПБ Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций, утвержденных приказом МЧС России от 12 декабря 2007 года № 645;

- программа проведения вводного противопожарного инструктажа разработана без учета требований стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности (в указанной программе не рассмотрены следующие вопросы: общие сведения о специфике и особенностях организации по условиям пожароопасности; ознакомление с противопожарным режимом организации; ознакомление с приказами по соблюдению противопожарного режима; с объектовыми и цеховыми инструкциями по пожарной безопасности; основными причинами пожаров, которые могут быть или были в цехе, на участке, рабочем месте, в жилых помещениях; общие меры по пожарной профилактике и тушению пожара; действия при загорании или пожаре, сообщение о пожаре в пожарную часть, непосредственному руководителю, приемы и средства тушения загорания или пожара, средства и меры личной и коллективной безопасности), что является нарушением статьей 1, 2, 25, 37 Федерального закона «О пожарной безопасности», пункта 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390, пункта 14, приложение 2 НПБ Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций, утвержденных приказом МЧС России от 12 декабря 2007 года № 645;

- не определен порядок и не проводятся практические тренировки действий при возникновении пожара и проверки знаний средств пожаротушения и систем противопожарной защиты по итогам вводного противопожарного инструктажа, что является нарушением статьей 1, 2, 25, 37 Федерального закона «О пожарной безопасности», пункта 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390, пункта 15 НПБ Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций, утвержденных приказом МЧС России от 12 декабря 2007 года № 645;

- программа проведения первичного противопожарного инструктажа разработана без учета требований стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности (в указанной программе не рассмотрены следующие вопросы: ознакомление по плану эвакуации с местами расположения первичных средств пожаротушения, эвакуационных путей и выходов (с обходом соответствующих помещений); условия возникновения горения и пожара (на рабочем месте, в организации); пожароопасные свойства применяемых материалов; ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности; виды огнетушителей и их применение в зависимости от класса пожара (вида горючего вещества, особенностей оборудования); требования при тушении электроустановок; поведение и действия инструктируемого при загорании и в условиях пожара, а также при сильном задымлении на путях эвакуации; способы сообщения о пожаре; меры личной безопасности при возникновении пожара; способы оказания доврачебной помощи пострадавшим), что является нарушением статьей 1, 2, 25, 37 Федерального закона «О пожарной безопасности», пункта 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390, пункта 18, приложение 2 НПБ Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций, утвержденных приказом МЧС России от 12 декабря 2007 года № 645;

- не определен порядок и не проводится практический показ и отработка умений пользоваться первичными средствами пожаротушения, действий при возникновении пожара, правил эвакуации, помощи пострадавшим при проведении первичного противопожарного инструктажа, что является нарушением статьей 1, 2, 25, 37 Федерального закона «О пожарной безопасности», пункта 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390, пункта 19 НПБ Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций, утвержденных приказом МЧС России от 12 декабря 2007 года № 645;

- при проведении повторного противопожарного инструктажа не проверяется умение пользоваться первичными средствами пожаротушения, знание путей эвакуации, систем оповещения о пожаре и управления процессом эвакуации людей, что является нарушением статьей 1, 2, 25, 37 Федерального закона «О пожарной безопасности», пункта 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390, пункта 25 НПБ Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций, утвержденных приказом МЧС России от 12 декабря 2007 года № 645;

- в инструкции о мерах пожарной безопасности не отражены следующие вопросы:

проведения огневых или иных пожароопасных работ,

порядок и периодичность горючих отходов и пыли,

обязанности и действия работников при пожаре, в том числе при отключении вентиляции и электрооборудования (в том числе и в случае пожара), пользования средствами пожаротушения и пожарной автоматики, эвакуации горючих веществ и материальных ценностей,

допустимое (предельное) количество людей, которые могут одновременно находиться на объекте,

что является нарушением статьей 1, 2 Федерального закона «О пожарной безопасности», пункта 2, пп. «д», «з», «к», «л» пункта 461 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390;

- в инструкции о мерах пожарной безопасности не указаны лица, ответственные за

оказание первой помощи пострадавшим,

выполнение других мероприятий, способствующих предотвращению развития пожара и задымления помещений здания,

обеспечение соблюдения требований пожарной безопасности работниками, принимающими участие в тушении пожара,

организацию привлечения сил и средств объекта к осуществлению мероприятий, связанных с ликвидацией пожара и предупреждением его развития,

что является нарушением статьей 1, 2 Федерального закона «О пожарной безопасности», пункта 2, пп. «б», «г», «з», «н» пункта 462 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390;

- объемно-планировочные решения (средства) не обеспечивают ограничение распространения опасных факторов пожара за пределы очага – дверь лестничной клетки не оборудована приспособлениями для самозакрывания в полном объеме: указанное приспособление установлено на одну створку двухстворчатой двери, что является нарушением статьей 1, 2 Федерального закона «О пожарной безопасности», часть 3 статьи 51, пункт 1 статьи 52 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункта 62 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390, пункта 6.18 СниП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений».

Указанные действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

- в организации не оформлена инструкция по применению и техническому обслуживанию огнетушителей, заряженных одним видом огнетушащих средств, что является нарушением статьей 1, 2 Федерального закона «О пожарной безопасности», пунктов 5.35, 5.36 НПБ 166-97 "Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации. НПБ 166-97";

- проведенная проверка работоспособности внутреннего противопожарного водопровода (акт испытаний ВПВ на работоспособность от 19 января 2015 года, протокол испытаний на водоотдачу от 19 января 2015 года) не подтверждает его исправность, так как техническое исполнение внутреннего противопожарного водопровода (диаметр спрыска наконечника пожарного ствола, клапан пожарного крана и другое) не в состоянии обеспечить требуемый расход. Свободные напоры у внутренних пожарных кранов ПК–13, ПК-14, ПК-15 (фактическое давление 3,6 м) не обеспечивают получение компактных пожарных струй высотой не менее 12 м, необходимой для тушения пожара в любое время суток в самой удаленной части этажа, а также расход пожарного ствола 3,52 л/с, что является нарушением статьей 1, 2 Федерального закона «О пожарной безопасности», пункта 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390, таблица 3, пункт 6.8 СНиП «Внутренний водопровод и канализация зданий";

- встроенные пожарные шкафы внутреннего противопожарного водопровода выполнены из дерева, то есть из горючих материалов, что является нарушением статьей 1, 2 Федерального закона «О пожарной безопасности», части 4 статьи 107 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункта 57 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390.

Указанные нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ.

- на объекте отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты (автоматическую установку пожарной сигнализации, систему оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации), что является нарушением статьей 1, 2 Федерального закона «О пожарной безопасности», пункта 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390;

- не обеспечена безопасная эвакуация людей при пожаре – на путях эвакуации в коридоре не применена сигнальная разметка для обозначения границ полосы безопасного движения и указания направления движения по пути эвакуации, что является нарушением статьей 1, 2 Федерального закона «О пожарной безопасности», пункта 3 части 2 статьи 53 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пунктов 33, 43 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390, пунктов 3.5, 7.2.5 ГОСТ Р 12.4.026-2001 Государственный стандарт Российской Федерации. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний, пунктов 3.7, 3.17, 3.21. 4.2, 4.2.1, 5.3.9, 6.6.4 ГОСТ Р 12.2.143-2009 Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля.

Указанные нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.

Правонарушение совершено Захарченко Н.В., как лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности в здании Департамента.

Решением судьи Ленинского районного суда города Ярославля от 5 мая 2015 года постановление главного государственного инспектора Кировского и Ленинского районов города Ярославля по пожарному надзору от 13 февраля 2015 года оставлено без изменений.

На указанные акты по делу об административном правонарушении принесена жалоба Захарченко Н.В. в Ярославский областной суд. В жалобе ставится вопрос об отмене постановления главного государственного инспектора Кировского и Ленинского районов города Ярославля по пожарному надзору от 13 февраля 2015 года и решения судьи Ленинского районного суда города Ярославля от 5 мая 2015 года и прекращении производства по делу об административном правонарушении на том основании, что заявитель субъектом данного административного правонарушения не является.

В судебном заседании Захарченко Н.В. жалобу поддержала.

Представитель Главного управления МЧС России по Ярославской области Лагузова Ю.А. в удовлетворении жалобы возражала.

Заслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, представителя административного органа, исследовав дело об административном правонарушении, полагаю, что постановление главного государственного инспектора Кировского и Ленинского районов города Ярославля по пожарному надзору от 13 февраля 2015 года и решение судьи Ленинского районного суда города Ярославля от 5 мая 2015 года подлежат изменению.

Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.

Частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.

Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ и примечанием к ней административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Захарченко Н.В. на момент проверки органом государственного пожарного надзора занимала должность государственной гражданской службы Ярославской области – главный специалист комитета по делам гражданской защиты, пожарной безопасности и казачества Департамента регионального развития Ярославской области.

Согласно пункту 3.17 и разделу VI Должностной инструкции она являлась ответственным лицом за организацию противопожарного состояния в департаменте в части подготовки методических материалов. При исполнении данных должностных обязанностей она вправе самостоятельно принимать решения.

Кроме того, приказом директора Департамента региональной безопасности Ярославской области от 5 февраля 2014 года Захарченко Н.В. назначена ответственным за организацию противопожарного состояния в Департаменте. В рамках исполнения данной обязанности ей поручено обеспечить исполнение и ознакомление работников департамента с Инструкцией о мерах пожарной безопасности, а также при приеме на службу государственных гражданских служащих и работников в обязательном порядке проводить вводный инструктаж по пожарной безопасности и не реже одного раза в год повторный инструктаж.

При проверке органом государственного пожарного надзора соблюдения требований пожарной безопасности в Департаменте регионального развития Ярославской области установлено, что

- не определен порядок и не проводятся практические тренировки действий при возникновении пожара и проверки знаний средств пожаротушения и систем противопожарной защиты по итогам вводного противопожарного инструктажа, что является нарушением статьей 1, 2, 25, 37 Федерального закона «О пожарной безопасности», пункта 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390, пункта 15 НПБ Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций, утвержденных приказом МЧС России от 12 декабря 2007 года № 645;

- не определен порядок и не проводится практический показ и отработка умений пользоваться первичными средствами пожаротушения, действий при возникновении пожара, правил эвакуации, помощи пострадавшим при проведении первичного противопожарного инструктажа, что является нарушением статьей 1, 2, 25, 37 Федерального закона «О пожарной безопасности», пункта 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390, пункта 19 НПБ Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций, утвержденных приказом МЧС России от 12 декабря 2007 года № 645;

- при проведении повторного противопожарного инструктажа не проверяется умение пользоваться первичными средствами пожаротушения, знание путей эвакуации, систем оповещения о пожаре и управления процессом эвакуации людей, что является нарушением статьей 1, 2. 25, 37 Федерального закона «О пожарной безопасности», пункта 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390, пункта 25 НПБ Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций, утвержденных приказом МЧС России от 12 декабря 2007 года № 645;

- в инструкции о мерах пожарной безопасности не отражены следующие вопросы:

проведения огневых или иных пожароопасных работ,

порядок и периодичность горючих отходов и пыли,

обязанности и действия работников при пожаре, в том числе при отключении вентиляции и электрооборудования (в том числе и в случае пожара), пользовании средствами пожаротушения и пожарной автоматики, эвакуации горючих веществ и материальных ценностей,

допустимое (предельное) количество людей, которые могут одновременно находиться на объекте,

что является нарушением статьей 1, 2 Федерального закона «О пожарной безопасности», пункта 2, пп. «д», «з», «к», «л» пункта 461 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390;

- в инструкции о мерах пожарной безопасности не указаны лица, ответственные за

оказание первой помощи пострадавшим,

выполнение других мероприятий, способствующих предотвращению развития пожара и задымления помещений здания,

обеспечение соблюдения требований пожарной безопасности работниками, принимающими участие в тушении пожара,

организацию привлечения сил и средств объекта к осуществлению мероприятий, связанных с ликвидацией пожара и предупреждением его развития,

что является нарушением статьей 1, 2 Федерального закона «О пожарной безопасности», пункта 2, пп. «б», «г», «з», «н» пункта 462 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390.

Указанные нарушения являются следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения Захарченко Н.В. своих должностных обязанностей, так как относятся к разработке организацией обязательных методических положений по пожарной безопасности, а также к проведению инструктажей по пожарной безопасности.

При этом необходимо отметить, что при выполнении работ по разработке методических положений, а также при проведении соответствующих противопожарных инструктажей Захарченко Н.В. является должностным лицом в том смысле, как это определено в примечании к статье 2.4 КоАП РФ, поскольку обладает в данной части организационно-распорядительными функциями. С разработкой методических положений и проведением инструктажей требования пожарной безопасности связывают гарантии обеспечения данной безопасности. Следовательно, данные действия, обязанность по выполнению которых возложена работодателем на Захарченко Н.В. и в выполнении которых она самостоятельна, имеют юридическое значение и влекут юридические последствия.

Таким образом, приведенные нарушения со стороны Захарченко Н.В. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ. Захарченко Н.В. является надлежащим субъектом данного административного правонарушения и совершила его виновно.

Захарченко Н.В. в материалы дела представлен акт о результатах проведения практической отработки планов эвакуации от ДД.ММ.ГГГГ. Однако, данный акт не свидетельствует о выполнении ее в полном объеме требований пунктов 15, 19, 25 НПБ Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций, утвержденных приказом МЧС России от 12 декабря 2007 года № 645, поскольку данные нормы содержат более широкий перечень тех умений, которыми должны обладать сотрудники организации при возникновении пожара и проверка которых требуется от лица, ответственного за соблюдение требований пожарной безопасности.

В остальной части приведенные в постановлении должностного лица органа государственного пожарного надзора нарушения вменены в вину Захарченко Н.В. необоснованно.

В части таких нарушений как

- не предусмотрено специально оборудованное помещение (с наличием наглядных пособий и учебно-методических материалов) для проведения вводного противопожарного инструктажа, что является нарушением статьей 1, 2, 25, 37 Федерального закона «О пожарной безопасности», пункта 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390, пункта 13 НПБ Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций, утвержденных приказом МЧС России от 12 декабря 2007 года № 645;

- объемно-планировочные решения (средства) не обеспечивают ограничение распространения опасных факторов пожара за пределы очага – дверь лестничной клетки не оборудована приспособлениями для самозакрывания в полном объеме: указанное приспособление установлено на одну створку двухстворчатой двери, что является нарушением статьей 1, 2 Федерального закона «О пожарной безопасности», части 3 статьи 51, пункта 1 статьи 52 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункта 62 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390, пункта 6.18 СниП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений».

- проведенная проверка работоспособности внутреннего противопожарного водопровода (акт испытаний ВПВ на работоспособность от 19 января 2015 года, протокол испытаний на водоотдачу от 19 января 2015 года) не подтверждает его исправность, так как техническое исполнение внутреннего противопожарного водопровода (диаметр спрыска наконечника пожарного ствола, клапан пожарного крана и другое) не в состоянии обеспечить требуемый расход. Свободные напоры у внутренних пожарных кранов ПК–13, ПК-14, ПК-15 (фактическое давление 3,6 м) не обеспечивают получение компактных пожарных струй высотой не менее 12 м, необходимой для тушения пожара в любое время суток в самой удаленной части этажа, а также расход пожарного ствола 3,52 л/с, что является нарушением статьей 1, 2 Федерального закона «О пожарной безопасности», пункта 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390, таблица 3, пункт 6.8 СНиП «Внутренний водопровод и канализация зданий";

- встроенные пожарные шкафы внутреннего противопожарного водопровода выполнены из дерева, то есть из горючих материалов, что является нарушением статьей 1, 2 Федерального закона «О пожарной безопасности», части 4 статьи 107 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункта 57 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390.

- на объекте отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты (автоматическую установку пожарной сигнализации, систему оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации), что является нарушением статьей 1, 2 Федерального закона «О пожарной безопасности», пункта 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390;

- не обеспечена безопасная эвакуация людей при пожаре – на путях эвакуации в коридоре не применена сигнальная разметка для обозначения границ полосы безопасного движения и указания направления движения по пути эвакуации, что является нарушением статьей 1, 2 Федерального закона «О пожарной безопасности», пункт 3 часть 2 статьи 53 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункты 33, 43 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390, пункты 3.5, 7.2.5 ГОСТ Р 12.4.026-2001 Государственный стандарт Российской Федерации. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний, пункты 3.7, 3.17, 3.21. 4.2, 4.2.1, 5.3.9, 6.6.4 ГОСТ Р 12.2.143-2009 Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля.

В соответствии с теми локальными актами, которые определяют трудовую функцию Захарченко Н.В. в Департаменте, она не обладает организационно-распорядительными функциями для выполнения данных требований пожарной безопасности.

Тот факт, что она назначена лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности в Департаменте, не является достаточным основанием утверждать, что она является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ в связи с нарушением любых требований пожарной безопасности. Назначив Захарченко Н.В. лицом, ответственным за соблюдение данных норм, работодатель, тем не менее какими-либо властными полномочиями в данной сфере, за исключением вышеприведенных (разработки методических положений и проведения инструктажа), Захарченко Н.В. не наделил. Принимать решения о проведения работ по устранению приведенных нарушений и совершать в связи с этим распорядительные действия Захарченко Н.В. невправе. В связи с этим, субъектом данных нарушений она не является, ее вины в совершении данных нарушений нет.

Из объема вмененных в вину Захарченко Н.В. нарушений также подлежит исключению следующее:

- программа проведения вводного противопожарного инструктажа разработана без учета требований стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности (в указанной программе не рассмотрены следующие вопросы: общие сведения о специфике и особенностях организации по условиям пожароопасности; ознакомление с противопожарным режимом организации; ознакомление с приказами по соблюдению противопожарного режима; с объектовыми и цеховыми инструкциями по пожарной безопасности; основными причинами пожаров, которые могут быть или были в цехе, на участке, рабочем месте, в жилых помещениях; общие меры по пожарной профилактике и тушению пожара; действия при загорании или пожаре, сообщение о пожаре в пожарную часть, непосредственному руководителю, приемы и средства тушения загорания или пожара, средства и меры личной и коллективной безопасности), что является нарушением статьей 1, 2, 25, 37 Федерального закона «О пожарной безопасности», пункта 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390, пункта 14, приложение 2 НПБ Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций, утвержденных приказом МЧС России от 12 декабря 2007 года № 645;

- программа проведения первичного противопожарного инструктажа разработана без учета требований стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности (в указанной программе не рассмотрены следующие вопросы: ознакомление по плану эвакуации с местами расположения первичных средств пожаротушения, эвакуационных путей и выходов (с обходом соответствующих помещений); условия возникновения горения и пожара (на рабочем месте, в организации); пожароопасные свойства применяемых материалов; ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности; виды огнетушителей и их применение в зависимости от класса пожара (вида горючего вещества, особенностей оборудования); требования при тушении электроустановок; поведение и действия инструктируемого при загорании и в условиях пожара, а также при сильном задымлении на путях эвакуации; способы сообщения о пожаре; меры личной безопасности при возникновении пожара; способы оказания доврачебной помощи пострадавшим), что является нарушением статьей 1, 2, 25, 37 Федерального закона «О пожарной безопасности», пункта 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390, пункта 18, приложение 2 НПБ Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций, утвержденных приказом МЧС России от 12 декабря 2007 года № 645.

Согласно пунктов 14, 18, а также приложению 2 НПБ Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций, утвержденных приказом МЧС России от 12 декабря 2007 года № 645, перечень вопросов вводного противопожарного инструктажа, а также перечень вопросов для проведения первичного противопожарного инструктажа, приведенные в приложении 2, являются примерными.

При таких обстоятельствах, обязательность включения данных вопросов в программу не является императивным требованием нормативного акта, содержащего требования пожарной безопасности.

В связи с этим, орган пожарного надзора при вменении в вину Захарченко Н.В. данных нарушений обязан был доказать, что включение приведенных в постановлении вопросов из примерного перечня в данном случае являлось обязательным по тем или иным причинам, связанным с эксплуатацией здания Департамента региональной безопасности Ярославской области. Таких доказательств материалы дела не содержат. Следовательно, нарушение Захарченко Н.В. требований противопожарных норм в данной части не доказано.

В вину Захарченко Н.В. вменено также следующее нарушение:

- в организации не оформлена инструкция по применению и техническому обслуживанию огнетушителей, заряженных одним видом огнетушащих средств, что является нарушением статьей 1, 2 Федерального закона «О пожарной безопасности», пунктов 5.35, 5.36 НПБ 166-97 "Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации. НПБ 166-97".

В материалы дела Захарченко Н.В. представлена инструкция по применению первичных средств тушения пожаров, утвержденная и.о. директора Департамента регионального развития Ярославской области 14 января 2015 года.

Как следует из пояснений Захарченко Н.В., в ходе проверки должностным лицом органа государственного пожарного надзора данный документ не истребовался.

В материалах дела отсутствуют сведения о том, какие документы до начала проверки были запрошены должностным лицом органа государственного пожарного надзора в Департаменте.

При таких обстоятельствах, следует полагать, что данное нарушение вменено в вину Захарченко Н.В. необоснованно, совершение его не доказано.

Необходимо отметить также, что на несоответствие Инструкции требованиям пожарной безопасности должностное лицо в постановлении о назначении административного наказания не указывает.

Кроме того, Приказом Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ от 25.03.2009 N 179 утвержден "СП 9.13130.2009. Свод правил. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации", который не возлагает на лиц, использующих огнетушители, как средство борьбы с пожаром, разрабатывать инструкцию по их применению и техническому обслуживанию. Данный Свод правил содержит требование для данных лиц удостовериться в том, что имеющаяся на огнетушитель инструкция является читаемой и содержание ее доходчиво.

Таким образом, нормативный акт, содержащий требования пожарной безопасности в части эксплуатации огнетушителей и принятый после того акта, на который ссылается должностное лицо органа государственного пожарного надзора в своем постановлении, не содержит тех требований, которые вменены в вину Захарченко Н.В. как нарушение требований пожарной безопасности.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушение требований пунктов 5.35, 5.36 НПБ 166-97 "Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации. НПБ 166-97" объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ не образует.

На основании изложенного прихожу к выводу о том, что состав административного правонарушения, предусмотренного частями 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ в действиях Захарченко Н.В. отсутствует. На основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении в отношении Захарченко Н.В. в данной части подлежит прекращению.

Из объема вмененных в вину Захарченко Н.В. нарушений, образующих состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, подлежат исключению нарушения пунктов 13, 14, 18, приложения 2 НПБ Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций, утвержденных приказом МЧС России от 12 декабря 2007 года № 645, пункта 62 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390, пункта 6.18 СниП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений».

Оценивая те нарушения, вина в совершении которых со стороны Захарченко Н.В. доказана, учитывая, отсутствие отягчающих ее ответственность обстоятельств, наличие на иждивении несовершеннолетнего ребенка, отсутствие фактов привлечения к административной ответственности ранее, полагаю, что административным наказанием соразмерным совершенному Захарченко Н.В. правонарушению является предупреждение.

Таким образом постановление должностного лица органа государственного пожарного надзора и решение судьи по жалобе Захарченко Н.В. подлежат изменению также в части назначенного административного наказания.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решила:

Постановление главного государственного инспектора Кировского и Ленинского районов города Ярославля по пожарному надзору от 13 февраля 2015 года и решение судьи Ленинского районного суда города Ярославля от 5 мая 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного специалиста комитета по делам гражданской защиты, пожарной безопасности и казачества Департамента региональной безопасности Ярославской области Захарченко Н.В. изменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Захарченко Н.В. прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Исключить из перечня нарушений, образующих состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следующие нарушения:

- не предусмотрено специально оборудованное помещение (с наличием наглядных пособий и учебно-методических материалов) для проведения вводного противопожарного инструктажа, что является нарушением статьей 1, 2, 25, 37 Федерального закона «О пожарной безопасности», пункта 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390, пункта 13 НПБ Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций, утвержденных приказом МЧС России от 12 декабря 2007 года № 645;

- объемно-планировочные решения (средства) не обеспечивают ограничение распространения опасных факторов пожара за пределы очага – дверь лестничной клетки не оборудована приспособлениями для самозакрывания в полном объеме: указанное приспособление установлено на одну створку двухстворчатой двери, что является нарушением статьей 1, 2 Федерального закона «О пожарной безопасности», части 3 статьи 51, пункта 1 статьи 52 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункта 62 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390, пункта 6.18 СниП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений».

- программа проведения вводного противопожарного инструктажа разработана без учета требований стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности (в указанной программе не рассмотрены следующие вопросы: общие сведения о специфике и особенностях организации по условиям пожароопасности; ознакомление с противопожарным режимом организации; ознакомление с приказами по соблюдению противопожарного режима; с объектовыми и цеховыми инструкциями по пожарной безопасности; основными причинами пожаров, которые могут быть или были в цехе, на участке, рабочем месте, в жилых помещениях; общие меры по пожарной профилактике и тушению пожара; действия при загорании или пожаре, сообщение о пожаре в пожарную часть, непосредственному руководителю, приемы и средства тушения загорания или пожара, средства и меры личной и коллективной безопасности), что является нарушением статьей 1, 2, 25, 37 Федерального закона «О пожарной безопасности», пункта 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390, пункта 14, приложение 2 НПБ Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций, утвержденных приказом МЧС России от 12 декабря 2007 года № 645;

- программа проведения первичного противопожарного инструктажа разработана без учета требований стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности (в указанной программе не рассмотрены следующие вопросы: ознакомление по плану эвакуации с местами расположения первичных средств пожаротушения, эвакуационных путей и выходов (с обходом соответствующих помещений); условия возникновения горения и пожара (на рабочем месте, в организации); пожароопасные свойства применяемых материалов; ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности; виды огнетушителей и их применение в зависимости от класса пожара (вида горючего вещества, особенностей оборудования); требования при тушении электроустановок; поведение и действия инструктируемого при загорании и в условиях пожара, а также при сильном задымлении на путях эвакуации; способы сообщения о пожаре; меры личной безопасности при возникновении пожара; способы оказания доврачебной помощи пострадавшим), что является нарушением статьей 1, 2, 25, 37 Федерального закона «О пожарной безопасности», пункта 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390, пункта 18, приложение 2 НПБ Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций, утвержденных приказом МЧС России от 12 декабря 2007 года № 645.

Назначить в отношении Захарченко Н.В. административное наказание в виде предупреждения.

В остальной части постановление главного государственного инспектора Кировского и Ленинского районов города Ярославля по пожарному надзору от 13 февраля 2015 года и решение судьи Ленинского районного суда города Ярославля от 5 мая 2015 года оставить без изменений.

Судья Е.Ю. Щеголькова